12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Балоева Альбина Валериевна43
2

«Проектная деятельность как один из методов организации работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы»

МБОУ СОШ с.Сурх-Дигора

Ирафского района

РСО-Алания




Обобщение педагогического опыта работы

 на тему:

 «Проектная деятельность как один из методов организации работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы »

























Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Балоева Альбина Валериевна



1. Актуальность темы  и социально – педагогическая значимость применения проектной деятельности на уроках русского языка и литературы в современной школе.


Современная жизнь поставила новые задачи перед образованием. Школа должна воспитывать предприимчивого, деятельного, мобильного человека, способного жить в современном мире и быть конкурентоспособным на рынке труда. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка. Информационная стадия развития общества требует постоянного поиска новых форм организации учебного процесса, которые позволили бы:

-обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике;

-развить каждого обучающегося как творческую личность, способную определить цели и задачи своей деятельности, а также способы реализации своих замыслов;

-формировать навыки исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;

-повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству;

-вовлечь каждого ученика в познавательный процесс;

-научить грамотно работать с информацией, обеспечивая свободный доступ к ней в школе.

В связи с этим изменилась и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности.Учитель должен стремиться воспитать в ребёнке творческую , любознательную и самостоятельную личность, способную к саморазвитию, критическому и системному мышлению.

С этой целью в рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельный подход. То есть каждый урок по предмету создает условия для развития ученика и учителя.

В последнее время в школьной практике очень актуальной стала проектная деятельность, так как с её помощью осуществляется подготовка ученика к самостоятельным действиям, развитие у него способности решать проблемы и принимать решения в ситуациях различной сложности, делать правильный выбор и быть ответственным за него, занимать активную гражданскую позицию.

Ценность метода проектов состоит еще и в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели.


Следует отметить, что занятия проектной деятельностью развивают у учащихся «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствуют повышению личной уверенности каждого ученика.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении становится всё более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проектов можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.  

Проектная деятельность отвечает требованиям современного образования, поскольку она является и практико-ориентированной, и личностно-ориентированной.  Она позволяет индивидуализировать учебный процесс,может обогатить классно - урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся.


2. Цели и задачи профессионального опыта. Теоретическое обоснование выбора темы работы.

Применение мною метода проектов на уроках русского языка и литературы имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности.

Использование проектов позволяет мне решить ряд следующих задач:

Развивать у учащихся навык организации  и планирования  собственной деятельности, то есть выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

Развивать умение анализировать, составлять письменный отчёт;

Развивать творческие способности учащихся;

Развивать устную и письменную речь учащихся;

Расширять кругозор учащихся;

Развивать артистизм, эстетический вкус и позитивное отношение учащихся к работе.

Данные задачи имеют общую, объединяющую их цель, котораязаключается в предоставлении учащимся возможности самостоятельного (индивидуального, парного, группового) приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.


Проектное обучение  создает условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4. Использование исследовательских методов.

5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.


Глава 1. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.


Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.


Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предложение новойподтемы

Совместное обсуждение подтем проекта

Формирование творческих групп

Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4.Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы


.


1.2. Правила успешной проектной деятельности


1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.


1.3. Общие подходы к структурированию проекта:

1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

6.Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.


1.4. План действий учащихся в проекте.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю?Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.


1.5. Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.


Глава 2. Классификация проектов по русскому языку и литературе.

Различают следующие виды проектов:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно - содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

- по количеству участников проекта.


2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности.

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.


Структура исследовательских проектов:

аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

определение методов исследования, источников информации,

выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.


2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.


3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

цель проекта,предмет информационного поиска,источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),презентация.


4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.


5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.


2.2. Виды проектов по предметно-содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);


2.3. Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта:

1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий);

2) личностный, парный, групповой.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки "ученик - ученик", "ученик - учитель", "учитель - ученик", "ученик - класс", при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.


Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. 

Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:


Учебный проект

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование



В самом общем виде при осуществлении проекта выделяю следующие этапы:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов.

Следовательно, выполнение задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А я как учитель, во-первых, получаю дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых,есть возможность изучить индивидуальные способности учащихся, наблюдать за их коллективной деятельностью, выявлять обучающихся, нуждающихся в моей поддержке.


Представляя свой педагогический опыт по данной теме, считаю целесообразным в качестве примера описать проект, реализованный на уроке русской литературы.


