Исследовательская работа «Профориентация в начальной школе как начало правильного выбора успешной профессиональной деятельности»
Профориентация в начальной школе
как начало правильного выбора
успешной профессиональной деятельности
Содержание
I. Введение……………………………………………………………………………………3
II. Профориентация в начальной школе как начало правильного выбора профессиональной деятельности………………………………………………………….3
Нормативно-правовая основа предпрофильной подготовки……………………...3
Что даёт предпрофильное обучение для начальной школы……………………….5
Ступени профильного обучения……………………………………………………..6
Система предпрофильного образования……………………………………………7
Особенности профориентации для школьников…………………………………....7
Пропедевтика профориентации……………………………………………………...9
Предпрофильная подготовка в начальной школе……………………………….10
Внеурочная деятельность и профориентация в школе…………………………...11
Творческая деятельность как часть предпрофильной подготовки в школе…….13
Профориентационная работа в образовательном учреждении……………….….16
III. Заключение, выводы…………………………………………………………….…....18
IV. Литература……………………………………………………………………………...19
Не профессия выбирает человека, а человек профессию (Сократ).
Введение
В настоящее время национальный успех ассоциируется именно с «человеческим фактором». Особая роль в воспитании деятельных, самодостаточных граждан отводится российской системе образования. Современное общество нуждается в разносторонне развитых личностях, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей действительности, способных самостоятельно ставить перед собой цели и разрабатывать стратегии личностного саморазвития и преобразования окружающего мира, умеющих не только получать какие-либо знания, но и применять их на практике. Совокупность людей, обладающих данными способностями, представляет собой творческий потенциал страны.
Данный вопрос неоднократно рассматривался на совещаниях Министерства образования и науки РФ, на заседаниях Правительства РФ. «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть в науке, в творчестве, в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России», - отметил глава государства В.В. Путин.
Профориентация в начальной школе как начало правильного выбора успешной профессиональной деятельности
Нормативно-правовая основа предпрофильной подготовки
Поддержка и развитие детского творчества, привлечение молодёжи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий являются на сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования, соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Базовой основой для проектирования региональной стратегии развития научно-технического творчества, учебно-исследовательской деятельности обучающихся являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 23 августа 1996г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 02.07.2013);
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012г. №761);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы;
- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
- Закон Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013 года №26-ЗС (Принят Законодательным Собранием 29 октября 2013 года);
- Постановление Правительства Ростовской области от 13 ноября 2017 г. №1017 «О Региональной стратегии действий в интересах детей на 2018 - 2023 годы»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий на 2018–2020 годы в рамках Десятилетия детства».
В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, перед образовательными организациями нашего региона стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества детей путём использования их потенциальных способностей и возможностей. Проблема развития способностей – одна из актуальнейших психологических и педагогических проблем, имеющих большое и теоретическое, и практическое значение.
Актуальность модернизации содержания общеобразовательной школы определяется государственной и общественной целевой направленностью – сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, т.е. вырастить человека, способного нести ответственность за себя, за национальную культуру. Не последним фактором при достижении данной цели выступают задачи, которые общество ставит перед образовательным учреждением:
способствовать вовлечению детей в инженерное и техническое творчество;
воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности;
помочь выпускнику определиться с выбором своей профессии, т.е. социализироваться.
Однако существует ряд проблем, не решив которые невозможно выполнить этот социальный заказ:
отсутствие преемственности и непрерывности между начальным и средним образованием в предпрофильном профориентационном обучении;
непонимание того, что вариативное содержание образования должна выбирать вся школа и работать над созданием единой образовательной среды в определённом направлении развития учащихся;
нет осознания актуальности избранной модели, её способности расширять образовательное пространство образовательного учреждения и инициировать саморазвитие личности учащегося.
Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, направленный на предпрофильное образование, сделает учёбу в школе единым преемственным образовательным процессом.
Что даёт предпрофильное обучение для начальной школы
Ученикам:
формирование интереса и мотивации к разнообразному познанию о профессии;
развитие определённых профессиональных навыков;
развитие рефлексии, основ и навыков опыта деятельности.
