12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Васильевна Сажина59
2

Приёмы технологии правополушарного рисования на уроках изобразительного искусства для детей с интеллектуальными нарушениями.

Практическая часть уроков проводилась в форме мастер – класса с применением современной арт-технологии правополушарного рисования.
Структура занятия, предложенная Л.Д. Лебедевой, наиболее приемлема для школьной практики, именно её использовала в своей работе на уроках изобразительного искусства в 5 классах для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

I. Настрой.
II. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
III. Индивидуальная изобразительная деятельность.
IV. Этап вербализации.
V. Анализ работ.

Предложенная модель позволяет логически выстраивать последовательность этапов технологии правополушарного рисования, является технологической основой в рамках деятельностного подхода.
Арт- пространство организуется в соответствии с целями и задачами занятия. Используются разнообразные изобразительные средства и материалы.

I. Настрой. Начинали урок с упражнения - приветствия. Коллективные упражнения, направленные на сплочение группы, такие упражнения создают атмосферу доверия и принятия.

Упражнение - приветствие «Аплодисменты».

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настроить детей друг на друга, дать каждому почувствовать себя в центре внимания.

Учитель: «Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами. Сделаем мы это так: тот, кто стоит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши по слогам: И-ра! И-ра! А мы дружно повторяем (четыре раза), затем свое имя прохлопывает Ирина соседка, а мы снова все вместе повторяем! И так по кругу, пока все по очереди назовут и прохлопают свое имя».

Упражнение - приветствие «Ласковое имя».

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настройка детей друг на друга, представление возможности каждому почувствовать себя в центре внимания. Учитель: «Ребята, давайте представим, что мы все с вами разучились говорить и можем только петь. Давайте поприветствуем друг друга таким образом: имя каждого из вас мы пропоем, да не просто пропоем, а очень ласково назовем имя каждого участника».

Упражнение - приветствие «Улыбка - привет».

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настроить детей друг на друга. Учитель: «Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой: надо улыбнуться и передать улыбку-привет друг другу. Я улыбнусь своему соседу справа - Саше, Саша улыбнется своей соседке Наташе так по кругу, пока я не получу улыбку-привет с другой стороны».

Упражнение приветствие «Превращение во взрослых».

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, развитие внимательного отношения друг к другу. Детям поочередно предлагается представиться, как взрослые и всех поприветствовать. Остальные дети дружно отвечают: «Очень приятно» и аплодируют.

II. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.

Перед началом практической работы проводятся дополнительные упражнения для снятия психологических барьеров, тревожности перед выполнением работы, для развития уверенности в себе, уверенности в своих способностях, осознание своих чувств, коррекция негативного эмоционального состояния.

Рисование в «воздухе». Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.

Упражнение «Выход за рамки».  Учащимся предлагается выбрать белый цвет, закрасить весь лист, штриховать в разных направлениях, выходя за край листа, что символизирует выход за рамки своих возможностей.

 Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из учащихся задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.

Упражнение "Настроение". Детям предлагается выбрать цвет, который им больше всего нравиться и изобразить своё настроение. Этот рисунок имеет диагностическое значение: у тревожных детей обычно много тёмных тонов, у агрессивных - тёмных в сочетании с красным цветом. Если много тёмных красок в рисунке ребёнка, с целью коррекции эмоционального состояния предлагается нарисовать ещё один рисунок с использованием только трёх цветов: голубого, жёлтого и красного.

«Быстрое рисование» тонируем несколько листочков, цвет выбираем любой, работаем широкими кистями в быстром темпе, не задумываемся о результате, данное упражнение помогает отключить левое полушарие, делает доминантным правое.

«Перевёрнутое рисование» вызывает переключение из предпочитающего работать с названиями и категориями Л-режима мозга в П-режим, имеющий дело с визуальным восприятием и наиболее подходящий для рисования. Цель такого рисования — обмануть Л-режим, чтобы он отстранился от работы.

Рисование двумя руками. Учащиеся опускают пальцы в краску и рисуют двумя руками одновременно и попеременно. Упражнение позволяет сделать доминантным в этой деятельности правое полушарие, развивает тактильные ощущения.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.