Проект урока русского языка на тему «Сложносокращенные слова» в 6 классе
Проект урока русского языка на тему «Сложносокращенные слова» в 6 классе.
Вашему вниманию предлагаю проект урока русского языка на тему «Сложносокращенные слова» в 6 классе. Один из основных лингвистических законов - закон экономии языковых средств – исторически привёл к появлению сложносокращённых слов и аббревиатур. Мною были изучены работы ученого -лингвиста Буслаева, которые доказывают, что сложносокращения способствуют ускорению речевой коммуникации. При подготовке к уроку обнаружила возможность использования разных методических приёмов при изучении этой темы, и у меня возникло желание создать проектную работу по теме : «Сложносокращенные слова» с моими учениками.
«Мастерская – это технология, при помощи которой учитель вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец» (Анри Басис французский педагог, поэт).
Мною была выбрана именно технология педагогических мастерских неслучайно: основной идеей этой технологии является развитие ученика как самостоятельной, творческой, ответственной личности.
Поэтому цель урока такова: на основе сотрудничества формировать у обучающихся навыки осмысления и создания сложносокращённых слов.
Согласно общеобразовательной программе русского языка 6 класса планируемые результаты продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом.
Предметные результаты: владеть видами речевой деятельности, говорение и письмо: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме,овладеть способами создания слов
Метапредметные: анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, приобретать полученные знания в повседневной жизни.
Коммуникативные: способность свободно, излагать мысли, коммуницировать на заданную тему.
Для достижения поставленной цели мне необходимо погрузить обучающихся в атмосферу эпохи начала ХХ столетия – времени продуцирования, создания огромного количества сложносокращённых слов, именно поэтому мною использованы следующие образовательные ресурсы: репродукции картин художников-авангардистов начала 20 столетия, стихотворение Юрия Благова, поэта-футуриста сатирического журнала «Крокодил», фрагмент текста книги Корнея Чуковского «Живой как жизнь».
В соответствии со структурой современного урока урок «открытия» новых знаний будет состоять из нескольких этапов.
1 этап. Организационный. Создание положительного настроя погружением в основной вид деятельности – это важная составляющая дальнейшей работы, позволит обучающимся погрузиться в атмосферу исследования, ощутить себя исследователями. Суть исследования будет заключаться в осмыслении способов словообразования через принятие атмосферы эпохи начала 20 столетия.
2 этап. Мотивационный. Мы отправимся в прошлое. Для чего? Чтобы через обращение к разным видам искусства понять важную языковую закономерность. Для меня важно, чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно прийти к новым знаниям, поэтому в ходе урока постараюсь создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. На этом этапе планирую организовать возможность обсуждения, демонстрацию плюрализма мнений, что характерно для технологии педагогических мастерских, где знания не даются, а выстраиваются.
3 этап. Формулировка темы. Используя приём «Самый внимательный», мы проанализируем предложенные слова, выполним морфемный разбор, сформулируем тему урока. Обратимся к справочному материалу, докажем верность наших рассуждений.
4этап. Организация первичного восприятия и осмысление новой информации через литературу начала 20 столетия. Мною были подобраны тексты,содержащащие сложносокращенные слова и аббревиатуры, при анализе которых обучающиеся должны увидеть взаимосвязь обнаруженных для них слов необычных слов с заявленной темой.
. На уроке я предполагаю использовать приём, предложенный педагогом Ильиным, который назавается «Увлечься вслед за автором».
Работа с текстом. Эта работа призвана побудить детей к эмоциональному отклику, способствует тому, чтобы они увидели элементы искусства эпохи начала 20 века и слова, которые помогут этому искусству воплотиться. После прочтения произведения хотелось бы увидеть эмоциональный отклик обучающихся, чтобы понять их отношение к искусству той эпохи, к словам, созданным автором. Я предложу детям осмыслить лингвистические способы создания этих слов.
Микровыводы позволят обратить внимание на сходство способов создания целостного образа картин, музыки и слов.
Одним из важных, на мой взгляд, этапов работы на уроке будет работа со словом из 35 букв. Я нашла это слово, и работа с ним позволит сделать вывод о способе создания сложных сокращений.
Одним из важных этапов станет работа с фрагментом текста Чуковского «Живой как жизнь». Я предложу неполный текст и дам им возможность поразмышлять и критически осмыслить такой способ как аббревиатура. Для меня важно показать противоречивую оценку литературоведа к сокращениям слов привести ребят к выводу, что в мире есть место для разных слов.
Чтобы дети осмыслили необходимость применения аббревиатур, предложу в конце урока современные аббревиатуры известных брендов, это позволит им воссоздать целостную картину мира в отношении изучаемой темы. И в финале на этапе рефлексии создать собственную аббревиатуру. Это урок изучения новой темы, одной из главных целей которого является знакомство с теоретическим лигвистическим материалом о сложносокращенных словах, именно поэтому предположу, что письменный объем будет несколько снижен, однако это не снизит качество урока и за счёт разнообразных видов работ, которые будут предложены, цели и задачи урока будут достигнуты.
.
Добрый день.
