Проект урока русского языка в 6 классе на тему «Путешествие по стране всяческих действий»

6
0
Материал опубликован 11 October 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ковернинская средняя школа №1»

Ковернинского района Нижегородской области

 

Проект урока русского языка в 6 классе на тему

«Путешествие по стране всяческих действий»

(Употребление наклонений глагола в речи)

 

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Унжина Наталья Петровна

 

п. Ковернино
2016


 

Базовый учебник: Русский язык: учебник для 6 класс общеобразовательных учреждений / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Вид урока: урок-путешествие.

Задачи:

Обучающие: обобщить и закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи; продолжить работу по формированию орфографических навыков и отработке грамматических норм.

Развивающие: способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, развитию навыков индивидуальной и групповой работы.

Воспитывающие: формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка; воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, культуре учебного труда.

Оборудование:

компьютер, мультимедиапроектор;

презентация (приложение 1);/data/files/w1476302965.ppt 

сигнальные карточки, мячик, жетоны с заданиями, смайлы (отличное настроение, грустное, равнодушное), картонный почтовый ящик.

Методы и приемы работы: эвристический метод (создание проблемной ситуации, фронтальный опрос, индивидуальная работа, групповая работа: обсуждение вопросов учителя в группах и ответы на вопросы одним представителем от группы), репродуктивный метод (сообщение учителя, пропедевтическая беседа), метод творческого чтения (подбор цитат из текста, написание мини-сочинения).

Ход урока:

Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку)_____________ 2 мин.


 

Введение в тему (слово учителя о целях и плане урока, запись темы урока)_________________________________________________________ 5 мин.


 

Формы организации учебной деятельности

Рассматриваемые вопросы

Время

Слово учителя

Чтение лингвистической сказки учителем

Пропедевтическая беседа

Ответы учащихся

Ребята, вы любите сюрпризы? Сегодня я приготовила для вас урок-сюрприз. Мы все станем участниками удивительной лингвистической экспедиции и побываем в «Стране всяческих действий». В пути нам встретятся разные препятствия. Чтобы преодолеть их, нам надо действовать организованно, поэтому вы разбились на четыре группы и выбрали себе командира (слайд 1). Именно командир будет вести записи в маршрутном листе и отмечать активность всех участников. (Приложение 2)

В конце урока командиры сдают маршрутные листы, учитель оценивает активность учащихся.

В дороге нам потребуются путевые дневники, где мы будем вести записи. Кстати, подойдут ваши рабочие тетради. Необходимое снаряжение. Проверяйте его готовность: ручка, карандаш, линейка и ластик. И, конечно же, в дорогу мы возьмем багаж. Багаж тех знаний, которые получили на предыдущих уроках. Итак, счастливого пути!

Для начала мы сделаем первую запись в путевых дневниках (число, классная работа). Основная задача нашей экспедиции – повторить, обобщить сведения об употреблении наклонения в речи. (2 слайд)

Обратите внимание на наш маршрут и послушайте удивительную сказку о жителях тех городов, где мы побываем. (3слайд)

В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.

Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

Город, в котором градоначальником был старший брат назывался …

Как? Помогите, ребята (Город изъявительных фактов).

– Почему вы так думаете? (ответы учащихся)

Девизом жизни всех горожан были слова: “Было! Есть! Будет!”

– Как назывался город второго брата? (Город условностей).

Здесь мечтательные жители существовали под девизом: “Если бы да кабы!”

Обитатели третьего города (Город повелителей) подчинялись девизу: “Так точно! Будет сделано!”.

Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами. И мы с вами тоже отправимся вместе с королем по улицам этих городов.

Как вы думаете. Что мы будем делать в каждом городе?

-Если столица Глаголия, то мы должны вспомнить, что мы знаем о глаголе.

-В городе Повелителей вспомним о повелительном наклонении.

-В городе Изъявительных фактов повторим изъявительное наклонение глагола.

-В городе Условностей вспомним условное наклонение.

Молодцы, ребята. Вот мы и сформулировали основные цели нашего урока. (4 слайд)

Повторить и закрепить знания об изъявительном, повелительном, условном наклонениях; научиться отличать глаголы разных наклонений друг от друга; показать выразительность употребления наклонений в речи.

минут


 

Обобщение пройденного материала___________________________35 мин.

 

Работа по группам

Ответы учащихся

Работа в группах

Работа с сигнальными карточками

Ответы учащихся

Индивидуальный опрос

Работа в группах

Фронтальный опрос

Индивидуальный письменный и устный опрос

Индивидуальный практикум

Создание проблемной ситуации

Ответы

учащихся

Работа в группах,

выполнение творческой работы

Индивидуальный опрос

Скажите, пожалуйста, что такое глагол? Как правильно определить вид глагола? Как верно определить написание гласной в безударном личном окончании глагола? Какие глаголы относятся к переходным, а какие к непереходным? (вопросы распределяются по группам) (слайд 5)

Мы приближаемся к городу изъявительных фактов. Жители здесь самые практичные, самые справедливые, их девиз: «Было, есть и будет!» Как вы думаете, почему жители выбрали именно такой девиз? (глаголы изъявительного наклонения обозначают то, что происходит, происходило и будет происходить). ( слайд 7, 8)

Ребята, вы слышите сигнал машин? Мы уже в городе, давайте пройдемся по его улицам. Через городские ворота пускают не каждого, а только самого эрудированного. Поэтому сейчас вам необходимо выполнить задание.

