Как всякий нормальный человек, я люблю свою Родину – страну Россию, а свою малую Родину, маленькое село в чернозѐмной глубинке, я люблю особенно – здесь жили мои предки со времѐн основания нашего села, здесь родились и живѐм я и мои дети. И, конечно же, мне очень хочется, чтобы моя страна была богатой, благополучной, мирной и красивой. Пусть мои пожелания немного детские и наивные, но кто же этого не хочет? А кто сделает нашу страну такой? Богатой и благополучной – инженеры всех направлений, рабочие, строители, экономисты, учѐные, врачи; мирной – наша армия; красивой – архитекторы, экологи, лесоводы, агрономы и др. Список профессий, особенно современных, очень длинный, каждый из выпускников школ найдѐт в нѐм что-то подходящее для себя, каждый по мере сил и возможностей внесѐт вклад в благополучие страны. Но кто же поможет им найти свою дорогу, кто раскроет их дар и предназначение, кто заметит в них ту самую Божью искру, которая есть у каждого? Конечно же, тот, кто находится с ними рядом больше всего. Нередко даже больше, чем родители.
«Мы родом из детства…». Хотя эти слова Антуана де Сент Экзюпери цитируют очень часто, я не захотела быть оригинальной, придумывая что-то другое – правильней и короче не скажешь. Вспоминаю свою первую учительницу – Зинаиду Михайловну. Сельская школа, пресловутое «экономика должна быть экономикой» - спаренные начальные классы, почти три десятка мальчишек и девчонок, одна учительница – и для второго, и для третьего классов. Честно говоря, не помню за давностью лет, как проходил сам урок (т.е. саму методику, последовательность изложения материала), но до сих пор прекрасно помню атмосферу, царившую на этих уроках – абсолютное спокойствие, доброта, почти материнская ласковость Зинаиды Михайловны, самое ругательное слово которой было «фулюган». Только когда я сама начала работать в школе, то поняла, чего это стоит – в любой ситуации держать себя в руках, быть не «добреньким», а добрым. При этом главную свою задачу – обучение детей – нужно выполнять по максимуму. Проверочные работы, «директорские», «министерские», и другие популярные в то время контрольные некоторые ученики Зинаиды Михайловны выполняли за 20 - 30 минут. А уж если при этом присутствовал сам директор и лично хвалил ученика, у того просто крылья за спиной вырастали.
Сам директор – личность легендарная для нескольких поколений наших школьников: участник Великой Отечественной войны, историк и учитель от Бога, периодически ложившийся в больницу на лечение, потому
что, как шѐпотом передавали школьники друг другу, «у него в теле осколок остался». Когда он проходил по коридору, держа в руке свою особенную стеклянную указку, все крикуны и шалуны притихали – идѐт Фѐдор Михайлович.
Что же касается другой важнейшей задачи школы – воспитания, то тут не было занудных и монотонных лекций, а в большинстве своѐм исключительно собственный пример отношения к людям, порядочности, честности, доброты.
На очередных обязательных курсах повышения квалификации в областном центре я обратила внимание, что 90 % присутствующих – это люди за сорок и даже за пятьдесят лет. А где же наши молодые коллеги? Ведь педвузы выпускают каждый год немалое количество учителей всех специальностей, да вот только до школы их доходит совсем немного. Остальные ищут работу с большей зарплатой, меньшей ответственностью, нормированным рабочим днѐм, меньшим количеством отчѐтов и всякого рода писанины. К счастью, есть и такие, кто мечтал об этой профессии с детства, любимая игра у них была «в школу». Наверное, это и есть наше будущее – те, кто не испугавшись трудностей, всѐ-таки приходит в школу, остаѐтся в ней, прикипает всей душой к этой очень-очень нелѐгкой профессии. Тут нечего делать лентяям, карьеристам, мечтающим разбогатеть.
У врачей с древних времѐн есть главная заповедь – «не навреди». К учителям это относится в неменьшей степени. Повезло школьникам, учителя которых это понимают. Закончить хочется опять-таки всем известной, но от этого не ставшей менее актуальной пословицей - «Что посеешь, то и пожнѐшь». Побольше бы нам добрых, честных и трудолюбивых сеятелей.