Программа дистанционного кружка «Юные корреспонденты»

1
0
Материал опубликован 24 April 2020



МБУ ДО Эльгяйский региональный музейно-экологический центр им. Б.Н. Андреева



Утверждаю________________ Утверждаю_________________

Директор ЭРМЭЦ А.С. Иванова Пед.совет МБУ ДО ЭРМЭЦ

__________ 2020 г.______________












Образовательная программа

дистанционного кружка

«Юные корреспонденты»

(срок реализации программы 1 год, 5-8 классы общеобразовательной школы)






Руководитель кружка: Иванова М.И,

методист МБУ ДО ЭРМЭЦ

им. Б.Н. Андреева














Эльгяй 2020.



I Пояснительная записка


В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся для людей “окном в мир”, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

Главная задача образовательного процесса как раз и состоит в социализации личности, превращении ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Дистанционная программа дополнительного образования детей “Юные корреспонденты” ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает особенности личности каждого ребенка и учит его свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве.

Актуальность:

Актуальность кружка «Юный корреспондент» связана c как социально-творческим развитием личности, социализацией и личностным становлением детей и подростков в условиях современной разобщённости юных и зрелых членов общества.

Цели:

- познакомить учащихся с основными журналистскими понятиями; дать понятия о жанре, типе речи, стиле речи, видов стилей и типов речи. Раскрыть суть журналистской деятельности; рассказать о типах газет, специфике российских газет, журналов, историю периодики России, республики.

- познакомить с особенностями якутской СМИ.

- научить работать с текстом. Писать в разных жанрах периодики.

- расширить кругозор обучающихся, развить владение словом.

Задачи:

1. Обучающие:

изучить историю журналистики и этапы ее развития;

вооружить обучающихся знаниями о принципах журналистской деятельности;

заложить навыки журналистского мастерства, коммуникативной компетентности;

оформление пробного музейного стенда, рапорта на знаменательные даты, мероприятия;

писать статьи и заметки в районные, республиканские детские газеты и журналы.

2. Воспитывающие:

сформировать навыки совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

привить культуру общения с миром массовой информации;

пробудить интерес к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;

сформировать потребность в постоянном повышении информированности;

воспитывать культуру поведения и речи.

3. Развивающие:

развивать всесторонние творческие способности, индивидуальное мышление, интересы, склонности обучающихся;

расширять общий кругозор.

привить умение работать на компьютере.

















































II Содержание программы кружка «Юный корреспондент».

Программа содержит основные журналистские понятия. Например, понятия о жанрах и видах (интервью, заметка, статья, очерк, репортаж); специфика корреспондентской деятельности, тема газеты, разделы, подзаголовок. История периодики. Редактирование текста. Иллюстрации газет и журналов, стендов.

Грамотное размещение материала по страницам. Понятия языка: стили якутской речи, типы. А также по курсу будут проходить творческие занятия, направленные на закрепления основных понятий и работа над определённой темой. Ознакомление с мобильными приложениями, без которых современному журналисту не обойтись. А так же ознакомление с интернет-сервисами для организации работы медиа-журналистов. Интернет-сервисы помогают сделать журналистский материал ярче и интереснее для читателей.

В начальном курсе можно начинать с оформления, ведения страниц, личных блоков в социальных сетях.

Прежде чем приступить к практическим работам кружка сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках якутского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного, аналитического характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения.

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия: на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.

Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать, корректировать написанное и т.п.

Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в различных жанрах.

Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения (http://sakhatyla.ru gramota.ru https://povto.ru/books/slovari/orfografichesky-slovar-online-bukva-a.htm ).

2.1. Режим организации занятий.

Программа разработана объёмом 34 учебных часа (1 час в неделю), 1 раз в неделю в группе по whatapp messenger. Занятия проходят согласно расписанию.

2.2. Платформа, сервисы для организации дистанционного обучения: WhatsApp Messenger, E-mail.


2.3. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Освоение обучающимися указанных в программе как теоретических, так и практических знаний, умений, навыков журналистской деятельности, а именно:

Предметные знания в следующих областях: журналистика как форма информационной деятельности; журналистика как профессия; информационный рынок; роль журналиста в становлении общественного мнения; приемы риторики; создание журналистского текста; основные газетные жанры; редактирование; редакционный коллектив; структура газетного номера; иллюстрации в газете; макетирование и верстка газеты.

Предметные умения и навыки – навыки анализа текст как конечного результата журналистской деятельности, создания текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающего основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной и справочной литературой.

Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.

Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.

Ожидаемые результаты в реализации программы:

Формами подведения итогов являются участие детей и воспитанников в дистанционных конкурсах, выставках, научно-практических конференциях различного уровня. Публикации в республиканских, улусных периодических изданиях. А также течении учебного года, будут проводиться заочные мероприятия, в которых будет закрепление пройденного материала.

А эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот, дипломов, публикациями в письменной сфере СМИ и т.д.



III Планирование кружка «Юный корреспондент»

3.1. Учебно-тематический план


Название раздела

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Экскурс в историю журналистики

2

3

Журналистика – творческая деятельность

2

4

Содержательная модель газеты

5

5

Графическая модель газеты

2

6

Газетный материал

8

7

Газетные жанры

8

8

Этика журналистского «я»

1

9

Досуговая и общественно-полезная деятельность

3

10

Итоговое занятие

2


итого

34



1. Теоретическое обучение

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Качества, необходимые журналисту.

Раздел 2. Экскурс в историю журналистики.

- Из истории СМИ. (http://sities.googl.com/site/istorickijvybor/smi/smi/-istoria-razvitia-smi-v-rossii История СМИ Якутии, статьи в интернет изданиях).

- Значение журналистики. Её роль в обществе.

- Газетный мир. Для чего нужна газета?

Журналистика и общество. Роль журналиста на каждом этапе развития общества.

Значение газеты в современном мире. Венеция - родина термина «газета».

Средства массовой информации – своеобразная летопись мировой истории, «зеркало» эпохи. Первые газеты. Возникновение газеты в России. Газета «Ведомости – начало истории российской печати. «Жёлтая пресса». Газеты будущего. (https://youtu.be/eZaYyro7QdU https://youtu.be/r3rv7wlqykl https://youtu.be/bt_xFfu7bZg Передача «История журналистики» в канале youtube)

Раздел 3. Журналистика – творческая деятельность.

- Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса.

Работать в команде:

- Редакционный и типографский процесс.

- Редакционный коллектив. Характер работы редакции.

Система СМИ. Источники информации в каждом из средств СМИ: звук, текст, изображение. «Плюсы» и «минусы» радио, телевидения, прессы.

Что такое типография. (https://youtu.be/kQAJCTY7mtA, https://youtu.be/cukxg0vbY00 ) Организация современной типографии. Газета – это товар, но товар необычный. Типографский процесс выпуска газеты.

Основная функция редакционного коллектива. Структура редакционного коллектива. Единство коллективного и индивидуального творчества в журналистике. Роль редколлегии в организации работы редакции. Редколлегия: специфика работы корреспондента, корректора, наборщика, фотокорреспондента, редактора.

Раздел 4. Содержательная модель газеты.

- С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид. (Модели)

- Заголовок в газете: сказать всё и коротко.

- Макет газетной полосы. Тематическая модель газеты.

- Рубрики.

Содержание и внешний вид газеты. Структурные элементы: полоса, колонтитул, фирма. Профессиональные термины: «слепая» полоса, «чердак», «подвал», «открытие», «отлёт», «портфель», заставка, врезка, инициал, подборка, выворотка и др.

Заголовочный комплекс: шапка, заголовок, рубрика, подзаголовок, вводка. Роль заголовков в газете.

Макет номера – графическое изображение полосы. Тематические полосы. Составление графического макета.

Для чего нужны рубрики в газете. Отличие тематических полос от рубрик.

Раздел 5. Графическая модель газеты.

- Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.

- Роль фотоматериалов в газете.

Вёрстка- размещение материалов на газетной полосе. «Лицо» газеты. Виды шрифтов. Оформление газетной полосы. (Верстка в Indesign) видеоматериал https://youtu.be/FNmreHE4QDo

Роль фотоматериалов в газете. Заставка.

Раздел 6. Газетный материал.

- Что и как писать? Фактура. Язык газеты.

- О чём писать? Источники информации.

- Тема найдена, что дальше?

- Корректура (словари лексические, орфографические, терминология).

Своеобразие публицистического стиля: язык газеты и фактура. Специфика газетной речи. Требования к тексту: точность формулировок, выразительность языка, его простота и ясность.

Выбор темы: о чём писать? Источники информации: люди, документы, личные наблюдения. Написание текста: факты и художественное слово.

Литературное редактирование. Понятие корректуры.

Раздел 7. Газетные жанры.

- Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. (электронные газеты, вырезки)

- Жанр информации.

- Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия».

- Жанр интервью: человек или проблема?

