Рабочая программа кружка «Тевень парсте»(«Юные мастера»)

6
2
Материал опубликован 12 March 2017 в группе

Направление: художественно-эстетическое, духовно-нравственное.

Форма организации: кружок

Название: «Тевень парсте»(«Юные мастера»).

Пояснительная записка:

Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов, А. В. Бакушинский неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости – декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по -особому радостно, мажорно и так же радостно и празднично воплощается в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть особую роль в эстетическом воспитании детей.

Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. А знакомство детей с народными промыслами мордвы способствует и духовно-нравственному развитию детей. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития школьника. Занятия кружка одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми. Занятия-это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.

Актуальность программы:

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора, а также экскурсовода. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа кружка «Тевень парсте» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Дети знакомятся также с историей возникновения и развития своего народа, с мордовскими божествами, читают мордовские сказки и готовят сценки, изготавливают изделия, связанные с бытом мордвы., что способствует духовно-нравственному развитию детей.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель программы кружка «Тевень парсте » - духовное, нравственное воспитание младшего школьника, воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Рабочая программа кружка «Тевень парсте » рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет, на 4 года обучения, 2 часа в неделю (1 час в первом классе).

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, личностные качества; готовность к сотрудничеству и дружбе; осмысление своего поведения в школьном коллективе; сформированность уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников и интереса к занятиям ДПИ; готовность к сотрудничеству с учителем; сформированность широкой мотивационной основы творческой деятельности; умение видеть красоту труда и творчества.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

сформированность умения самостоятельно находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; сформированность умения логически обосновывать свое решение, распознавать объекты, выделять существенные признаки; способность обучающихся осознанно и произвольно строить речевое высказывание; сформированность умения ориентироваться на разнообразие способов решения поставленной задачи; сформированность умения рассматривать, сравнивать, обобщать; сформированность умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий.

Коммуникативные:

сформированность умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; способность понимать различные позиции и точки зрения на какой-либо предмет и вопрос, договариваться, находить общее решение; сформированность умения работать в группах и парах, аргументировать свое предположение, убеждать и уступать.

Регулятивные:

способность моделировать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах, различать допустимые и недопустимые формы поведения; способность соотносить то, что уже известно и усвоено обучающимися и то, что еще неизвестно; способность к волевому усилию; готовность адекватно принимать оценку учителя и сверстников; способность осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; сформированность умения планировать последовательность действий, выполнять действия по заданному образцу.

Воспитательные результаты:

сформированность положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение обучающимися социального опыта; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия; способность детей любить свою Родину, традиционное народное искусство; сформированность максимальной самостоятельности детского творчества.

Тематическое планирование программы(1 год обучения)

п/п

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с бумагой и картоном

10

2

8

3

Работа с тканью(мордовская вышивка и орнамент), с бросовым материалом

10

2

8

4

Театральные постановки по сюжетам мордовских сказок, мордовский быт и верования.

10

2

8

5

Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

 

33

9

24

Содержание программы:

Содержание программы представлено различными видами трудовой и актерской деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом,чтение книг мордовских писателей, инсценировки, подбор материалов и т.д.) и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.

1.Вводное занятие.

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

2.Работа с бумагой и картоном.

Изготовление закладки по образцу. Знакомство с оригами. Симметричное вырезание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев. Изготовление аппликаций по образцу. Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами). Изготовление настольных игрушек (по образцу). Изготовление елочных гирлянд, игрушек. Изготовление карнавальных масок. Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

3.Работа с тканью .Работа с бросовым материалом.

Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”, крестиком). Изготовление салфетки с бахромой (по образцу, мордовский орнамент «розетка»). Знакомство с шитьем мягкой игрушки (мордовский домовой, леший). Изготовление одежды для куклы-мордовки (по выбору детей).

Конструирование дома для сказочных мордовских героев. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

4. Театральные постановки по сюжетам мордовских сказок, мордовский быт и верования.

Знакомство с историей возникновения мордвы, с мордовскими божествами, верованиями, бытом. Чтение произведений мордовских писателей. Выбор сказки для сценки. Изготовление кукол. Распределение ролей, репетиция.

5.Итоговое занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля: выставка поделок и показ сказки-сценки .

Планируемые результаты к концу 1 года обучения:

знать название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин; знать название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток; знать правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами; анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления); правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”; уметь вступать в диалог, договариваться, находить общее решение, работать в группах и парах.

Оценка результатов:

После каждой изученной темы проводится выставка работ обучающихся. В конце каждого года обучения готовится творческий проект.

Условия реализации программы:

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.

Список литературы:

Литература для учителя:

Альбом «Народные промыслы мордвы»

Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111с. (Стандарты второго поколения)

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор.-М.: Просвещение, 2010.

Гудилина С. И. Чудеса своими руками.- М.: Аквариум, 1998.

Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. -М.: Сфера, 2000.

Гусева Н. Н. 365 фенечек из бисера.- М.:Айрис-Пресс ,2003.

Докучаева Н.Е. Сказки из даров природы. -Санкт-Петербург: Диамант, 1998.

Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность: Методические рекомендации.-Смоленск: Издательство «Ассоциация 21 век», 2003.

Левина М. 365 весёлых уроков труда.- М.: Рольф Айрис-Пресс, 1999.

 

Литература для обучающихся:

Виноградова Е.Г. Браслеты из бисера.-М.: ОЛМА-Пресс, 2007.

Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.: Сфера, 2000.

Гусева Н.Н. 365 фенечек из бисера .-М.: Айрис-Пресс ,2003.

Кочетова С. В. Игрушки для всех (Мягкая игрушка).- М.: ОЛМА-Пресс, 1999.

Мордовские сказки.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Я с удовольствием изучаю свой родной мордовский язык и традиции моего народа, поэтому очень интересно было прочитать вашу публикацию. Спасибо вам!

28 April 2017