Методическая разработка «Продуктивные задания - двигатели мотивации»
Продуктивные задания - двигатели мотивации.
Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Невысокая учебная мотивация ведет к снижению результативности урока, т. е. к снижению его продуктивности. Учащиеся очень активно отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении опыта, эксперимента, выдвигают гипотезы: в классе атмосфера «перемены»! Но стоит дойти до решения задач – вся энергия куда-то испарилась!? Куда деваются все силы и энергия? Их будто бы и не было, хотя ровно секунду назад мы наблюдали строго обратное состояние эмоционального и энергетического подъема. Почему? Что так оттолкнула учащегося от темы урока?
Он не хочет выполнять задания … Почему? Задания не интересные? Он не знает, как их выполнять? Он не понимает, зачем это ему нужно? Он не понимает, для чего ему нужно будет в будущем?
Когда я раньше готовилась к открытым урокам, я «прогоняла» его на своей дочери. На этапе мотивации я готовила какие-то вопросы, задания, на что мне дочь говорила: «Мама, ты неправильно задаешь вопросы! Что тебе на это ответят твои ученики? И задания у тебя странные: «белка ловит комок снега», «мощность автомобиля Волга» - какая Волга?». И тогда я поняла, чему мне надо учиться! Если хочешь получить ответ на вопрос, научись его задавать. Если хочешь, чтоб дети выполняли задание, научись такое задание создавать, чтоб им интересно было его выполнять и они бы его выполнили. Сложно! Но! Если ты хочешь в своей профессии состояться, чтобы учащиеся с желанием шли на твой урок – учись!
Одна из задач школы – помочь учащимся освоить:
эффективные средства управления своей учебной деятельностью;
стратегии самостоятельного получения, преобразования и интеграции знаний;
способы разрешения проблемных ситуаций.
«Продуктивные задания по физике» - это тема моего самообразования. Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, но в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Такие задания часто помогают проверить, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.
Продуктивные задания направлены на развитие продуктивного (творческого) мышления, они осуществляют переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, помогают преобразовать информацию для решения конкретной задачи.
Развитое продуктивное мышление играет немаловажную роль в жизни каждого человека. После окончания школы учащиеся забывают многие из полученных знаний, но способность выдавать новые идеи, делать выводы, усовершенствовать механизмы сейчас наиболее ценится в вузах и предприятиях. Именно креативность, построенная на продуктивном мышлении, сейчас является залогом востребованности специалиста. Креативность (от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Поэтому задача школы помочь учащемуся развивать продуктивное мышление, как во внеурочной системе, так и на уроках, особенно уроках физико-математического цикла, технологии.
Если создать условия для развития продуктивного (творческого) мышления, заинтересовать обучающихся, привести их к "открытию" новых знаний, использовать на занятиях задачи с нестандартными решениями, требующие независимости мышления, оригинальности и изобретательности, то у обучающихся будут сформированы навыки продуктивного творческого мышления, повысится мотив к учению.
Продуктивное мышление – это процесс зарождения творческой мысли. А что же участвует в ее формировании?
Память. Чтобы что-то придумать, нужно иметь базу знаний. Чем больше у человека опыта и знаний, тем легче ему будет что-то придумать или вообразить.
Мышление. Чем чаще человек будет думать, тем лучше у него будет развито мышление.
Воображение. Для того чтобы креативно мыслить, нужно задействовать свою фантазию. Чем чаще вы будете ей пользоваться, тем лучше она будет работать.
Интуиция. Опыт пережитых событий накладывает отпечаток на человека.
Личное мировоззрение. Все люди думают по-разному по той причине, что каждый человек — уникальная личность. Образование, воспитание, среда общения и личные предпочтения накладывают отпечаток на структуру и логику мышления.
Приведу несколько примеров заданий, которые достаточно эффективны на уроке: учащиеся активно включается в учебно-познавательную деятельность.
