Разработка интегрированного урока «Тепловые двигатели» (8 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА (ФИЗИКА – ЭКОЛОГИЯ)
«Тепловые двигатели»
|
ФИО: Сафронов Евгений Николаевич |
|
|
Место работы: МОБУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области |
|
|
Должность: учитель |
|
|
Предмет: физика |
|
|
Класс: 8 |
|
|
Тема и номер урока в теме: Тепловые двигатели (урок №13 в теме Тепловые явления). |
|
|
Базовый учебник: Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников; под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена.- М.: Мнемозина, 2015. |
Цели урока:
- обучающие: создать условия для изучения нового материала; организовать учебную деятельность по введению понятия «тепловые двигатели»; способствовать формированию умений наблюдать и объяснять принцип действия тепловых двигателей; показать значение тепловых двигателей в жизни человека.
-развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и практических умений.
-воспитательные: содействовать формированию навыков коллективной деятельности, добросовестного отношения к труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: рабочее место учителя, оборудованное компьютером, проектором с экраном:
лабораторное оборудование: набор стеклянных сосудов, пробка, спиртовка, модели тепловых двигателей.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверить готовность обучающихся к уроку.
(Посмотрите, у всех ли на столах учебник, тетрадь, ручка, линейка, калькулятор). А теперь, закройте глаза, положите руки на колени, ладошками вверх. Представьте, что у вас в ладошках солнце, оно наполняет вас энергией, вы все вспомнили и готовы работать. Откройте глаза, мы приступаем к работе.
II. Вхождение в тему урока. (Слайды №1-2)
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле, -
Самосвалу, свистку паровоза,
Автомобилю во дворе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Ходят по морю корабли, -
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди смогли. (В. Шефнер)
3. Изучение нового материала.
Учитель физики.
1. Жизнь людей невозможна без использования различных видов тепловых двигателей. Двигатели составляют основу современной цивилизации. Без них мы не имели бы электроэнергии, не могли бы быстро перемещаться из одного места в другое, это различные виды транспорта„ Транспорт обязательное звено между заводами - изготовителями и потребителем.
Все тепловые двигатели работают на различном топливе. Каком? Использовать внутреннюю энергию топлива – значит совершать за счет нее полезную работу.
Эксперимент №1 ( Нагревание воды в пробирке, закрытой пробкой)
Эксперимент №2 (Подъем воды в колбе)
Что вы наблюдали? - Пар совершил работу. Внутренняя энергия топлива превратилась в механическую энергию. Q = ?
Тепловые двигатели – устройства, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию. (Слайд №3)
Существует несколько видов двигателей (Слайд №4-8)
Демонстрация моделей тепловых двигателей.
2. Рождение теплового двигателя было нелегким. Много изобретателей в разных странах работали над их созданием. Чтобы осознать громадное значение тепловых двигателей в жизни человеческого общества, проследим историю развития тепловых двигателей
Выступления учащихся
1-ый выступающий:(Слайды №9-11) Считается, что идея использования силы пара для превращения ее в энергию движения принадлежит Герону Александрийскому, жившему в 1 веке нашей эры и создавшему - "шар Эола". Это был металлический шар, вращающийся под давлением пара, и это была забавная игрушка.
Архимед изобрел пушку, которая стреляла за счет энергии пара. Это медная пушка, дымоход которой разогревали докрасна и заливали водой, которая немедленно превращалась в пар. Давление пара мгновенно возрастало так, что этого было достаточно для выстрела железного шара находящегося в стволе. Ствол пушки – это цилиндр, по которому, как поршень, скользило ядро.
Первая попытка поставить пар на службу человеку была предпринята в Англии в 1698 г. военным инженером Томасом Сэйвери. Он создал паровой водоподъёмник, предназначавшийся для осушения шахт и перекачивания воды, и ставший прототипом паровой машины.
