Программа образовательного модуля «Физика» учебной программы «Школа будущего лицеиста»
Программа
образовательного модуля «Физика»
учебной программы «Школа будущего лицеиста»
Содержание
Стр.
Пояснительная записка 1
Содержание программы 5
Требования к уровню подготовки учащихся 5
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 8
Список литературы для учащихся 12
Календарно-тематическое планирование 13
Приложения 16
Пояснительная записка
Общая характеристика
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в культурном и экономическом развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющем получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, астрономии, физической культуры, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного образовании структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного образования направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представления о физической картине мира;
-овладение умениями проводить наблюдения простых природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений или наблюдений с помощью таблиц. Графиков. И выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, решения физических задач;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижения науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Статус учебного заведения
МАОУ «Лицей № 38» профильное учебное заведение второй ступени общеобразовательной школы. Обучение в лицее начинается с 9 класса. Контингент девятиклассников составляют выпускники восьмых классов различных школ практически из всех районов города. Есть ученики из районов области и иногородние.
Главным критерием отбора для поступления в лицей является желание детей иметь в будущем профессию, связанную с техникой, имеющую естественно-математическую направленность, а также прочные глубокие знания и высокие школьные баллы по предметам этого цикла. Это желание полностью поддерживают родители поступающих в лицей детей, формируя, таким образом, запрос на образовательные услуги. К сожалению, оказывается, что подготовка по физике не всегда соответствует баллам итоговой ведомости учащихся за седьмой-восьмой класс. Исходя из статуса МАОУ «Лицей № 38», готовящего абитуриентов для технических ВУЗов и физико-математических факультетов университетов, все обучаемые в девятых классах в конце учебного года сдают экзамен по физике в новой форме (ГИА ОГЭ) как обязательный. С целью подготовки учащихся других школ, которые хотели бы продолжить обучение в лицее, создан модуль «Физика» учебной программе «Школа будущего лицеиста».
Место предмета в учебном плане лицея
По причинам, изложенным выше, модуль «Физика» изучается углубленно (повышенный уровень), выделяется учебным планом 40 часов или 2 часа в неделю.
Цели изучения модуля «Физика»
в рамках учебной программы «Школа будущего лицеиста»
Исходя из статуса учебного заведения и местом предмета в учебном плане лицея, целями изучения модуля «Физика» (7 класс) являются:
1) познавательная
‑ обучаемые должны овладеть знаниями, умениями и практическими навыками, предусмотренными стандартами второго поколения для данного возраста учащихся;
‑ дети со способностями должны подготавливаться в соответствии с программой «Одаренные дети» к участию в предметных олимпиадах различного уровня, к учебно-исследовательской работе в рамках НОУ «Эврика», к участию в выставке технического творчества;
2) воспитательная
‑ учащиеся должны относиться к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
‑ должны быть убеждены в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего прогрессивного развития человеческого общества;
3) развивающая
‑ у обучаемых должен возникнуть, поддерживаться и развиваться интерес к изучению физики и интегрируемых с ней предметов (астрономии, химии, математике, информатике, биологии);
4) педагогическая
‑ должны быть подготовлены к успешному восприятию курса физики классов с углубленным изучением предмета.
Принципы построения модуля «Физика» (7 класс)
Исходя из поставленных целей обучения, данный модуль включает как изучение теории, так и большое количество практических занятий. Таким образом, предполагаемые средства обучения: лабораторные работы, фронтальные опыты, практикумы по решению задач различного уровня сложности. Значительное время уделено построению и анализу графиков изменений физических величин, графическим методам решения задач.
Предлагаются следующие принципы построения модуля: от простого к сложному, от частного к общему, от теории к практике, от наблюдений физических явлений к их анализу, от результата в задаче или лабораторной работе к анализу и обобщению, впрочем, допустимо и обратное: от общего к частному.
Содержание программы (40 часов)
Первоначальные сведения о строении вещества (4 часа)
Строение вещества. Молекулы. Атомы. Взаимодействие молекул. Диффузия в жидкостях, газах, твердых телах. Три состояния вещества. Агрегатные состояния.
Механическое движение (8 часов)
Скорость равномерного механического движения. Единицы скорости. Относительность движения. Графическое представление движения. Средняя скорость.
Взаимодействие тел (14 часов)
Масса. Инерция. Инертность. Взвешивание. Плотность вещества. Расчет массы по его плотности и объему. Сила. Виды сил. Равнодействующая. Векторное сложение сил. Явление тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. Деформация. Виды деформации. Сила упругости. Диаграмма растяжения. Графическая зависимость степени деформации от величины деформирующей силы. Вес. Трение. Трение покоя и движения. Силы в природе.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (10 часов)
Давление. Способы изменения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Барометр. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание. Сообщающиеся сосуды.
