Статья «Продуктивные деятельностные технологии как условие достижения обучающимися качественных образовательных результатов»
Статья на конкурс по теме:
«Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
Егорова Елена Ивановна, учитель математики МБОУ «Барановская СОШ»
Сафоновского района Смоленской области
Продуктивные деятельностные технологии как условие достижения обучающимися качественных образовательных результатов.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
Актуальность темы
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности педагога, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Перед педагогами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Современные педагогические технологии
Часто педагогическую технологию определяют как:
Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно- воспитательного процесса;
Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология.
Технология развития критического мышления.
Проектная технология.
Технология развивающего обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Технология проблемного обучения.
Игровые технологии.
Модульная технология.
Технология мастерских.
Кейс – технология.
Технология интегрированного обучения.
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации.
Групповые технологии.
Традиционные технологии (классно-урочная система).
Уровни овладения педагогическими технологиями
Уровень овладения | В теории | На практике |
оптимальный | •Знает научные основы различных ПТ, дает объективную психолого- педагогическую оценку (и самооценку) эффективности применения ТО в образовательном процессе | Целенаправленно и систематически применяет технологии обучения (ТО) в своей деятельности, творчески моделирует сочетаемость различных ТО в собственной практике |
развивающийся | Имеет представление о различных ПТ; •обоснованно описывает суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий обучения | •В основном следует алгоритму технологии обучения; •владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью; •использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы |
элементарный | •Сформировано общее, эмпирическое представление о ПТ; | •Применяет элементы ПТ интуитивно, эпизодически, несистемно; |
| •выстраивает отдельные технологические цепочки, но при этом не может объяснить их целевое назначение в рамках урока; •уклоняется от обсуждения вопросов, связанных с ПТ | •придерживается в своей деятельности какой-либо одной технологии обучения; •допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения |
И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.
Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
С помощью этого приёма формируются умение анализировать, умение выделять и формулировать противоречие.
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
Прием «Мозговой штурм»При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»:
уровень - что ты знаешь?
уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен...Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прием «Развивающий канон».Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях. Этот прием я применяю на этапе рефлексии.
Прием «Толстый и тонкий вопрос».Этот прием из технологии развития критического мышления. Вопрос используется для организации взаимоопроса или дополнительных для отвечающего.
Стратегия формирует умение формулировать вопросы, умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три
«толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.
Прием «Составление кластера»Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Прием "Кластеры" я часто использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
Что может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
Прием «Конструктор события».Универсальный конструктор ТРИЗ для разработки заданий: узнать возможные следствия по заданной причине и узнать возможные причины по заданному следствию. Опорные слова для синтеза заданий: «что будет, если…», «что следует из того, что…», «какой вывод можно сделать
из того, что…».
Прием «Жокей и лошадь».Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с примерами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Приём «Эстафета».Учитель предлагает пройти путь от «Старта до финиша», отвечая на вопросы по теме, решая примеры или задачи. Слабоуспевающие учащиеся активно включаются в игру, забывая о трудностях усвоения математического материала.
Приём «Чей ряд больше?»В ходе дидактической игры учитель предлагает учащимся разделиться на команды (1 ряд -
одна команда) и выполнить задания, например:
1)описать геометрическую фигуру, назвав как можно больше признаков; 2)решить за 1 минуту, как можно больше примеров или задач;
3)вставить пропущенные слова в правило; 4)вставить пропущенные цифры в выражения;
Соревновательный уровень стимулирует мыслительную деятельность учащихся, способствует актуализации знаний.
Выводы
Подводя итог проделанной работе можно отметить следующее - активизируя познавательную деятельность учащихся средствами системно-деятельностного подхода, можно найти массу методов, приёмов и средств такой активизации. В обучении математике на уроках необходимо создавать атмосферу, помогающую школьнику как можно более раскрыть свои способности.
Реализация принципа проблемности происходит через деятельность ученика, через значимую для него проблемную ситуацию, наполнение проблемной ситуации противоречивостью, создание условий для осознания этого противоречия учеником. Развитие мышления включает осуществление таких действий как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и развертывается преимущественно как процесс решения задачи. Очень важным является то, с какой мотивацией и готовностью учащийся подойдет к осуществлению действия. И прежде, чем ученик
- «натолкнется» на предмет и задачу действия, педагог должен тщательно проработать суть проблемы и «подложить» ту или иную проблему для разрешения учащимся в действии.
Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).
Заключение
Учителя нашего района активно применяют и используют в своей работе продуктивные деятельностные технологии. Результатами нашей работы на уроках можно считать и результаты
во внеурочной деятельности (активное участие детей в мероприятиях по математике на различных уровнях).
№ п/п | Мероприятия | Ответственные | Форма предоставления результатов |
1 | Разработка и внедрение индивидуальных образовательных траекторий (индивидуальных учебных планов) для обучающихся с учётом их интересов и потребностей и различных подходов к формированию содержания математического образования | руководители ШМО учителей математики, руководители ШТГ естественно- математического цикла | По отдельному плану школ района |
2 | Разработка математических квестов, в том числе – веб-квестов | Учителя математики | В рамках предметных недель в школах района |
3 | Обеспечение участия одаренных детей и талантливой молодежи в международных олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях и интенсивных образовательных программах (школах): Олимпиада по математике (разные этапы – школьный, муниципальный, региональный). Олимпиада по математике Учи.ру для 5-9 классов (всероссийский уровень). Математическая регата (муниципальный уровень). Аксиос - олимпиада ПСТГУ, математика (всероссийский уровень). Конкурс по математике «Юный математик» (региональный уровень). Конкурс проектно-исследовательских работ по математике «Шаг в науку» (муниципальный уровень). Районный конкурс Web-проектов. АМО «Сафоновский район» Смоленской области. Олимпиада по математике «Навыки XXI века». Высшая школа экономики Skyeng (всероссийский уровень). Международные олимпиады «Инфоурок». Олимпиады и конкурсы Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования МетаШкола (всероссийский уровень). МФТИ. Всероссийская физико-техническая контрольная «Выходи решать!». Международная олимпиада ЯКласс по математике. ООО «ЯКласс». Конкурс-исследование «ПУМА: Грани математики». Метапредметный конкурс-исследование «ПУМА: Вершины логики». 15.Международная онлайн-олимпиада по математике «Фоксфорд». Международная математическая игра «Кенгуру». Олимпиада школьников «Надежда энергетики». Онлайн-олимпиада «Я люблю математику». | Учителя математики | Сертификаты, дипломы, грамоты, приказы об итогах, протоколы |