Затем появилась пароатмосферная машина английского инженера Томаса Ньюкомена. За один день она выполняла работу, которую бригада из 25 человек и 10 лошадей, работая посменно, раньше выполняла за неделю.
В 1763 году русский изобретатель Ползунов создает первую в России пароатмосферную машину, которая могла приводить в движение мехи для подачи воздуха к 10-12 плавильным печам.
2-ой выступающий: (Слайд №12) Создателем первой паровой машины, получившей широкое распространение, считается английский механик Джеймс Уатт. С 1776 года началось фабричное производство паровых машин. В 1768 году на шахте горнозаводчика Ребука была построена большая машина Уатта, на изобретение которой он получил свой первый патент. (Предприниматель Болтон – деловой партнер Д.Уатта)
Для измерения мощности паровых машин Уатт ввел понятие "лошадиная сила", которая используется и по настоящее время. Одну из машин Уатта купил пивовар, чтобы заменить ею лошадь, которая приводила в действие водяной насос. При выборе необходимой мощности паровой машины пивовар определил рабочую силу лошади как восьмичасовую безостановочную работу. Расчет показал, что каждую секунду лошадь поднимала 75 кг воды на высоту 1 метр, что и было принято за единицу мощности в 1 лошадиную силу.
Учитель физики.
Работы Уатта положили начало промышленной революции вначале в Англии, а затем и во всем мире. Они сделало возможным создание парохода (1807 г.) и паровоза (1814 г.) (Слайд № 13 )
3-ий выступающий : (Слайды № 14-16) Первые изобретения самодвижущихся повозок, оснащенных паровыми двигателями относятся к концу 18 века. Слово "автомобиль" и означает "самодвижущаяся повозка". Самым первым автомобилем в натуральную величину стал тягач с паровым двигателем, созданный в 1769 году французом Николасом Куньо для перевозки орудий. Машина двигалась со скоростью 3,6 км/час, но только в течение 12 мин, поскольку на большее не хватало ни воды, ни пара. Вскоре Кюньо построил новый, больший по размерам тягач. Однако во время демонстрации у машины заклинило механизм управления, и машина, поехав не в ту сторону, врезалась в кирпичную стену, развалив её, а паровой котёл вдобавок взорвался... Затем появились первый компактный паровой автомобиль англичанина Ричарда Трейвисика, предназначенный для перевозки людей - «Пыхтящий Дьявол»(15 км/ч), автомобиль-амфибия, паровые кареты–дилижансы, трактор с паровым двигателем. Интересно, что человек, управлявший автомобилем, назывался водителем, а человек, стоящий сзади, который разжигал паровой котёл – шофёром
Учитель физики.
По мере увеличения количество парового транспорта на дорогах английское правительство стало издавать очень строгие правила для паровых дилижансов.
Первое правило:
Впереди каждого парового дилижанса, на расстоянии пятидесяти пяти метров, должен идти человек с красным флагом. При встрече с каретами или всадниками он должен предупреждать путников о том, что за ним следует паровик.
Второе правило:
Машинистам строго воспрещается пугать лошадей свистками. Выпускать пар из машин разрешается только в случае отсутствия на дороге лошадей.
Третье правило:
Скорость движения паровика не должна превышать в деревне шести километров в час, а в городе - трех километров.
Вот какие правила: не свисти, не дыши, и ползи, как черепаха!
В настоящее время тепловые двигатели получили широкое применение (Слайд 17)
Физминутка - Отдых для глаз (упражнения: «СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ"»,
« ПИСЬМО НОСОМ»)
3.Учитель объясняет устройство и принцип действия паровой турбины (Слайд 18-20); реактивного двигателя (Слайд 21-22); двигателя внутреннего сгорания (используя модель) (Слайд 23-25). 4.Экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей (выступление обучающихся)(Слайды №26-27) Количество сжигаемого топлива таково, что выделяемые при горении продукты не успевают рассеяться, накапливаются и начинают вносить свою лепту в отлаженный, тонко согласованный механизм природы: меняется состав воздуха в больших городах и вблизи крупных энергетических предприятий, накапливается углекислый газ, порождающий парниковый эффект. Последствия сжигания топлива: кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение атмосферы, загрязнение почвы, воды и др
Человек не мыслит сейчас своего существования без автотранспорта, но если посмотреть на это удобство с другой стороны - с точки зрения загрязнение окружающей среды.