Работа. Мощность. Энергия. (4 часа)
Механическая работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы (наклонная плоскость, рычаг, блоки). КПД простых механизмов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа предусматривает формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов действий и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного образования являются:
Познавательная деятельность:
‑ использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
‑ формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
‑ овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
‑ приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
‑ владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
‑ использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
‑ владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
‑ организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результатом изучения курса должны быть:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- сформированность ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- сформированность умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
Методы познавательной деятельности учащихся:
репродуктивный, частично-поисковый, поисковый.
Формы и виды занятий: лекция, обобщающая лекция, эвристическая беседа теоретическое исследование, лабораторное исследование, практическая работа, дискуссия, дидактическая игра, деловая игра, моделирующая игра.
Организационная деятельность учащихся – фронтальная, парами, группами, индивидуальная.
Применяемые педагогические технологии: урок в традиционной форме, урок развития критического мышления, проектная деятельность.
Технические и печатные средства обучения: демонстрационное и лабораторное оборудование, мультимедийная техника, компьютерный класс, дидактический и справочный раздаточный материал.
Литература для учителя:
1.Журналы «Потенциал», «Квант»
2.Никифоров Г.Г. и др. Учебный эксперимент. Современные технологии. – М., 2015
3.«Фронтальные лабораторные занятия по физике 7-11» под ред. В.А.Бурова и Г.Г.Никифорова, М «Просвещение» 1996 г.
Список литературы для учащихся
1.Аганов А.В. Физика вокруг нас. Качественные задачи по физике. – М., 1998.
2.Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.А. Задачи по физике. 7 класс. – М., 2000.
3.Грачев А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю. Физика 7. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
4.Пинский А.А. Физика 7. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
5.Сборник задач по физике «3800 задач для школьников и поступающих в ВУЗы». – М: Дрофа, 2007.
Календарно-тематическое планирование
месяц |
часы |
№ занятия |
Название разделов и тем |
Количество часов |
Форма проведения занятия |
||
Тема 1. Первоначальные сведения о строении вещества |
4 |
||||||
Октябрь |
1 |
1 |
Строение вещества. Молекулы. Атомы. Взаимодействие молекул |
Беседа. Практическая работа. Решение качественных задач. |
|||
Октябрь |
1 |
2 |
Диффузия в жидкостях, газах, твердых телах. |
Беседа. Практическая работа. Решение качественных задач. |
|||
Октябрь |
2 |
3,4 |
Три состояния вещества. Агрегатные состояния. |
Практическая работа. Решение качественных и количественных задач. |
|||
Тема 2. Механическое движение |
8 |
||||||
Октябрь |
2 |
5,6 |
Скорость равномерного механического движения. Единицы скорости. |
Лекция. Решение качественных и количественных задач. |
|||
Ноябрь |
2 |
7,8 |
Относительность движения. |
Беседа. Решение качественных и количественных задач. |
|||
Ноябрь |
2 |
9,10 |
Графическое представление движения. |
Решение качественных и количественных задач. |
|||
Ноябрь |
2 |
11,12 |
Средняя скорость. |
Практическая работа «Определение средней скорости при соскальзывании тела с наклонной плоскости». |
|||
Тема 3. Взаимодействие тел |
14 |
||||||
Декабрь |
2 |
13,14 |
Масса. Инерция. Инертность. Взвешивание. |
Лекция. Практическая работа «Взвешивание на рычажных и электронных весах. Погрешности измерения» |
|||
Декабрь |
2 |
15,16 |
Плотность вещества. Расчет массы по его плотности и объему. |
Решение качественных и количественных задач. |
|||
Декабрь |
2 |
17,18 |
Сила. Виды сил. Равнодействующая. Векторное сложение сил. |
Решение качественных и количественных задач. |
|||
Декабрь |
2 |
19,20 |
Явление тяготения. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах |
Лекция. Решение качественных и количественных задач. |
|||
Январь |
2 |
21,22 |
Деформация. Виды деформации. Сила упругости. Диаграмма растяжения. Графическая зависимость степени деформации от величины деформирующей силы. Вес. |