Каждая группа получит жетоны, на которых обозначены только морфемы глагола. Ваша задача - определить форму глагола, и тогда группа беспрепятственно войдет в город.

Ребята, мы с вами чуть не пропустили светофор. У этого светофора работают два цвета: зеленый и красный. Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила. Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов. Итак, если пишется -е (Iспряжение), поднимаем красную карточку, -и (II спряжение) – зеленую.

Автобус отправляется, ходим по городу, останавливает нарушителей, переходит улицу, предупреждает об опасности, ездим на автобусе, пересекаем улицу, держит курс.

Замечательно справились с заданием. Штрафовать некого. Мы отправляемся дальше.

Приближаемся к городу, где жители очень уверенные в себе и в своих силах, любящие приказывать и подчинять других, поучать и побуждать к действию. Их девиз: «Так точно! Будет сделано!». (слайд 9)

Что это за город? Почему жители выбрали такой девиз? (Здесь живут глаголы повелительного наклонения. Они выражают приказ, просьбу, побуждение к действию). Что еще вы знаете о глаголах повелительного наклонения? (Образуются с помощью суффикса -и-. Не изменяются по временам, имеют окончание -те во мн.ч. и нулевое окончание – в ед. ч.)

Поскольку все в этом городе побуждает к действию, нам тоже пора действовать.

Кому-то из вас я бросаю мячик и называю словосочетание, в котором глагол стоит в форме изъявительного наклонения, а ваша задача – поставить глагол в повелительное наклонение и быстро дать ответ.

Рисую солнце, люблю свой поселок, уважаем взрослых, горжусь своей страной, получу хорошее образование, выучил английский язык, прочитали стихи Пушкина, дорожим дружбой, заходим в гости, поеду в музей.

2. А теперь я предлагаю вам вспомнить, в каких пословицах, которые мы употребляем в речи, встречаются глаголы в повелительном наклонении. (Кончил дело – гуляй смело, не спеши языком – торопись делом и пр.)

3. Скажите, а что могут выражать глаголы повелительного наклонения? (призыв, приказ, резкий приказ, пожелание, просьбу, совет, команду) Далее ребята приводят примеры предложений с глаголами повелительного наклонения разных форм из известных произведений, которые они подготовили дома. (Такое задание они получили заранее по данному учителем образцу: например, «Баранкин, будь человеком» (совет) из произведения В. Медведева, «Не стреляйте в белых лебедей» (просьба) Б. Васильев и т.д.)

Я думаю, жители этого города остались довольны вами, и мне понравились ваши ответы.

Наша экспедиция продолжается. Мы приближаемся к городу романтиков и мечтателей, там нас ждут удивительные открытия. Девиз жителей этого города: «Если бы да кабы». (слайд 10)

Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с каждым глаголом – частица «бы». Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.

Ребята, кто из вас расскажет историю их дружбы? (один из учащихся рассказывает способ образования глаголов условного наклонения и на доске рисует схему). Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Схема: СДЕЛАТЬ + Л + БЫ

Остальные учащиеся образовывают по данной схеме 5 глаголов условного наклонения и записывают их в тетрадь.

Продолжим нашу экспедицию и вглядимся в улицы этого города. Что же мы видим? Здания здесь недостроены, одежда недошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках недосажены, картины художников недописаны, больные недолечены, дети недоучены. Давайте спросим у жителей, когда же они доделают свою работу? (слайд 11)

Выходят четверо учащихся и им предлагается изобразить жителей города (швею, садовника, архитектора, художника).

Каждый из этих жителей может выполнить свою работу только при определенных условиях. Давайте узнаем у них, при каких.

(Задания даются ребятам на карточках и проецируются на экран)

Архитектор ответил: «Я бы построил дворец, если бы…» (слайд 12)

Садовник сказал: «Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…» (слайд 13)

Швея прошептала: «Я бы сшила новое платье, если бы…» (слайд 14)

Художник проговорил: «Я бы дописал картину, если бы…» (слайд 15)

На улицу фантазеров можно попасть только по пропуску. Градоначальник подарил нам пропуска, заполнив которые, мы тоже зачисляемся в фантазеры. Итак, давайте помечтаем.

Допишите предложения, употребляя однородные сказуемые, выраженные глаголами в условном наклонении.

1 группа. Если бы я был директором школы, то …

2 группа. Если бы я выиграл миллион, то …

3 группа. Если бы я был невидимым, то …

4 группа. Если бы я попал на необитаемый остров, то…

Ответы учащихся.

Наше путешествие подходит к концу, но король требует от нас отчета: с пользой ли мы провели время. Сейчас мы докажем ему, что все сведения о наклонении глагола усвоены на «отлично».