Урок-проектв6классе

«Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века:Е.А. Баратынского,А.К.Толстого,Я.П.Полонского»


Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами избиографиипоэтовЕ.Баратынского,А.Толстого, Я.Полонского,организацииипроведенияработынадпроектомиегозащитой;способствоватьформированиюпредставленияо поэзииXIXвека.



Типурока: урок-проект.



Планируемыерезультатыобучения:



Предметные:



познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве русских поэтовXIX века: Я. Полонского, Е. Баратынского, А. Толстого; выявлять в поэтическом текстехудожественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; уметь различатьобразлирическогогерояиавторавлирике;создаватьсловесныйпортретнаосновеполученных знаний и представлений; делать устный и письменный анализ стихотворения;видеть разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике;пониматьнастроения,чувствапоэтов;определятьспособы созданияобразов;



ценностно-ориентационнаясфера:формулироватьсобственноеот-ношениекстихотворениям русских поэтов XIX века: Я. Полонского, Е. Баратынского, А. Толстого;приобщатьсякдуховно-нравственнымценностямрусскойлитературы;оцениватьвыразительноечтениеодноклассников;закрепитьнавыкивыразительногочтения;анализироватьформывыражения авторскойпозициивстихотворении;


Ш.Выступлениегруппы№1«ЕвгенийБаратынский».



t1653471939aa.jpg


Литературно-мемориальный музей Е. А. БаратынскогоиФ.И.Тютчева «Мураново»

Музей-усадьба«Мураново»им.Ф.Тютчева–уникальныйпамятникрусской культуры XIX – начала XX веков и одновременно замечательноеявлениемузейногодела1920–30-хгодов.t1653471939ab.png Средиподмосковныхмузеев«Мураново»занимаетособоеместо.Усадьбу еще называют «домом поэтов», так как ее история тесно связана сименамиЕвгения Баратынского и Федора Тютчева.

Усадьбабылажилищемипристанищемцелойплеядыроссийскихлитераторов.Мурановонесколькоразсмениловладельцев,каждыйизкоторых имел отношение, прямое или косвенное, к российской литературе. ВтечениестолетиясначалаXVIIIдоначалаXIXвековимвладелиЭнгельгардты, Баратынские, Путяты и Тютчевы, причем эти семейства былинетолькодружны,ноиприходилисьдругдругуроднейближнейилидальней.

ПослесмертиЛ.Н.ЭнгельгардтаЕвгенийАбрамовичБаратынскийпредпочелсменитьшумнуюМосквунатихуюиразмереннуюжизньвМураново. На месте холодного летнего дома он по своим рисункам возводиттеплый,зимнийдом,чтобыперебратьсявпоместьевсемсемействомнапостоянное житье. Типичный московский барин Сергей Львович Пушкин,отец великого поэта, так отзывался в письме к дочери о Баратынском: «Незная бессонных ночей на балах и раутах, Баратынские ведут жизнь самуюпростую: встают в семь утра во всякое время года, отходят ко сну в девятьчасоввечераи никогда невыступаютизэтойрамки...».

Баратынскийочень любилэтотподмосковныйтихийуголок,именномурановскую усадьбу воспел поэт в стихотворении «Есть милая страна, естьуголна земле...».



Есть милая страна, есть угол на земле,

Куда, где б ни были: средь буйственного стана,

В садах Армидиных, на быстром корабле,

Браздящем весело равнины океана,

Всегда уносимся мы думою своей,

Где, чужды низменных страстей,

Житейским подвигам предел мы назначаем,

Где мир надеемся забыть когда-нибудь

И вежды старые сомкнуть

Последним, вечным сном желаем.



«Весна,весна!каквоздухчист!…»ЕвгенийБаратынский



Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.



Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!



Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!



Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.



Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне.



Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!



Зачем так радует ее

И солнце и весна!

Ликует ли, как дочь стихий,

На пире их она?



Что нужды! счастлив, кто на нем

Забвенье мысли пьет,

Кого далёко от нее

Он, дивный, унесет!



