Проектная деятельность на уроках литературы

1
0
Материал опубликован 3 March

Проектная деятельность на уроках литературы

Трудиться в образовании всё интереснее и сложнее. Условия постоянно меняются: ФГОС, профстандарт, оценка квалификации и другие нововведения теперь не просто слова, а реальность, в которой оказался каждый педагог и управленец. Понять, что со всем этим делать, сложно.

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. Идёт коренная перестройка организма и личности. Меняются отношения с родителями, учителями и сверстниками. Появляются вопросы о смысле жизни, выборе цели и направлении пути. Результат развития в подростковом возрасте может быть разным, и, жизненная траектория человека тоже может выстроиться по-разному.

Вот два полярных варианта разговора подростка с самим собой:

Вариант 1:

Испуганный, озлобленный, вялый, пассивный, медленный: «Отстаньте от меня, я устал и ничего не хочу, все равно у меня ничего не получится. Я плохой».

Вариант 2:

Активный и уверенный в себе: «У меня уже многое получилось. Я знаю, что все можно решить и понимаю, с чего начать. Мне все интересно, и я легко вникаю в новую тему». Основной принцип помощи подросткам по переходу от пассивности, скуки и лени к активности и интересу: «Передать инициативу и активность, не думать и не делать за них». Это позволяют сделать технологии проектной деятельности. Данный подход сбережёт силы учителей и позволит ребятам проявить себя.

Зачем нужны подростковые проекты?

Для реализации потенциала и создания условий его раскрытия через реальные проекты, вплоть до создания продуктов, товаров и услуг и вывода их на рынок.

Для того, чтобы получить обратную связь от реального мира и мотивацию на достижение результата.

Обратная связь – причина, по которой через проектную деятельность можно быстро поставить нужные модели поведения и сформировать активного, успешного человека, добиться серьезного практического и педагогического результата. Форма занятий с подростками должна учитывать их возрастные особенности:

Включать много активности в формате игр, тренингов, интерактива, свободного общения. Успешно показывает себя такая форма работы, как дебаты.

Предполагать инициативу в процессе создания проекта от подростков.

Давать возможность подросткам говорить о своих взглядах, чувствах, опасениях.

Создавать конкретный проект, полезный для других людей. Например, организация мероприятий силами подростков. Наиболее сложные моменты проектной деятельности: Формирование любопытства, интереса, мотивации к деятельности. Поиск реальной проблемы и её решение в процессе работы над проектом. Формирование команды. Достижение результата (до 90% проектов бросают, не доводя до ума).

Какой результат получает подросток, реализуя проекты?

Генрих Альтшуллер, создатель ТРИЗ, сформулировал шесть важнейших качеств зрелой личности:

1. Способность поставить достойную цель.

Достоинство определяется по двум критериям:

2 Новизна.

Цель ещё никто не достиг. Польза. Несёт ценность для людей: в классе, школе, городе, стране или мире. Способность разработать комплекс реальных рабочих планов по достижению цели и регулярно контролировать их выполнение. Навык сбора информации, проблем и переработка в список задач.

3.Высокая работоспособность и выполнении намеченных планов.

Предполагает ежедневную «выработку» — в часах или единицах продукции. Например, сколько книг проработает школьник за неделю.

4.Умение решать задачи в условиях реального мира, гибкость

5.Умение выдерживать негативную реакцию.

В процессе работы над проектом приходится отстаивать свое мнение и часто сам проект («это никому не надо и это не будет работать» или «это уже придумали до вас»).

6.Способность достигать реальных измеримых результатов, умение собирать обратную связь от пользователей и экспертов.

К ним можно добавить следующее:

Навык наблюдения, анализа данных.

Навык коммуникаций: проведение опросов, интервью, воспитание «неэгоизма» — взгляд на мир через другого человека, решение не своей задачи.

Навыки работы в команде, умение объяснить свою точку зрения и выслушать коллегу по проекту.

Проекты — это ранняя профориентация и подготовка ребят ко взрослой жизни.

Что такое подростковый проект?

Ключевые признаки проекта, согласно большинству современных методологий:

Достижение цели, решение проблемы и/или задачи.

! Важно: простой готовый продукт на каждой стадии, нужный кому-то результат; высокий уровень требований и задач, сопоставимый с тем, что предъявляется ко взрослым людям; инициатива подростка.

