Статья «Проект как вид самостоятельной творческой работы обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат»
Статья для Всероссийского конкурса методических разработок «Метод проектов как средство обучения в рамках реализации новых ФГОС»
Подготовила: учитель высшей квалификационной категории Мартышова Екатерина Николаевна
д. Большие Круты
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
Обоснование возможности использования метода проекта при обучении детей с ОВЗ на предмете «технология».
Условия и особенности проектной деятельности в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Объединение классно-урочной и проектной формы занятий.
Заключение.
Обоснование возможности использования метода проектов при обучении детей c ограниченными возможностями ЗДОРОВЬЯ на предмете «технология»
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.
Практика показала, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.
Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие обучающиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.
Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития различных трудовых навыков создать творческую атмосферу в коллективе.
Обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.
Проектная деятельность интегрирует содержание всех блоков образовательной области «Технология», показывает их взаимосвязь и даёт возможность обучающимся понять роль каждого блока.
Основные функции проектной деятельности
Образовательная функция подразумевает знакомство обучающихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:
деловитости;
предприимчивости;
ответственности.
Развивающая функция состоит в осознании школьниками возможностей применять абстрактные технологические знания и умения для анализа и решения практических задач.
Коррекционая функция заключается в возможности проявиться созидательным и творческим силам и стремлениям детей, в стимуляции компенсаторных процессов, развитии познавательных возможностей.
Продуктивность применения проектного метода обусловлена:
технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
достаточно высокой эффективностью уроков;
развитием речевых навыков обучающихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
развитием и поддержанием интереса к предмету;
практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
развитием коммуникативных навыков обучающихся;
созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и обучающихся.
УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ
Для детей с недостатком интеллекта, это очень сложный вид деятельности, но в тоже время, метод проектов представляет собой очень гибкую модель организации образовательно- воспитательного процесса и строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы закладывается ряд положений:
постепенное увеличение объёма знаний и навыков.
выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых и заканчивая более сложными.
постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем.
постепенное осознание обучающимися собственных способностей и возможностей для удовлетворения потребностей личности и общества.
возможность выбирать для проекта актуальные проблемы.
Метод проектов помогает школьникам овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в изделии, а также способствует реализации дидактических функций.
Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.
Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности обучающихся. «Копилка» должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.
Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы. В своей работе используем следующий алгоритм работы над проектом:
1. Организационно-подготовительный этап:
1.1. Тема проекта
1.2. Цели и задачи проекта
1.3. Выбор модели.
2. Конструкторский этап:
2. 1. Эскиз изделия.
2.2. Разработка конструкторско-технологической документации.
2.3. Подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы.
3. Технологический этап:
3.1. Технологическая последовательность изготовления изделия.
3.2. Техника безопасности при выполнении проекта.
4. Оценка выполненного изделия
4.1.Экономическая оценка
4.2. Реклама изделия
4.3. Самооценка выполненной работы
5. Использованные источники
ОБЪЕДИНЕНИЕ КЛАССНО- УРОЧНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Возможно ли объединение классно-урочной и проектной формы занятий?
Учебный план школы для детей с нарушением интеллекта позволяет заняться проектной деятельностью с обучающимися, так как предполагает аудиторную занятость обучающихся от 6 часов в неделю в 5 классе до 18 часов - в 10 и 11 классах. Все виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету «швейное дело», и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно. Кроме того, наполняемость трудовых групп составляет, как правило 5-8 человек. Что сводит к минимуму время внеурочной занятости для работы над проектом, как обучающихся, так и учителя.
При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить обучающимся выполнение проекта и запланировать эту работу.
Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность педагога в ходе работы над проектом играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний обучающихся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности обучающихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно -ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Обучающийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта обучающихся.
Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы обучающихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.
Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности обучающегося за счёт включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает обучающимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
Значение такой формы организации труда обучающихся с нарушением интеллекта трудно переоценить. Обучающиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. Дефектология. – 1986. - №6.
2. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классик стиль. 2003.
3. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М., Педагогика, 1995.
4.Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. Дефектология. – 1993. - №5.
5. Кузьмицкая М.И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М., 1971г., с. 83-95
6 . Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под. ред. Дульнева Г.М. – М., Педагогика, 1971.
7. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.
8. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
9. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Ред.-сост. Е. И. Соколова; Под ред. Н.Л. Селивановой. М.:
Педагогическое общество России, 1998.
10. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
Информационно- справочные и поисковые системы
http://festival.1september.ru/articles/627867/
http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm