Статья на тему «Проблемы адаптационного периода при переходе в пятый класс»
Проблемы адаптационного периода при переходе в пятый класс
Филонова Л.И., заместитель директора
по УВР, учитель математики муниципального общеобразовательного учреждения
Платоновской средней общеобразовательной школы Рассказовского района
Кризисы возрастных периодов человек проживает неоднократно. Одним из таких кризисных периодов является переход обучающихся из начальной школы в основную. Называют этот период периодом школьной адаптации.
Адаптационный период - серьезное испытание не только для пятиклассников, но и для педагогов, в первую очередь – для классного руководителя. Ведь именно классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Как характеризуется и чем обусловлен адаптационный период?
С педагогической точки зрения состояние детей в это время характеризуется низкой организованностью, снижением успеваемости и интереса к учёбе, её результатам, бывает – и недисциплинированностью. С точки зрения психологии для этого периода характерно снижение самооценки, повышенная возбудимость и раздражительность, высокий уровень ситуативной и школьной тревожности. Результатом этого периода может стать как успешная адаптация ребенка к новым условиям обучения и воспитания, так и дезадаптация - приспособление ребенка к школе - нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, повышенный уровень тревожности и возбудимости, искажения в личностном развитии.
С одной стороны, адаптационный период обусловлен физиологическими изменениями в организме ребенка. Ребенок начинает активно расти, становится раздражительным, плаксивым, часто хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. У ребенка появляется неуверенность в себе, которая в переходном возрасте может особенно сильно проявляться. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.
С другой стороны, проблемы адаптационного периода обусловлены и субъективными факторами – изменениями в условиях обучения.
Если в начальной школе дети находятся в поле зрения одного учителя, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с одноклассниками, разрешить какие-то проблемы, контролирует записи в дневник, следит за тем, чтобы вся необходимая информация была доведена ребенком до родителей, то при переходе в основное звено у детей появляется больше времени, когда их не контролируют взрослые. Пятиклассники должны научиться самостоятельно совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни: самостоятельно передвигаться по предметным кабинетам, готовиться к урокам, решать проблемы с одноклассниками, с учителями. Классный руководитель и родители уже не могут быть в курсе всего происходящего с ребенком в школе.
И учащимся, которые за четыре года обучения привыкли к определенным порядкам начальной школы, с ясными для детей требованиями, необходимо время, чтобы перестроиться на новый темп и стиль жизни.
В силу своих особенностей некоторые дети не совсем готовы к подобным переменам: они становятся растерянными, что-то путают и забывают, им сложно сосредоточиться на учебе, иногда нарушается сон, аппетит. У других детей возможны проблемы с самоорганизацией собственной школьной жизни. Подобные изменения в той или иной мере характерны для 70-80 процентов школьников. Причем, психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
Что же может затруднить адаптацию ребенка? Казалось бы, проблема не должна быть так остра: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании – знакомые уроки, а первые недели обучения в пятом классе повторяется материал начальной школы.
Но с другой стороны, уроки проходят в разных кабинетах, в расписании – не только привычные уроки - круг изучаемых предметов расширяется - появляются новые; увеличивается объем и возрастает сложность материала, который нужно усваивать.
Ведут уроки разные учителя: каждый со своими особенностями речи, стилем преподавания, стилем общения с учениками. И каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования, к которым ребенку необходимо привыкнуть и научиться себя в ситуации с этими множественными требованиями правильно вести. А для этого нужен определенный временной период, который может занимать от двух-четырех недель – до двух-трех месяцев, а иногда - до целого года.
Поэтому в это время особенно важна поддержка взрослых, которая поможет ребенку преодолеть трудности, почувствовать себя успешным и компетентным. А это можно сделать, только разобравшись в причинах.
Причины могут быть разные. Это может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его проблемам в учебе. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога, и др.
Частой причиной плохой учебы может стать отсутствие интереса. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.
И в этом могут помочь взрослые – педагоги, родители, разъяснив личностный смысл изучаемого предмета, учебного материала.
Можно ли избежать серьезных проблем при переходе в основное звено школы?
В этот переходный период важно понимать, что для ребенка это время стать более самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы.
Так называемое «чувство взрослости», которое формируется в этот период, проявляется в новой личностной позиции в отношении к учебной деятельности; в отношении к школе и предметам; в отношениях с одноклассниками; в переосмыслении внутреннего мира собственного «Я».
Родители обучающихся должны понимать, что контроль за детьми, который в переходный период необходимо усилить, не должен ограничивать личную свободу ребенка и его желание самореализоваться. Недопустимо, чтобы чрезмерный контроль повлиял на самооценку ребенка, спровоцировал развитие комплексов, которые могут привести к проблемам во взаимоотношениях со сверстниками, нежеланию учиться, развитию различного рода страхов, повышенной тревожности. Такому ребенку будет сложнее адаптироваться в социальной среде. Для ребенка родитель должен стать другом, а не контролером и нравоучителем. Классным руководителем, педагогом-психологом также должна вестись работа в направлении повышения самооценки учащихся, которая позволит снизить напряженность, тревожность пятиклассников. Это индивидуальные и групповые консультации, классные часы.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому важна работа учителя, классного руководителя, направленная на развитие коммуникативных умений, умений вести себя правильно в коллективе. Себе в помощь классный руководитель может привлечь родителей обучающихся. Проведение совместных мероприятий, где дети, родители и классный руководитель смогут лучше узнать друг друга, также важно. Правильно организованное поведение родителей, на которое должен настроить педагог, не даст возможности ребенку «замкнуться в себе».
В заключении хотелось отметить, что каким будет результат адаптационного периода для пятиклассника, во многом будет зависеть от родителей, педагогов и классного руководителя.
Литература:
Беликова Е. Ю. Помощь классного руководителя в адаптации пятиклассников / Е. Ю. Беликова, Е. В. Сазонова, Н .В. Чахмахчева // Клас. рук. - 2003. - № 1. - С. 17-28.
Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. М. – Генезис, 2003
Крайнова Ю. Н. Адаптация школьников к обучению в среднем звене, как психологическая проблема // Практ. психология и логопедия. - 2009. - № 1. - С. 51-54.
Лашина О. Ваш ребенок – пятиклассник. Занятие родительского клуба // Школьный психолог – приложение к газете «Первое сентября», 2006, № 13.