АнализстихотворенияБаратынского«Весна,весна!каквоздухчист!…»



«Весна,весна!каквоздухчист!..»—одноизсамыхизвестныхстихотворений Баратынского, представляющее собой великолепный образецрусской пейзажной лирики девятнадцатого столетия. В этом произведениипоэтприветствуетвесну,возрождениеприроды.Происходящиепроцессывосхищаютего,безмернорадуют.Поэтомувстихотворениитакчастоупотребляютсявосклицательныепредложения,поэтомувыбранявновосторженныйтон.Баратынскийпоетнастоящийгимнприходувесны–торжественный,новтожевремялегкий,безизлишнегопафоса.Пробуждение природы вызывает и пробуждение души лирического героя.Она журчит вместе с ручьем, возносится в небо словно птица. Весна рождаетв ней неизбывную радость, надежду на лучшее. Слияние души с природойпозволяетлирическомугероюпочувствоватьвосторготполнотыбытия.

ИспользованиемногочисленныхглаголовпомогаетБаратынскомусоздатьпейзажживойидинамичный:шумятручьи,летаютоблака,поетжаворонок,реканесетлед.Картина,нарисованнаяпоэтом,полнаподробностей, за счет чего в воображении читателя возникает законченныйобраз весны. Он единый, но показан будто с разных точек зрения. Сначалапоэтобращаетвниманиенанебо,затем–нареку,послеэтого–нажаворонка.

ЛюбовьквесненашлаотражениенетольковстихотворенияхБаратынского, но и в некоторых его письмах. В апреле 1815 года он написалматери, что для него великая радость – наблюдать за тем, как весна украшаетприроду, замечать «несколько пробившихся травинок», вдоволь гулять посухимулицам Петербурга.

Ксожалению,долгоевремятворчествоБаратынскогооставалосьнедооцененным. Современники считали его талантливым стихотворцем, нонеразрывно связывали с пушкинской школой. Поздняя лирика поэта и вовсеоказалась непонятой критиками. При этом Пушкин о Баратынском всегдаотзывалсяположительно.ОнсчиталиЕвгенияАбрамовичамыслящимправильно и независимо, чувствующим сильно и глубоко. Литературоведывторой половины девятнадцатого столетия называли поэта второстепенным,слишкомрассудочнымавтором.ИнтересктворчествуБаратынскоговозродился благодаря русским символистам. Именно они поставили его водин ряд с Тютчевым, признав крупным лириком-философом. Позже даньуважения Евгению Абрамовичу отдал Иосиф Бродский, написавший в 1961годустихотворение«ПамятиЕ.А.Баратынского».

«Чудныйградпоройсольется»ЕвгенийБаратынский



.Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.



АнализстихотворенияБаратынского«Чудныйградпоройсольется»



ЕвгенийБаратынскийявляетсяклассикомрусскойлитературы,чьипроизведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр ПушкиниМихаилЛермонтов.Вместестем,стихиБаратынскогодляпервойполовины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтомумногиелитературныекритикивесьмапрохладноотзывалисьотворчестве, которые было загадочным и словно бы обращенным внутрь. Вэтомнетничегоудивительного,таккаксудьбаБаратынскогосложиласьдостаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен изпажескогоимператорскогокорпусабезправавбудущемзаниматьгосударственную должность. В итоге, как позже вспоминал сам поэт, у негобылодвапути–идтивсолдаты,чтобы,возможно,кконцужизнидослужитьсядоофицера,либостатьпоэтом.

Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только навсейпоследующейжизниБаратынского,ноинаеготворчестве,котороебылонеровным,импульсивнымидостаточнонепредсказуемым.ОднакоПушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, ктоумеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи ужедостаточноизвестнымлитератором,Баратынскийвсежесумелсделатьнебольшуюкарьерунагосударственнойслужбе,кудабылдопущенблагодаря хлопотам влиятельных родственников. Но это не сделало его более счастливымиувереннымвсебе.ПослеженитьбыБаратынскиймечталлишьотихойиуединеннойжизни,поэтомуотказалотдомамногимсвоимдрузьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этомупериодужизнипоэтаотноситсястихотворение«Чудныйградпоройсольется»,котороебылонаписанов1830году.

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по- настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты»

По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения

«Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.















Выступление группы №2 «Яков Полонский».

t1653471939ac.jpg

Этапы жизни и творчества Якова Петровича Полонского



Полонский Яков Петрович (6 (18) декабря 1819, Рязань – 18 (30) октября 1898, Санкт-Петербург) – русский поэт, прозаик. Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов. У него учились Иван Бунин и молодой Александр Блок, но он не знал настоящего большого успеха.