Ограничение по времени.

Важно: поделить проект на этапы, провести его через несколько итераций (циклов работы).

Значимые, измеримые результаты.

! Важно: быстрая обратная связь (серия коротких гипотез, которые быстро проверяются, выводы по каждой гипотезе, планирование)

ВИДЫ ПРОЕКТОВ

Типы проектов

Направленность

Пример аудитории и направлений

Социальные

Решение социальных проблем

Реализуются безвозмездно

Пенсионеры

Больные дети

Сироты

Животные

Экология

Саморазвитие

Технологические

Решение научных и технических задач Включают исследования и углубленную практическую работу по теме

Решают конкретные бизнес-задачи организаций (образование, маркетинг)

Решают задачу, которая ранее не была решена или предлагают новое, альтернативное решение

IT Инженерия

Образование

Маркетинг

Медицина …

Творческие

Создание самостоятельных творческих продуктов (например, музыкальный альбом)

Искусство (музыка, живопись, театр, др.) Лингвистика (журналы, газеты, онлайн издания)




Проект проходит три уровня:

t1741032446aa.gif

Готовый

продукт

3. создать продукт или услугу






2. нужно сделать макет, пройти тестирование, получить обратную

связь, доработать, презентовать

t1741032446ab.gif

прототип





t1741032446ac.gift1741032446ad.gif

идея

1. ее нужно найти










Основные этапы жизненного цикла подросткового проекта и примеры образовательных результатов:


Этап жизненного цикла

Примеры образовательных результатов

1.

Обозначение проблемы

Понимание проблем выбранной профессии Способы анализа предметной области, поиска информации, взаимодействия с аудиторией или экспертом и т.п.

2.

Формулирование цели, задач

Формулирование гипотезы для исследования Постановка задач и их разбивка на подзадачи Способы планирования работ, владение IT-инструментами планирования

3.

Реализация проекта

Способы организации коммуникации в команде Применение знаний на практике

4.

Оформление результатов

Написание научных статей Навыки выступления перед профессиональной аудиторией

5.

Рефлексия

Определение собственного незнания и формулирование запроса на знания


Ключевые проблемы проектной деятельности


Этап проекта

Проблемы проектной деятельности на этапе

1.

Организационные проблемы проектирования проекта

Проект, конкурс приходит «сверху» — подросток его не выбирает. Конкурс, олимпиада по одному узкому школьному предмету, не связанному с жизнью. Конкурс, олимпиада предполагает одиночное участие. Результат проекта не нужен другим людям.

2.

Начало проекта

Школьник начинает работать над проектом, но ему скучно, сложно, некогда, и он гаснет и бросает дело. Школьнику не нравятся ребята/команда/педагог, с которыми он работает. Школьнику нравятся ребята, с которыми он работает, гораздо больше, чем проект, и он начинает «скорее дружить», чем работать над проектом.

3.

В процессе реализации проекта

Проект не предполагает самостоятельной, глубокой работы. Для реализации проекта не хватает ресурсов: знаний, помощи, материалов, инструментов, времени, навыков, которым не учат в школе. Нет понятной информации по теме проекта, по условиям работы. Нет понятной рабочей технологии реализации проекта. Проект масштабный, не поделён на части. Кажется очень длинным и сложным, без понятных промежуточных этапов. На длительном проекте вылетают до 80% школьников. Вернуть их в проект практически невозможно

4.

Проект успешно развивается и есть первые результаты

Школьнику нравится проект, и он с головой уходит в новую для него деятельность. НО! Никто из окружения не разделяет успеха, не понимает интерес, скорее осуждают и мешают. Родители бьют тревогу, останавливают участие, призывая вернуться к размеренной школьной жизни и зубрёжке.


Подготовка к организации проекта

Работа с заинтересованными сторонами

В подростковых проектах важную роль играет команда проекта. Ключевые роли: наставники и кураторы, пользователи и заинтересованные лица, лидеры проекта, команда разработчиков, исполнители, которые включаются в проект на определенных стадиях. Подросток может начать работу самостоятельно, по мере развития проекта постепенно формируется команда и расширяется количество пользователей.

