Основные проблемы обучения иностранному языку в системе СПО. Пути оптимизации образовательного процесса
Основные проблемы обучения иностранному языку в системе СПО.
Пути оптимизации образовательного процесса
(из личного опыта преподавателя).
Криницкая Ирина Владимировна.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции».
Преподаватель дисциплин «Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» (слайд 1)
Все фотографии студентов публикуются с их согласия.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте представиться (представление).
В системе среднего профессионального образования я работаю пятый год. Четвертый год – в Санкт-Петербургском техническом колледже управления и коммерции (слайд 2), в котором созданы все условия для развития потенциала преподавателя.
Так как у нас именно научно-практическая конференция, то хочется поделиться собственным опытом. Процитирую чудесное, очень образное выражение британского историка и проповедника семнадцатого века Томаса Фуллера: «Знания – сокровищница, но ключ к ней – практика» (слайд 3).
Если мы отвлечемся от сухого, научного заголовка выступления, то перед нами встанут 2 вопроса: «Почему порой трудно обучать иностранному языку в колледже»?
(слайд 4)
«Что делать?» (слайд 5).
Для меня самой главной проблемой и основной трудностью явилось то, что студенты приходят с совершенно разным уровнем английского языка (слайд 6).
С этим сталкивается каждый преподаватель колледжа. Кто-то приступает к учебе в после обучения в школе с углубленным изучением иностранных языков. У другого студента на протяжении всего периода обучения был талантливый, требовательный педагог, один, не менялся. Третий настолько интересуется английским языком, что смотрит кинофильмы, читает книги в оригинале, посещает курсы, занимается с репетитором. Это – «одна история». И совсем иная ситуация, когда учителя в школе постоянно менялись, не сложились отношения с педагогом, возник конфликт, а затем и неприязнь к учебному предмету. Еще одно положение дел, когда от нескольких месяцев до нескольких лет в школе отсутствует учитель иностранного языка.
Все эти проблемы разноуровневости студентов в системе профессионального образования проистекают из проблем основного общего образования, тянутся «шлейфом» из школы (слайд 7).
Чтобы найти пути решения этой комплексной проблемы, необходимо выявить уровень владения иностранным (в частности, английским языком). Всем известен входной контроль в начале учебного года. Очень часто – это грамматический тест, показывающий уровень знаний грамматики. И в нашем колледже также преподавателями разработан подобный тест, размещен на образовательном портале Eduhouse системы Moodle (слайд 8).
Но иностранный язык – не только грамматика. Это и восприятие иностранной речи на слух, навыки говорения, письма. Поэтому хочется более широкую картину, нежели пятьдесят вопросов грамматического теста. Все мы в процессе занятий выявим, узнаем о способностях и возможностях студентов. Но есть ограничения во времени. В том смысле, что следующее занятие может быть через неделю. По учебному плану. Четвертой парой по расписанию. Студенты-первокурсники, новые лица, а так хочется оперативно, быстро составить картину о сформированности ключевых языковых компонентов, индивидуальный уровень каждого студента и общий уровень группы (слайд 9).
В этом преподавателю может помочь очень полезный, эффективный и в то же время увлекательный образовательный ресурс Puzzle English, который я открыла для себя год назад. Была даже несколько потрясена его великолепными возможностями, спешила поделиться информацией с коллегами и студентами (слайд 10).
Уважаемые коллеги, хочу обратиться к вам с вопросом: «Кто знаком и использует в своей педагогической деятельности этот сайт?» (ответы).
Отрадно, что создателем данного образовательного ресурса является наш соотечественник, Александр Антонов. Талантливый программист (слайд 11). В 2010 году он менял место работы и ему отказали в двух интересных вакансиях. Причем все технические этапы он успешно проходил, но споткнулся на проверке английского.
Тогда он решил заняться изучением языка самостоятельно и стал искать в интернете сервис, но ничего подходящего не нашел. Проблема была в том, что Александру было сложно воспринимать речь на слух — нужна была практика. Его вторая проблема заключалась в отсутствии навыков разговорной речи. Не буду подробно останавливаться на творческом пути Александра Антонова, но все это явилось в итоге импульсом создания сервиса, образовательного ресурса.
На первом же занятии при знакомстве с группой я рассказываю им об этом сайте, о его возможностях, о том, как можно использовать его в качестве тренажера и даже самоучителя. О том драгоценном содержимом в плане изучения английского языка. Об увлекательных видеопазлах, которые тренируют восприятие устной речи на слух (слайд 13,14), различных категорий: интервью, выступления, телевизионные шоу, мультфильмы, обучение, песни. Разный уровень сложности. Разные акценты. Рейтинг.
Великолепная грамматика. Обучающие ролики, так же, как и видеопазлы, можно использовать на занятиях. К каждому занятию по грамматике разработаны упражнения (слйд 15,16). Аудиопазлы (слайд 17). Рассылка «Витаминки» и «Плюшки» с очень интересной информацией о разных аспектах английского языка (слайд 18)
Подкасты (слайд 19). Коллекция игр (слайд 20). Художественные фильмы и сериалы с двойными субтитрами и объяснением лексических явлений (слайд 21, 22, 23). Словари (слайд 24).