- Очерк, зарисовка

Понятие жанра. Жанры публицистики (информационные, аналитические, художественно-публицистические).

Информационные жанры. Информация. Определение жанра. Его особенности. Репортаж. Определение жанра. «Эффект присутствия». Виды репортажа: прямой, тематический, фоторепортаж.

Интервью. Определение жанра. Достоинства интервью. Цели интервью. Процесс подготовки. Основные правила и законы при подготовке интервью.

Очерк, зарисовка. Особенности жанра.

Раздел 8. Этика журналистского «Я».

Неписаные законы журналистской этики.

Обязанности и права журналиста. Ответственность журналиста. Основные правила общения.

II. Практическое обучение.

1.Практические работы.

Подготовка учащимися материалов на заданную тему в зависимости от темы занятия.

2.Практические занятия.

Практическое изучение тем с использованием газетных вырезок, журнальных статей, тренировочных упражнений, максимальных привлечением обучающихся к изучению темы, в результате чего они на практике постигают изучаемый материал.

Знакомство со стилями якутского языка и особенностями публицистического стиля.

Выполнение упражнений, направленных на формирование умения определения стилистических ошибок в тексте.























Календарно-тематическое планирование кружка «Юные корреспонденты»


Тема

Количество часов

Дата

1.

Вводное занятие.

1


2.

Экскурс в историю журналистики

Значение журналистики. Роль в обществе.

Газетный мир. Для чего нужна газета?

«Листая страницы истории…»


Практическое занятие: «Знакомство

с детской прессой»


2


3.

Журналистика – творческая деятельность

Система средств массовой информации: радио, телевидение, пресса.

Редакционный коллектив. Характер работы редакции.


Практическая работа «Проект моей газеты»

2


4.

Содержательная модель газеты

С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.

«Путешествие» по газетной полосе.


Практическая работа «Профессиональные термины»


Заголовок в газете: сказать всё и коротко.

Макет газетной полосы. Тематическая модель газет.


Рубрики.


Практическое занятие: «Подготовка макета номера»


5


5.

Графическая модель газеты

Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.

Практическая работа: «Шрифты»

Роль фотоматериалов в газете.


Практическое занятие: «Работа с фотоматериалами» (коллажи, фоторедакторы)


2


6.

Газетный материал.

Что и как писать? Фактура. Язык газеты.


О чём писать? Источники информации.


Практическое занятие: «Справочная литература – источник получения информации»


Практическое занятие: «Пишем материал».


Индивидуальные занятия. Подготовка работ на конкурс начинающих журналистов.


Корректура.


Практическая работа: «Я - корректор», исправить текст с ошибками.

Практическое занятие: «Ты – редактор», планирование номера.


8


7.

Газетные жанры.

Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

Жанр информации.


Практическое занятие «Пишем информацию»


Репортаж. «Эффект присутствия».

Практическое занятие.


Жанр интервью: человек или проблема?


Практическое занятие: «Газетный жанр интервью. Вопросы-ответы»

Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью» (видео)


Очерк, зарисовка (письменно)


Творческая работа (жанр – по выбору)

8


8.

Этика журналистского «Я»

Неписаные законы журналистской этики

1


9.

Досуговая и общественно-полезная деятельность.

помощь организаторам мероприятий к 75-летию Победы.

сбор материалов для печати на периодические издания.

-

3


10.

Итоговое занятие:

«Я- журналист!»

1


11.

Зачётное занятие по курсу.

Итого:

1

34

















































IV Условия реализации программы

- наличие оборудования (компьютеры, сканер, фотоаппарат, принтер);

- Подключение к Интернету.

- методическое обеспечение (литература по детской журналистике);

- сотрудничество с редакциями.(«Сунтаар сонуннара», «Бэлэм Буол», «Хатан» уо.д.а.)

Интернет источники:

www.testoch.com

www.izvestia.ru

www.kyym.ru и.т.д.













































Использованная литература при создании программы для кружка.

А.А.Тертычный «Жанры периодической печати», М., издательство «Аспект Пресс., 2006 год.

В.В.Смирнов «Жанры журналистики», М., издательство « Филолог» 2002 год.

В.А.Ампилов «Современная газета», Минск, издательство «Дока», 2004 год.

А.А.Ивин «История журналистики России», том 1.: «Развитие детской журналистики», М., издательство «Пресса» , 2005 год.

Г.С. Мельник, А.Н.Тепляшина «Основы творческой деятельности журналиста»., Санкт-Петербург,2008 год. Издательство «Питер».

Материалы просторов Интернета.






12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.