С собой

Проект потребует много времени, т.к. придется разбираться в разных вопросах, делать и изучать много непривычного, общаться с подростками в неформальной обстановке, реагировать быстро и честно. Проект может не получиться. По статистике, из 10 проектов только 1-2 жизнеспособны. Это значит, что с каждым разом можно получать ценный опыт и становиться сильнее. Конечно, потребуется помощь в организации процесса работы над проектом и поддержка команды.

С родителями

Многие из них являются специалистами в какой-либо области. Соберите родительское собрание и поговорите о профориентации, профессиях будущего, и о проектном подходе как основе любой профессии. Они могут стать экспертами, рассказать о своей специальности, организовать экскурсию в свою компанию, предложить кейсы для проекта, оценить и развить решения команды, показать текущие решения задачи. Кроме экспертной, организационной и юридической поддержки, для реализации проектов, создания прототипа проекта и проведения мероприятий потребуется финансирование, и вовлеченные в процесс родители могут помочь.

Как включить в проектную деятельность подростков?

Рассказать им истории про достижения их сверстников, показать успешные примеры подростков, реализовавшие свои проекты.

Поговорить о том, что их увлекает и что может быть для них вызовом.

Основные источники мотивации подростков:

быть взрослым, доказать свою «способность»,

быть полезным,

быть частью «крутого» проекта,

общение: веселиться, дружить и узнавать новое,

быть вовлеченным, причастным, делать заодно с друзьями, вместе со старшим товарищем, братом/сестрой, родителем, при условии, что отношения значимы и близки,

возможность узнать, кем быть и куда поступать,

бонусы: портфолио, сертификаты окончания курсов для поступления в вуз,

заработать свои первые деньги.

Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.


Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4. Использование исследовательских методов.

5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.

6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

Применение метода проектов на уроках литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание  проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.

Наиболее  сложным  для  учащихся  5 – 7  классов  является  начало  работы над  проектом. Их  пугает  неизвестность, неумение работать в  группе, ответственность не  только  за  себя, но  и  за  всех  членов  группы. Поэтому  учитель  сначала  знакомит ребят  с  сутью  проектного  метода  и  мотивирует  деятельность  учащихся. Для  этого  в помощь  начинающим  работу  над  проектом  должны  быть  собраны  в  папку  все  необходимые материалы, в  том числе  памятки, методические  рекомендации.

Учителю  рекомендуется  до  начала  учебного  года  разработать некоторое  количество тем  проектов  для  каждой  параллели, вывесить  в  кабинете  перечень  их  для  того, чтобы  слабые  ученики  могли  сделать  свой  выбор  на  основе  предложенного, а  более  сильные, опираясь  на  материал, - разработать  свои.

Чаще  всего  учащиеся  выбирают  парные  или  групповые  типы  проекта, это  стимулирует  самообучение  и  взаимообучение, развитие  коммуникативных  навыков.

Мини – проект, с одной стороны, является легким вариантом проведения части урока, а с  другой стороны, представляет опасность того, что цель урока  не  будет достигнута. Основными трудностями осуществления данного  вида  проекта  является  ограниченность  во  времени, неумение учеников  сосредоточенно  трудиться, наладить совместную результативную работу группы. Поэтому знакомство с мини – проектом, на  мой взгляд, нужно начинать не ранее, чем  с 6 класса.  К этому времени учащиеся уже адаптировались после перехода  во  вторую ступень средней школы, привыкли к требованиям учителей, ознакомились с основными принципами работы с проектами, бережно. И тут  удачным  может стать мини – проект «Подарок литературному герою» по произведению «Уроки французского» В.Распутина. Возможно и другое название: «Посылка  от  читателя».

        Цели проекта:

Учить ребят быть добрыми, сопереживать, заботиться о других людях.

Исходя из первоочередных потребностей человека. Помогать ему решать проблемы в трудные периоды жизни.

Задачи:

Анализируя городские и деревенские условия жизни после войны, голод тех лет (работа с текстом), подобрать  «продукты»  в подарок  главному  герою.

Выполнить  оформление  «продуктовой  посылки»  и  суметь  объяснить  свой выбор.

В  7  классе  продолжается  работа  над  проектами. Так, в конце  учебного  года  учащимся  можно  предложить  на  обобщающем  уроке  мини – проект  «Памятник  литературному  герою». К  этому  возрасту  ребята  вполне  владеют  приемами  работы с  проектом, в состоянии организовать  ее  на  уроке (особенно  если  они  уже  привыкли  трудиться  в  группах), имеют  свои  предпочтения, обладают  необходимыми навыками.

