Статья «Проектная деятельность в образовании. Коллективные творческие проекты в предметах гуманитарного цикла»
О.А.Кислова, учитель истории и обществознания,
МАОУ СОШ № 29 «Университетская» г. Липецка
Проектная деятельность в образовании.
Коллективные творческие проекты в предметах гуманитарного цикла
Тезисы
В статье рассматривается вопрос о коллективных творческих проектах как средстве формирования ключевых компетенций, личностных и предметных результатов обучающихся.
Автор указывает на огромный потенциал проектной деятельности в формировании в ходе данной работы следующих компетенций: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, переводить информацию в различные формы), способность решать творческие задачи, умение работать в группе, выступать в роли лидера, действовать самостоятельно, творчески.
Также указывается на повышение мотивации к изучению предмета в ходе применения метода проектов.
В данном направлении образовательной деятельности необходимо использовать различные методы и технологии творческого характера — проблемно - поисковые, исследовательские — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы должны учитывать индивидуальные особенности ребёнка, так как их развитие является важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций и компетентностей, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.
Для успешной работы необходимо выработать основные направления и структурные элементы работы. Алгоритмизация и системность, как основополагающие принципы успешности проектной деятельности, автор считает возможным воплотить в работе историко-патриотических или историко-краеведческих клубах.
При выполнении коллективного проекта, нужно разбить его на составные части и определить деятельность обучающихся, сформировать рабочие группы в рамках историко-патриотического клуба. Индивидуальные склонности ребёнка позволяют определиться с выбором того направления, которое для него является более интересным – это может быть историографический анализ, архивная работа, оформительская, творческое направление и представление проекта в виде стихотворений, эссе на предложенную тему, социологическая работа, опрос местного населения.
Автор представляет пример подобной деятельности в рамках работы историко-патриотического клуба «Маяк».
Делается вывод о том, что создание творческой среды, системная работа, разнообразие и постоянное совершенствование приёмов и методов – необходимые условия для успешности проектной деятельности. Через практическую направленность проектной деятельности удаётся поддерживать постоянный и неослабевающий интерес к предмету, любовь к истории своей Родины, своего села, развивать эмоционально – волевую сферу обучающихся, которые, несомненно, станут достойными гражданами великой страны
Текст статьи
Современная образовательная среда предполагает качественные изменения не столько содержания образования, сколько технологий обучения. Особую значимость для гуманитарного образования приобретают личностные, метапредметные, предметные результаты. В проектном методе, как средстве формирования ключевых компетенций обучающихся, заложен огромный потенциал.
В процессе проектной деятельности формируются универсальные учебные действия, ключевые компетенции, метапредметные результаты – способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, переводить информацию в различные формы), способность решать творческие задачи, умение работать в группе, выступать в роли лидера [1,6].
Проектная деятельность также позволяет сформировать самостоятельность и инициативность у обучающихся. Возможность выполнить интересный проект и представить его перед аудиторией на высоком уровне владения теоретическим материалом нацеливает обучающихся на развитие мотивации к изучению предмета в целом. Кроме того, метод проектов реализует принцип связи обучения с жизнью, то есть практико-ориентирован [2, 60].
В образовательном процессе предметов гуманитарного цикла ведущими являются методы творческого характера — проблемно - поисковые, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы должны учитывать индивидуальные особенности ребёнка, так как их развитие является важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций и компетентностей, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.
Коллективные творческие проекты, на мой взгляд, играют большую роль в развитии личностных качеств, индивидуальных особенностей.
Для успешной работы необходимо выработать основные направления и структурные элементы работы. Алгоритмизация и системность, как основополагающие принципы успешности проектной деятельности, считаю возможным воплотить в работе историко-патриотических или историко-краеведческих клубах.
Идея состоит в том, что при выполнении коллективного проекта, нужно разбить его на составные части и определить деятельность обучающихся, сформировать рабочие группы в рамках историко-патриотического клуба. Индивидуальные склонности ребёнка позволяют определиться с выбором того направления, которое для него является более интересным – это может быть историографический анализ, архивная работа, оформительская, творческое направление и представление проекта в виде стихотворений, эссе на предложенную тему, социологическая работа, опрос местного населения. Проиллюстрировать выше сказанное хотелось бы примером выполнения исследовательской краеведческой работы «Романовский костюм. История и современность», которую готовили обучающиеся для участия в областной научно – практической конференции.
