Проектно-исследовательская работа в 1 младшей группе «Наше лето»
Проект в 1 младшей группе
«Наше лето»
Вид проекта: практико-ориентированный.
Тип проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети, родители, воспитатель, педагог-психолог.
Актуальность: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивность просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Именно летом мы можем заниматься экологическим воспитанием наиболее интенсивно, потому что почти все явления природные вы можем наблюдать в живой природе: цветы, насекомые, трава.
Предмет: формирование представлений у детей об окружающем мире через познавательно-исследовательскую деятельность.
Гипотеза: Если будет реализован проект, то у детей расширится представления о цветущих растениях, будет развиваться познавательный опыт, уровень экологической культуры и бережное отношение к природе.
Предметно- содержательная область: межпредметный проект (познание, коммуникация, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество)
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, сформирование представления о системе элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о мире природы родного края.
Задачи проекта:
- создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о мире природы родного края;
- формировать;
- развитие познавательного интереса к миру природы родного края, умение отражать это в художественно-продуктивной деятельности;
- привлечение родителей к участию в мероприятиях проекта;
- закрепить представление о названии и об основных частях растений, учить сравнивать их между собой;
- вызвать у детей интерес к экологическим объектам через стихи, загадки, иллюстрациии организацию художественно-продуктивной творческой деятельности;
- познакомить детей с приемами посадки цветов на клумбе; вызвать интерес к посадке семян;
- уточнить представления о труде взрослых, учить правильно называть действия;
- формировать у детей желание помочь педагогу в уходе за цветами;
-развивать речь детей, коммуникативные качества, повысить речевую активность детей, активизировать словарь.
Одной из главных задач культурно – экологического воспитания является задача, решение которой выразится в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, человека с человеком, что обеспечит его выживание и развитие. Эта задача полностью согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем,
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.Ребята узнают особенности природы родного края.
2. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.
3. Ребята узнают много интересного из жизни растений (цветов), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями на клумбе, организованной родителями.
4. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
5. Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов.
Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Продукт проектной деятельности:
-получение детьми элементарных знаний о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян;
-знакомство детей с первичными представлениями о труде взрослых, воспитание трудолюбия, бережного отношения к растениям;
-повышение речевой активности детей;
-положительные эмоции от полученных результатов всеми участниками проекта (дети, родители, воспитатель, психолог);
-улучшение работы по взаимодействию с родителями (активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада);
-создание условий для реализации задач по проекту.
Коллаж проекта «Наше лето».
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный:
- Разработкамероприятий для реализации проекта: конкурсы цветов, тематические занятия, детско-родительские занятия.
-Подбор художественной и методической литературы, иллюстраций, предметных картинок на экологические темы, дидактических, пальчиковых, подвижных игр для реализации проекта.
-Привлечение родителей к планированию совместной деятельности, приобретение с их помощью необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена, рассада)
-Изготовление дневника проекта «Наша клумба»
-Обогащение развивающей среды группы по теме «Цветы».
2 этап. Основной:
I. Организованная образовательная деятельность
1. Познание - «Цветы на клумбе».
2. Познание – «Знакомимся с одуванчиком»
3. Художественное творчество – Лепка. «Цветок».
4. Художественное творчество – Коллаж «Цветочная поляна»».
II. Работа вне организованной образовательной деятельности
1. Чтение детям произведений художественной литературы о цветах, лете.
2. Использование в работе с детьми дыхательной, пальчиковой гимнастики, подвижной игры.
3. Просмотр презентаций «Цветы».
4. Рисование цветов и букетов карандашами, мелками, гуашью.
5. Рассматривание иллюстраций, предметных картинок с изображением садовых цветов.
6. Дидактические игры.
7. Наблюдение за одуванчиками на прогулке.
8.Конкурс чтецов – «Лето – это маленькая жизнь!»
III. Взаимодействие с семьей
1. Оказание родителями помощи в приобретении семян и необходимого инвентаря для посадки цветов.
2.«День добрых дел». Привлечение родителей к созданию клумбы на территории детского сада.
V. Экспериментальная деятельность
Посадка семян петунии и бархатцев, астр, лилий.
Участие в детско-родительском занятии «Водные приключения»
Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития растений. Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов. Формировать определенные трудовые навыки.
3 этап. Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта. Оформление дневника «Наше лето», презентация проект «Наше лето».
Ресурсы проекта: материально-технические: контейнеры, стаканы, лейки, земля, семена, рассада; лопаты, грабли, тележка, пластмассовые цветы.
Информационные – методическая: художественная литература; иллюстрации, предметные картинки на тему «Цветы», «Лето»; ресурсы интернета.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции:
Низкая заинтересованность родителей - распределить среди родителей ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
Вывод: Участие детей в данном проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру. Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим персоналом.
