Профориентационная работа с обучающимися ОВЗ
Профориентационная работа с обучающимися ОВЗ
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации профориентации детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях. Профессиональное ориентирование детей с ограниченными возможностями здоровья является энергозатратным трудом, требующим большого количества сторонних ресурсов (материальных, технических, методических и т. д.). В большинстве случаев их будущие профессии примитивны, однообразны и впоследствии не радуют своего работника. Такие дети практически лишены выбора, он очень узок. В статье рассматривается краткая история учреждения и опыт работы его педагогов с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В нашей школе обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование у обучающихся необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, и наша школа ставит перед собой цель не только по формированию необходимых учебных знаний, умений и навыков у обучающихся, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Практика показывает, что выпускники с интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:
психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
сокращение набора и подъем образовательной планки в учреждениях среднего профессионального образования;
нестабильная государственная гарантия материального обеспечения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;
слабая заинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблемы образования и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы;
отсутствие в учреждениях СПО возможности освоения востребованных и хорошо оплачиваемых профессий (выпускник школы не имеет возможности широкого выбора профессии в силу интеллектуального дефекта);
низкий уровень социально-бытовых умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вследствие имеющихся нарушений психофизического развития.
Цель работы по данному направлению помочь обучающимся с определением своего будущего и выбором профессии. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися. В различных видах деятельности (познавательной, общественно - полезной, коммуникативной, игровой). Профориентационное направление прослеживается в рабочих программах воспитания в модуле «Знакомство с профессиями» у каждого классного руководителя, воспитателей, в планах социального педагога, педагога-психолога, учителей трудового обучения, а также в работе с родителями.
Деятельность педагогических работников по направлению "профориентация" включает в себя: знакомство обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с миром современных профессий, психолого-педагогическую диагностику и консультирование обучающихся и воспитывающих их семей по проблемам профориентации, а также организацию систематических профессиональных проб обучающихся.
Задача совместной деятельности педагогического работника и семьи обучающегося - подготовить его к требованиям современного рынка труда, с учетом объективных ограничений здоровья, реальных возможностей и перспектив. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
• циклы профориентационных часов общения «О профессиях и профессионалах», «Кем я хочу стать», направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры: тренинги, деловые игры, квесты: «Мой и чужой труд», «Мы в профессии играем», «Профессии которые мы выбираем» расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
• экскурсии, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
• организация на базе школы профориентационных мероприятий, социальных проектов, в работе которых принимают участие педагоги и родители (законные представители), где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет;
• индивидуальные консультации педагога-психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
Профориентационную работу с обучающимися старших классов провожу я педагог-психолог. Работа предполагает применение различных методов и форм деятельности.
• 1. изучение профессионального интереса, склонностей и уровня готовности обучающихся к выбору будущей профессии;
• 2. проведение тренинговых занятий по профориентации обучающихся;
• 3. проведение бесед, психологического просвещения для обучающихся и их родителей на тему выбора;
• 4. осуществление психологических консультаций с учётом возрастных особенностей учащихся;
• 5. формирование у школьников адекватной самооценки.
Одним из основных методов моей работы является диагностика, которая предполагает использование комплекса социально-педагогических методик, обеспечивающих возможность получения каждым обучающимся информации о своих индивидуальных качествах личности и степени их соответствия той или иной профессии.
Диагностические методы представлены опросниками, анкетами, тестами такими как: Методика КОС-2 Изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся и углубленной диагностики по профориентации (ДДО, опросник для выявления профессиональных интересов).
Результаты диагностик обсуждаются с обучающимися.
Пользуются популярностью занятия по профориентации в форме психологических тренингов, где я использую такие методы и приемы, как: неоконченные предложения, творческая, коллективная и индивидуальная работа, соревнования, профориентационные сюжетно-ролевые игры. Ребята активно принимают участие в занятиях по профориентации. Из них они получают новые знания, повышают самооценку, понимают важность данной проблемы и стараются друг другу помочь в выборе, опираясь на полученные знания. В игровых ситуациях каждому доводилось примерять на себя ту или иную профессию, а после анализируем их степень готовности к ней.
Одним из важных направлений профориентационной работы является профконсультация. Ее задача – дать обоснованный совет о выборе профессии каждому ребенку, рекомендовать ему профессию, соответствующую запросу обучающихся, их родителей и особым возможностям их здоровья.
В соответствии с учебным планом, рабочими программами по предмету труд (технология), которые разделяются на швейное дело и слесарное дело, педагогами ведется целенаправленная профориентационая работа. На швейном деле девочки обучаются раскрою швейного изделия, пошиву изделия на швейных машинках, моделированию. В свою очередь мальчики на уроках слесарного дела обучаются производить металлообработку, разметку тонкого метала, сверлению на станках, опиливанию метала, заточке инструментов и т.д. Одной из форм профориентационной работы является организация и проведение недели трудового обучения. Где проходят выставки рисунков, мастер классы, викторины, конкурсы знатоков, практические занятие и т.д.
Также учебным планом предусмотрен коррекционный курс социально-бытовой ориентировки, целью которого является создание условий для эффективного формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социуме. На занятиях воспитанники закрепляют трудовые навыки, полученные на уроках, развивают фантазию, творчество, обучаются приготовлению еды, изучают правила поведения за столом, сервировку стола и т.д.
Невозможно не оценить такую распространенную форму работы по профориентации как экскурсии в учреждения СПО с которыми мы сотрудничаем уже не первый год. Преподаватели СПО знакомят обучающихся со специальностями и востребованностью их на рынке труда, знакомят с условиями поступления и преобретения той или иной профессии.
Неотъемлемым и важным звеном в профориентационной работе педагогов школы является работа с родителями (законными представителями) обучающихся. Педагоги систематически планирует и ведут работу по таким направлениям:
- подготовка родителей (законных представителей) к оказанию помощи детям при выборе профессии;
- привлечение родителей (законных представителей) для проведения бесед, рассказов о профессиях;
- тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, информирование родителей (законных представителей) посредством распространения памяток и буклетов.
Знакомство с профессией - это нечто более сложное и тщательное, чем просто мероприятие. Это ежедневный труд. Таким образом профориентационная работа и воспитание обучающихся с ОВЗ направлено на удовлетворение социальных потребностей обучающихся и их родителей. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважать людей рабочих профессий. А эти качества необходимы в любой профессии.
Список литературы
1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия /Сост. Соколова Н.Д, Калиникова Л.В. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
2. Карпухина О.И., Рябова Н.В. Специальная педагогика в опорных схемах: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994.
5. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью – М.: Изд. центр «НЦЭНАС», 2003
6. Дефектология. №5 2006 года стр.75-78 Копылова Т.Г. Лашина О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида.
7. Малер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М.: Просвещение, 1990.
8. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): Учеб. пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. – Ярославль, 1999.
9. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ / Под ред. А.Н. Нигаева, В.В. Коркунова. – М., 1990.
10. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие /Авт.-составитель Н.Д. Шматко) – М.:АКВАРИУМ ДЛТ, 2001..
11. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2001
12. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005.
Потамошнева Наталья Алексеевна