12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Захарова Светлана Петровна14
Россия, Мурманская обл., Полярный
2

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей с ТНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Сказка»







Роль подвижной игры в развитии ребенка

Территориальный семинар-практикум



.

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей с ТНР

Выступление из опыта работы













Чернова Наталья Александровна,

воспитатель, высшая кв. категория.

Захарова Светлана Петровна,

воспитатель, первая кв. категория.















Полярный

2021

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие отечественные и зарубежные учёные. По мнению П. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Многочисленные исследования доказывают, что для реализации гармоничного развития важно понять, как действует наше тело. Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека. Одностороннее развитие губительно для личности.

Нарушения речи оказывают отрицательное влияние на психическое и физическое развитие ребенка, а также оставляют след на его поведении и деятельности. Помимо ТНР у некоторых детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, агрессивность, а также, неустойчивость внимания и быстрое утомление.

Как показывает ежегодная логопедическая диагностика, у детей с ТНР наряду с нарушением вербальной стороны речи, прослеживаются нарушения и невербальных процессов, одним из которых является выраженная в разной степени общая моторная недостаточность: дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию. Отмечаются слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движения, наблюдается утомляемость движения, недостаточная четкость и организованность. Дети не могут ловить и бросать мяч, прыгать на одной ноге и т.п. Имеются отклонения в развитии движений пальцев: дети не умеют одновременно сжать два кулака, загнуть поочередно пальцы, им трудно держать кисточку, карандаш, они не умеют пользоваться ножницами. Поэтому важно уделять большое внимание коррекции общей и тонкой моторики. Таким образом, мы сталкиваемся с целым комплексом проблем и пытаемся их решить.

Опыт работы в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР доказывает, что наибольший эффект достигается применением комплексного подхода, где обязательным компонентом успешного развития ребенка является подвижная игра. Хотим представить свой опыт и поделиться некоторыми наработками с коллегами.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности; дыхание, осанка, фонематический слух (т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Она готовит дошкольников к социально-значимому труду.

Включение подвижных игр в процесс воспитания способствует повышению уровня компетентности воспитанников в области решения проблем коммуникации. Участие детей в игровой деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня физического и нравственного развития, повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того, дети приобретают опыт общения, организации взаимодействия в команде, учатся распределять роли, договариваться друг с другом, усовершенствуют способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что применение подвижных игр способствуют и социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Представляем вашему вниманию пример применения народных подвижных игр в практике работы нашей группы. Физкультурно-оздоровительное развлечение «Мы вместе!», приуроченное ко Дню народного единства России. В сценарий данного мероприятия были включены игры народов, населяющих нашу необъятную Родину:

«Хейро» или «Солнце» - игра северных народов, кстати, эта игра включена в банк игр международного проекта «Игра 4D».

«Меланья» - игра народов средней полосы России.

«Гуси-гуси» и другие народные игры.

В своей практической деятельности широко применяем кардио-тренажер «нейроскакалка». Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая должна совершать вращательные движения. При этом улучшается межполушарное взаимодействие, работа вестибулярной системы, гармонизируется работа мозга! А если включить музыку и скакать в ритм, будем развивать ещё и правое полушарие, если на каждый круг скакалки считать числовой ряд до 10 и обратно, либо произносить какие-либо автоматизированные ряды (времена года, месяца, дни недели), будем развивать также левое полушарие.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми-дошкольниками и, в частности, с детьми с ТНР. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, – это свобода телодвижения от мышечного напряжения. Это имеет наиболее существенное значение для развития эмоциональной сферы дошкольников с ТНР.

Особое внимание мы уделяем использованию игр-эстафет на свежем воздухе. При проведении игр-эстафет на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. Проведение таких игр обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка, что в работе с детьми с ТНР является одной из основных задач.

Неотъемлемым компонентом двигательной деятельности детей служит сознательная ориентировка их в пространстве, без которой не может быть целенаправленных, уверенных и точных движений и действий. Важна роль игр-эстафет как наилучших условий для выработки у детей прочных навыков ориентировки. Это имеет особое значение для достижения высокого качества и быстроты выполнения движений, стимулирования к проявлению физических качеств и формирования нравственных качеств. Мы стараемся педагогически так организовать игры-эстафеты, чтобы дети учились уступать, следовать требованиям, предъявляемым ко всем, уметь тормозить свои капризы и желания, воспитывая при этом волю дошкольников. Таким образом, игры-эстафеты следует рассматривать как особый вид при обучении детей двигательным навыкам, формировании у них физических качеств и повышении интереса к занятиям физической культурой. И поэтому их необходимо ещё шире включать в занятия и досуг детей.

Подвижные игры, игры-эстафеты помогают развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитывать ловкость движений. Участие детей в подвижных играх стимулирует мотивацию к повышению уровня физического развития.

Таким образом, подвижные игры, нормализуя моторную функцию детей, помогают нам решать и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышать физическую активность, формировать игровые навыки, навыки общения, а также совершенствовать компоненты речи, развивать творческую активность ребят.

Подвижная игра – естественный спутник жизни детворы, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, а это значит, что подвижные игры обеспечивают гармоничное разностороннее развитие

и формирование личности ребёнка-дошкольника с ТНР.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.