Программа дистанционного кружка «Юные корреспонденты»
МБУ ДО Эльгяйский региональный музейно-экологический центр им. Б.Н. Андреева
Утверждаю________________ Утверждаю_________________
Директор ЭРМЭЦ А.С. Иванова Пед.совет МБУ ДО ЭРМЭЦ
__________ 2020 г.______________
Образовательная программа
дистанционного кружка
«Юные корреспонденты»
(срок реализации программы 1 год, 5-8 классы общеобразовательной школы)
Руководитель кружка: Иванова М.И,
методист МБУ ДО ЭРМЭЦ
им. Б.Н. Андреева
Эльгяй 2020.
I Пояснительная записка
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для людей “окном в мир”, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.
Главная задача образовательного процесса как раз и состоит в социализации личности, превращении ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.
Дистанционная программа дополнительного образования детей “Юные корреспонденты” ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает особенности личности каждого ребенка и учит его свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве.
Актуальность:
Актуальность кружка «Юный корреспондент» связана c как социально-творческим развитием личности, социализацией и личностным становлением детей и подростков в условиях современной разобщённости юных и зрелых членов общества.
Цели:
- познакомить учащихся с основными журналистскими понятиями; дать понятия о жанре, типе речи, стиле речи, видов стилей и типов речи. Раскрыть суть журналистской деятельности; рассказать о типах газет, специфике российских газет, журналов, историю периодики России, республики.
- познакомить с особенностями якутской СМИ.
- научить работать с текстом. Писать в разных жанрах периодики.
- расширить кругозор обучающихся, развить владение словом.
Задачи:
1. Обучающие:
изучить историю журналистики и этапы ее развития;
вооружить обучающихся знаниями о принципах журналистской деятельности;
заложить навыки журналистского мастерства, коммуникативной компетентности;
оформление пробного музейного стенда, рапорта на знаменательные даты, мероприятия;
писать статьи и заметки в районные, республиканские детские газеты и журналы.
2. Воспитывающие:
сформировать навыки совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
привить культуру общения с миром массовой информации;
пробудить интерес к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;
сформировать потребность в постоянном повышении информированности;
воспитывать культуру поведения и речи.
3. Развивающие:
развивать всесторонние творческие способности, индивидуальное мышление, интересы, склонности обучающихся;
расширять общий кругозор.
привить умение работать на компьютере.
II Содержание программы кружка «Юный корреспондент».
Программа содержит основные журналистские понятия. Например, понятия о жанрах и видах (интервью, заметка, статья, очерк, репортаж); специфика корреспондентской деятельности, тема газеты, разделы, подзаголовок. История периодики. Редактирование текста. Иллюстрации газет и журналов, стендов.
Грамотное размещение материала по страницам. Понятия языка: стили якутской речи, типы. А также по курсу будут проходить творческие занятия, направленные на закрепления основных понятий и работа над определённой темой. Ознакомление с мобильными приложениями, без которых современному журналисту не обойтись. А так же ознакомление с интернет-сервисами для организации работы медиа-журналистов. Интернет-сервисы помогают сделать журналистский материал ярче и интереснее для читателей.
В начальном курсе можно начинать с оформления, ведения страниц, личных блоков в социальных сетях.
Прежде чем приступить к практическим работам кружка сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках якутского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного, аналитического характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия: на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать, корректировать написанное и т.п.
Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в различных жанрах.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения (http://sakhatyla.ru gramota.ru https://povto.ru/books/slovari/orfografichesky-slovar-online-bukva-a.htm ).
2.1. Режим организации занятий.
Программа разработана объёмом 34 учебных часа (1 час в неделю), 1 раз в неделю в группе по whatapp messenger. Занятия проходят согласно расписанию.
2.2. Платформа, сервисы для организации дистанционного обучения: WhatsApp Messenger, E-mail.
2.3. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Освоение обучающимися указанных в программе как теоретических, так и практических знаний, умений, навыков журналистской деятельности, а именно:
Предметные знания в следующих областях: журналистика как форма информационной деятельности; журналистика как профессия; информационный рынок; роль журналиста в становлении общественного мнения; приемы риторики; создание журналистского текста; основные газетные жанры; редактирование; редакционный коллектив; структура газетного номера; иллюстрации в газете; макетирование и верстка газеты.
Предметные умения и навыки – навыки анализа текст как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной и справочной литературой.
Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.
Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.