На партах у всех небольшие листочки, на которые ребята записывают ответы на вопросы теста.

1. Укажите глагол в изъявительном наклонении.

а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал;
г) сделал бы.

2. Укажите глагол в условном наклонении:

а) Улыбается;
б) соберется;
в) отправься; г)пришел бы

3. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Тишь;
б) брешь;
в) режь; г) свеж

4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :

а) условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.

5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения:

а) Работа. . т;
б) вылет. . те;
в) отправ. . тся.

Листы с ответами на тест сдаются учителю для дальнейшего оценивания.

3 мин.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3 мин.


 

3 мин.


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 

2 мин


 


 


 


 


 

2 мин.


 


 


 


 


 

3 мин.


 


 

4 мин.


 

 


 

3 мин.


 


 

1 мин.


 


 


 

3 мин.


 


 

 

4 мин.


 


 


 

4 мин.


 


 

Подведение итогов урока_____________________________________3 мин

Рефлексия

Вы хорошо поработали на уроке. Наша экспедиция оказалась очень плодотворной. И вашу работу я хотела бы оценить (выставляются оценки). Домашнее задание у вас будет творческим. Я предлагаю вам написать сочинение-миниатюру на свободную тему, употребляя в нем глаголы изъявительного, условного и повелительного наклонений.

У жителей страны всяческих действий есть своя почта и им бы очень хотелось узнать, какое настроение у вас осталось после такого путешествия. У вас на партах лежат небольшие кружочки-смайлы, отражающие отличное настроение, грустное и равнодушное. При выходе каждый из вас положите свой смайлик в почтовый ящик.

А сейчас наш урок закончен, всем спасибо. До свидания.

 

 

 

Использованная литература:

Ладыженская Т. А., Штыркина О. П. Русский язык. Книга для учителя. – М., 2009.

Львова С. И. Русский язык. Лингвистические игры. – М., 2011.

Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова. Автор-составитель: С. Б. Шадрина. – Волгоград, 2011.

Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы /Н. П. Архипова и др. – М., 2010.

Материалы с сайтов festival.1september.ru и school-collection.edu.ru.

Предварительный просмотр презентации

Страна всяческих действий

Тема урока Употребление наклонения глагола в речи

ГОСУДАРСТВО ВСЯЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

ЦЕЛИ УРОКА: ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О ГЛАГОЛАХ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО, ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО, УСЛОВНОГО НАКЛОНЕНИЙ НАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ ГЛАГОЛЫ РАЗНЫХ НАКЛОНЕНИЙ ДРУГ ОТ ДРУГА ПОКАЗАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАКЛОНЕНИЙ В РЕЧИ

1 группа ЧТО ТАКОЕ ГЛАГОЛ? 2 группа КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ГЛАГОЛА? 3 группа КАК ВЕРНО ОПРЕДЕЛИТЬ НАПИСАНИЕ ГЛАСНОЙ В БЕЗУДАРНОМ ЛИЧНОМ ОКОНЧАНИИ ГЛАГОЛА? 4 группа КАК ВЕРНО ОПРЕДЕЛИТЬ НАПИСАНИЕ ГЛАСНОЙ В БЕЗУДАРНОМ ЛИЧНОМ ОКОНЧАНИИ ГЛАГОЛА?

ГЛАГОЛЫ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛЫ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ ДЕЙСТВИЕ ПРОИСХОДИТ Я БЕГУ ПРОИСХОДИЛО Я БЕЖАЛ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ Я БУДУ БЕГАТЬ

леонтьев.mp3 I спр. II спр. Автобус отправляется Пересекаем улицу Предупреждает об опасности Останавливает нарушителей Ходим по городу Ездим на автобусе Держит курс Переходит улицу

ТАК ТОЧНО! БУДЕТ СДЕЛАНО!

Если бы да кабы Если бы да кабы

Я БЫ ПОСТРОИЛ ДВОРЕЦ, ЕСЛИ БЫ…

Я БЫ ВЫРАСТИЛ ДЕРЕВО, ЕСЛИ БЫ

Я БЫ СШИЛА ПЛАТЬЕ, ЕСЛИ БЫ…

Я БЫ ДОПИСАЛ КАРТИНУ, ЕСЛИ БЫ…

Выполните тест: Выполните тест: 1. Укажите глагол в изъявительном наклонении. а) Отдохните; в) думал; г) сделал бы; б) помогаешь. 2. Укажите глагол в условном наклонении: а) Улыбается; б) соберется; в) отправься; г)пришел бы. 3. Укажите глагол в повелительном наклонении: а) Тишь; б) брешь; в) режь; г) свеж. 4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме : а) условного наклонения; б) изъявительного наклонения; в) повелительного наклонения. 5. Вставьте букву –И- в глагол повелительного наклонения: а) Работа. . т; б) вылет. . те; в) отправ. . тся.  

Рефлексия Какое мое настроение? ОТЛИЧНОЕ РАВНОДУШНОЕ ГРУСТНОЕ

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.