Яков Полонский родился в Рязани в небогатой дворянской семье. Природа одарила его богатым воображением. Он был мечтателем и фантазером. Рано начал заниматься сочинительством. Первые его произведения – то ли баллады, то ли сказки. Первые его слушатели – младшие братья. А первые критики – соседские ребятишки.

Гимназия в то время являлась образовательным и культурным центром губернии. Именно здесь Полонский увлекся литературой, познакомился с произведениями А. С. Пушкина, зачитывался поэзией В. Г. Бенедиктова и начал писать еще несмелые, подражательные, ученические стихи. Свои «подражания Бенедиктову» он зачитывал учителю – Н. Н. Титову. Во время учебы в гимназии словесность стала любимым предметом Полонского.

В 1837 году гимназию посетил цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II.

Из воспоминаний: «Директор Семенов позвал меня и поручил мне написать стихи, так чтобы один куплет можно было проговорить изустно, а другой пропеть на голос ―Боже, Царя храни!‖. Я охотно взялся за это дело и порядочно над этими стихами помучился».

Вечером в доме директора гимназии Н. Н. Семенова Полонского ожидала заслуженная награда за стихи: «И вот, вижу я, выходит ко мне высокий, полный, несколько сутулый, мне совершенно незнакомый господин... Этот господин был Василий Андреевич Жуковский. Он сказал мне, что стихи мои ему очень понравились, что наследник благодарит меня и жалует меня золотыми часами... На другой день отъезда наследника- цесаревича в актовом зале новой гимназии была прочтена какая-то бумага с упоминанием моей фамилии и затем мне был вручен футляр с небольшими золотыми часами, покрытыми эмалированными цветами, по большей части незабудками».

В 1838 году Яков Полонский окончил Рязанскую гимназию и в этом же году поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с Аполлоном Григорьевым и Афанасием Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П. Чаадаевым, А. Хомяковым, Т. Грановским. В журнале «Отечественные записки» в 1840 году было впервые опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно звучит...». Печатался в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе

«Подземные ключи».



В 1844 году вышел первый поэтический сборник Полонского «Гаммы», в котором заметно влияние М. Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса («Встреча», «Зимний путь» и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Якова Полонского «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит...», 1853). Литературовед Б. Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей,отражающих психологическое состояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи...» и др.).

По окончании университета Яков Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник «Стихотворения 1845 года». Книга вызвала отрицательную оценку В. Г. Белинского, который увидел в авторе

«ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа «Дешевый город» (1879).

В 1846 году Яков Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника

М. Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты «Закавказский вестник», в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 году вышел поэтический сборник Полонского «Сазандар» («Певец»).

В 1851 году Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 года записал: «Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике». Вскоре Яков Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: «Мне не дал Бог бича сатиры... И для немногих я поэт» («Для немногих», 1860). Современники видели в нем «скромного, но честного деятеля пушкинского направления» (А. Дружинин) и отмечали, что «он никогда не рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть» (Е. Штакеншнейдер).

В Петербурге Яков Полонский издал два поэтических сборника (в 1856 и 1859 годах), а также первый сборник прозы «Рассказы» (1859), в которых Н. Добролюбов заметил «чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца».

В 1857 году Яков Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. Некоторое время он хотел стать художником, но победило призвание поэта. В Петербург вернулся в 1860 году. Пережил личную трагедию – смерть сына и жены, отразившуюся в стихах «Чайка» (1860), «Безумие горя» (1860) и др. В 1860-е годы написал романы «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869), в которых заметно влияние И. С. Тургенева.

Значительное место на всех этапах творчества Полонского занимает любовная лирика, отличающаяся мягкими, интимными тонами и семейным характером. В этих своих произведениях, как и во всем творчестве, Полонский близок к Тургеневу.

В 1858–1860 годах Яков Полонский редактировал журнал «Русское слово», в 1860–1896 – служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860–1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А. Фетом и А. Майковым он входил в «поэтический триумвират», пользовавшийся уважением читающей публики. Яков Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на «пятницах Полонского» собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К. Фофанова и С. Надсона. В стихах «Сумасшедший» (1859), «Двойник» (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии XX века*.

Для Полонского характерны большая плодовитость и разнообразие жанров – от эпической поэмы до газетного сатирического фельетона. Особенно популярны были лирические стихотворения Полонского (многие переложены на музыку) и легкая грациозная поэма-шутка «Кузнечик- музыкант».