Затем уже в аудитории с компьютерами происходит регистрация на сайте, очень быстрая, занимает 2-3 минуты. Далее ребята выполняют интересный тест на словарный запас, причем без словарей, переводчиков. Я убеждаю их не хитрить, не лукавить, так как оценивается индекс честности в том числе. Я утрирую: «Ты знаешь 20 английский слов. Но ты их действительно знаешь!». И студент видит свой приблизительный словарный запас. Ему самому интересно. Срабатывает мотивация самопознания. «Какой у меня багаж?» Все результаты я сохраняю в отдельной папке группы. У себя в базе данных (слайд 25, 26).
В качестве домашнего задания студент выполняет тест на уровень английского языка, увлекательный, с видео, аудио, иллюстрациями. Он узнает свой уровень по каждому навыку: чтение, аудирование, письмо, грамматика. И общий уровень. Таким образом, у меня формируется представление об уровне каждого студента, о группе в целом. Снова сохраняю данные. Эта информация очень ценна, полезна как для преподавателя, так и для студентов. Как правило, за редким исключением, они в полном неведении об уровне английского языка, о том, какой навык у них более выражен (слайд 27, 28).
Информация собирается быстро. Также, в качестве домашнего задания, студент участвует в обсуждении. Тема: «Мой опыт изучения английского языка». Почти у всех педагогов есть собственные сайты или сообщества, группы. Я - не исключение. Для общения и обмена информацией со студентами самая удобная и функциональная социальная сеть – «vkontakte», ориентированная на подростковую и молодежную аудиторию. В моем сообществе «IRINA KRINITSKAYA TCMC» студенты рассказывают о предыдущем опыте изучения иностранного языка. Не переходя на личности: «Какая плохая была Мария Ивановна…». Излагая суть, ситуацию. Очень интересно читать комментарии, тем самым пополняя картину восприятия каждого студента и всей группы. И совокупности групп (слайд 29).
В преподавательской деятельности мне очень помогает то, что я еще и преподаватель психологии. Поэтому в своей исследовательской деятельности иду дальше. В самом начале года провожу внеклассное мероприятие “How you are smart” (слайд 30, 31, 32) с использованием презентации, видеоматериалов.
Оно вызывает живой интерес у студентов. Интегративное занятие – симбиоз психологии и английского языка, в результате которого студенты видят, какой тип интеллекта у них развит больше всего. Или несколько типов интеллекта.
Все это основано на работе знаменитого американского психолога, ученого Говарда Гарднера, его учении о типах интеллекта. О том, что каждая личность уникальна, неповторима. Каждый по-своему талантлив.
Ребята получают бланки. Потом мы смотрим на признаки того или иного интеллекта, присутствует ли. Опять студенты узнают о себе больше – самопознание.
Преподавателю это также очень полезно. Потому что он может посмотреть, какой тип интеллекта преобладает в данной группе. И в каждом из студентов. Он может построить график. А затем продумывать занятия в соответствии с выраженностью того или иного типа интеллекта.
Итак, проделана исследовательская работа. Информация собрана, проанализирована. Переход к практическим действиям. Поиск выхода из ситуации.
Непросто, но так важно найти ту самую «золотую середину», «золотое сечение», так спланировать и построить занятие, чтобы студенты с высоким уровнем английского языка не потеряли интерес к изучению, чтобы не показалось им все легче легкого. А ведь есть опасность встать на путь элементарных заданий, если все студенты одной группы пришли обучаться в колледж с уровнем Elementary, и только лишь один с Upper-Intermediate. В то же самое время, обратная ситуация – в глазах студента с невысоким уровнем можем прочитать непонимание, отчаяние, а затем и полное отсутствие интереса к изучению, угасание мотивационной основы.
Пути решения проблемы?
Часть специалистов склоняются к разделению групп по уровням. «Сильное» и «слабое» звено. У такого подхода есть сторонники и противники. Может возникнуть напряженность между коллегами, в преподавательском составе. Все захотят обучать студентов с более высоким уровнем английского языка. Могут возникнуть конфликты и внутри студенческого коллектива: кто-то – элита, а кто-то «второй сорт». Студент среднего уровня знаний попадает в условно «слабую команду», а он хочет в сильную, а мест уже нет. Подводных камней много.
Более благодатным путем считаю:
Индивидуальный подход.
Разработку индивидуальных образовательных маршрутов.
Широкое использование методик индивидуальной работы со студентами разного уровня знаний.
Ознакомление студентов со всеми возможностями самостоятельно повысить уровень знаний иностранного языка.
Объяснение важности самостоятельной работы, самообразования, воздействие на мотивационную основу студента.
Ведь в связи с этим пятым пунктом сразу вспоминается учебный план, учебные часы, которыми мы, увы, ограничены. И порой, вглядываясь в общие и профессиональные компетенции, содержащиеся в образовательной программе, ловишь себя на мысли, что реализация задач несколько утопична.
И вот она, еще одна трудность. Серьезная. Наш колледж справляется с ней при помощи дополнительных занятий. Это и артистичская студия “Impulse” – изучение английского языка средствами песенного материала. Интереснейшее направление. И разговорный клуб «Dream! Wish! Do!», направленный на развитие навыков говорения. Этот камень преткновения – разговорная речь!
Подытоживая все сказанное, главная трудность – разный уровень студентов.
Путь оптимизации обучения, перспективное направление, которое и тривиально, всем известно, но никогда не утратит актуальности, незаменимо – ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД.
No, I’m not a superhero,
I’m something even more powerful.
I AM A TEACHER!
I don’t need a cape, because I’m lifted up by the amazing and inspiring students I teach.
Иностранный язык.СПО.Проблемы.
PPT / 1.41 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Калягина Ирина Владимировна