Программа дополнительного образования «Чудо квадратик»
Управление образования Администрации Северодвинска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – «Детский сад №8 «Лесная сказка»
ПРИНЯТО на заседании УТВЕРЖДАЮ:
педагогического совета Заведующий МАДОУ №8 «Лесная сказка»
от « » 20 г. ________________ Павлова Е.А.
Протокол № ___ Приказ от « » 20 г. № ___
Программа дополнительного образования
для детей 6-7 лет
художественно-эстетической и
экологической направленности
«Чудо квадратик»
(срок реализации 1 год)
Составитель:
Сидорова Надежда Ивановна ,
воспитатель
Северодвинск, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
« Чем больше мастерства в детской ручке,
тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Программа «Волшебный квадратик» является общекультурной программой художественно-эстетической и экологической направленности. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению дошкольниками знаний, полученных на занятиях труда, рисования, окружающего мира.
Цель программы:
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников и повышение эффективности их обучения в следующих классах.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
• наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
• частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
• исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучащаюхся на занятиях:
• фронтальный (одновременная работа со всеми детьми).
• индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);
• индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Подготовительная группа
№ | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||
1 | Мониторинг | 1 | | 1 |
2 | Волшебные превращения бумажного квадрата … | 1 | 10 минут | 15 минут |
3 | В некотором царстве, в бумажном государстве | 1 | 10 | 15 |
4 | Бабочка и лягушка | 1 | 10 | 15 |
5 | Отгадай загадку | 1 | 10 | 15 |
6 | Знакомимся со свойствами бумаги | 1 | 10 | 15 |
7 | Воздушный змей | 1 | 10 | 15 |
8 | Забавные зверушки | 1 | 10 | 15 |
9 | Лисичка | 1 | 10 | 15 |
10 | Собачка и щенок | 1 | 10 | 15 |
11 | Волк | 1 | 10 | 15 |
12 | Пингвины в Антарктиде | 1 | 10 | 15 |
13 | Гномик | 1 | 10 | 15 |
14 | Звезда | 1 | 10 | 15 |
15 | Дед мороз | 1 | 10 | 15 |
16 | Новогодние украшения | 1 | 10 | 15 |
17 | Ёлочка | 1 | 10 | 15 |
18 | Кошечка с котятками | 1 | 10 | 15 |
19 | В зимнем лесу | 1 | 10 | 15 |
20 | Синички | 1 | 10 | 15 |
21 | Волшебные превращения бумажного квадрата.Снегирь. | 1 | 10 | 15 |
22 | День защитника Отечества. | 1 | 10 | 15 |
23 | Поздравительная открытка к 23 февраля | 1 | 10 | 15 |
24 | Викторина « Что? Где? Когда?» | 1 | 10 | 15 |
25 | Цветы | 1 | 10 | 15 |
26 | Мамин праздник | 1 | 10 | 15 |
27 | Панно «Хризантемы» | 1 | 10 | 15 |
28 | Грач | 1 | 10 | 15 |
29 | День космонавтики | 1 | 10 | 15 |
30 | Раз, два, три, лодочка плыви | 1 | 10 | 15 |
31 | Веселые мордашки | 1 | 10 | 15 |
32 | Ворона | 1 | 10 | 15 |
33 | В бумажном царстве – государстве | 1 | 10 | 15 |
34 | Мониторинг | 1 | 10 | 15 |
| Всего | 34 |
Темы индивидуальных и коллективных работ | Кол-во часов |
Растительный мир | 3 |
Животный мир | 15 |
Праздники | 3 |
Техника | 2 |
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты
Ожидаемые результаты определены исходя из выделенных задач программы:
• научатся различным приемам работу с бумагой.
• будут знать основные геометрические понятия.
• научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
• будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
• разовьют: внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.
• познакомятся с искусством оригами.
• овладеют навыками культуры труда.
Основным методом оценки для подготовительной к школе группы, является наблюдение, в ходе которого заполняется следующая таблица:
Фамилия, имя ребёнка | Умение работать с ножницами | Правильно пользоваться необходимыми инструментами | Умение складывать разные формы | Умение самостоятельно выкладывать из формы свои поделки | Умение приклеивать формы на фон | Знание базовых форм и условных обозначений | Подбирает цвета | Составление композиции из форм | Стремление к совершенству и законченности в работе | Система оценок: средний уровень, высокий уровень |
Р-1 | | | | | | | | | | |
Р-2 | | | | | | | | | | |
Критерии и формы оценки качества знаний
По итогу освоения программы проводится весенняя выставка, приуроченная к завершению изучения программы.
В конце изучения программы проводится открытое занятие с родителями детей в форме совместной деятельности или мастер- класса.
Материальное обеспечение программы:
1. Бумага: цветная, писчая, обойная, газетная, картон
2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
4. Салфетки: бумажная, тканевая.
5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.
6. Кисти
7. Фломастеры
Методическое обеспечение программы
Методические материалы в технике оригами изготавливаются педагогом самостоятельно для проведения каждого занятия и включают в себя: примеры работ в технике оригами, технологические карты поделок, образцы базовых форм оригами.
Литература
1. Занимательное азбуковедение: материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста/ авт- сост. Г,П. Попова, В.И. Усачева.- Волгоград:У;читель, 2007.-252с.
2. Сержантова Т.В. Оригами для всей семьи. М., Издательство «Айрис-пресс», 2006.-192с.
3.Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М., Издательство «Айрис-пресс», 2006.-192с.
4. Сделаем это сами :Пособие для воспитателя детского сада/ Пер. с пол. О.А.Павлович.- М: Просвещение, 1983.- 159с.
5. Соловьева Н.Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами.- М.: Айрис-2004.-56с.
6.Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ._ СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2008.- 64с.,цв. вкл.
7.Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
8. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ ММ. Безруких, Т.А. Филиппова.- 6 изд., стереотип.- М. : Дрофа, 2006,- 32с.: ил.
9.Физкультминутки. авт.-сост. С.А. Левина, С.И. Тукачева.- Волгоград: Учитель,2006.-67с.
10.Физкультминутки. Вып.2/ авт.-сост. С.А. Левина, С.И. Тукачева.- Волгоград: Учитель,2006.-76с.