В 1890 году Полонский писал А. Фету: «По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое «Полное собрание сочинений» в 5-ти томах, вышедшее в 1896 году.

Умер Яков Полонский в Петербурге 18 (30) октября 1898 года.



«Погорамдвехмурыхтучи…» ЯковПолонский



По горам две хмурых тучиЗнойнымвечеромблуждали

И на грудь скалы горючейК ночи медленно сползали.Носошлись—неуступили

Той скалы друг другу даром,Ипустынюогласили

Яркоймолнииударом.

Грянул гром — по дебрям влажнымЭхорезкозасмеялось,

А скала таким протяжнымСтоном жалобно сказалась,Так вздохнула, что не смелиПовторитьударатучи

И у ног скалы горючейУлеглисьиобомлели…



АнализстихотворенияПолонского«Погорамдвехмурыхтучи…»



Полонскийсчитаетсяоднойизключевыхфигуррусскойпоэзиипослепушкинскоговремени.Ксожалению,сейчасеготворчествонетакизвестноширокомукругучитателей,какстихотворениянекоторыхсовременников—Тютчева,Фета,Майкова.ВЯковеПетровичевсегдаборолисьдваначала.Многиестихотворенияпоэтаслишкомпрозаичны.Нередков нихвстречаютсявыражениягрубые инизменные.ПомнениюлитературногокритикаЮлияИсаевичаАйхенвальда,частоПолонскийоблекал в стихотворную форму сюжеты этого недостойные. Яков Петровичне был жрецом, творцом из каких-то высших сфер. Он больше похож настарого знакомого — остроумного, искреннего, занимательного. Впрочем,иногдаистинноевдохновениепобеждаловнутриПолонскогоизлишнюю прозаичность. В таких случаях на свет появлялись настоящие поэтические жемчужины.

Произведение «По горам две хмурых тучи…» — прекрасный образецпейзажнойлирикиЯковаПетровича.Какправило,стихотворениесравниваютсознаменитымсочинениемЛермонтова«Утес».Полонскийпоказывает картину природы в динамике. Благодаря этому перед читателямиразворачивается целая история с незамысловатым сюжетом. Хмурые тучи,проблуждавшие весь вечер, к ночи оказались около скалы. Поделить ее им неудалось.Спордвухтучзавершилсямолниейигромом.Застоналаскалапротяжноижалобно,вздохнула.Послеэтоготучиуспокоились.Главноесредствохудожественнойвыразительностивстихотворении—олицетворение. Оно здесь явно преобладает. Произведение «По горам двехмурых тучи…» представляет собой аллегорическое изображение чувств ивзаимоотношений людей посредством описания пейзажа. На месте грозныхтучможновообразитьдвухбратьев,неподелившихвниманиелюбящейматери.Илимужчин,борющихсязаправобытьрядомспонравившейсяпредставительницейпрекрасногопола.

ТворчествоПолонскоговначаледвадцатогостолетияпривлекловнимание русского композитора и пианиста Сергея Танеева. В 1909 году онсоздал хоровой цикл на стихи Якова Петровича. В него вошли двенадцатьмузыкальных произведений, разделенных на три тетради. Цикл композиторадресовалхоруПречистенскихкурсовдлярабочихподруководствомВячеславаБулычева.Втретьютетрадь—самуюсложнуювисполнительском плане — Танеев включил сочинение «По горам две хмурыхтучи…»,помасштабублизкое к симфоническойфреске.

«Посмотри—какаямгла»ЯковПолонский



Посмотри — какая мгла

Вглубинедолин легла!

Под еѐ прозрачной дымкой

В сонном сумраке ракитТусклоозероблестит.

Бледный месяц невидимкой,

В тесном сонме сизых туч,

Безприюта внебеходит

И, сквозя, на всѐ наводитФосфорическийсвойлуч.



АнализстихотворенияПолонского«Посмотри—какаямгла»



Встихотворении«Посмотри—какаямгла…»,датированном1844годом,Полонскийпредлагаетвзглянутьнаночнойпейзажглазамилирическогогероя-созерцателя.Восхищениеотпредставшейкрасоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Она оттеняется при помощи прозрачной дымки «в сонном сумраке ракит». Добавляет пейзажу загадочности, таинственности и даже некоторой мистичности фосфорический луч бледного месяца

Небольшоепроизведениеможноусловноразделитьнадвечасти.ВпервойПолонскийпредставляетчитателямобщийпланописываемойкартины. Во второй поэт акцентирует внимание на месяце. Не только чувстворадостиивосторгаотночнойприродыиспытываетлирическийгеройстихотворения.Присутствуетвминиатюре«Посмотри–какаямгла…»иощущениегрусти,некотораязадумчивость,элегичность.Этоотсылаетчитателей к лермонтовским произведениям – «Из Гете» и «Выхожу один я надорогу…».