- Внимание на экран. Перед вами высказывание, как вы думаете о чем оно?
Прочтите его. Это высказывание записано в вашей рабочей карте, возьмите красный карандаш и подчеркните ключевые слова, назовите, какие. О чём говорят эти ключевые слова (об открытии, о мыслях человека, эти мысли находят отражение). Да, вы правы, но обратите внимание после слова музыкою стоит многоточие, и есть недосказанность, как вы думаете к кому, а точнее к чему обращаетесь поэт. На самом деле пропущено СЛОВО. Прочтите высказывание целиком, как меняется его смысл? Слово позволяет открывать мир по-новому.
Предлагаю каждому из вас стать исследователями слов и совершить открытие, а для этого нужно будет погрузиться в прошлое. Согласны?
Тогда представьте, что время повернулось вспять на 100 лет назад. Из 2019 года 21века мы оказались в начале 20 столетия. Предлагаю записать имя урока: «Путешествие в прошлое»
Чтобы ярче представить эпоху, закройте глаза на несколько секунд и прислушайтесь. Что вы слышите? (Звуки паровоза) Скажите, можно ли это назвать музыкой? Да, нет.
А у кого другая точка зрения? А почему вы считаете это музыкой? Что такое музыка в вашем понимании?
(Музыка-это искусство, в котором переживания, чувства, идеи выражаются ритмически.)
На самом деле сейчас прозвучала знаменитая симфония Арсения Авраамова. А что значит симфония? (из словаря Ожегова «Симфония – это гармоническое соединение звуков")
Неправда ли непривычно? 100 лет назад это было шедевром, это было новаторским течением, новым словом в искусстве, в котором из разных кусочков, из небольших фрагментов звуков создавали необычную мелодию.
Внимание на экран!
Перед вами репродукции полотен знаменитых художников 20 столетия. Уточняю, это 3 разных мастера. Что изображено?
(Техника, паровоз, пароход, самолёт)
Не кажется ли вам, что художественная манера написания этих картин в чем-то схожа?
Давайте разберёмся. Какие краски использует автор? (яркие, светлые,думаю, что контрастные, насыщенные)
Какое настроение рождают у вас эти образы, ребята, поделитесь? (радость, веселье, спокойствие)
А почему? Может, краски помогают появиться этому настроению? Совершенно верно.
- Это цельные фигуры из маленьких фрагментов мозаики художники воссоздАли образы самолёта, парохода, паровоза. Это техника в начале 20 века была символом научных достижений, прогресса. И вы только что это отметили: какие добрые, светлые чувства появляются в душе. Эти же чувства испытывали зрители, которые впервые увидели картины в музее и были потрясены! Как же художникам удалось из маленьких кусочков, из геометрических фигур, мельчайших фрагментов собрать целостный образ?
Давайте запишем название образов на доске и в листах. Приглашаю к доске….
Пока вы записываете, подумайте, что общего у этих слов? Сделаем морфемный разбор.
В чём особенность строения этих слов? Посмотрите, слова состоят из двух корней. Как и картина, собранная из множества геометрических фигур, так и слова созданы из корней, и несут общий смысл.
Ребята, подберите однокоренные слова. 1 ряд - к слову самолёт, 2 ряд - к слову пароход,3 ряд – к слову паровоз. Можете работать в парах, у вас 30 секунд. Начинайте.
Прочтите, 1 ряд, 2ряд,3 ряд. Спасибо. В большинстве слов, которые вы назвали, сколько содержится корней? 2.Как бы вы назвали такие слова? Сложными. В лингвистике такие слова называют сложносокращенными. Разговор о таких словах и станет темой нашего урока. Запишите. Обратимся к справочному материалу. Сложносокращенные слова – это слова, составленные из сокращенных начальных элементов(морфем) словосочетаний.
Посмотрите в самом термине содержатся 2 корня. Какие? Сегодня уже прозвучали такие слова. Назовите их. Приведите примеры.
А мы продолжим путешествие. Ребята, мы послушали звуки, рассмотрели картины, но сложно представить эпоху без литературы, без художественного слова поэтов и писателей. Предлагаю обратиться к стихотворению поэта Юрия Благова, которое было опубликовано в знаменитом в нашей стране журнале «Крокодил»
Плащ заказал индюк, решив:
Для индюков, мол, "Индпошив".
Кудахчут куры: - О, восторг,
Для кур открыли "Курортторг"!
Иду я. Вывески окрест.
Кого же топчет "Облтоптрест"?
"Укропхозторг"! Не слово - сугроб!
Здесь, верно, продают укроп...
"Облживконтора", "Охматдет".
Ох, и слова! Страшнее нет!
Я вижу улыбку на ваших лицах, каковы ваши впечатления об этом произведении? Вы знаете, читатели журнала были удивлены, им были интересны такие новаторские эксперименты. Какое впечатление возникло, поделитесь? В чём необычность этих слов?
Возьмите синий карандаш и подчеркните необычные, странные на ваш взгляд слова. Ребята, а какие из подчёркнутых слов мы можем расшифровать? Давайте попробуем?