Обязанности в  этом  проекте  учитель  распределяет  таким  образом:

- подбор  материала  для  надписи;

- рисунок  памятника  герою (возможен  вариант  в виде  символа);

- составление речи  на  открытии памятника;

- подготовка  мини – презентации.

Если  работа над проектом  осуществляется  систематически, то к 14  годам учащиеся воспринимают любое нестандартное задание как проект. С  одной стороны, это хорошо, так как у них уже выработался определенный алгоритм действий, с другой стороны, обычное выполнение задания учителя – это не проект. Поэтому нужно обратить особое внимание на наличие проблемы  и  путей  ее  решения, постановку  задач.

В  8  классе перед  учениками  можно  ставить  уже  более  сложные  задачи. Примером  этого  служит  проект   «Теория  литературы – это просто». Рождение  данного  проекта  связано  с  тем, что  учащиеся  испытывают  затруднения  при  освоении  литературоведческой  терминологии.  Поэтому  предложенный  недельный  (несколько  недель)  проект  направлен  на  выявление  наиболее  доступных  для  учащихся  путей  подачи  материала.

Учащиеся  старших  классов – это  уже  самостоятельные  люди,

способные  не  только придумывать  темы  проектов, но  и  успешно  добиваться  поставленной цели.

В  9 классе самая значимая и объемная тема - "Жизнь и творчество А.С.Пушкина", поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта "Памятник А.С.Пушкину". Реализация этого проекта поможет ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже "родным".

 Старшеклассникам  можно  предложить  краткосрочный  проект «Посмотри  и  нарисуй», направленный  на  умение  «увидеть»  то, что  сказал  поэт. Объяснить, при  помощи  каких художественных  средств  он  это  сделал, и  нарисовать  увиденное (то, есть сначала  проанализировать стихотворение, а потом  синтезировать  рисунок  на  основе  этого).

        Темы  проектов  (группы  выбирают  сами  в  единственном  варианте)  указаны  в  таблице  выше.

        Виды  творческой  работы  (групповой  и  индивидуальной) – любые  из  списка  плюс  свои, подчеркнутые – обязательны (до 6 баллов):

кроссворды, игры  к теме, подтемам,

вопросы  по  теме, подтемам  с  ответами,

темы  сочинений (к  основной теме),

эпиграфы  к сочинениям,

планы сочинений,

образцы авторских  сочинений  или  подборка с  указанием  источников,

рисунки – иллюстрации,

таблицы, схемы, словари, литературные  диктанты  по теме,

макет  памятника  литературному  герою,

параллели  с  другими  произведениями.

Также учащимся  дается  список  того, что должно содержаться  в портфолио:

Тема.

Перечень  материалов.

Подтемы  (разработка, короткие  сведения, подтвержденные  текстовыми  выдержками).

Иллюстративный  материал.

Выдержки  из  критической  литературы.

Сами  материалы.

Библиография.

Список  участников  проекта.

Презентация  может  проходить  как  групповая  защита  проекта: наиболее  интересные  фрагменты  из  работ  защищаются групповой в  виде  рекламы, инсценировки, в  виде  презентации – ознакомления, которую  представляет  координатор  группы.

Классификация проектов по литературе.

Различают следующие виды проектов:

по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

по предметно - содержательной деятельности;

по характеру координации проекта;

по количеству участников проекта.

2.1. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности

1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Структура исследовательских проектов:

аргументация актуальности принятой для исследования темы,

определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

определение методов исследования, источников информации,

выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,

обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

цель проекта,

предмет информационного поиска,

источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),

способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),

результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),

презентация.

4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце.

Виды проектов по предметно-содержательной деятельности:

1) культурологические (реферативные работы);

2) лингвистические (сочинения разных жанров, таблицы, пособия);

Виды проектов по характеру координации проекта и по количеству участников проекта:

1) с открытой координацией (жесткий), с закрытой координацией (гибкий);

2) личностный, парный, групповой.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, организуется такое взаимодействие, которое включает в себя связки "ученик - ученик", "ученик - учитель", "учитель - ученик", "ученик - класс", при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.