Важнуюрольвстихотворениииграетэпитет«сонный».ВомногомблагодаряемуизображенныйЯковомПетровичеммирполучаетсястатичным. Вообще мотив сна в том или ином виде занимает значительноеместо в творчестве Полонского. Поэтому большая часть пейзажной лирикипоэтапосвященаименноописаниюночнойжизниприроды.Ещеоднаотличительная черта нарисованной Яковом Петровичем картины – космизм,переданный посредством композиции. Лирический герой, стоящий на некойвозвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером,затем – на небо, где находится месяц. Таким образом удается соединить мирземнойи мирнебесный.





V. Выступление группы №3 «Алексей Толстой»



t1653471939ad.jpg



Этоинтересно(оА.К.Толстом)



Послерождениясынасупругиразошлись,матьувезлаАлексеявМалороссию, к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе подименем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта,всячески поощряя его художественные склонности, и специально для негосочинилизвестнуюсказку«Чернаякурица,илиПодземныежители»(1829).



С 1826 года Перовский регулярно вывозил племянника за границу дляознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представилегосамомуИ.В.Гете.



Перовский до своей смерти в 1836 году оставался главным советчикомв литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В. А. Жуковскомуи А. С. Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях. И естьсвидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение. Все свое довольнозначительноесостояниеПеровский завещалплемяннику.



ПослеотставкиАлексейТолстойпроживалпреимущественновименияхПустыньканаберегурекиТосныподСанкт-ПетербургомиКрасныйРогвЧерниговскойгубернии,занимаясьпочтиисключительнословесностью.



Впечативпервыевыступилв1841годусфантастическойповестью

«Упырь»(заподписьюКраснорогский).



ВысшимдостижениемТолстоговпрозеявилсяроманизэпохиопричниныИванаГрозного«КнязьСеребряный»(1862).СовременнойТолстомукритикойроманвоспринятнебыл,носкоровошелвчислообразцовых,классических книг длядетского и юношескогочтения.


В1854годуТолстойначалпубликоватьсвоилирическиестихотворения.ВцеломдлялирикиАлексеяТолстогохарактернотяготениекстихотворениямромансовоготипа(неслучайноболееполовиныихположенона музыку!),к весеннимпейзажам.



В1898годупостановкойдрамыА. К. Толстого«ЦарьФедорИоаннович»открылся МосковскийХудожественныйтеатр.



Становлениепоэта

Немногим из русских поэтов, может быть, немногим из поэтов вообще,пришлосьрасти,воспитыватьсяиразвиватьсвойталантпритакихблагоприятныхусловияхкакА.К.Толстому.ВсвоемизвестномавтобиографическомписьмекфлорентийскомупрофессоруА.деГубернатисуонговорит,чтодетствооставиловнемсамыесветлыевоспоминания.Ивсамомделе,какпрекрасноразвилиегопоэтическуюнатуру: разумное и тщательное воспитание, жизнь среди благодатной южной,и вместе с тем родной, природы. Мир искусства был открыт ему с самогонежного возраста.

У ребенка, конечно, была исключительная натура. 13-летний мальчик,которыйпроводитночиввосторженномсозерцаниибюстамолодогофавнаи, вернувшись из Италии, плачет об этом «потерянном рае». АртистическаяприродасталапроявлятьсявТолстомоченьрано;поегособственнымсловам,с6-летнеговозрастаонсталпачкатьбумагу,иоченьраноегопроизведениясделалисьбезупречнымивметрическомотношении.

Как на один из факторов своего поэтического развития он указывает нарастрепанный том в грязновато-красной обложке, в котором были собраныстихи лучших русских поэтов. С этим томом ребенок проводил целые часы,упиваясьгармониейполупонятного содержания.