Индпошив- индивидуальный пошив
Курортторг- от слова курорт –отдых и слово торговать
Облтоптрест – удивительное слово, над которым размышлял сам автор.
Спасибо, ребята. Вы сделали интересное наблюдение и сумели понять смысл этих слов.
Помните, мы говорили, что картины с изображением самолёта, парохода, корабля созданы при помощи разных мельчайших геометрических фигур? Так и это стихотворение с долей юмора отражает появление огромного количества слов, которые подчас носили новый смысл, иногда совсем непонятный.
А вы знаете, что лингвисты нашли удивительное слово, которое состоит из 35 букв?
Перед вами современный плакат. Кто может прочитать записанное на нём слово? Как оно образовалось? (путём сокращения основ
В лингвистике выделяют несколько способов сокращения, мы с вами обратимся к некоторым. 1 способ.
Приведите примеры слов из данного стихотворения, образованных при помощи частей слов. Верно.
А для того, чтобы узнать следующий способ, я предлагаю посмотреть на экран.
ПНИ! ЖМИ!
НОЖ! ИВАН!
Как вы думаете, что означают эти слова?
Но оказывается, эти слова могут иметь совсем другой смысл. Чтобы понять его, предлагаю обратиться к фрагменту текста знаменитого писателя, литературоведа Корнея Чуковского. Наверное, вы знакомы с его творчеством? Какие произведения вы знаете? («Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Федорино горе») Обратимся к фрагменту его знаменитой для всех любителей русского языка книги «Живой как жизнь)
Прочтите.
Когда в начале революции возник Женский медицинский институт, он получил наименование ЖМИ, а Педагогический научный институт – ПНИ. Новое сообщество живописи –НОЖ. Институт востоковедения Академии наук –ИВАН!
Так эти слова стали многозначными. Предположите, как относится к таким словам Корней Чуковский, автор книги «Живой как жизнь»? Положительно, одобрительно.
А вот перед вами начало и завершение текста. Прочитай, эти предложения.
Я против бездушного склеивания разнокалиберных слов…
Когда в начале революции возник Женский медицинский институт, он получил наименование ЖМИ, а Педагогический научный институт – ПНИ. Новое сообщество живописи –НОЖ. Институт востоковедения Академии наук –Иван!
Действительно, при таких сокращениях непременно получается нелепость.
Он не согласен с такими изменениями. Действительно, таких сокращений в начале ХХ столетия было очень много, они мешали серьёзному восприятию этих важных учреждений – академии, институтам.
Ребята, вы сумели понять, как такие слова, образованные при помощи сокращения, появились в языке. Но в лингвистике – науке о языке существуют и другие способы образования. Обратимся к справочному материалу. Прочтите.
"Сложносокращённые слова"
PPTX / 2.3 Мб
И называются аббревиатурами.
100 лет назад такой способ образования слов был очень популярен. А в современном языке аббревиатуры используются? Вспомните и запишите как можно больше слов, образованных данным способом. Скажите, а для чего нужны эти аббревиатуры? (Экономия времени при проговаривании этих слов)
Благодаря своей фантазии вы можете достичь высот в учении. Современный мир развивается, и с каждым годом появляется столько всего нового, что креативные идеи, как нельзя приходятся кстати. Поэтому, человек с хорошей фантазией, способный выдавать свежие идеи, всегда будет иметь преимущество.
Пред вами задание. Придумать, как можно больше расшифровок данной аббревиатуре. КОТ
Сегодня на уроке мы увидели приметы языка эпохи 20 века – это аббревиатуры, собранные из нескольких корней и начальных букв и звуков. В современном языке очень много слов, образованных таким способом. Попробуем расшифровать эти слова.
Ребята, при произношении таких слов будьте внимательны. Необходимо соблюдать орфоэпические нормы.
Уверена, что вы знаете множество слов-аббревиатур, но даже не подозреваете об этом!.
Так, знаменитое название IKEA расшифровывается как фамилия основателя и название фермы в приходе, где он родился.
BMV – знаменитая марка машин, переводится как баварские моторные заводы.
ADIDAS и его история логотипа бренда. Два брата Ади и Руди условились назвать фирму Dassler. Впоследствии рассорились и поделили производство. Адольф назвал свою фирму ADIDAS .А Рудольф – Ruda, а через несколько месяцев появилось другое название этой же марки – Puma.
Ребята, исследовать слова – интересное и увлекательное занятие. Наш мир, словно мозаика, складывается из разных фрагментов, частей, смыслов. Здесь есть место различным звукам, которые создают необычные симфонии. Есть место разным словам, созданным из других слов или придуманных фантазией писателей. Этот мир, как полотно художника, состоящий из разных картин. В нем есть место всему. Предлагаю и вам составить свою аббревиатуру, отражающую настроение, жизненный девиз. Работайте. Спасибо, очень интересные ответы.
Я желаю вам стремиться к самосовершенствованию. С
Наполнить своё сердце любовью к музыке, слову. Л
Желаю очароваться неизведанной поэзией. О
Вдохновиться искусством. В
Я желаю, чтобы каждое новое слово стало настоящим открытием.
Волкова Светлана Ивановна