Лекция. Практическая работа «Изучение деформации пружины». Решение качественных и количественных задач. |
|||
Январь |
2 |
23,24 |
Трение. Трение покоя и движения. |
Лекция. Практическая работа «Изучение сухого трения». Решение качественных и количественных задач. |
|||
Январь |
2 |
25,26 |
Силы в природе. |
Обобщающее занятие. Командная игра «Силы в природе». |
|||
Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов |
10 |
||||||
Февраль |
2 |
27,28 |
Давление. Способы изменения давления. |
Беседа. Практическая работа. Решение качественных и количественных задач. |
|||
Февраль |
2 |
29,30 |
Давление газа. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Барометр. |
Лекция. Решение качественных и количественных задач. |
|||
Февраль |
2 |
31,32 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. |
Решение качественных и количественных задач. |
|||
Февраль |
2 |
33,34 |
Плавание тел. Воздухоплавание. |
Беседа. Решение качественных и количественных задач. |
|||
Март |
2 |
35,36 |
Сообщающиеся сосуды. |
Лекция. Решение качественных и количественных задач. |
|||
Тема 5. Работа. Мощность. Энергия. |
4 |
||||||
Март |
2 |
37,38 |
Механическая работа. Мощность. Энергия. Закон сохранения механической энергии. |
Лекция. Решение качественных и количественных задач. |
|||
Март |
1 |
39 |
Простые механизмы (наклонная плоскость, рычаг, блоки). КПД простых механизмов. |
Практическая работа «КПД простых механизмов |
|||
Март |
1 |
40 |
Закон сохранения энергии |
Обобщающее занятие. Командная игра |
Приложение №1
Контролирующие материалы
Для своевременной проверки полученных знаний, умений и навыков с целью последующей коррекции на основе личностно ориентированного педагогического взаимодействия учителя и учащегося предлагаются следующие контролирующие материалы:
- входной контроль
- отчеты учащихся по лабораторным работам
- самостоятельные работы по решению задач
Виды контроля знаний: письменный опрос, устный опрос, тесты (открытые и закрытые), отчеты, презентации, групповые зачеты.
Пример анкет для входного, текущего и итогового контроля
Анкета № 1. «Мотивация» (рекомендуется проводить 2 раза в течение учебного года: на входе, по итогам курса, результаты сравнивать и анализировать). Заполняется каждым учеником.
Выберите мотивы, по которым Вы изучаете физику, оценив уровень значимости по шкале 1-3 балла:
№ |
Мотив |
Балл |
1 |
Считаю, что каждый образованный человек должен знать физику |
|
2 |
Физика служит средством получения знаний о том, что мне интересно |
|
3 |
Физика необходима для дальнейшего обучения будущей профессии |
|
4 |
Нравится новизна проведения уроков учителем |
|
5 |
Изучаю физику потому, что люблю своего учителя |
|
6 |
Мой отец (дядя, брат…) хорошо знает физику и имеет высокооплачиваемую работу |
|
7 |
Родители хотят, чтобы я хорошо успевал по всем предметам, в том числе и по физике |
|
8 |
Изучаю физику потому, что она стоит в программе |
|
9 |
У меня хорошие оценки по другим предметам, я хочу иметь хорошую оценку и по физике тоже |
|
10 |
Хочу знать физику не хуже своих товарищей |
Анкета № 2 «Мои результаты изучения физики» (рекомендуется проводить в конце модуля, результаты сравнивать и анализировать)
Ответьте на предложенные вопросы, оценив уровень по шкале 1-5 баллов:
№ |
Вопрос |
Балл |
1 |
Усваиваю ли новый материал на уроке? |
|
2 |
Дорабатываю ли я новый материал дома? |
|
3 |
Все ли виды работы на уроке мне интересны? |
|
4 |
Нравится ли заниматься на уроках по проведению физического эксперимента? |
|
5 |
Появился ли дополнительный интерес к физике? |
|
6 |
Появился ли дополнительный интерес к смежным с физикой областям знания? |
|
7 |
Беру ли я ответственность за свое обучение на уроках физики на себя? |
|
8 |
Удовлетворяют ли меня результаты моей работы по физике? |
|
9 |
Изменились ли мои планы по выбору профиля обучения в дальнейшем? |
|
10 |
Изменились ли мои планы по дальнейшему выбору профессии? |
Пример способа учета и изучения индивидуальных особенностей обучаемых
Прогнозируемый уровень усвоения – на основании изучения их предшествующей учебной деятельности и входного контроля, результаты деятельности учащихся ‑ по текущему контролю, уровень притязаний – по самооценке учащимися знаний по предмету (все оценивается по пятибалльной шкале).
№ |
Фамилия, имя |
Класс |
Исходный балл |
Входной контроль |
Уровень притязаний |
Текущий средний балл |
Итоговый балл |
Омарова Альмира Шигаповна
власова Наталья Николаевна
Омарова Альмира Шигаповна
власова Наталья Николаевна
Омарова Альмира Шигаповна
власова Наталья Николаевна