Важным результатом проекта явилась мотивация к сотрудничеству, совместному творчеству тех родителей, которые по разным причинам занимали пассивную позицию. Участие в реализации проекта убедило родителей в важности своего влияния на развитие ребенка, научило содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением.
Сроки проведения | Название мероприятия | Участники |
1 неделя | 1.Рассматривание строения комнатных цветов; 2.Видеоролик «Здравствуй лето»; 3.Видеоролик «Как распускаются цветы»; 4.Чтение стихов «Лето – жаркая пора»; 5.Рисование «Полянка одуванчиков»; 6.Разучивание стихотворения «Жук»; 7.Чтение стихов для самых маленьких «Чудесные Цветы». | Педагоги, дети, родители. |
2 неделя | 1.Видеоролики: «Времена года», «Лето»; 2.Чтение художественной литературы «Солнечный зайчик» Кулиева Изумрад; «Дождик-дождичай» Бокова Татьяна; 3.Стихи и сказки «Что нам дарит лето…» Ил. М. Богуславский, Н. Глушковой; 4.Песенка «Смотрит солнышко в окошко»; 5.Детско-родительское мероприятие «Рисование ладошками «Солнышко»; 6.Подвижная игра «Солнышко и дождик»; 7.Рисование пальчиками «Цветок»; 8.Детско-родительская игра «Водные приключения». | Педагоги, дети, родители. |
3 неделя | 1.Чтение художественной литературы «Грибная история» И. В. Гурина; 2.Чтение стихов «Зелёная аптека» Пётр Синявский; 3.Рисование пальчиками «Одуванчик»; 4.Лепка «Цветок»; 5. Пальчиковые игры «Радуга»; 6.Хороводная игра «Летний хоровод»; 7.Рассматривание иллюстраций, предметных картинок с изображением садовых цветов. | Педагоги, дети, родители. |
4 неделя | 1.Чтение художественной литературы «Красное лето» Иван Сергеевич Соколов-Микитов; «Куда прячется солнышко» Наталья Спехова; «Мишкина малина» Владимир Степанов; 2.Рисование цветов, букетов карандашами, мелками, гуашью; 3. Просмотр мультфильмов о лете, природе, животных; 4.Конкурс чтецов с чаепитием «Лето – это маленькая жизнь!»; 5.Экскурсия по участку на территории Образовательного учреждения. 6. Пальчиковая гимнастика «Цветочная» 7. Трудовая деятельность: полив цветника. 8. Наблюдение за природными явлениями | Педагоги, дети, родители. |
5 неделя | 1.Чтение стихов «Весёлое лето» В. Берестов; «Утёнок Крячик и его друзья» Михаил Пляцковский; «Добрые сказки и стихи» В. Маяковский, В. Осеева, А. Барто, И. Пивоварова. 2.Коллаж «Цветочная поляна». 3. Рисование пальчиками «Наша клумба». 4. Пальчиковая гимнастика «Солнечная» 5. Трудовая деятельность: полив цветника. 6. Наблюдение за природными явлениями | Педагоги, дети, родители. |
В результате реализации проекта:
Для детей:
В ходе проекта дети приобрели новые знания об окружающем мире.
Познакомились с новыми техниками в художественно-продуктивной деятельности.
Повысилась речевая и познавательная активность.
Познакомились с правилами поведения в природе.
Развился интерес к экспериментальной деятельности.
Делают простые выводы и умозаключения.
Для педагогов:
Самореализация.
Накопление навыков проектной деятельности.
Освещение в СМИ своего педагогического опыта.
Обмен дидактическим материалом по теме проекта.
Для родителей:
Расшили знания о том, как донести до маленького ребёнка азы экологического развития.
Расширили представления о способах взаимодействия родителейс детьми и ДОУ.
Активизировался творческий потенциал родителей.
Наши занятия (фото):
Рассматривание комнатных цветов и уход за ними:
Создание клумбы:
Наблюдения за природой:
Чтение художественной литературы:
Рисование пальчиками:
Рисование ладошками:
Играем детско-родительским коллективом:
Рисуем одуванчик
Рисуем мелками с родителями
Наблюдаем за дождем
Список литературы:
Зенина Т. Н. «Ознакомление детей раннего возраста с природой (занятия, наблюдения, досуг и развлечения) » М.: Педагогическое общество России 2006
Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» М.: Сфера 2012
Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. «Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста 1-3 года» М.:Мозаика-Синтез 2008
Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада» М.:Мозаика-Синтез 2010
Трефилова Раиса Поликарповна
Голубчикова Светлана Сергеевна
Елена Владимировна
Голубчикова Светлана Сергеевна