12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Анжела Викторовна945
Я - педагог - психолог, дефектолог, работаю в детском саду и в начальной школе. Среди ребят, с которыми я занимаюсь, есть ребята с ОВЗ. Мне нравится узнавать новое, делиться своими мыслями и идеями с коллегами. Надеюсь, здесь будет такая возможность...
Россия, Ленинградская обл., Гатчина
5

ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ


    В последние годы в научных исследованиях подробно изучается проблема эмоциональной связи детей и родителей. Эмоциональный контакт между родителями (в частности, матери) и ребенка представляет собой базисную психологическую основу, которая влияет на личностное развитие ребенка.

          Различные психологические школы изучают влияние эмоциональности родителей на развитие ребенка. Наиболее подробно вопросы эмоциональности родителя и её влияние на ребенка исследованы в рамках психоаналитических теорий, согласно которым эмоциональный контакт – это базовая психологическая модель благополучного развития ребенка. Эмпатийная мать, по Э. Эриксону, принимает ребенка, формируя у него безопасную привязанность. Такие дети характеризуются ассертивностью, умением определять эмоциональное состояние других людей, у них формируется базовое доверие к миру. Э. Фромм отмечает, что для благополучного развития личности ребенка необходима как материнская (безусловная) и отцовская (условная) любовь. Дж. Боулби разработал теорию привязанности, согласно которой привязанность рассматривается как первичная специфическая система взаимодействия между матерью и младенцем, обеспечивающая его выживание и развитие. В 1970-х годах М. Эйнсворт расширила теорию привязанности. В её работах раскрыто влияние стиля привязанности на поведение человека в детском, а затем уже и во взрослом возрасте. Ученой были выделены следующие стили привязанности: надежный (ребенок чувствует себя в безопасности рядом с матерью), тревожно – амбивалентный (дети огорчаются при разлуке с матерью, но при встрече с ней сопротивляются), избегающий (дети не стремятся к значимому взрослому), дезорганизованный (сочетание моделей поведения) [1].

        В отечественной психологии проблему эмоциональной привязанности подробно рассмотрела Л.В. Петрановская. В своих работах автор объясняет привязанность матери и ребенка с точки зрения поведения, воспитательных аспектов. Л.В. Петрановская дает практические рекомендации по формированию эмоциональной привязанности в семье [4]. Е.В. Ларечина описывает результаты исследований особенностей взаимодействия родителей и детей и называет причины нарушения эмоциональности родителей: отсутствие понимания значимости положительного тактильного контакта с детьми; отсутствие у родителей осознания того, что нарушение эмоциональных связей отрицательно сказывается на психофизическом развитии ребенка; дефицит родительской любви, внимания, тепла и ласки [3].

      Таким образом, исследования показывают, что эмоциональность родителя в виде эмоционального принятия ребенка, эмпатии со стороны значимого взрослого положительно влияют на личностное развитие ребенка. Эдвард Троник, директор Отделения развития ребёнка при Гарвардском университете, проводил лабораторный эксперимент под условным названием «Безжизненное (или каменное) лицо» (Still Face Еxperiment). В эксперименте он просил родителей посидеть и поиграть с их маленьким ребёнком так, как они обычно это делают. Затем экспериментатор просил родителя прекратить общение с ребенком. Мать или отца инструктировали продолжить смотреть на ребенка, но придать своему лицу застывшее или отсутствующее выражение. Сразу же, когда мать принимает отсутствующее выражение, ребенок начинает протестовать против потери контакта, привязанности. Включаются защитные инстинктивные реакции ребёнка. Данный эксперимент записан на видео и распространен в видеохостинге YouTube.

       Из всего вышесказанного следует, что наличие взрослого рядом с ребенком недостаточно для его полноценного развития. При отсутствии эмоционального отклика, близости, доброжелательности, что составляет положительную эмоциональность значимого взрослого, - ребенок теряет ощущение безопасности, испытывает сильный стресс. В таких взаимоотношениях у ребенка не закладывается базальное доверие к миру. Кроме того, возможны отставания в психическом развитии. Отсутствие необходимой положительной эмоциональности со стороны родителя можно сравнить с ситуацией эмоциональной депривации, в которой ребенок не получает необходимой поддержки и защиты. У таких детей формируется эмоциональная отгороженность – сужение спектра эмоциональных реакций по отношению к окружающему миру.

          При работе с детьми, воспитывающимися в условиях недостаточной эмоциональности со стороны родителей, можно выделить характерные проявления отгороженности ребенка:

- стремление к уединению;

- эмоциональная поглощенность действиями (ребенок не интересуется социальными контактами, по приходу в детский сад – сразу начинает играть игрушками);

- низкое речевое поведение (контактность со сверстниками снижена, дети не пытаются договориться и т.д.);

- псевдоглухота (ребенку необходимо несколько раз повторить одно и тоже для того, чтобы он обратил внимание);

- избегание зрительных контактов.

       Кроме того, для детей с эмоциональной отгороженностью характерны особенности межличностного взаимодействия (неумение продуктивно взаимодействовать с окружающими, обидчивость, неделание договариваться и следовать правилам и т.д.).

     Таким образом, эмоциональная отгороженность ребенка влияет на успешность взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

       В психолого-педагогической работе с детьми, проявляющими признаки эмоциональной отгороженности необходимо проводить мероприятия по следующим направлениям:

  1. Работа с семьей. Данный блок мероприятий включает индивидуальное консультирование родителей и психопросвещение с целью восполнение психолого-педагогических знаний по вопросам эмоциональной привязанности. В некоторых случаях необходимо проводить совместное занятие родителей и детей. Основная цель работы с семьей – коррекция детско-родительских отношений, формирование понимания у родителей о необходимости установления эмоциональной привязанности.

    2. Работа с дошкольниками. Такая работа может быть индивидуальной и групповой в зависимости от выраженности проявлений эмоциональной отгороженности. Основными методами такой работы являются игровая терапия, социокоммуникативные игры и упражнения, сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия и т.д. [2]

     Основные риски, с которыми сталкивается специалист при работе с семьей, – нежелание родителей взаимодействовать со специалистами и педагогами ДОУ, принимать рекомендации по формированию тесной эмоциональной привязанности с ребенком. При этом важно понимать, что формирование эмоционального благополучия дошкольника эффективно только при условии совместного взаимодействия педагогов и семьи.


Литература:


1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. – М.: Канон Плюс, 2019. – 272 с.

2. Егорова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. ФГОС ДО. – Волгоград, 2019. – 67 с.

3. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. – СПб.: Речь, 2004. – 160 с.

4. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. – М.: АСТ, 2014. – 288 с.



Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 04.04.20 в 17:54 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественную и полезную информацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.