Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25 «Солнышко»
Проект
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно – образовательной деятельности в группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Подготовила:
Учитель – логопед
Панкратова О.В.
г. Чебаркуль, 2021.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….3
Актуальность………………………………………………………………..3
Цель, задачи, ожидаемые результаты и продукты проекта………….3 – 4
Аннотация проекта……………………………………………………..4 – 5
Этапы реализации проекта………………………… ………………..........5
План мероприятий……………………………………………………...6 – 8
Выводы о результатах деятельности ……………………………………..9
Приложение 1. Список литературы……..........................................................10
Приложение 2. Консультация для родителей..........................................11 – 14
Приложение 3. Фотоотчёт о проведении коррекционно – образовательной деятельности……………………………………………………………...15 – 16
Приложение 4. Другие материалы проекта: картотеки, сборник консультации для родителей «О здоровье детей» и пр. (отд. папка)
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г № 1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни; обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслима педагогическая деятельность современного дошкольного учреждения.
АКТУАЛЬНОСТЬ
С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, ринолалией, увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в группу компенсирующей направленности. В связи с этим в последние годы среди логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, на целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребенка.
Именно поэтому в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №10 «Семицветик» было решено реализовать проект с использованием здоровьесберегающих технологий.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА
Цель проекта: изучение и внедрение в практику здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС, обеспечивающих каждому ребенку укрепление психического и физического развития.
Задачи:
Создать предметно – пространственную развивающую среду группы и условия для оздоровительной коррекционно – образовательной деятельности;
Корректировать все компоненты речевой системы детей с ТНР с внедрением здоровьесберегающих технологий во время проведения НОД и в различные режимные моменты.
Повысить адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям) с помощью здоровьесберегающих технологий.
Участники проекта. Учитель – логопед, воспитатели, дети, родители группы компенсирующей направленности для детей с ТНР №10 «Семицветик».
Формы работы:
Совместная деятельность взрослого с ребёнком
Самостоятельная деятельность детей
В обеих формах работы для достижения наилучшего результата были использованы:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз, логоритмика)
Технологии обучения здоровому образу жизни (НОД (физическая культура), утренняя гимнастика, точечный массаж, самомассаж, Су – Джок).
Коррекционные технологии (музыкотерапия, непосредственно коррекционные занятия с логопедом).
Предполагаемые результаты.
Создание единого инновационного пространства.
Повысится результативность воспитательно – образовательного процесса.
3. У воспитанников группы появится стойкая мотивация на здоровый образ жизни, будет наблюдаться положительная динамика состояния здоровья, уменьшатся речевые дефекты.
4. У родителей сформируют ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Предполагаемые продукты деятельности.
Для детей:
1. В группе создан «Уголок здоровья» со всеми необходимыми материалами и атрибутами, необходимыми для организации здоровьесберегающих технологий.
2. Созданы: картотека артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики, картотека логоритмических упражнений, картотека кинезиологических упражнений.
3. Разработаны конспекты НОД и др. мероприятий по теме проекта.
Для родителей:
1. Разработаны консультации по теме проекта.
2. Подготовлены фотоотчеты о работе по теме проекта в группе.
3. Обобщен и представлен опыт работы на родительском собрании через организацию презентации проекта.
Для педагогов:
1. Подготовлены фотоматериалы коррекционно – образовательной деятельности детей, а также конспекты методических разработок.
2. Обобщен и представлен опыт работы на педагогическом совете через организацию презентации проекта.
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Педагогический проект с использованием здоровьесберегающих технологий затрагивает актуальный вопрос обеспечения каждому ребенку с ТНР укрепления психического и физического развития. Он является долгосрочным, рассчитан на один учебный год.
Реализация данного проекта предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через организованную коррекционно – образовательную деятельность, самостоятельную детскую деятельность, дидактические игры, артикуляционные игры с элементами биоэнергопластики и др. мероприятия. Предлагаемые формы работы являются актуальными, так как помогают уменьшить речевые дефекты и оказывают положительное влияние на общее физическое развитие детей с речевой патологией.
Проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап – организационный (сентябрь 2020 года).
Содержание деятельности:
Изучение методической литературы по теме проекта.
Создание картотек, подбор основного оборудования и материала для организации здоровьесберегающих технологий
Проведение входных диагностических мероприятий у воспитанников группы и их родителей.
Составление плана мероприятий для всех представителей образовательного пространства (дети, родители, педагоги).
II этап – деятельностный (сентябрь 2020 года – март 2021 года).
Содержание деятельности:
Организация работы с детьми, родителями, педагогами согласно разработанного плана.
III этап – заключительный (апрель 2021 года).
Содержание деятельности:
Проведение итоговых диагностических мероприятий с воспитанниками и их родителями.
Анализ результатов деятельности.
Презентация работы с детьми на итоговых мероприятиях учебного года: родительском собрании, педагогическом совете.