Задания на работу с текстом учебника:
Названия старинных единиц измерения длины мы также встречаем в произведениях поэтов и прозаиков. Прочитайте стихотворения и повествования и выразите физические величины в СИ?
А. С. Пушкин
«Зимняя дорога»
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег… навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одни…
Чему равна длина «полосатой версты»?
А. С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане…»
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
Какой рост был у ребенка?
П. П. Ершов
«Конёк-горбунок»
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Чему равен рост конька горбунка и размер его ушей?
«- Много ль в себе силы чувствуешь? – спрашивает леший. – Да если б была палица в пятьдесят пудов, я б ее вверх подбросил да свою голову подставил, а удара и не почуял бы»
Чему равна масса дубинки?
«Елена Премудрая»
«Вся моя служба ни за грош пропала. … Ну, не глуп ли я? Служил у царя десять лет, каждый день по три фунта хлеба получал»
Какую массу хлеба в день?
Выполни перевод в СИ:
Пять верст до небес, и все лесом
От горшка два вершка, а уже указчик.
Сам с ноготок, а борода с локоток
Каждый купец на свой аршин меряет.
Косая сажень в плечах.
Задания для обобщения темы «Первоначальные сведения о строении вещества» в 7 классе в форме игры «Где логика»
Раунд «Найди общее?»
На экране появляются 3 картинки, участники должны определить общий элемент у данных картинок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В данном раунде 5 заданий, максимальное количество баллов -5.
|
|
|
(физика)
|
|
|
(молекула)
|
|
|
(время)
Раунд «Четвертый элемент»
На экране появляются две картинки, которые представляют собой два звена цепочки подсказок. На первый взгляд, они друг с другом никак не связаны, но игрокам необходимо построить цепочку, предугадать, что окажется четвёртой подсказкой и назвать, что объединяет четыре картинки. При затруднительной ситуации на экране показывают третью картинку. Если команды не угадывают и после этого, на экране показывают четвёртую картинку, которая даёт прямую наводку на правильный ответ. Балл получает команда, давшая больше правильных ответов в этом раунде.
Раунд «Два в одном»
На экране появляется изображение тени героя (мультфильма, сказки, представителя профессии). Участники должны определить, кому принадлежит данная тень. Если участники затрудняются, то в качестве подсказки у тени будут открываться некоторые элементы, которые помогут угадать героя. За правильный ответ в этом раунде команда зарабатывает 1 балл. В данном раунде 4 задания, максимальное количество баллов -4
|
|
|
Раунд «Кто в комнате живет?»
Участникам предлагается изображение комнаты в котором присутствуют «ОСОБЕННЫЕ» предметы. Команды должны внимательно рассмотреть комнату и определить какой герой (фильма, мультфильма, профессии) живет здесь. Балл получает команда, давшая правильный ответ на этом этапе – 1 балл. В данном раунде 2 задания, максимальное количество баллов -2.
Раунд «Формула всего»
На экране появляются две картинки со знаком сложения между ними. Команда должна понять идеи двух картинок и дать ассоциативный результат их сложения. Балл получает команда, давшая больше правильных ответов в этом раунде.
(телескоп)
(броуновское движение)
(диффузия)
(смачивание)
Раунд «Чего не хватает?»
Участникам предлагается изображение (животное, предмет, растение и т. д.), в котором отсутствует какой-то элемент. Команды должны внимательно рассмотреть картинку и найти недостающий фрагмент. За правильный ответ в этом раунде команда зарабатывает 1 балл. В данном раунде 4 задания, максимальное количество баллов -4
Раунд «Блиц»
Участникам предлагается при помощи картинок определить название чего – либо (фильм, книга). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В данном раунде 5 заданий, максимальное количество баллов -5.
таблица Менделеева
Фильм «Иду на грозу»
Выше головы не прыгнешь (Н. Тесла)
Страшный грех – скучать (Л. Ландау)
Работа с текстом по теме «Скорость» в 7 классе.
