Урок математики в 6 классе по теме «Призма»
Урок в 6 классе по теме «Призма» УМК Дорофеева Г.В. с использованием метода работы с учебником (слайд 1). Урок рассчитан на 2 часа обучения.
Тип урока: освоение новых знаний.
Знать:
определение понятий геометрические тела, круглые тела и многогранники;
наименования геометрических тел: призма, куб, параллелепипед;
внешний вид призмы;
наименование основных элементов призмы (основание, боковая грань, вершины, ребра).
Уметь:
устанавливать аналогию между геометрическими телами и предметами окружающей среды ;
распознавать призмы среди геометрических тел;
называть и показывать основания, вершины, ребра и боковые грани в призме.
Цель урока: формирование новых знаний о геометрических телах, их видах и характеристиках.
Задачи:
1) Разработать систему заданий для работы учащихся с текстом учебника;
2) Организовать самостоятельную работу учащихся с учебником;
3) Организовать работу учащихся по самооценке степени усвоения материала;
4) Произвести первичный контроль усвоения знаний
Информационные ресурсы: презентация к уроку, учебники, рабочие карты урока на каждом столе.
Технические средства: проектор, компьютер.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие, записывают в тетради: дата и классная работа.
Актуализация опорных знаний: (слайд 2) -Разделите изображенные на этом слайде фигуры на две группы
1
2
3
7
4
6
5
- По какому признаку вы разделили фигуры? (плоские и объемные или многоугольники и многогранники)
- Какие фигуры мы уже рассматривали на уроках математики в этом учебном году и хорошо с ними знакомы? (с многоугольниками)
- Из каких элементов состоит многоугольник? (из вершин, сторон и углов)
- Назовите каждый многоугольник и укажите количество вершин, сторон и углов.
3. Постановка целей и задач урока.
-На сегодняшнем уроке мы рассмотрим более подробно ещё одно семейство многогранников – «ПРИЗМЫ».
А что бы вы хотели узнать о них и чему научиться на уроке? (Знать название и свойства, составные элементы этих тел, уметь их распознавать, обозначать, изображать их) .
Формирование новых знаний
Но эти знания и умения вы почерпнете самостоятельно, работая с учебником. Источником знаний у вас будет учебник, а путеводителем для вас послужит рабочая карта урока.
Рабочая карта урока «Призма» (слайд 3):
Цель: формирование новых знаний о призме, их видах и характеристиках.
Задание 1: Заполните таблицу в соответствии с заданием, данным в первом столбце (слайд 4):
Напишите общее название для всех изображённых фигур |
|
|||||
|
||||||
Напишите название каждой фигуры в отдельности |
||||||
Укажите основные характеристики поверхности каждой фигуры (из каких плоских фигур состоит) |
||||||
Отметьте знаком «+» фигуры, в поверхности которых есть два равных многоугольника |
||||||
Отметьте знаком «+» фигуры, поверхность которых состоит только из прямоугольников |
||||||
Приведите примеры объектов, чей вид напоминает данную фигуру |
||||||
Дайте названия группам фигур |
Задание 2. Среди геометрических тел, изображенных на рисунке, выберите призму (слайд 5):
1 2 3 4 5 6
и запишите их номера:_______________________________
Задание 3. Подпишите названия выделенных элементов многогранника (слайд 6):
______________ _______________ ____________ _____________
Задание 4: Опишите форму башен, изображённых на фотографиях на стр. 272 учебника
Форма башен |
|
Башня Сююмбике, Казань |
|
Башня Елизаветы, Лондон |
Задание 4 :Охарактеризуйте каждую призму по плану (слайд 7):
план |
||||
форма граней и их число (Г) |
||||
число ребер (Р) |
||||
число вершин (В) |
||||
Вычислите число Г+В-Р (эйлерова характеристика) |
Сделайте вывод о эйлеровой характеристике (оно равно 2)
___________________________________________
Задание 5: Обозначьте вершины призмы, если известно, что ВКОС– это верхняя грань куба, DC, DM, DA – это ребра, выходящие из одной вершины, BKNA- это боковая грань куба (слайд 8).
Задание 6: Закрасьте видимые боковые грани одним цветом, а видимое основание другим (слайд 9).
Первичное закрепление
Продолжите уточняющие вопросы, запишите их в тетради
Правильно ли я понял, что призмы – это один из видов ……………..
Правильно ли я понял, что поверхность призмы состоит из ………………
Правильно ли я понял, что призму называют по её …………………
Правильно ли я понял, что пчелиные соты состоят из……..
А теперь задайте их друг другу и ответьте на них
А теперь проверим, как усвоили тему урока. Тест (слайд11).
№ |
Формируемые компетентности |
задания |
ответы |
||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Знать определение понятий многоугольники и многогранники
|
В каждом случае укажите верным или неверным является утверждение. Если верно- поставьте знак «+», если неверно- «-»: Треугольники и прямоугольники - это многоугольники Многогранники - это фигуры в пространстве. Любое геометрическое тело можно назвать многогранником. Tела, поверхность которых состоит из многоугольников, называются многогранниками. Призма – это один из видов многоугольников. |
+ +
-
+
- |
||||||||||||||||||||||||||||
Знать - наименования геометрических тел: призма, куб, пирамида, параллелепипед - внешний вид многогранников (слайд 12) |
Установите соответствие между фигурами и их наименованиями.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Знать: -наименование основных элементов призмы (основание, боковые грани, вершины, ребра) (слайд 13-14)
|
Закончите предложение: В многограннике, изображенном на рисунке, четырёхугольник ADFC – это…… 1-Вершина 2.-Ребро 3.-Боковая грань 4-Основание Отрезок АВ – это….. 1-Вершина 2.-Ребро 3.-Боковая грань 4-Основание Точка А - это…. 1-Вершина 2.-Ребро 3.-Боковая грань 4-Основание Треугольник АВС – это … 1-Вершина 2.-Ребро 3.-Боковая грань 4-Основание |
Боковая грань Ребро Вершина
Основание |
||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Уметь устанавливать аналогию между геометрическими телами и предметами окружающей среды распознавать призму среди геометрических тел определять количество вершин, ребер и граней в призме (слайд 15-18)
|
Укажите номера объектов, имеющих форму призмы. книга водопроводная труба кристалл обувная коробка крыша деревянного дома
Среди геометрических тел, изображенных на рисунке, укажите номера тех, которые не являются призмами Для данной призмы укажите количество: -боковых ребер; -всего рёбер; -боковых граней; -всего граней; -вершин. |
145
1245
5 15 5 7 10 |
Итак, мы познакомились с одним из видов геометрических тел.
Назовите их. Назовите многогранники ( на рисунке куб, пирамида, призма, и несколько правильных многогранников - октаэдр, додекаэдр, и др., но дети не знают как назвать правильные многогранники – это можно дать для дальнейшего исследования с помощью дополнительных источников информации ( книг или интернет) домой.
Подведение итогов тестирования и домашнее задание (слайд 19-20):
Вычислить число Эйлера для пирамиды (№ 1054).
Литература, используемая при подготовке приложений к конспекту урока по математике в 6 классе:
Математика 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Н.Я. Виленкин и др./ -20-е изд. – М.: Мнемозина, 2007.
Математика 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгина. – М.: Просвещение, 2016.