Едва ли не сильнейшим еще фактором оказалась русская природа. Поэтмного говорит о своей любви к лесу и о связи этого чувства со страстью кохоте, развившейся в нем с 20-летнего возраста; но, может быть, еще сильнеезвучит в его поэзии любовь к вольному простору степей. Степи навеяли нанегоэтичудныеобразыбогатырей,накоторыебылинымоглидатьемутолько намеки. В степях развились эти ширь и удаль, которые, нет-нет, да изазвучатвеголирике.Степинавеялинанегоитубезотчетнуюгрусть,котораясродни егопоэзии.

ИмяА.К.Толстоговрусскойлитературе

XIX век в русской литературе отмечен именами многих выдающихсяпоэтов и писателей. И. С. Никитина, А. Н. Майкова и А. К. Толстого по правуотносяткчислутехвеликихрусскихпоэтов,которыми,пословамИ.А.Бунина,«созданвесьсвоеобразныйскладрусскойлитературы,еесвежесть,еевеликаявпростотехудожественность,еесильныйпростойязык,еереализмвсамомлучшемсмыслеэтогослова.Всегениальныееепредставители – люди, крепко связанные со своей почвой, со своею землею,получающиеот неесвоюмощь и крепость». Онибыли певцамиродногорусского пейзажа, наполненного живыми красками, волшебными запахами извуками. Верили в гармонию природы и человека, прославляли честный трудпростого крестьянствана родной земле.

«Край ты мой, родимый край!..» – замечательное стихотворение Толстого, может служить своеобразным эпиграфом к его пейзажной лирике. Он воспевает красоту своей родины, которая для него заключается и в полночном свисте соловья, и в крике орлиных стай, и вольном беге коня. Ему дороги ее широкие степи, густые леса и тучи, гонимые буйным ветром над ее просторами. Для поэта родная природа одухотворена, он наделяет ее человеческими качествами, относится к ней бережно и сочувственно, как к живому человеку.



В стихотворениях этих поэтов мы находим для себя много тех вещей, которые близки и нам. Мы так же, как и Алексей Толстой, способны испытывать нежность к колокольчикам, звенящим «средь некошеной травы», жалость к сорванным и затоптанным «цветикам степным» и к березе, раненной «острою секирой».



Назначение поэзии – «ловить отблеск вечной красоты!»

Толстому поэзия представляется вечным стремлением к идеалу, к бесконечному. Он говорит, обращаясь к Аксакову, что:

В беспредельноевлекома Душа незримый чует мир.

По его мнению,



В каждом шорохе растенья

И в каждом трепете листа

Иное слышится значенье,

Видна иная красота.



Мир является для него бледным отражением идеала, живущего в небе.Тем с большей жадностью ловит поэт в мире отблеск вечной красоты: онищет его и в природе, и в человеческой душе. Для него любовь, даже самаясильная и непосредственная, является не сама по себе, а как звено в общемгармоническомсочетании:онапросветляетего«темныйвзор»изаставляет

«вещеесердце»понимать:



Что все, рожденное от Слова,

Лучи любви кругомлия,

К нему вернуться жаждет снова

Ивсюдузвук,и всюдусвет,

И всем мирам одно начало,

Иничего вприроде нет,

Чтобылюбовьюнедышало...





А.Толстой– мастерпоэтическойречи

Поэт любит лес, но описаний лесной природы у него мало. Он живет впоэзии сосредоточенной жизнью духа. Когда он идет в сосновый бор, тамручейначинаетемурассказыватьтаинственныеистории,легенды,ионзаслушиваетсяих,забываяобокружающемего ландшафте.

ИзлирическихпьесТолстойтолькоодну,«Натяге»,посвятилвпечатлениям охоты: здесь есть и картина леса ранней весной, и картинаохоты; но автор не удерживается на этой объективной, ландшафтной почве;стоилозащелкатьсоловью,какокружающийвесеннийпейзажпреобразилсявего душевгорькиесожаленияобылых радостях ипережитоймолодости.

Очень часто картина природы, открывающаяся перед поэтом, приводитза собой другие картины – особенно, картины прошлого. Степь, покрытаятемно-голубымиколокольчиками,вызываетвегофантазииказацкуюстаринуипоездкузапорожцеввМоскву,к«Тишайшемуцарю»,чтобыотдаться под его высокую руку. Стога на широком лугу говорят поэту о том,чтокогда-тоонибылицветами,ночтоихподрезалиострымикосамиираскидали далеко друг от друга; на голове у них уселись черные вороны игалки; согнать этих непрошенных гостей они зовут грозного и светлоокогоорла,своегодалекогоотца.Ктоженеузнаетвэтихскошенныхцветахюжных славян, в воронах и галках – турок и австрийцев, в светлооком орле –Белогоцаря.