Т екст: Слизни и улитки передвигаются, медленно скользя по опоре на своей единственной широкой «ноге». Сухопутные улитки движутся со скоростью 2–16 см/мин. По нижней поверхности тела улитки от заднего конца к переднему пробегают мелкие волны мышечных сокращений. Гребни волн направлены назад, так что тело проталкивается вперёд. При движении выделяется слизь из железы, расположенной позади рта. Эту слизь, застывшую в виде блестящего следа, нередко можно увидеть на листьях и земле. С какой скоростью продвигается улитка?
При перемещении по вертикальным поверхностям улитка выделяет слизь, с помощью которой может приклеиваться, а затем - отклеиваться. При движении по горизонтали моллюск обходится без слизи, поочередно сгибая и распрямляя участки ноги.
И сследователи надеются, что знание механизмов передвижения и свойств слизи моллюсков позволит улучшить существующие технологии, создавать новые аппараты, роботов, медицинские приборы, адгезивные вещества. Один из способов передвижения улитки уже лег в основу создания нового дистанционно управляемого эндоскопа.
Эндоскоп - устройство из группы оптических приборов различного назначения. Различают медицинские и технические эндоскопы. Технические эндоскопы используются для осмотра труднодоступных полостей машин и оборудования при техническом осмотре. Медицинские эндоскопы используются в медицине для исследования и лечения полых внутренних органов человека (пищевод, желудок) и других полостей тела.
Задание: Предложи, в каких отраслях или сферах жизнедеятельности человека можно использовать такой эндоскоп.
В таблице представлен рейтинг технических эндоскопов, продаваемых в 2021 году.
Марка | Разрешение дисплея | Диаметр камеры | Длина кабеля | Стоимость на 2022 год | Емкость АКБ |
Тритон 1080P | 1920х1080 | 8 мм | 1 метр | 6500 | 2600 мАч |
ВК 100 | 2048х1536 | 3.9 мм | 1 метр | 10800 | 6 Ач |
Bosch «GIC 120» | 320 x 240 (нет видеосъемки) | 8.5 мм | 1.2 метра | 16100 | 6 Ач |
Перечислите функциональные возможности представленных в таблице эндоскопов.
С лизь улиток обладает рядом уникальных свойств. Так, при увеличении давления ноги она разжижается и перетекает. Изучая перемещение отдельных клеток тела головоногого, ученые создали модель движения, в том числе, показывающую, как движутся, приклеиваются и отделяются от поверхности клетки и участки ноги.
Наташа и Иван решили создать мобильного робота – улитку. Этому роботу можно поручить сложную и опасную для человека работу, например, работа на вертикальных стенах в районах бедствий.
Выберите наиболее существенные свойства робота-улитки:
Виброустойчивость.
Влагостойкость.
Умение исследовать в солевом тумане.
Прочность.
Качественная работа при ярком свете и в темноте.
Дополните список свойствами, которыми должен обладать робот.
Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества.
Т екст: 18 июня 1937 года, советские летчики, покинув подмосковный аэродром Щелково на самолете АНТ-25, начинают первый в истории авиации трансполярный беспосадочный перелет по маршруту Москва – Северный полюс – Соединенные Штаты Америки. 20 июня самолет совершил посадку в г. Ванкувере штата Вашингтон (США). Известно, что расстояние 8582 км они пролетели за 63 часа 16 мин. Работая в парах, определите значение физической величины, которую вы можете найти, используя данные условия и найденную в интернете информацию об этом событии:
выясните, знаете ли вы имена этих летчиков; договоритесь, сколько текстов найдет каждый в интернете об этом перелете;
предложите свой способ поиска информации об этом событии и определите вместе действия по ее поиску;
найдите информацию об этом событии в текстах, схемах, картах;
запишите вместе, проверяя друг друга значения физических величин, описывающих движение, найденных в текстах и схемах об этом событии;
обсудите и сравните значения физических величин, описывающих движение, найденных вами.
определите физическую величину, которую можно определить по данным текста;
составьте текст телеграммы, информирующий о событиях в тексте.
