Проблемы, подходы и решения при разработке современного урока английского языка

3
0
Материал опубликован 29 October 2020 в группе

Мысягина Инна Игоревна

Учитель английского и французского языков

МБОУ «Школа №11 имени Г.С.Бересневой»

Нижний Новгород



Проблемы, подходы и решения при разработке современного урока английского языка

«Кто не знает в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра».

Сенека



Осуществляя образовательную деятельность в школе, мы руководствуемся важными документами. И можно заметить, что концепции модернизации образования в России определены основные конкретные социальные требования к системе образования. Главной задачей школьного образования является осуществление возможности учащимися самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, давать оценку и анализ своим достижениям. Следовательно, и методика преподавания иностранного языка претерпевает соответствующие изменения с учетом требований развития и воспитания творческой, компетентной и всесторонне-развитой личности. Появляется острая необходимость рассмотреть и проанализировать урок с позиции новых требований ФГОС II поколения, а именно, понять, что нужно изменить в деятельности учителя и ученика при разработке современного занятия:

Самыми актуальными, на мой взгляд, и типичными остаются следующие проблемы при разработке современного урока английского языка:

низкая мотивация учеников к изучению предмета;

отсутствие обеспечения активности самостоятельной работы учащихся;

недостаточное внимание к «интеракциональным» видам речевой деятельности;

обеспечение индивидуализации и дифференциации учебного процесса;

слабая оснащенность классов школы современными техническими средствами;

необходимость грамотного использования современных интернет-техн6ологий;

отсутствие активной рефлексии в конце занятия.

Постараемся подобрать и предложить определенный методический подход и решение к некоторым из этих проблем.

Зачастую мотивация к предмету зависит непосредственно от учителя, насколько качественно и интересно он может представить, изложить, донести определенную тему. Учитель должен подводить к тому, чтобы учащиеся сами вывели и назвали тему занятия, они должны осознать и вербализовать личностную значимость и ценность темы; а далее учителю следует ориентировать учащихся на самостоятельную работу с целями и задачами. Особое место такой подход должен занимать в самом начале изучения темы, когда происходит совместное перспективное планирование, в которое вовлечены как учитель, так и учащиеся.

На помощь в данной ситуации конечно же современные технические средства обучения; наглядность, цитаты; наводящие вопросы и все, что побуждает задуматься, активизировать мыслительный процесс. Поставленные в начале темы цели и задачи не должны остаться без внимания. Рекомендуется прослеживать их достижение на протяжении всего учебного процесса: начиная от загибания пальцев в начальных классах и заканчивая выделением определенным цветом на интерактивной доске достигнутой цели в среднем и старшем звеньях.

Отсутствие обеспечения активной самостоятельной работы учащихся зачастую обусловлено организацией урока, тем насколько сам учитель решает для себя что для него важнее: трудозатратный, но интересный для всех урок или же обыденный, не мотивирующий, с набором однотипных упражнений, фронтальной формой работы и выходом в формальные высказывания.

Еще одна причина названной проблемы заключается в том, что самому учителю требуется много времени на подготовку и последующую обработку, анализ результатов самостоятельной работы учащихся. Выход есть: - короткие упражнения на различные виды познавательной деятельности, онлайн-тесты, интерактивные упражнения в электронных рабочих тетрадях с автоматической проверкой результатов, перекрестная проверка самими учащимися своих заданий, парная работа и т.д.

Основная проблема недостаточного внимания к интеракциональным видам речевой деятельности заключается в том, что выход на интеракцию на занятиях часто не происходит, учащиеся не осознают потребность в коммуникации: заранее списанные и прочитанные с листа диалоги, заученные высказывания не соотносятся с реальной коммуникацией. Выходом и решен6ием данной проблемы может служить преимущественная работа с ролевыми карточками, ролевыми играми, беседы, дискуссии, интервью, технология иноязычного коммуникативного тренинга.

Известно, что не существует единой учебно- познавательной модели действий, приемлемой для всех учащихся. В контексте дифференциации речь идет о формировании групп учащихся со схожими познавательными интересами и особенностями; при индивидуализации работа осуществляется с каждым отдельным обучающимся. Различают следующие подходы к реализации дифференцированного и индивидуализированного обучения:

конкретизация целей и задач урока каждым учащимся в зависимости от его интересов и способностей;

выбор формы работы (индивидуальная, парная или групповая) и способов (языковой анализ, разыгрывание ситуации);

определение содержания и уровня сложности (группа учащихся самостоятельно определяет и выбирает задание, текст для дальнейшей работы);

представление конечного продукта (электронная презентация, инсценировка, подкаст, постер).

В любой ситуации работа должна быть максимально разнообразной, динамичной, вовлекающей в учебный процесс.

Затрагивая вопрос рефлексии, к сожалению, можно сделать вывод, что в образовательном процессе очень часто рефлексию путают с понятием обобщения урока или она носит формальный характер. Существует целая серия приемов рефлексии, но, на мой взгляд, самыми оптимальными по времени и действенными остаются следующие 2 способа:

самооценивание на основе рефлексивных вопросов в виде таблицы, заранее подготовленной распечатанной учителем или представленной на интерактивной доске (пример таблица 1):

Рефлексивные вопросы

Вопросы

Урок 1

Урок 2

Урок 3

1. Что нового я узнал?

-новые слова, фразы, клише

-грамматические структуры

-новые факты, сведения, способы действий




2. Что мне еще хотелось бы узнать по этой теме?





3. С чем я пока испытываю трудности?




4. Что я планирую сделать для преодоления этих трудностей?








анализ выполнения поставленных задач (учитель еще раз предлагает посмотреть список задач и поставить на против каждой оценочный знак «+», «-»).

Результаты подобной рефлексии помогают понять и ученикам, и учителю какой материал был усвоен эффективно, а чему следует уделить дополнительное внимание.

В заключении хочется отметить, что на ряду с существованием определенных проблем при разработке современного занятия, существует и также множество способов, методов и подходов к их решению. Если учитель сам замотивирован на создание увлекательного, интересного урока, знает к чему стремится и какой цели достигать, - все непременно получится, именно этот настрой даст толчок к верному выбору метода и способа донесения необходимых знаний и умений до учащихся.



Список литературы:

1. Гальскова Н.Д. Технология целеполагания урока иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2014№ 11. – с.20-26.

2.Даутова О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС – СПб.: КАРО, 2016. – 184с.

3.Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А.Миролюбова, - Обнинск: Титул, 2018. – 464с.

4. Ибрагимов, Г.И. Концепция современного урока / Г.И. Ибрагимов // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – с. 48 – 52.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации