12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Татьяна Васильевна Сажина59 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Приёмы технологии правополушарного рисования на уроках изобразительного искусства для детей с интеллектуальными нарушениями.
Практическая часть уроков проводилась в форме мастер – класса с применением современной арт-технологии правополушарного рисования.
Структура занятия, предложенная Л.Д. Лебедевой, наиболее приемлема для школьной практики, именно её использовала в своей работе на уроках изобразительного искусства в 5 классах для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
I. Настрой.
II. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
III. Индивидуальная изобразительная деятельность.
IV. Этап вербализации.
V. Анализ работ.
Арт- пространство организуется в соответствии с целями и задачами занятия. Используются разнообразные изобразительные средства и материалы.
I. Настрой. Начинали урок с упражнения - приветствия. Коллективные упражнения, направленные на сплочение группы, такие упражнения создают атмосферу доверия и принятия.
Упражнение - приветствие «Аплодисменты».
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настроить детей друг на друга, дать каждому почувствовать себя в центре внимания.
Учитель: «Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами. Сделаем мы это так: тот, кто стоит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши по слогам: И-ра! И-ра! А мы дружно повторяем (четыре раза), затем свое имя прохлопывает Ирина соседка, а мы снова все вместе повторяем! И так по кругу, пока все по очереди назовут и прохлопают свое имя».
Упражнение - приветствие «Ласковое имя».
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настройка детей друг на друга, представление возможности каждому почувствовать себя в центре внимания. Учитель: «Ребята, давайте представим, что мы все с вами разучились говорить и можем только петь. Давайте поприветствуем друг друга таким образом: имя каждого из вас мы пропоем, да не просто пропоем, а очень ласково назовем имя каждого участника».
Упражнение - приветствие «Улыбка - привет».
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настроить детей друг на друга. Учитель: «Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой: надо улыбнуться и передать улыбку-привет друг другу. Я улыбнусь своему соседу справа - Саше, Саша улыбнется своей соседке Наташе так по кругу, пока я не получу улыбку-привет с другой стороны».
Упражнение приветствие «Превращение во взрослых».
Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, развитие внимательного отношения друг к другу. Детям поочередно предлагается представиться, как взрослые и всех поприветствовать. Остальные дети дружно отвечают: «Очень приятно» и аплодируют.
II. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
Перед началом практической работы проводятся дополнительные упражнения для снятия психологических барьеров, тревожности перед выполнением работы, для развития уверенности в себе, уверенности в своих способностях, осознание своих чувств, коррекция негативного эмоционального состояния.
Рисование в «воздухе». Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.
Упражнение «Выход за рамки». Учащимся предлагается выбрать белый цвет, закрасить весь лист, штриховать в разных направлениях, выходя за край листа, что символизирует выход за рамки своих возможностей.
Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из учащихся задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
Упражнение "Настроение". Детям предлагается выбрать цвет, который им больше всего нравиться и изобразить своё настроение. Этот рисунок имеет диагностическое значение: у тревожных детей обычно много тёмных тонов, у агрессивных - тёмных в сочетании с красным цветом. Если много тёмных красок в рисунке ребёнка, с целью коррекции эмоционального состояния предлагается нарисовать ещё один рисунок с использованием только трёх цветов: голубого, жёлтого и красного.
«Быстрое рисование» тонируем несколько листочков, цвет выбираем любой, работаем широкими кистями в быстром темпе, не задумываемся о результате, данное упражнение помогает отключить левое полушарие, делает доминантным правое.
«Перевёрнутое рисование» вызывает переключение из предпочитающего работать с названиями и категориями Л-режима мозга в П-режим, имеющий дело с визуальным восприятием и наиболее подходящий для рисования. Цель такого рисования — обмануть Л-режим, чтобы он отстранился от работы.
Рисование двумя руками. Учащиеся опускают пальцы в краску и рисуют двумя руками одновременно и попеременно. Упражнение позволяет сделать доминантным в этой деятельности правое полушарие, развивает тактильные ощущения.