Эссе (размышления) на тему: «Моя педагогическая философия»
Только личность
может воздействовать
на развитие личности.
Только характером
можно образовать характер
К.Д. Ушинский
Эссе (размышления) на тему: «Моя педагогическая философия»
преподавателя – организатора «Основ безопасности жизнедеятельности»
МОУ СШ №21 г. Ярославля
Лончакова Максима Андреевича
Когда я размышляю о смысле и значении великой профессии - Учитель, я вспоминаю притчу: Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив. Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу.
В моей семье никогда не было педагогов. Все посвятили себя железнодорожному делу. А я с детства мечтал стать учителем. Каждый раз собирал своих друзей и родных, и мы играли в школу. Я рассаживаю всех своих друзей и, подражая своей учительнице, провожу урок. 1995 год, мне 10 лет. В сочинении, написанном мною на тему: «Кем я буду, когда вырасту?», я написал, что стану учителем. Этим выбором я обязан своему учителю биологии Чумаковой Татьяне Васильевне.
Профессия учителя – одна из весьма сложных. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения о том, как должно совершаться обучение и воспитание, зачастую не содержит конкретных и точных ответов на вопросы повседневной практики. Но, как показывают психолого-педагогические исследования, деятельность учителя бывает эффективной, если он, обладая профессиональной компетентностью, способен создавать в классе атмосферу тепла и взаимного доверия.
Все, от простого рабочего до Президента, прошли через призму души педагога. Именно учитель, сея «разумное, доброе, вечное» формирует личность нового поколения, способствует развитию науки и техники, а вместе с тем развитию нации и государства. Многие с благодарностью вспоминают и всю жизнь хранят образы своих добрых учителей и наставников. Труд учителя – особый труд. Его нельзя мерить количеством выпускников, как измеряют труд рабочего количеством деталей, нельзя мерить количеством рабочего времени, проведенного в школе, потому что результат - общение с детьми - не поддается временному измерению. Трудность учительской профессии в том и состоит, что результат своего труда учитель может увидеть только через годы, через целое поколение.
Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности - философ. Учитель - вдвойне, так как эта профессия - одна из самых ответственных. Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя - из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, стать достойным гражданином своей страны. А главное — своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть людьми. Размышляя о своем педагогическом пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем.
По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза — всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. В школе не смогут работать учителя, зашедшие сюда по ошибке. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей всех обучающихся. А. Дистервег говорил, что воспитателем и учителем надо родиться, так как им руководит прирожденный такт.
В 2006 году я открыл двери Ярославской школы №21 уже не как школьник, и не как студент ЯГПУ, а как молодой специалист, преподаватель-организатор «Основ безопасности жизнедеятельности». Довольно сложно после ВУЗа вступать на учительскую тропу, да еще в тот период, когда страницы газет и журналов, рекламные ролики телепередач гласят о более престижных профессиях. В учебном заведении, где я работаю, созданы все необходимые условия для реализации и воплощения педагогических идей молодых специалистов.
Такой микроклимат в школе и коллективе - заслуга неутомимого и опытного директора Фадеевой Галины Авенировны и коллектива школы. Здесь могут выслушать, поддержать, помочь решить проблемы. Работать в таком коллективе почетно и ответственно, так как налагает на молодого педагога определенные обязанности: быть не только теоретически вооруженным в области инновационных технологий, но и на практике осуществлять тенденции нового времени.
Модернизация образования стала важнейшим приоритетным направлением развития нашей страны. Ни одна страна не может быть более развитой, чем развито ее образование. Можно с большой уверенностью привести в пример Германию, где каждый гражданин в течение всей жизни имеет возможность получить общее, высшее и профессиональное образование. Обучение в Германии является бесплатным как для граждан Германии, так и для граждан иностранных государств. Правительство Германии заинтересовано в качественной подготовке профессиональных кадров широкого профиля в различных научных областях и ежегодно выделяет крупные суммы на развитие системы немецкого образования. Ведь на плечи молодых людей, которые переживают за успех своей страны и школы ложится ответственная и почетная миссия - воспитание патриота и достойного гражданина своей страны. И мы действительно, воспитав патриотов, будем гордится не только прошлым и настоящим нашей страны, но и уверенно смотреть в будущее.
Работая в школе, я открыл для себя две зеркальные стороны учительской профессии, которые взаимосвязаны и отражаются одна в другой. На одной стороне располагается всем известный фактор учительского долга, ответственности, совершенствование педагогического мастерства, то есть УЧИТЕЛЬ как личность, а на другой – самое главное и для учителя, и для детей – овладение знаниями, умениями, навыками культурного наследия, то есть УЧЕНИК как личность. Две стороны одной медали. Учитель, который хочет помочь, и ученик, который хочет понять себя и свое предназначение. Учитель до тех пор интересен детям, пока сам готов учиться. Поэтому, обучая детей, я учусь вместе с ними.
Учитель с большой буквы – это волшебник, владеющий сердцами своих учеников. Все у него получается, как по мановению волшебной палочки. Но за взмахом волшебной палочки, при помощи которой открываются бескрайние дали жизни и красота окружающего мира, скрывается ежечасный, ежедневный тяжелый, но благородный труд. Именно таким волшебником я и учусь быть. А для того, чтобы все получалось, нужно просто любить свою работу. Я искренне верю в то, что если каждый из нас будет просто профессионально и вдумчиво выполнять свои обязанности на своём рабочем месте, будет развивать в себе мастерство и стараться воспитывать личность, прежде всего нравственную, всё в нашей стране станет на свои места. Я верю.
Основная задача философии – выявление и изучение законов развития общества, природы, сознания. Я начинающий педагог, и, наверное, моя жизненная философия, как и педагогическая, будет еще изменяться, но одно я знаю точно – моя задача как учителя
создать в классе атмосферу тепла и взаимного доверия;
помочь своим ученикам найти свои пути в жизни;
научить детей быть личностями;
создать условия для развития способностей всех обучающихся;
В основе новых методик образования и воспитания лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения, в том числе за счет дополнительных образовательных программ. Именно поэтому 1 сентября 2008 года в нашей школе был открыт первый в г. Ярославле кадетский класс МЧС «Юный спасатель-пожарный» для обучения учащихся с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью специальную подготовку по «Основам безопасности жизнедеятельности» и физической культуре. А в сентябре 2009 года по просьбе детей и родителей в школе открыт еще один кадетский класс МЧС. Куратором кадетских классов я и являюсь. Жизнь обучающихся кадетского класса отличается от жизни обычного школьника. За два года ребята приняли участие в 17 мероприятиях различного уровня, от городских до Всероссийских. Многие учащиеся кадетского класса получили юношеские разряды по туризму и ориентированию, признаны лучшими в стрельбе, завоевали призовые места в комплексе силовых упражнений.
Каждый человек – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою философию, свой взгляд на мир и на место человека в этом мире.