Задания по теме «Инерция» в 7 классе
Используя понятие «Инерция» в ситуации «Гололед на дороге», «Осторожно, улица!» «Мы едем в автобусе» и т.п., разработайте и напишите текст в одном из жанров - «Совет», «Памятка», «Объявление» и т.д. Адресата выберите самостоятельно (бабушка, идущая в магазин, водители автомобилей, пассажиры автобуса, первоклассник, переходящий улиц, я сам и т.п.).
Задания по теме «Масса» в 7 классе
В русском языке есть выражение «пуд соли съел».
Сколько килограммов соли необходимо съесть, чтобы стать экспертом, по мнению этого выражения? Человек съедает за год около 3 кг соли. Сколько длится дружба по данным этой поговорки?
Рожковое дерево. Бобы имеют длину около 10—25 см, ширину 2—4 см и толщину 0,5—1 см, коричневые, невскрывающиеся. Кроме семян, они содержат сочную, сладкую мякоть (около 50 % сахара). Плоды содержат полисахарид полигалактоманнан, обуславливающий их твёрдость и постоянство массы (0,2 г), с чем связано использование в древности семян как меры веса. В эпоху Римской империи твёрдые плоские бурые семена рожкового дерева (лат. siliqua graeca) использовались в римской весовой системе как мера массы, равная примерно 0,19 грамма.
В Российской Федерации допущен к использованию в качестве внесистемной единицы без ограничения срока с областью применения «для драгоценных камней и жемчуга». О чем идет речь? (карат)
Согласно инвентаризации коронных бриллиантов 1865 года, стоимость Большой императорской короны на тот момент составляла 823 976 рублей. Сохранилась подробная опись всех инкрустированных в неё драгоценных камней.
Бриллиант: стоимость 1 карата – 15 тыс. долларов. «Народные бриллианты» - 0.1 кар. – 10 тысяч рублей.
Изумруд: 350 долларов за карат. Это камни низкого качества. Идеальный изумруд стартует от 8500 долларов за карат.
Задания по теме «Механическая мощность» 7 класс
С какой целью люди использовали эти приспособления?
Какие приспособления сегодня помогают сделать работу быстрее и легче?
Одно и то же поле можно вспахать плугом или трактором:
Какую работу выполнили трактор и конь?
В чем отличие?
Дайте характеристику тому объекту, который работу выполняет быстрее?
Прочитайте (указать страницу в учебнике) и ответьте на вопросы:
Почему единицу мощности назвали в честь Джеймса Уатта?
(Он изобрел тепловой двигатель, чем упростил труд человека. Продемонстрировал, сравнивая с работой лошади, во сколько раз больше двигатель выполняет работы больше и быстрее).
О какой единице мощности говориться в учебнике?
ЗадачаПочему 1 л.с. =735,5 Вт. Прочитаем стихотворение Н. А. Некрасова и оценим мощность лошадки (N=Fv). Определим силу тяжести: масса одного кубометра хвороста 165 кг, масса хозяйственных саней 120 кг, если в воз входит 30 кубических футов хвороста, а 1 кубический фут = 0.0283168 м3 (можно спросить у приложения «Алиса» или «Маруся» телефона). Оценим слово «медленно», чтобы определить скорость (путь разделим на время, получим скорость)
Используя таблицу 5 выразите мощность транспортных средств в лошадиных силах.
«Налог на лошадиные силы». Он был введен в 2003-м году и взимается до сих пор. Определяется налоговая ставка с учетом мощности силовой установки. К примеру, легковое авто с двигателем до 100 л.с. облагается налогом из расчета 12 руб. за каждую лошадиную силу. Владельцы машин помощнее (100-125 л.с.) вынуждены платить уже по 25 руб. за каждую «лошадку». Автолюбители, катающиеся на авто мощностью в 151-175 л.с., платят налог в размере 45 руб./л.с. Какой суммы транспортный налог придется платить владельцам данных автомобилей.