Ожидаемые результаты в реализации программы:
Формами подведения итогов являются участие детей и воспитанников в дистанционных конкурсах, выставках, научно-практических конференциях различного уровня. Публикации в республиканских, улусных периодических изданиях. А также течении учебного года, будут проводиться заочные мероприятия, в которых будет закрепление пройденного материала.
А эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот, дипломов, публикациями в письменной сфере СМИ и т.д.
III Планирование кружка «Юный корреспондент»
3.1. Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Экскурс в историю журналистики | 2 |
3 | Журналистика – творческая деятельность | 2 |
4 | Содержательная модель газеты | 5 |
5 | Графическая модель газеты | 2 |
6 | Газетный материал | 8 |
7 | Газетные жанры | 8 |
8 | Этика журналистского «я» | 1 |
9 | Досуговая и общественно-полезная деятельность | 3 |
10 | Итоговое занятие | 2 |
| итого | 34 |
1. Теоретическое обучение
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Качества, необходимые журналисту.
Раздел 2. Экскурс в историю журналистики.
- Из истории СМИ. (http://sities.googl.com/site/istorickijvybor/smi/smi/-istoria-razvitia-smi-v-rossii История СМИ Якутии, статьи в интернет изданиях).
- Значение журналистики. Её роль в обществе.
- Газетный мир. Для чего нужна газета?
Журналистика и общество. Роль журналиста на каждом этапе развития общества.
Значение газеты в современном мире. Венеция - родина термина «газета».
Средства массовой информации – своеобразная летопись мировой истории, «зеркало» эпохи. Первые газеты. Возникновение газеты в России. Газета «Ведомости – начало истории российской печати. «Жёлтая пресса». Газеты будущего. (https://youtu.be/eZaYyro7QdU https://youtu.be/r3rv7wlqykl https://youtu.be/bt_xFfu7bZg Передача «История журналистики» в канале youtube)
Раздел 3. Журналистика – творческая деятельность.
- Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса.
Работать в команде:
- Редакционный и типографский процесс.
- Редакционный коллектив. Характер работы редакции.
Система СМИ. Источники информации в каждом из средств СМИ: звук, текст, изображение. «Плюсы» и «минусы» радио, телевидения, прессы.
Что такое типография. (https://youtu.be/kQAJCTY7mtA, https://youtu.be/cukxg0vbY00 ) Организация современной типографии. Газета – это товар, но товар необычный. Типографский процесс выпуска газеты.
Основная функция редакционного коллектива. Структура редакционного коллектива. Единство коллективного и индивидуального творчества в журналистике. Роль редколлегии в организации работы редакции. Редколлегия: специфика работы корреспондента, корректора, наборщика, фотокорреспондента, редактора.
Раздел 4. Содержательная модель газеты.
- С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид. (Модели)
- Заголовок в газете: сказать всё и коротко.
- Макет газетной полосы. Тематическая модель газеты.
- Рубрики.
Содержание и внешний вид газеты. Структурные элементы: полоса, колонтитул, фирма. Профессиональные термины: «слепая» полоса, «чердак», «подвал», «открытие», «отлёт», «портфель», заставка, врезка, инициал, подборка, выворотка и др.
Заголовочный комплекс: шапка, заголовок, рубрика, подзаголовок, вводка. Роль заголовков в газете.
Макет номера – графическое изображение полосы. Тематические полосы. Составление графического макета.
Для чего нужны рубрики в газете. Отличие тематических полос от рубрик.
Раздел 5. Графическая модель газеты.
- Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.
- Роль фотоматериалов в газете.
Вёрстка- размещение материалов на газетной полосе. «Лицо» газеты. Виды шрифтов. Оформление газетной полосы. (Верстка в Indesign) видеоматериал https://youtu.be/FNmreHE4QDo
Роль фотоматериалов в газете. Заставка.
Раздел 6. Газетный материал.
- Что и как писать? Фактура. Язык газеты.
- О чём писать? Источники информации.
- Тема найдена, что дальше?
- Корректура (словари лексические, орфографические, терминология).
Своеобразие публицистического стиля: язык газеты и фактура. Специфика газетной речи. Требования к тексту: точность формулировок, выразительность языка, его простота и ясность.
Выбор темы: о чём писать? Источники информации: люди, документы, личные наблюдения. Написание текста: факты и художественное слово.
Литературное редактирование. Понятие корректуры.
Раздел 7. Газетные жанры.
- Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. (электронные газеты, вырезки)
- Жанр информации.
- Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия».
- Жанр интервью: человек или проблема?