Учителям:
новый опыт творческого самовыражения;
ответы на все вопросы по предпрофильному образованию учащихся, которые возникают в процессе профессиональной работы;
продуманное содержание и методическая система работы;
расширение профессиональных компетенций.
Администрации образовательного учреждения:
новый позиционный статус образовательной среды предпрофильной подготовки;
обеспеченность взаимосвязанными вариативными программами для всех классов начальной и средней ступеней;
усиление методической оснащённости педагогического процесса;
система методической работы со школьной администрацией;
создание конкурентоспособности другим образовательным учреждениям.
Родителям:
укрепление семейных ценностей в результате взаимодействия детей и родителей;
дополнительная возможность для детского технического творчества, увлеченной занятости.
Ступени профильного обучения
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, которые позволяли бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на образовательное учреждение, где с начальных классов должна осуществляться предпрофильная подготовка.
В широком смысле слова «профориентация» - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова «профориентация» - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный процесс освоения личностью тех или иных профессиональных навыков и умений, той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х взаимосвязанных уровнях - общественном и личностном.
В связи с актуализацией вопросов развития профильного воспитания в общеобразовательной школе необходимо определить роль и место в этом вопросе начальной школы. Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то дисциплин в большей степени. В дальнейшем эти дисциплины могут стать основой будущей профессии. Если работа по профильному воспитанию начнется лишь в старших классах, то ребенок не успеет сделать осознанный выбор, поскольку знания о профессиях у детей минимальны, да и даются они, в основном, отрывочно.
Таким образом, возникает необходимость в предпрофильном обучении и воспитании, которое выполняет подготовительную функцию, и является подсистемой профильного обучения.
Система предпрофильного образования
Главная цель предпрофильного обучения – выбор будущего профиля, развитие индивидуальных потребностей учащегося.
Скрытые резервы предпрофильной подготовки таятся именно в начальном звене обучения. Предпрофильное воспитание в начальной школе – это создание образовательной среды, которая будет способствовать воспитанию у ребенка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения.
Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста, сопровождение которого осуществляют педагоги школ и учреждений дополнительного образования. Роль каждого из них актуальна.
Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Эта работа начинается уже в детском саду.
Далее в начальной школе круг профессий расширяется: учителя знакомят детей с представителями профессий, востребованных в образовательном учреждении; проводят беседы о том, где и кем работают их родители; организуют экскурсии на городские и региональные промышленные предприятия.
Безусловно, ключевым моментом мы считаем соединение усилий учеников, педагогов, психологов, родителей в решении данной проблемы. Так же в школе существует система психолого-профориентационного сопровождения учащихся с первого по девятый класс и до момента выбора профильного обучения.
Особенности профориентации для школьников
Мнение многих родителей в том, что будущую профессию следует выбирать, будучи старшеклассником, ошибочно. Специалисты советуют над этим вопросом задуматься намного раньше. Профориентация младших школьников осуществляется как дополнительные занятия, главная задача которых для ребёнка - это поверить в самого себя и в свои силы.
Суть системы психолого-профориентационного сопровождения учащихся в том, что школьники с 1 по 11 класс не менее 2 раз в год в рамках учебного плана или плана внеурочной работы совершают выезды на предприятия своего региона по утвержденному методическому сценарию с целью ознакомления с возможностями и ресурсной базой региона.
Выезды осуществляются с методической привязкой к образовательному процессу. Карта выездов утверждается педагогическим советом образовательного учреждения. Школьники в начальных классах знакомятся с предприятиями, интересными им с точки зрения самого продукта (фабрика игрушек, комбинат по выпуску кондитерских изделий, хлебопекарни, цех по переработке рыбной продукции). Экскурсии осуществляются за родительские средства. Предоставляется комплекс записей экскурсий для показа видео школьникам, чьи родители оказались против очного выезда.