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Для детей:
Месяц | Вид деятельности, название |
Сентябрь | Диагностика |
Октябрь – март | Использование: 1. Технологий сохранения и стимулирования здоровья (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз, логоритмика) 2. Технологий обучения здоровому образу жизни (НОД (физическая культура), утренняя гимнастика, точечный массаж, самомассаж, Су – Джок). 3. Коррекционных технологий (музыкотерапия, кинезиологические упражнения, непосредственно коррекционные занятия с логопедом). во всех видах НОД, а также в других видах деятельности согласно режиму дня |
Апрель | Диагностика |
Для родителей:
Месяц | Вид деятельности, название |
Сентябрь | Входное анкетирование «Что я знаю о здоровьесбережении детей?» Ознакомление родителей с планом работы по реализации проекта Совместное с воспитателями создание условий для организации здоровьесберегающих технологий |
Октябрь – март | Постоянное пополнение предметно – пространственной развивающей среды группы по тематике проекта Проведение консультаций согласно сборника консультаций для родителей «О здоровье детей». Размещение информационных листов по тематике проекта в уголках для родителей Домашние задание с использованием здоровьесберегающих технологий |
Апрель | Итоговое анкетирование Презентация опыта работы по проекту на родительском собрании |
Для педагогов:
Месяц | Вид деятельности, название |
Сентябрь | Создание картотеки артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики; картотеки логоритмических упражнений, картотеки кинезиологических упражнений. Разработка конспектов НОД и др. мероприятий с детьми |
Октябрь – март | Непосредственная организация НОД и др. мероприятий по разработанным конспектам и картотекам с целью выяснить степень полезности методических разработок |
Апрель | Презентация опыта работы по проекту (фотоматериалов, методических разработок) на педагогическом совете |
7. ВЫВОДЫ О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В группе преобразована ППРС. В «Уголке здоровья» появилось большое количество игр, оборудования и материалов (традиционных и нетрадиционных (сделанных своими руками) для:
ходьбы по коврику из пробок, пуговиц, крупы, мелких камушек, где происходит массаж стопы ног.
развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки.
массажа ладоней рук, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма.
массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики: веревки с узелками, фломастеры, ребристые дорожки.
ежедневной после сна оздоровительной гимнастики босиком под музыку.
Оборудование и материалы
соответствуют возрастным особенностям и уровням развития детей.
У воспитанников группы наблюдается положительная динамика состояния здоровья, уменьшаются речевые дефекты.
С родителями воспитанников установлены доверительные, партнерские взаимоотношения. В настоящий момент они активно участвуют в реализации всех мероприятий проекта, оказывая посильную помощь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Список литературы:
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
Никитина М.И. Психолого – педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста. – СПб, 2006.
Общая психология детей / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2006.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.
Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. – Ярославль, 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей на тему:
«Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был сильным, бодрым, энергичным: бегал, не уставая, катался на велосипеде, плавал, играл с ребятами во дворе, не болел. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание работе, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Одной из главных задач и нашего сада является: сохранять, укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье дошкольника.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающей технологии:
1.Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
1 группа Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.)
подвижные и спортивные игры
контрастная дорожка
2 группа Технологии обучения здоровому образу жизни.
утренняя гимнастика
физкультурные занятия
спортивные развлечения, праздники
День здоровья
СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
3 группа Технологии музыкального воздействия.
музыкотерапия
сказкотерапия
4 группа Технология коррекции поведения.
Таким образом в нашей группе оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием для:
-ходьбы по коврику из пробок, пуговиц, крупы, мелких камушек, где происходит массаж стопы ног.
- развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки.
-массажа ладоней рук, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма.
- массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики: веревки с узелками, фломастеры, ребристые дорожки.
- ежедневной после сна оздоровительной гимнастики босиком под музыку.
Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Поставленные цели и задачи я успешно реализую на практике: динамические паузы я провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Туда включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
Релаксация. Гимнастика пальчиковая проводятся с детьми своей возрастной группы индивидуально, либо с подгруппой ежедневно в любое удобное время, а также во время занятий.
Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
Гимнастика дыхательная в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна: во время гимнастики.
Гимнастика бодрящая ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дорожкам.
Физкультурные занятия – 3 раза в неделю.
Проводятся в хорошо проветренном помещении 2 раза в неделю, в физкультурно-музыкальном зале. Средняя подгруппа – 20/25 мин., старшая подгруппа – 25/30мин.1раз на свежем воздухе.
Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
Психогимнастика. 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Технология воздействия через сказки (сказкотерапия) Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии с детьми старшей подгруппы учим составлять словесные образы. Вспоминая старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Технологии музыкального воздействия. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводим совместно (воспитатели и музыкальный руководитель). Так же с детьми проводятся разные виды закаливания:
- ходьба босиком по мокрой дорожке проводится после дневного сна.
- обширное умывание.
- ходьба по ребристым дорожкам.
Использование здоровьесберегающих технологий предполагает и работу с родителями. Перед нами стоит задача:
-ознакомить родителей с факторами влияющими на здоровье детей, с условиями созданными для охраны здоровья детей в группе. — консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий.
- родительское собрание;
- папки-передвижки;
- семинары-практикумы;
-анкетирование;
- совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей;
-обучение родителей приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы);
- выпуск газеты;
Педагогическими условиями здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня.
Родители являются примером подражания для своих детей и авторитетом. Поэтому очень важно чтобы родители прислушивались к советам, рекомендациям воспитателей по организации режима дня, досуга дома.
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. Дети быстрее адаптируются в предметно пространственной среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность. Так же хочется отметить улучшение показателей социального здоровья.
Здоровье детей в детском саду — это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волошина Л. «Организация здоровье сберегающего пространства» //Дошкольное воспитание. – 2004. - N1. - С.114-117.
2. Терновская С.А., Теплякова Л.А. «Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении»// Методист.- 2005.- N4.-С.61-65.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Фотоотчёт о проделанной коррекционно – развивающей работе с воспитанниками группы компенсирующей направленности для детей с ТНР №10 «Семицветик».