- Очерк, зарисовка
Понятие жанра. Жанры публицистики (информационные, аналитические, художественно-публицистические).
Информационные жанры. Информация. Определение жанра. Его особенности. Репортаж. Определение жанра. «Эффект присутствия». Виды репортажа: прямой, тематический, фоторепортаж.
Интервью. Определение жанра. Достоинства интервью. Цели интервью. Процесс подготовки. Основные правила и законы при подготовке интервью.
Очерк, зарисовка. Особенности жанра.
Раздел 8. Этика журналистского «Я».
Неписаные законы журналистской этики.
Обязанности и права журналиста. Ответственность журналиста. Основные правила общения.
II. Практическое обучение.
1.Практические работы.
Подготовка учащимися материалов на заданную тему в зависимости от темы занятия.
2.Практические занятия.
Практическое изучение тем с использованием газетных вырезок, журнальных статей, тренировочных упражнений, максимальных привлечением обучающихся к изучению темы, в результате чего они на практике постигают изучаемый материал.
Знакомство со стилями якутского языка и особенностями публицистического стиля.
Выполнение упражнений, направленных на формирование умения определения стилистических ошибок в тексте.
Календарно-тематическое планирование кружка «Юные корреспонденты»
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1. | Вводное занятие. | 1 | |
2. | Экскурс в историю журналистики Значение журналистики. Роль в обществе. Газетный мир. Для чего нужна газета? «Листая страницы истории…» Практическое занятие: «Знакомство с детской прессой» | 2 | |
3. | Журналистика – творческая деятельность Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса. Редакционный коллектив. Характер работы редакции. Практическая работа «Проект моей газеты»
| 2 | |
4. | Содержательная модель газеты С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид. «Путешествие» по газетной полосе. Практическая работа «Профессиональные термины» Заголовок в газете: сказать всё и коротко. Макет газетной полосы. Тематическая модель газет. Рубрики. Практическое занятие: «Подготовка макета номера» | 5 | |
5. | Графическая модель газеты Газетный дизайн. Разновидности шрифтов. Практическая работа: «Шрифты» Роль фотоматериалов в газете. Практическое занятие: «Работа с фотоматериалами» (коллажи, фоторедакторы) | 2 | |
6. | Газетный материал. Что и как писать? Фактура. Язык газеты. О чём писать? Источники информации. Практическое занятие: «Справочная литература – источник получения информации» Практическое занятие: «Пишем материал». Индивидуальные занятия. Подготовка работ на конкурс начинающих журналистов. Корректура. Практическая работа: «Я - корректор», исправить текст с ошибками. Практическое занятие: «Ты – редактор», планирование номера. | 8 | |
7. | Газетные жанры. Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Жанр информации. Практическое занятие «Пишем информацию» Репортаж. «Эффект присутствия». Практическое занятие. Жанр интервью: человек или проблема? Практическое занятие: «Газетный жанр интервью. Вопросы-ответы» Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью» (видео) Очерк, зарисовка (письменно) Творческая работа (жанр – по выбору) | 8 | |
8. | Этика журналистского «Я» Неписаные законы журналистской этики | 1 | |
9. | Досуговая и общественно-полезная деятельность. помощь организаторам мероприятий к 75-летию Победы. сбор материалов для печати на периодические издания. - | 3 | |
10. | Итоговое занятие: «Я- журналист!» | 1 | |
11. | Зачётное занятие по курсу. Итого: | 1 34 | |
IV Условия реализации программы
- наличие оборудования (компьютеры, сканер, фотоаппарат, принтер);
- Подключение к Интернету.
- методическое обеспечение (литература по детской журналистике);
- сотрудничество с редакциями.(«Сунтаар сонуннара», «Бэлэм Буол», «Хатан» уо.д.а.)
Интернет источники:
www.kyym.ru и.т.д.
Использованная литература при создании программы для кружка.
А.А.Тертычный «Жанры периодической печати», М., издательство «Аспект Пресс., 2006 год.
В.В.Смирнов «Жанры журналистики», М., издательство « Филолог» 2002 год.
В.А.Ампилов «Современная газета», Минск, издательство «Дока», 2004 год.
А.А.Ивин «История журналистики России», том 1.: «Развитие детской журналистики», М., издательство «Пресса» , 2005 год.
Г.С. Мельник, А.Н.Тепляшина «Основы творческой деятельности журналиста»., Санкт-Петербург,2008 год. Издательство «Питер».
Материалы просторов Интернета.
12