Профориентация учащихся важна и обязательна. В этом заинтересованы родители, которые хотят видеть, в недалёком будущем своего ребёнка успешным, состоявшимся человеком, со стороны работодателя – это не менее важно: нанимая на работу сотрудника, он желает всегда видеть образованного специалиста. Профориентация в начальной школе станет началом к правильному выбору каждым ребёнком успешной профессиональной деятельности. Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую включится в будущем подрастающий человек.
Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, школьники могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер.
Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% - по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Профориентационная работа в школе, начиная с младших классов, поможет увеличить число школьников, выбирающих профессиональную деятельность осознанно и серьезно.
Пропедевтика профориентации
Придя в первый класс школы, ребёнок уже ознакомлен с реальной бытовой жизнью общества, имеет представления о различных сферах производства и народного хозяйства. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Результатом становится «самоопределение» учащихся на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.
Поэтому значимыми для них профессиями становятся учительская профессия, других школьных работников, профессии родителей, родственников, близких знакомых семьи.
Таким образом, в начальной школе цель предпрофильной подготовки – это создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к тому или иному предмету. Главное – обеспечить развивающую образовательную среду на этой ступени обучения.
Ключевым, с нашей точки зрения, является ознакомление с миром профессий через урочную и внеурочную системы, где мы стараемся привить к ним интерес детей. Организация такой работы в начальной школе требует комплексного, системного подхода.
В начальной школе мы создали такую среду, которая позволяет ребенку развиваться в самых разных направлениях, активизирует интеллектуальные, эмоциональные и физические ресурсы, общение со сверстниками. Именно разностороннее личностное развитие с раннего детства является той базой, опираясь на которую в дальнейшем уже можно выбирать специализацию.
Важно учитывать, что интересы и способности ребенка, которые затем позволяют ему стать успешным, безошибочно выбрать свой профиль в старшей школе, возникают и развиваются в разных видах деятельности и творчества, в которые вовлекается ребенок на протяжении своей жизни, а не даются ему уже в готовом виде от рождения.
Какого работника можно назвать успешным? Скорее всего, того, кто умеет решать образовательную задачу, самостоятельно искать информацию, работать в команде. Все эти метапредметные умения развиваются у школьника в ходе работы над образовательным проектом.
Проект в школе — это уже не новшество, а повседневная работа. Поэтому обучение этому виду работы в нашем образовательном учреждении начинается с первых дней. Огромный плюс проектной деятельности состоит в том, что любой школьник способен разработать проект на своём уровне. В ходе работы ученик максимально реализует свои творческие возможности и создаёт интересное и полезное не только для себя, но и для окружающих.
Для учителя начальных классов весьма актуальной может быть дифференциация учебно-профильных проектов на коллективные, групповые и индивидуальные, которые могут входить в состав коллективного проекта и являться его неотъемлемой частью. То есть, в нашем случае коллектив проектировщиков – это чаще всего школьный класс, так что метод проектов весьма удачно встраивается в классно-урочную систему и в полной мере использует все её преимущества. Такой подход позволяет учителю привести проектную деятельность в систему и вовлечь в учебное проектирование по предпрофильной подготовке всех учащихся класса.
Предпрофильная подготовка в начальной школе
Мы знаем, что наилучшим образом усваивается ребенком то, в чем он принимает активное участие, поэтому в свою работу включаем активные, деятельностные формы познания.
В этом нам помогает систематическое использование современных технических средств, интерактивной доски, применение интегративности и информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. Программа начальной школы построена так, что в курсе изучения окружающего мира, технологии, изобразительного искусства уже заложены темы, где дети знакомятся с различными профессиями людей.
Уроки, на которых дети становятся исследователями и изучают окружающий мир с позиций астронома, географа, историка, археолога или эколога, вызывают у детей живой интерес к предмету. Одновременно с основной задачей исподволь решается и другая: дети, играючи, подводятся к одному из главных выборов в жизни – выбору профессии.