84 % выбросов в атмосферу производят не промышленные предприятия, а автотранспорт. Состав вредных веществ (их выделяется около 200 видов) существенно зависит от рода применяемого топлива, режима работы двигателя, от его технического состояния, условия движения автомобилей. Пример: один легковой автомобиль поглощает из атмосферы больше 4 тонн кислорода, выбрасывает с выхлопными газами около 800 кг СО, 40кг оксидов азота, 200кг различных углеводородов. Эксплуатация автотранспорта может вызвать три «вредных» эффекта: а) выделение в атмосферу токсичных веществ; б) шумовое воздействие; в) эрозию почвы.
Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу одним автомобилем в течение часа (г.)
Хим. соединения |
Грузовики |
Легковые |
Автобусы |
СО |
20,925 |
9,375 |
9,5 |
NО2 |
2,9 |
1,825 |
0,74 |
С |
0,8 |
- |
0,125 |
SО2 |
0,19 |
- |
0,03 |
Рb |
0,008 |
0,01 |
0,05 |
Пути ликвидации экологических проблем связанных с применением тепловых двигателей. (Слайд №28)
Чтобы уменьшить загрязнения окружающего воздуха работающими тепловыми двигателями, необходимо…(Выбрать верные утверждения)
Более полное сгорание топлива в двигателях.
Более тщательная очистка газов, выделяющихся топками электростанций и двигателями внутреннего сгорания.
Поиск более «чистого» горючего.
Использование двигателей с небольшим КПД.
Не экономить воду, электроэнергию.
Не уничтожать зеленый покров земли
ΙΙΙ. Первичное закрепление изученного материала.
1. (Фронтальный опрос) (Слайд №29)
-
Что такое тепловой двигатель?
Назовите четыре вида тепловых двигателей.
Каков принцип паровой турбины? Где используют паровые турбины?
Каков принцип работы реактивного двигателя? Где используют реактивные двигатели?
Кто первым предложил использовать реактивные двигатели для космических полетов?
Каков принцип работы двигателя внутреннего сгорания? Опишите кратко каждый из четырех тактов работы двигателя, используя модель.
Как влияют тепловые двигатели на окружающую среду?
Назовите пути ликвидации экологических проблем, связанных с применением тепловых двигателей.
2. Тестирование по теоретическому материалу (проверка основных понятий) - карточки.
ΙV. Итог урока (Слайд №30)
Учитель физики.
Тепловые двигатели – это …
Любой тепловой двигатель состоит из …
Четыре вида тепловых двигателей - …
Являются ли тепловые двигатели помощниками человека? Врагами ?
Вывод: Для того чтобы тепловые двигатели были помощниками человека на современном этапе, необходимо:
- Не уничтожать зеленый покров Земли; - Посадить и вырастить дерево; - Не ездить без нужды на автомобиле, мотоцикле; - Экономить воду, электроэнергию; - Охранять лес, родники, речушки.
Береги свою планету!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят.
Воздух нежно голубой
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой:
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету.
Ведь другой на свете нету!
V. Домашнее задание: П. 6. Какие виды тепловых двигателей вы используете дома, их характеристики. (письменно в тетради)
VI. Рефлексия.
Список используемых ресурсов: http://ru.wikipedia.org http://school28.tomsk.ru
http://otherreferats.allbest.ru http://www.cap.ru http://www.saratov-media.ru
http://class-fizika.narod.ru А.А. Фадеева, А.В. Засова ФИЗИКА 7-8-9 Книга для учителя М: Просвещение,2000.