Проект по патриотическому воспитанию «Родина-Россия» в коррекционной работе с обучающимися с легкой интеллектуальной недостаточностью подготовительного возраста
Проект по патриотическому воспитанию
«Родина-Россия»
в коррекционной работе с обучающимися с легкой интеллектуальной недостаточностью подготовительного к школе возраста
Санкт-Петербург
2022г
Паспорт проекта
Наименование учреждения | Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №103 компенсирующего вида Невского района Санкт- Петербурга |
Название проекта | « Родина-Россия» |
Цель проекта | формирование и систематизация представлений о своей родине, о ее культуре и истории, традициях, символах. |
Задачи проекта | - Расширять представления о России, познакомить с ее городами, со столицей России - Москвой. - Познакомить с разными национальностями, населяющими Россию, воспитывать уважительное отношение к людям другой нации. - Знакомить детей с ОВЗ с русской культурой, языком, традициями. - Формировать у детей с ОВЗ бережное отношение к природе. Вызвать чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. - Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания. - Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага. - Воспитывать у дошкольников с ОВЗ любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России. |
Тип проекта | познавательный, групповой. |
Сроки реализации проект | долгосрочный |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта | - формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины; повышение интереса дошкольников с ОВЗ к своему городу, своей стране - выставка магнитов с изображением городов России -посещение Российского Этнографического музея, онлайн экскурсия по музею. - выставка творческих работ детей: обрывная аппликация «Флаг России», рисование «Народные промыслы», лепка «Хохломская посуда», аппликация «Матрешка» -оформление уголка «Патриотическое воспитание» |
Участники | дети подготовительной группы с ЛИН, специалисты, воспитатели, родители. |
Продукт детской деятельности | Плакат-карта нашей Родины России Оформление выставки творческих работ детей |
Введение
Подъем национального самосознания в последние годы обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Официальные документы и государственные программы, касающиеся патриотического воспитания граждан, рассматривают возрождение и развитие патриотизма как важную цель и социальную ценность, которая является основой духовно-нравственного единства Отчизны. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
Процесс формирования патриотизма является историческим и остается актуальным и в наше время.
Очень важно, чтобы юные граждане Российской Федерации были не только патриотами, по-настоящему любили свою Родину, но и овладевали определённым уровнем правосознания, позволяющим адекватно воспринимать существующие реалии. Именно осознанное восприятие гражданами своих неотъемлемых прав, неразрывно связанных с основными обязанностями перед обществом и государством, поднимает на новый уровень культуру социально-политической жизни страны.
Актуальность
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины. С данной целью в нашей группе был организован проект «Наша Родина-Россия»
Проблема: дети мало знают о своей Родине, о символике России, о народных промыслах.
Цель проекта: формирование и систематизация представлений о своей Родине, о ее культуре и истории, традициях, символах.
Задачи проекта:
- Расширять представления о России, познакомить с ее городами, со столицей России - Москвой;
- Познакомить с разными национальностями, населяющими Россию, воспитывать уважительное отношение к людям другой нации;
- Знакомить детей с ОВЗ с русской культурой, языком, традициями;
- Формировать у детей с ОВЗ бережное отношение к природе. Вызвать чувство восхищения и восторга красотой своей Родины;
- Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания;
- Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага;
- Воспитывать у дошкольников с ОВЗ любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы с ЛИН, специалисты, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
- формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
- повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;
- выставка магнитов с изображением городов России;
- посещение Российского Этнографического музея, онлайн экскурсия по музею;
- выставка творческих работ детей;
- Оформление уголка «Патриотическое воспитание»
Предварительная работа:
- постановка цели;
- определение направлений, объектов и методов, наиболее доступных в работе с детьми с ОВЗ;
- подбор литературы, материалов для видеопрезентаций;
- выбор оборудования и материалов.
Продукт проекта: Плакат-карта нашей Родины России
Формы взаимодействия с детьми с ОВЗ и родителями:
С детьми:
- непосредственная образовательная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- ситуационное общение беседы, рассказы;
- просмотр презентаций;
- прослушивание музыкальных произведений, мультфильмов;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- игры (подвижные, дидактические, ролевые и др.);
С родителями:
- консультации и беседы по проблемам патриотического воспитания;
- совместное создание коллекций магнитов с изображением городов России, книжной выставки;
- рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме;
- выставка для родителей творческих работ детей.
- конкурс-выставка «Символы России»;
- рекомендации посещения музеев и выставок: Российский Этнографический музей, музей игрушки, военно-патриотические музеи.
Этапы работы над проектом:
1 этап:
- создание предметно – развивающей среды, оформление уголка патриотического воспитания;
- подобрать картины, иллюстрации, аудиозаписи, подготовить презентации;
- подобрать детскую литературу;
- подготовить образцы народной росписи;
- подготовить материалы для совместной деятельности.
2 этап:
Речевое развитие
- Вводная беседа «Наша Родина – Россия!»;
- Беседа «Символы государства», «Природа нашей страны;
- Чтение художественной литературы: А. Ишимова «История России в рассказах детей», С. Михалков «Россия», В. Степанов «Флаг России», пословицы, поговорки о Родине;
- Чтение русских народных сказок «Маша и медведь», «Колобок », «Гуси-лебеди» и т.д.
- Разучивание песен, потешек, частушек, стихов.
Познавательное развитие
1.Просмотр презентаций «Наша Родина Россия», «Москва – столица России»;
2. Знакомство детей с символами России: герб, флаг, гимн;
3. Просмотр презентации «Природа нашей Родины»;
4. Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций;
5. Досуг педагоги, родители, дети «Наша Родина-Россия»;
6. Беседа на тему: «Дружба народов всех национальностей», «Города России»;
7. Дидактические игры « Собери картину», «Узнай наш флаг», «Чей костюм?»;
8. Посещение Российского Этнографического музея.
9. Беседа на тему: «Семья и быт в Руси» (с наглядной демонстрацией предметов быта, одежды,муз. инструментов)
Художественно-эстетическое развитие
- Слушание гимна России;
- Лепка «Хохломская посуда»; ;
- Рисование «народные промыслы»;
- Обрывная аппликация «Флаг России»;
- Конструирование «Кремль»;
- Слушание песни «Край, в котором ты живешь» (слова Ю. Этина, музыка Г. Гладкова);
- Разучивание песни «У моей России длинные косички»;
- Аппликация «Матрешка».
Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по России»;
- Ситуативная беседа «О чем говорят символы России?»;
- Игра «Быт семьи в Руси»
- Народные игры и забавы.
Физическое развитие
- Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки»;
- Хороводная игра «Веночек», «Платочек»;
- Пальчиковая игра «Наш дом», «Город – это улицы».
3 этап:
- Выставка магнитов «Города России».
-Выставка поделок, рисунков.
Список используемой литературы:
1. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
2. Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
3. С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка-Пресс 2000г.
4.Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.
5.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?» М.Сфера 2003г