Внедрение в учебный процесс разных учебно-методических комплектов (УМК) позволяет шире реализовывать предпрофильную подготовку. Возможности учебников начальной школы достаточно широки для работы в этом направлении. На уроках русского языка, математики, чтения, окружающего мира используются тексты, в которых отражаются особенности той или иной профессии. Межпредметные связи, единым стержнем проходя через все предметы начальной школы, позволяют на разных уроках говорить об одной и той же профессии, расширяя тем самым кругозор детей. Например, на уроках математики встречаются текстовые задачи о профессиях, связанных со строительством. На уроках русского языка представлены упражнения на ту же тему. На уроке чтения изучаются произведения разных авторов, в том числе Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?», С.В. Михалков «А что у вас?» и др. А уже на уроках технологии, изобразительного искусства учащиеся могут на практике применить свои знания.
Так же вариативное использование часов школьного компонента, являясь социальным заказом общества и родителей, позволяет выявлять особенности каждого ребенка и раскрывать его творческие способности. На занятиях Доноведения, изучая разделы: «Город мастеров», «Архитектура казачьих станиц» и т.д. дети опять пересекаются с данным вопросом – профессия строителя, архитектора, понимают, что мастерство достойно всяческого уважения.
Внеурочная деятельность и профориентация в школе
Одна из целей предпрофильной подготовки – дать ребенку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества.
Собственный опыт, разнообразие дел, увлечений позволяют ребенку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, а что не нравится, не интересно. Такое самопознание необходимо для того, чтобы подросток мог уже осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из личных интересов и представлений о своих способностях.
В начальной школе мы вовлекаем учащихся в различные виды внеурочной работы: занятия в разнообразных кружках, беседы об увлекательных профессиях, экскурсии, классные часы, встречи с представителями различных профессий, участие детей в конкурсах, соревнованиях, в создании исследовательских проектов и т. д.
В первых классах проводим праздник создания головных уборов «Дело в шляпе!», где каждый ребёнок вместе с семьёй может попробовать себя в роли дизайнера, а потом - модели.
https://infourok.ru/prezentaciya_delo_-_v_shlyape_1_klass-179973.htm
На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми, оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков, ролевые игры, участие в проектах: «Карнавал профессий», «Профессии моих родителей», «Кем я хочу стать, когда вырасту».
В начальном звене учащимся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения предоставлена возможность включиться в допрофильную подготовку. Учащиеся имеют право выбора факультативных занятий и курсов по выбору во внеурочное время, где они могут развивать свои творческие способности.
1-4 классы:
• спортивно-оздоровительное направление: примерные темы кружков «Подвижные игры народов мира», «Будь здоров», «Чемпион», «Кладовая подвижных игр»;
https://infourok.ru/sbornik-igr-dlya-malenkih-kazachat-1670115.html
https://fond21veka.ru/publication/18/35/10146/
• общеинтеллектуальное направление: «Белая ладья», «Умники и умницы», «Юный книголюб», «Волшебный мир книги», «В гостях у сказки»;
https://infourok.ru/so-stranic-sholohovskih-knig-1018326.html
• общекультурное направление: «Волшебный карандаш», «Маленький мастер»;
https://infourok.ru/svetliy-prazdnik-pashi-masterklass-rospisi-pashalnih-yaic-1670873.html
• социальное направление: «Разговор о правильном питании», «Если хочешь быть здоров»;
https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-zachiem-chieloviek-iest.html
https://rosuchebnik.ru/material/pravilno-pitaysya-zdorovya-nabiraysya-24539/
• духовно-нравственное направление: «Мы – россияне», «Доноведение».
https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-moy-kray-donskoy-1670054.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ekologicheskij_prazdnik_ekosreda_v_rodnom_gorode_142530.html
Повседневно школьники наблюдают за различными профессиями и видами деятельности: во время производственных экскурсий, посещений выставок, прогулок по городу, при просмотре фильмов, журналов.