Рассмотрите рисунок и изложите своими словами, какой автомобиль лучше выбрать для участия в автомобильной гонке. Объясните свой выбор.
Задания по теме «Тепловые явления» 8 класс
Урок в школьном музее
«Самовар»
«Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри»- такое определение дано в 1860 году в Толковом словаре русского языка В.И. Даля. Точно! Да, но по материалу изготовления вариантов много, не только медь. Только целиком серебряных или золотых практически невозможной найти, это редкость.
Функциональное назначение самовара - нагревать воду, но можно было и кофе сварить - были и такие варианты. Было еще и высшее назначение - обеспечение особой атмосферы застолья, беседы. Звук, запах, блеск!
Самовар являлся символом семейного уюта, благополучия и достатка. Их выставляли на самое видное место в доме, располагали всегда в центре стола.
Первые медные изделия начали выпускать на Урале, на казенном Екатеринбургском заводе и на нескольких частных предприятиях: Суксунском и Нижне-Тагильском (Демидовы); Иргинском и Юговском (Турчаниновы). Жаровой самовар топится дровами. Позже появиться спиртовые, керосиновые и электрические. Сейчас опять входят в моду жаровые дровяные. Посмотрим на его устройство.
Все просто: огонь нагревает воду внизу, она поднимается вверх, перемешивается. Тяге для горения способствует решетка внизу и сужение трубы. Горение можно прекратить закрыв трубу крышкой-колпачком.
Вопросы:
Так объем самовара влияет на скорость закипания воды в самоваре?
С какой целью внизу трубы устанавливается решетка?
Что произойдет, если трубу сверху закрыть крышкой?
Для сего на трубу одевали сапог?
Как длина трубки влияет на процесс горения?
Что нужно сделать, чтобы самовар дольше держал тепло?
Топить самовар исторически правильно древесным углем, кусочками с грецкого ореха, разжигать лучше всего берестой или лучиной, далее добавить штук 10 сухих сосновых шишек, как разгорятся, подложить древесный уголь, как начнет прогорать - добавить еще. Главная тонкость при топке самовара - это правильно рассчитать количество топлива, чтобы не было лишнего, иначе самовар будет выкипать, или придется доливать в него холодную воду и опять кипятить.
Древесный уголь является лучшим вариантов их всех. Он на 95% состоит из углерода, который при сгорании выделяет много тепла. Для поддержания процесса горения затрачивается большое количество кислорода, поэтому силу жара в топке можно регулировать подачей воздуха через специальные отверстия у основания самовара. К чему может привести излишний огонь в трубе?
Сильнее всего топка кувшина самовара нагревается у основания, горячая вода поднимается, а ее место занимает холодная. Какое физическое явление положено в основу движения воды?
Так как уголь сгорает долго и продолжает активно выделять тепло даже в отсутствии открытого пламени, важно учесть один нюанс. После закипания воды в самоваре, угли по возможности необходимо удалить из топки, либо немного сбрызнуть водой до остывания. Если же планируется долгое чаепитие в большой компании, надо по мере расходования подливать воду в основной резервуар, где она будет быстро закипать. Что может произойти, если этого не делать?
За неимением угля можно растопить самовар и дровами, их понадобится несколько больше. Выбирать для этих целей лучше лиственные породы: дуб, яблоня, береза. Основными химическими элементами, составляющими древесину, являются водород и углерод. При ее сгорании около 85% полезного тепла теряется, летучие фракции топлива вместе с дымом выходят через трубу и догорают уже там, поэтому при топке дровами, труба часто раскаляется. Область наиболее высокой температуры в топке смещена вверх. Чем чревато такое использование топлива?
Шишки хорошо подойдут только в качестве ароматизатора, как основное топливо они бесполезны, потому что быстро прогорают и дают мало тепла. В топку можно добавить одну или две сосновые шишки для придания напитку хвойного аромата. Еловые не рекомендуется использовать, так как в них содержится много смолы, которая может плотно осесть на деталях самовара, а напиток начнет горчить.
