Проекты по поликультурному развитию детей с нарушениями речи в инклюзивном детском саду
ПРОЕКТЫ ПО ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ДЕТСКОМ САДУ
И. Г. Вечканова, Е. Ю. Куштын
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Поликультурное пространство в современном инклюзивном детском саду отвечает на запросы участников образовательных отношений - формирования коммуникативных, в том числе социокультурных компетенций посредством межкультурной коммуникации. В нашей модели поликультурного пространства большое значение имеет как этнокультурный компонент работы с детьми нарушениями речи, с детьми родителей мигрантов, так и просветительская работа с детьми области толерантного восприятия мира, отношения к людям разных народов и возможностей при изучении английского языка. В инклюзивном учреждении среди 649 обучающихся воспитываются дети ОВЗ, среди которых с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) – 160 человек и с фонетико-фонематическими нарушениями на логопункте – 50 человек. Поэтому в тезисах будут рассмотрены следующие вопросы: этапы формирования поликультурного пространства в познавательном, развивающем и воспитательном аспектах, управленческие стратегии на современном этапе развития дошкольного образования по удовлетворению запросов родителей на дополнительные общеразвивающие программы для всех категорий обучающихся, а также методические аспекты организации поликультурного воспитания при изучении английского языка.
В программе образования и воспитания ГБДОУ №83 ставится задача приобщения к нравственным ценностям через познание культуры не только своего народа, но и культуры народов мира, это способствует воспитанию образованной культурной личности, готовой содействовать общественной консолидации вокруг инклюзивных ценностей и духовно-нравственному развитию общества. Одним из основных аспектов духовно-нравственного развития личности ребенка в ГБДОУ является поликультурное воспитание, направленное на приобщение к культуре стран на примере изучаемого английского языка. Междисциплинарное сотрудничество специалистов в инклюзивном учреждении (педагог по дополнительному образованию, воспитатель, логопед) стимулирует гуманизацию образовательного процесса через индивидуализацию и освоение продуктивных форм коммуникации детей и взрослых в кросс-предметных проектах, которые пронизывают жизнь детей с разных сторон, например, по музею игрушки- игротеки «Игрушки: мои и мамы», по правилам безопасности «Перекресток», подготовке к Дню защитника – культурных практик по игре в рыцарей, богатырей.
Такое применение в работе с детьми культурных практик имеет ряд преимуществ, чтобы сделать акцент на деятельностном и творческом аспекте. Так, культурные практики легко становятся частью игровой коммуникации: музыкально-театральные постановки с английскими песнями на новогодних праздниках, литературные гостиные с веселыми стихами о языках и странах.
У детей с нарушениями речи сложно развивается фонематическое восприятие, на визуальное восприятие ребёнка слов иностранного языка оказывает воздействие организация предметно-развивающей среды. Раздаточный материал, схемы, таблицы, плакаты и др. позволяют делать обучение более доступным и интересным для ребёнка. Таким образом, появляется возможность использовать одновременно несколько каналов восприятия информации на занятиях с разными педагогами (воспитатель, учитель-логопед, педагог по дополнительному образованию). Поэтому связующим звеном стало использование на игровых сессиях в проекте «Игрушки: мои и мамы» алгоритмов рассказывания об игрушке на занятиях воспитателя по образовательной области «Познавательное развитие», учителя-логопеда по образовательной области «Речевое развитие» (по фотографиям мам в детстве с игрушкой), педагога дополнительного образования по английскому языку (по сравнению традиционных игрушек для России и Англии).
Например, подготовительная работа по уточнению знаний об игрушках, сенсорных эталонах (называние цветов, форм) проводится с помощью использования одного и того же плоскостного конструктора для моделирования предметных изображений на занятиях воспитателя, логопеда, педагога по английскому языку.
Таким образом социокультурная компетентность обучающихся формируется как совокупность знаний не только языка, но и знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка. Дети, играя и следуя обычаям, знакомятся с правилами поведения носителей. Например, в кросс-предметном проекте по изучению правил дорожного движения «Перекресток», на занятиях по физкультуре двигались в макете из объемных моделей построенной улице, а на занятиях у воспитателя и по английскому языку дети выкладывали на плоскости и называли перекресток, парковку, знак «стоп», играли с английским красным автобусом. В играх с переодеванием в рыцарей дети смогли поупражняться в кидании магнитных стрел в мишень, моделировании гербов, познакомились с традициями королей Англии.
В ходе проектов методично формируется содержание социокультурных компетенций в русле составляющих:
a) социокультурные знания (сведения о стране изучаемого языка, духовных ценностях, игрушках и культурных традициях);
б) опыт общения (выбор приемлемого стиля общения, верная трактовка явлений иноязычной культуры, в том числе при создании и озвучании мультфильма «Как совенок пошел в детский сад» сначала на русском, затем на английском языках);
в) личностное отношение к фактам иноязычной культуры через игровые практики.
Таким образом, программа дополнительного образования по английскому языку в модели поликультурного пространства в ГБДОУ №83 реализует возможность развития способностей к межкультурному общению. Наличие таких способностей предполагаетформирование определенных качеств личности как обучающегося, так и взрослых, к числукоторых относятся: открытость, терпимость, готовность к общению.
Такие кросс-предметные проекты в инклюзивном учреждении для современного педагога развивают готовность к междисциплинарному сотрудничеству в постоянно растущем социокультурном взаимодействии без барьеров.