Творческая деятельность как часть предпрофильной подготовки в школе
В условиях всё расширяющейся техносферы общества растёт внимание к проблемам научно-технического творчества. Любой вид творчества выступает как деятельность, направленная на созидание качественно новых материальных и духовных ценностей. Иначе говоря, техническое творчество одновременно и духовно, поскольку имеет место технический замысел, и материально, поскольку это творчество направлено на построение технического объекта, его конструирование.
Мы помогаем ребенку раскрыть собственные способности, так как период начального обучения в школе заключает огромные возможности для широкого развития младших школьников, а творческий, исследовательский поиск является частью любой профессии. Такая деятельность детей может быть организована на любом уроке в начальной школе.
Развитие способностей немыслимо без деятельности. Результатом творческой деятельности может быть рисунок, аппликация, сообщение, сочинение рассказов, сказок, стихов, сценариев, составление схем, графиков, таблиц, моделей, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов и т.д. Главное, чтобы производимый продукт был субъективно-новым для конкретного ребенка.
Для того, чтобы усилия детей в творческо-исследовательской деятельности не пропали даром, уже в начальной школе мы создаем портфолио индивидуальных достижений каждого ученика, где накапливаем весь творческий материал, с которым ребенок и переходит в среднюю школу.
Развитие технических способностей в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей. В процессе учения происходит колоссальное развитие и становление высших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания и т.д.
Особенностью современного младшего школьника является то, что с появлением вычислительной техники, компьютера, телефона, Интернета ребёнком сразу осваиваются сложные уровни технической реальности. Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Сегодняшним школьникам предстоит:
работать по профессиям, которых пока нет,
использовать технологии, которые еще не созданы,
решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
На данном этапе развития страны наиболее востребованной является профессия технического инженера. На заседании Совета по науке и образованию (2018 г.) В.В. Путин призвал рассчитать потребности России в инженерных кадрах на пять-десять лет вперед и «заглянуть за горизонт». По словам президента страны, качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости. В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления робототехники, становится необходимым вести популяризацию профессии инженера.
Незаменимую роль в формировании у ребёнка технического мышления и практических навыков играют занятия начальным техническим моделированием (НТМ) в урочной и внеурочной деятельности, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей производственной деятельности человека.
Развитие технических способностей – это динамический, многоступенчатый процесс, направленный на развитие склонности к технике и техническому творчеству, технического мышления, пространственного воображения, технической наблюдательности, зрительной и моторной памяти, точности глазомера, ручной умелости, технической активности, которые дают возможность человеку при благоприятных условиях сравнительно легко и быстро усвоить систему конструкторско-технологических знаний, умений и навыков. Младшие школьники очень интересуются техникой. Но технические способности формируются у них позже, уже на базе значительного развития всей личности, пространственного и технического воображения, технической наблюдательности.
В процессе занятий начальным техническим моделированием (НТМ) учащиеся получают знания об окружающей действительности (машинах, технике, рабочих профессиях), отрабатывают трудовые умения и навыки, расширяют политехнический кругозор. Таким образом, актуальность занятий НТМ очевидна:
это - первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей, несложных технических объектов;
это - начало процесса формирования у младших школьников политехнических знаний и умений;
это - основа профориентации.
Итак, начальное техническое моделирование – это один из видов технического творчества, который помогает проводить досуг с пользой для себя и окружающих, овладевать трудовыми и профессиональными навыками, способствует развитию фантазии и технического мышления. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в младшем школьном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек. Младшие школьники не только очень любят технические игрушки, но и с интересом занимаются техническим моделированием автомобилей, роботов, ракет из конструктора, пластилина, глины, коробок и прочего подручного материала.
Одним из важнейших средств познания мира является изобразительная деятельность, так как она формирует пространственное видение и воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. В дальнейшем с помощью этих способностей дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма.