Задача: Сколько воды можно нагреть до кипения в медном самоваре, если 70% всей энергии, выделившейся при сгорании древесного угля, идет на нагревании воды. Начальная температура воды 100С. Удельная теплота сгорания древесного угля 34 МДж/кг.
Домашнее задание: Опишите требования безопасности при использовании самоваров, представленных в тексте.
С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для целей был изобретен утюг, который прошел все стадии эволюционного развития – от слегка обработанного булыжника до современного электрического агрегата с вертикальным отпариванием и регулируемой мощностью.
Утюг с горящими углями внутри появился лишь в середине XVIII века.
Самые простые утюги - нагревательные. Перед употреблением чугунные монолиты разогревали в печи. Утюги для ткани весили по-разному - от одного до 10 килограммов. Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать парными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся.
В конце XIX века немцы придумали многофункциональный угольный утюг. Он мог погладить белье, испечь вафли, наколоть орехов, подавить чеснок, а также его можно было использовать как мышеловку.
Переславль-Залеская бабушка рассказывала: «Не хотелось мне замуж идти в чужую деревню, а мать уговаривала: «Иди, дочка, в том доме есть угольный утюг!». Вроде как «Мерседес» последней модели. Этот явный знак достатка и благополучия ставили на видное место рядом с самоваром, чтобы все смотрели и завидовали. А еще одна старушка говорила, что в большом селе в 400 дворов угольный утюг был лишь в одном доме. Ничем, кроме отсутствия денег, которых у крестьянина не было ни до революции, ни после, этого не объяснишь.
Угольный утюг был сложнее в изготовлении и дороже чугунной отливки. В них клали угли.
Вопросы:
Можно ли утюг нагревать в печи?
Для чего необходима труба (см. рисунок)?
Очень часто на одежде были опалины и дырочки после глажки. Почему?
Для чего делали отверстия по бокам «подошвы»?
В процессе глажки женщине приходилось время от времени размахивать!!!! Утюгом (10 кг). Для чего?
Утюги-коробки, куда вкладывался нагретый брусок. Вместо углей внутрь утюга еще вкладывали раскаленную чугунную болванку.
В начале XX века всё большей популярностью стал пользоваться более безопасный, нежели газовый, спиртовой утюг. Его рекламу можно было встретить в журналах 1913 года. Устроен он был по принципу керосиновой ламы: поверхность утюга нагревалась спиртом, который наливался внутрь и поджигался. Достоинство такого утюга было в том, что разогревался он быстро, весил не очень много, его можно было использовать как дорожный вариант. Вот только стоил такой утюг слишком дорого.
Спиртовой утюг марки «Слава» - никелированный, дорожный, весом 2,5 фунта, ценой 5 рубля. Через 10 минут после зажигания утюг готов. Расходует всего на 1,25 копейки спирта в час (по ценам 1905г). 1 фунт - 0,45359237 кг. Цены на спирт в Петербурге в 1905 году 3 руб. 30 копейки за литр. Какое количество энергии выделяет спирт при сгорании за час работы в утюге?
Сколько энергии выделяется в утюге, если рабочая емкость для угля вмещает 300 г угля. Удельная теплота сгорания древесного угля 34 МДж/кг
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Опишите требования безопасности при использовании в глажке утюгов, представленных в тексте.
Задания по теме «Испарение и кристаллизация» 8 класс
Хай-тек-рубашка
Итальянские учёные изобрели рубашку, позволяющую поддерживать постоянную температуру тела. Лето в ней не буде жарко, а зимой – холодно. Это связано с тем, что она сшита из специального материала, не пропускающего тепло. Правда, пока эту "освежающую рубашку" нельзя купить в магазине, хотя эксперты из итальянского Национального исследовательского совета заверяют, что ожидание не будет долгим. Появление в продаже чудо-одежды ожидается следующим летом. После чего ее можно будет купить, надеть и больше не мучаться от жары.