Выбрав тему исследования, обучающиеся - члены историко-патриотического клуба «Маяк» проявили огромный интерес и готовность решать поставленные перед ними задачи, дополняя основу новой информацией и предлагая нетрадиционные способы решения. Видя творческую и рабочую обстановку, заинтересованность проявили и другие обучающиеся, которые к категории одарённых детей, по общепринятым представлениям, не относились. Результаты их работы также оказались впечатляющими, например, часть учеников, не имея возможность ранее проявить себя, провела качественную работу при опросе местных жителей, грамотно представив и обработав полученные данные.
Мотивация, на мой взгляд, имеет очень большое значение, поэтому посчитала, что нужно включить элемент личной заинтересованности в проработке темы, а именно начать с опроса членов семьи. Нужно обращать большое внимание на то, как именно представить какую – бы то ни было тему – например, найти связь с современностью; указать на резонанс, который имело событие; связать с жизнью человека, на которую данное событие (если речь о нём) коренным образом повлияло; сообщить что – то парадоксальное. Необходимо предвидеть, какое описание может вызвать наибольшие по силе эмоции, «зацепить» темой, чтобы заинтересованность сохранялась и далее. Полученные знания, пропущенные через разум, сердце и душу, остаются в памяти надолго и являются той основой, на которую, как бусины, будут нанизываться всё новые и новые сведения.
Созданные группы с энтузиазмом выполнили работу, и коллективный проект воплотился в жизнь. Обучающиеся представили результаты работы и с интересом знакомились с тем, что сделали остальные, проявляя аналитические, оценочные и даже ораторские способности. Рабочая группа, которая исследовала исторический блок информации – «Из истории села Романово», получила инструкции о том, каким образом выполняется исследовательская работа (историографический обзор, анализ источников) и с успехом справилась с задачей. Вторая группа должна была исследовать историю возникновения русского народного костюма, его характерные особенности в разных регионах страны и проанализировать причины многослойности романовской культуры в целом и элементов Романовского женского праздничного костюма в частности. В эту группу включились дети, проявившие себя на уроках технологии. Актуальность темы исследовали коммуникабельные, общительные обучающиеся, которых заинтересовала журналистская профессия. Данная группа, используя метод социологического опроса, исследовала уровень осведомлённости обучающихся школы по теме, проводила поиск и опрос старожил близлежащих сёл. Все группы работали в тандеме, поскольку взаимосвязь элементов проекта требовала постоянного обмена полученной информацией. Описание полученных сведений – элементов Романовского костюма, его составных частей, представляла группа редакторов. Творческая группа художников должна была воплотить полученную по рассказам информацию в виде рисунков и представить, как могли бы элементы народного костюма воплотиться в жизнь в современной одежде.
Проект был закончен и успешно представлен на научно – практической конференции. Однако, с удивлением обнаружила, что точку ставить рано. Останавливаться на достигнутом никто не хотел: дети продолжали искать, исследовать, обмениваться информацией. Именно поэтому возникла мысль о том, что группы должны продолжить свою работу в постоянном режиме на базе школьного музея. Работа ведётся постоянно, пополняется новыми экспонатами, исследовательскими и творческими работами школьный музей, включаются в деятельность другие обучающиеся с новыми идеями и предложениями.
Данный факт указал на необходимость наличия системы работы по данному направлению. Интерес вызвала именно работа в рамках клуба, проектная деятельность осуществляется сообща и это главное условие успеха, каждый, своей работой, помогает другому, и взаимозависимость носит определяющий характер.
Необходимость системы в работе по проектной методике указала на первостепенную задачу – создание программы историко – патриотического клуба, в которой, с учетом пожеланий обучающихся, определяются перспективные направления исследовательской и поисковой деятельности, условия их реализации, методы работы на каждом этапе исследования, темы, источниковедческую и историографическую базы и структуры, с которыми будет осуществляться сотрудничество.
Таким образом, создание творческой среды, системная работа, разнообразие и постоянное совершенствование приёмов и методов – необходимые условия для успешности проектной деятельности. Через практическую направленность проектной деятельности удаётся поддерживать постоянный и неослабевающий интерес к предмету, любовь к истории своей Родины, своего села, развивать эмоционально – волевую сферу обучающихся, которые, несомненно, станут достойными гражданами великой страны.
Список литературы
1. Примерные программ по учебным программам. История. 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2013.
2. Справочник учителя истории и обществознания / авт.-сост. Т.И. Сечина.- Волгоград: Учитель, 2013.