А.Толстой–мастерпоэтическойречи.ВнутренниймирТолстогораскрываетвнем«певцакрасоты».Сампоэтсчитаетсебяпреждевсегохудожником, творцом. Не случайно Толстой писал о себе самом: «Я один издвухилитрехписателей,которыедержату насзнамяискусствадляис-кусства,ибоубеждениемоесостоитвтом,чтоназначениепоэта–неприносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, новозвышатьихморальныйуровень,внушаяимлюбовькпрекрасному...».





«Гдегнутсянадомутомлозы…»АлексейТолстой



Где гнутся над омутом лозы,Гделетнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,Веселыйведутхоровод.

«Дитя, подойди к нам поближе,

Тебямы научимлетать,

Дитя, подойди, подойди же,Поканепроснуласямать!

Под нами трепещут былинки,

Намтак хорошоитепло,

Унасбирюзовыеспинки,Акрылышкиточностекло!

Мы песенок знаем так много,

Мытак тебя любимдавно—

Смотри, какой берег отлогий,

Какоепесчаноедно!»



АнализстихотворенияТолстого «Гдегнутсянадомутомлозы…»



«Где гнутся над омутом лозы…» — небольшая баллада графа АлексеяКонстантиновича Толстого, датированная 1840-ми годами. Ее сюжет легкоумещаетсявпарустрок:матьзасыпаетнаберегуводоема.Покаонанаслаждаетсясном, еесынслышитголосастрекоз.Насекомые завлекаютмальчика,зовутегозасобой.Финалпроизведенияостаетсяоткрытым.Неизвестно, отправился ли ребенок вслед за насекомыми и погиб или матьуспелавовремяпроснуться.ПомнениюпоэтаикритикаИннокентияАнненского, все, что слышит мальчик от стрекоз, — исключительно плодыего воображения. Поэтому у Толстого получается лучший вид баллады —сказочное предстает перед читателями практически в качестве реальности, адемонстрируетсяонопосредствомописанияфантазийгероя.СамымпрекрасныммоментомпроизведенияАнненскийсчитаетприманчивуюпеснюстрекоз.

БалладаТолстогонесколькоразпривлекалавнимание композиторов.

НаиболееизвестенромансРимского-Корсакова.



  1. Подведениеитоговурока-проекта



Выборсамойлучшейгруппыпоитогамвыступления.



Слово для подведения итогов работы над проектом «Родная природа втворчестве русских поэтов XIX века: Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского,А.К.Толстого»предоставляется председателюжюри.



  1. Итогурока.Рефлексиядеятельности.



На уроке вы показали свои необыкновенные творческие способности,огромноетрудолюбие,хорошиезнания,умениеработатьвкомандеиприобрелиопределенныйопытзащитытворческогопроекта.



Каждыйизпредставленныхпроектовзаслуживаетвысокойоценки.Творческими группами проведена большая работа, потому и защита прошладостаточно успешно.Несколько словхочетсясказатьо каждомпроекте.

Взаключениехотелосьбыуслышатьмнениеобурокекаждогоучастникачасатворчества:прошувысказыватьсяоднимпредложением.Началофразыможновыбратьиз рефлексивного экрананадоске:

1.Частворчества–это...

2.Былоинтересно...

3.Меняудивило...

4.Главное,чтомыузнали...

5.Мнехотелось...

6.Еслиговоритьозащитепроекта...

7.Моемнениетакое...

8.Хочусказатьоработежюри...

9.Впечатлениеотурока...

Домашнеезадание.

Подготовитьсякконтрольнойработеполитературе19века.






Заключение. Ключевые выводы и обобщения, способы распространения опыта, определение дальнейших перспектив и задач.


В современном мире, где дети не расстаются со смартфонами, где живое общение учащихся друг с другом сводится до социальных сетей, в которых речь детей опускается до смайликов и сокращённых слов, проектная деятельность – это спасательный круг, который не только помогает выплыть, но и открывает целый мир.


Нами на практике было доказано то, что обучение с применением проектной деятельности создаёт такие условия, при которых обучающиеся получают всестороннее развитие и колоссальную подготовку к будущей профессии.


























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.