Отправным пунктом для ученых из Института химии и технологии полимерных материалов Неаполя стали существующие и используемые в космической области материалы.
Материалы, используемые итальянскими учеными, воспроизводят известные физиологические механизмы организма. Когда человеку холодно, его капилляры сужаются, чтобы сократить потери тепла. В жаркую погоду все происходит наоборот: кровеносные сосуды расширяются, разогретые потоки крови притекают к более прохладной коже и охлаждаются – человек потеет. Испаряясь, пот охлаждает тело. Похожие принципы, позволяющие ощущать тепло или прохладу, легли в основу разработки итальянских ученых.
Как можно осуществить такие функции рубашки?
Выбери все верные утверждения:
А) рубашка должна содержать легко-испаряющие жидкости, способные при испарении быстро охлаждать поверхность рубашки.
Б) рубашка должна содержать механизм, регулирующий подачу жидкости к ткани рубашки.
В) рубашка должна содержать механизм, информирующий человека о температуре под рубашкой.
Г) рубашка содержит тепловые элементы, способные нагревать поверхность рубашки.
Иван решил сделать такую рубашку самостоятельно. Какие технические методы (устройства) терморегуляции рубашки вы посоветуете при изготовлении рубашки из подручных средств. Запишите 1-2 функциональных метода терморегуляции, которые вы можете посоветовать Ивану при изготовлении рубашки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рубашку можно сделать на основе капилляров: какую жидкость уместно использовать для эффекта охлаждения? (Спирт, вода, глицерин)
«Береги нос в большой мороз» - о чем эта пословица?
Б ыстрое испарение эфира или хлористого этила позволяет «заморозить› кожу больного, сделать ее не чувствительной к боли. Это часто делают спортсменам при ушибах и растяжениях. Какое физическое явление положено в основу эффекта «заморозки»?
При прохождении через атмосферу планеты корпус аппарата в результате трения нагревается. Корпус покрывают специальным веществом. Какими функциями (свойствами) должно обладать такое вещество?
Работа с текстом:
Наташа провела опыт: опыт проводился в один день на протяжении 1-1,5 часа, так что все измерения фиксировались при постоянном атмосферном давлении. Фиксировалась температура воды на момент закипания. Глубина воды в кастрюле тоже была постоянной. Измерения проводились термометром с ценой деления шкалы 0,1°С с помощью измерения ±0,05°С. Фиксировалось давление атмосферного воздуха над поверхностью вода на момент закипания. Данные опытов приведены в таблице 2.
По данным измерений Наташа построила график:
Задание 1. Объясните, какую гипотезу проверяла Наташа и какие результаты она получила.
Задание 2. Выберите верные утверждения:
А) Лучше стерилизовать банки в скороварке, т.к. атмосферное давление в ней в два раза больше, чем нормальное атмосферное давление.
Б) В шахте на глубине 2 км температура кипения уменьшается.
В) В чайнике с крышкой на носике вода при кипении будет иметь большую температуру.
Жизненные задачи:
1. Мама решила подать к столу торт «Вишенка». В магазине он стоит 380 рублей. Что дешевле: купить торт в магазине или приготовить самой, если на покупку продуктов ушло 350 рублей. Для того, чтобы приготовить пышное тесто, мама использовала миксер: мощность миксера 250 Вт, время работы – 15 минут. Целый час выпекала мама торт в духовом шкафу, который имеет мощность 3.65 кВт. Тариф на электроэнергию за 1 кВт*час равен 4 рубля.
2. При изготовлении льда в морозильной камере домашнего холодильника потребовалось 7 мин для того, чтобы охладить воду от 4 °С до 0 °С. Удельная теплоёмкость воды св = 4200 Дж/(кг⋅°С), удельная теплоёмкость льда сл = 2100 Дж/(кг⋅°С), удельная теплота плавления льда λ = 330 кДж/кг.