За время обучения в начальной школе происходят значительные изменения в мышлении и в личностном развитии младшего школьника. Зарождается абстрактно-логическое и понятийное мышление, рефлексия. Дети учатся критически мыслить, обобщать, классифицировать объекты. Знакомятся с основами различных научных дисциплин. Кроме непосредственно наблюдаемой и практически преобразуемой действительности, в сознании ребёнка постепенно формируется с помощью рисунка, схемы, чертежа, математических, картографических символов другая область - область воображаемого, представляемого, к тому же умственные действия становятся обратимыми, объединяются с другими и образуют целостную познавательную структуру. Благодаря этому, школьник получает возможность успешно действовать не только в наглядной ситуации, но и строить умозаключения в области вероятного, конструировать гипотезы.
Научное творчество – это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов – знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства. Техническое же творчество – вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов – технических средств, образующих искусственное окружение человека – техносферу. Научно-техническое творчество – это основа инновационной деятельности. К числу видов профессионального технического творчества можно отнести изобретательство, конструирование, рационализацию, дизайн, который как разновидность конструирования получил распространение в последние годы.
Профориентационная работа в образовательном учреждении
Профориентационная работа в школе основана на постоянном и тесном сотрудничестве координатора по профориентационной работе, заместителя директора по воспитательной работе, педагога-психолога, классного руководителя, библиотекаря, медицинского работника, учителей – предметников с учащимися и их родителями.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеурочной деятельности; классные часы по профориентации; экскурсии; анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
https://infourok.ru/proekt__professiya_tvoih_roditeley_nachalnaya_shkola-127067.htm
Координатор по профориентационной работе совместно с классными руководителями, библиотекарем могут использовать различные формы работы: профориентационные уроки; встречи со специалистами; родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Профориентационная работа педагога-психолога в школе:
осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.
Медицинский работник:
используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
- профессиональная информация
- профессиональное воспитание
- профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Профориентационная работа предполагает получить следующие результаты:
повысить мотивацию молодежи к труду;
оказать адресную психологическую помощь учащимся образовательного учреждения в осознанном выборе будущей профессии;
обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками; эта работа ведется с первого по выпускной класс.
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости;
оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;
взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Заключение, выводы
Итак, несмотря на то, что младшим школьникам до основного выбора профессии еще далеко, важно чтобы подготовительная работа в этом направлении начиналась именно с начальной школы. Так как учебная и трудовая деятельность способствуют развитию воображения детей, происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.
Использование предпрофильной подготовки в начальных классах открывает педагогам новые возможности для развития коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста. Современные интерактивные и коммуникативные средства эффективно интегрируются в различные образовательные области школьного образования и обеспечивают, при правильном использовании, развитие:
– социальных навыков – умение моделировать поведение других детей, действовать по очереди, делиться с окружающими, создавать коллективные творческие продукты, взаимодействовать в общих целях;
– наглядно-образного и абстрактного мышления;
– способности к планированию; поставив перед собой цель, по созданию новой или усовершенствованию знакомой модели школьник учится действовать как по имеющимся инструкциям, так и по схемам разработанным самим;
– способности к оценке; ребенок получает возможность сравнивать свою модель с моделями других детей, а значит, способен оценить уровень сложности, внешние эстетические качества, рациональности модели, ребенок может сделать вывод о своих знаниях и умениях;
– мелкой моторики рук.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что система профильного обучения старшей ступени должна обязательно базироваться на результатах предпрофильной подготовки в основной школе, которая в свою очередь невозможна без опоры на предпрофильное воспитание в начальной школе.
IV. Литература:
1. Алешина Н.В. Ознакомление школьников с окружающим миром и социальной действительностью. Начальная школа. – М, 2003.
2. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - К.: «Знание», 1998. - 46 с.
3. Павлова Т.Л. «Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
4. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. «Изд-во БАРО-ПРЕСС», 2008, - 160 с.
5. Профессии: изучаем и раскрашиваем // Серия «Окружающий мир» худ. Л. Ю. Тетерина и В. А. Аржевитин – М, 2011.
6. Детям о профессиях // http://pochemu4ka.ru
7. Мы в профессии играем // www.solnet
8. Раскраски для детей «Профессии» // http://allforchildren.ru
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 223с. — (Стандарты второго поколения)
18