Групповые форматы работы для достижения образовательных результатов
Групповые форматы работы для достижения образовательных результатов
Современные сложные социально-экономические отношения предъявляют новые требования к выпускнику школы, который должен уметь адаптироваться в социальной среде, быстро входить в межличностные взаимоотношения, уметь ставить свои интересы в равное положение с интересами других, понимать ценности других лиц, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами, легко ориентироваться в большом потоке информации и свободно генерировать идеи, обладая решительностью, самостоятельностью мышления, социальной ответственностью за результаты своего труда.
В личностно-ориентированном подходе в педагогике важное место среди таких понятий, как личность, индивидуальность, индивид, занимают понятия субъект и субъектность. Акцент на субъектности обусловлен не новыми теоретическими веяниями, а пониманием того, что личность – есть феномен субъектности. Это изменяет позицию учащегося с традиционной – как объекта обучения, на иную – как субъекта учения.
ФГОС требует от нас, учителей, уходить от всего, что приводит к неразвитости, несамостоятельности, незрелости наших выпускников, от всего, что не предусматривает инициативу, лишает субъектности, поощряет конформизм. Так откуда же взяться у обучающегося ответственности и самостоятельности, умению брать инициативу на себя, способности действовать в социуме с позиций другого?
Одним из вариантов формирования субъектной позиции ученика является организации такой традиционной, но в то же время современной групповой и коллективной работы в учебном процессе.
Существует огромное множество вариантов организации групповой и коллективной работы. Итак, как же организовать групповую работу так, чтобы она не стала банальностью, не наскучила, но в то же время была результативной. С развитием современного общества групповые форматы стали не только привилегией педагогики, но и бизнеса. Очень много вариантов групповой работы заимствованы и переложены на педагогику из бизнес технологий.
Наиболее часто применяемыми в своей педагогической практике могу назвать следующие варианты:
- Мозговой штурм. Может применяться как фронтально, так и при групповой работе. У мозгового штурма есть различные вариации, опять же, чтобы этот прием не стал рутиной: мозговой штурм с чередованием индивидуальной и групповой работы, ролевой мозговой штурм, обратный мозговой штурм (поиск провальных решений), мозговой штурм на основе изображений.
- Мировое кафе (World cafe). Работа в группах в формате world cafe позволяет за короткий промежуток времени объединить разных людей, избежать возможного недопонимания и преодолеть нежелание работать совместно. Она применяется при решении комплексных проблем, получения ответа на несколько вопросов, обмена опытом. Это группы подвижного состава. Изначально на такую работу предполагалось уделять достаточно большой промежуток времени от 40 минут, но в рамках урока и в зависимости от поставленной задачи можно довести данную работу до минимума. На уроках можно применять такой вариант работы как при введении нового материала, так и при систематизации и обобщении.
- Метод Киплинга – позволяет анализировать проблемы и развивать идеи с помощью вопросов Что?, Где?, Когда?, Как? и т.д. Эти вопросы хорошо использовать во время восстанавливающей креативной сессии или на этапе рефлексии. Отвечая на них, группа активизирует свое восприятие и стимулирует появление новых вопросов.
- «Снежный ком» - Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее; далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них; в конце работы все учащиеся попадают в одну группу - делают доклады о своей работе.
- «Пила» - Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты; затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
- Методика взаимотренажера. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Помимо этого предназначения, она, как и другие методики, имеет вполне определённую образовательную (для учащихся) и оргуправленческую значимость. Особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя.
- Обратная методика. Учащиеся находят и прорабатывают различные литературные источники по теме или сами составляют тексты и задания.
- Мозаичная группа. Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы составляется резюме.
Все эти варианты применимы к любым учебным предметам, можно попробовать приложить в работу с детьми разного возраста.