1) Какое количество теплоты отдала вода при охлаждении до 0 °С, если её масса 100 г?
2) Сколько времени потребуется для превращения этой воды в лёд, если мощность холодильника не меняется? Ответ выразить в минутах и округлить до целого числа.
3) Для охлаждения лимонада на празднике Пете потребуется 500 г льда. За какое время до прихода гостей он должен поставить в холодильник воду при температуре 4 °С, чтобы она успела замёрзнуть?
Напишите полное решение этой задачи.
Задания по теме «Динамика. Законы сохранения в механике» 9 класс.
Прочитайте текст «Футбол»
Футбольные бутсы имеют шипы на подошве Шипы или шипы представляют собой выступы на подошве обуви или на внешнем креплении обуви, которые обеспечивают дополнительное сцепление на мягкой или скользкой поверхности.
Задание 1. Выбери верные утверждения:
Благодаря шипам увеличивается сила трения футболиста о поверхность футбольного поля;
Футбольный мяч в игре останавливается в результате удара о ногу футболиста или о борт футбольного поля.
Мяч и футболисты двигаются по полю по инерции.
Законы инерции проявляются при игре в футбол в некоторых моментах.
По данным FIFA, у топовых мастеров она в диапазоне 35 – 37 км/ч! В Топ-10 быстрейших футболистов мира по версии Le Figaro превые три места принадлежат Килиан Мбаппе («ПСЖ») — 36,0 км/ч, Иньяки Вильямс («Атлетик») — 35,7 км/час и Пьер-Эмерик Обамейанг («Арсенал») — 35,5 км/час.
Задание 2. Чему равны максимальные скорости, развиваемые футболистами в системе СИ
Задание 3. На рисунке приведены графики скорости трех футболистов: какой из футболистов двигается с большим ускорением и способен развивать наибольшую результирующую силу.
Задание 4. Чему равна равнодействующая сила самого быстрого футболиста, если при росте 178 см его масса 73 кг.
Задание 5. Чему равен максимальный импульс самого медленного футболиста в этой тройке сильнейших. Массу футболиста примите равной 70 кг.
Задание 6. Какую кинетическую энергию имеет не самый быстрый и не самый медленный футболист. Массу футболиста примите равной 70 кг.
С тандартный мяч для игры в футбол профессиональными игроками — мяч под номером 5. Размер такого предмета — самый востребованный в мире, окружность — 68-70 см, а вес — 450 грамм. Благодаря камере футбольный мяч сохраняет свои размеры и упругость. По состоянию на 2022 год рекордсменом по скорости удара по мячу является бразилец Ронни Эберсон Фуртадо де Араужо, который подал мяч со скоростью 210,9 км/ч. После удара, мяч деформировался так, как показано на рисунке.
Задание 7. Чему равен коэффициент жесткости мяча, если мяч деформировался на 3 см?
Ч асто удары футболистов по мячу такие, что мяч, двигается по дуге (см. рисунок). Если же мяч имеет вращение влево, то на его поверхности в одной точке создается избыточное давление, а на противоположной же стороне, образуется разреженная воздушная среда. В связи с этим при вращении мяча влево он отклоняется влево, при вращении вправо - вправо, при вращении вперед - вниз и при вращении назад - вверх.
Задание 8. Нарисуйте силы, действующие на мяч в момент удара игрока.
Задание 9. Чему равно центростремительное ускорение мяча, действующее на мяч в точке, где радиус кривизны составляет 5м ? Массу мяча примите равной 450 грамм.
Задание 10. Длина футбольного поля около 120 м. Оцените силу удара Килиан Мбаппе , если скорость мяча при ударе 36,0 км/ч, и мяч пролетел от одного конца поля до другого.
Источники:
Способы развития продуктивного мышления (https://molotokrus.ru/sposoby-razvitiya-produktivnoe-myshlenie/)
Спицына Любовь Ивановна
Легоцкая Вера Сергеевна
Шишкина Людмила Николаевна
Турышева Наталья Валерьевна