Программа дополнительного образования художественно – эстетической направленности «Яркие краски» (для детей 2-3 лет)
Программа дополнительного образования
художественно – эстетической направленности
«Яркие краски»
(для детей 2-3 лет)
| Разработчик: Зайнутдинова Елена Мансуровна |
| воспитатель |
г. Качканар, 2019г.
Паспорт дополнительной общеобразовательной программы
Название программы | Программа дополнительного образования художественно – эстетической направленности «Яркие краски» |
Учреждение, реализующее программу | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ладушки» |
Разработчик(и) программы | Зайнутдинова Елена Мансуровна, воспитатель |
Аннотация | Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность. Развивать мелкую моторику рук. |
Год разработки программы | 2019 г. |
Где, когда и кем утверждена программа | Педагогического совета МДОУ «Детский сад «Ладушки» Протокол №1 от 26.07.2019г. |
Направленность программы | Творческая |
Направление (вид) деятельности | Художественно - эстетическая |
Форма обучения по программе | Очная |
Вид программы по уровню организации деятельности учащихся | Базовый |
Вид программы по уровню освоения содержания программы | Примерная |
Возраст детей | Для детей второй ранней группы ( 2 - 3 лет) |
Срок реализации программы | 1 год |
Степень реализации программы | Программа реализована полностью |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Программ дополнительного образования художественно – эстетической направленности «Яркие краски» (далее Программа) составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конвенции о правах ребёнка (Принята Генеральной Ассоциацией ООН в 1989г., вступила в силу для РФ 15.09.1990 г.);
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
«Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 г. Москва);
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Устава МДОУ «Детский сад «Ладушки» (Постановление Администрации Главы Качканарского городского округа от 01.10.2015г. № 200);
Образовательной программы МДОУ «Детский сад «Ладушки» (решение педсовета Протокол № 1 от 26.06.2019г., приказ 91 – С от 26.07.2019г.);
Программы развития (приказ № 94 – С/1 от 11.11.2011 г.).
Положение о кружково-студийной работе МДОУ «Детский сад «Ладушки» (решение педсовета № 1 от 26.06.2019г.).
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Программа дополнительной развивающей услуги по нетрадиционной технике рисования для детей 2-3 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование самое любимое и доступное занятие у детей.
Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Цель программы: развивать у детей творческие способности средствам нетрадиционного рисования.
Задачи:
1.Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
2.Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3.Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность. Развивать мелкую моторику рук.
4.Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Возраст детей: дополнительная образовательная программа «Яркие краски» рассчитана на детей дошкольного возраста 2-3 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности «Яркие краски» рассчитана на 1 год обучения.
Организация занятий: 4 занятий в месяц, 1 занятия в неделю проводятся во второй половине дня.
Периодичность занятий – раз в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность во 2 ранней группе 10 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.
Форма организации: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Количество обучающихся в группе: минимальное – 10 детей.
Планируемые результаты по освоению детьми программы дополнительного образования «Яркие краски»:
развитие мелкой моторики рук;
обострение тактильного восприятия;
улучшение цветовосприятия;
концентрация внимания;
повышение уровня воображения и самооценки;
расширение и обогащение художественного опыта;
формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики.
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в октябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:
рисование в технике «Пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
рисование в технике «Монотипия» (оттиск бумаги);
рисование пышными красками;
рисование жесткой кистью;
рисование путем разбрызгивание краски (кляксография);
рисование в технике граттаж;
рисование необычными предметами, материалами, оттиски штампов различных видов (ватные палочки, мятой бумагой, вилкой, листьями, свеча, соль, пипетка).
Материалы для реализации программы
1.Бумага для акварели (больше, чем альбомов);
2. Альбомы для рисования;
3. Тонированная бумага голубого и зеленого цвета;
4. Кисточки жесткие;
5. Гуашь;
6. Акриловые краски (1 набор или 4 основных цвета);
7. Восковые мелки.
Содержания учебный план
№ п/п. | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Пальчиковая живопись | 10 | 3 | 7 | Наблюдение во время занятий |
2 | Рисование жёсткой кистью (тычок) | 4 | 1,12 | 2,48 | Наблюдение во время занятий |
3 | Монотипия | 2 | 0,36 | 1,24 | Наблюдение во время занятий |
4 | Пышные краски | 3 | 0,54 | 2,06 | Наблюдение во время занятий |
5 | Рисование путём разбрызгивания краски | 2 | 0,36 | 1,24 | Наблюдение во время занятий |
6 | Граттаж | 1 | 0,18 | 0,42 | Наблюдение во время занятий |
7 | Рисование необычными предметами, материалами, оттиски штампов различных | 14 | 4,12 | 9,48 | Наблюдение во время занятий |
| Итого | 36 | 9,68 | 23,92 | |
Содержание учебного плана
Во второй группе раннего возраста
№ | Тема занятия | Нетрадицион- ные техники | Программное содержание | Оборудова – ние |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 | «Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Бумага для акварели, гуашь в мисочках, салфетки. |
2 | «Осеннее дерево» | Тычок жесткой кистью | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Бумага для акварели, жесткие кисти, гуашь в мисочках, салфетки. |
3 | «Красивый листочек» | Рисование пипеткой | Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования с помощью пипетки. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. | Силуэт листочков из бумажного полотенца, разведенная гуашь в мисочках, пипетки, салфетки. |
4 | «Мухомор» | Рисование пальчиками | Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Бумага для акварели, кисти, гуашь в мисочках, салфетки |
5 | «Ежик» | Оттиск смятой бумагой | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. | Бумага для акварели, мисочка с гуашью, кисточка, смятая бумага. |
НОЯБРЬ | ||||
6. | «Ветка рябины» | Рисование пальчиками | Учить рисовать на ветке ягодки рябины (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Бумага для акварели, гуашь, салфетки. |
7. | «Воздушные шарики» | Рисование пышными красками | Познакомить с новым видом красок и принципу работы с ними. Учить рисовать предметы овальной формы. Упражнять в украшении рисунков. | Бумага для акварели, пышные краски, кисти. |
8. | «Осенний лес» | Отпечаток листьев. | Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. | Бумага для акварели, Гуашь, засушенные листья, салфетки. |
9. | «Аленький цветочек» | Рисование губкой | Учить передавать образ цветка, при помощи губки в техники примакивание. | Бумага для акварели, губки, гуашь, кисти, салфетка. |
ДЕКАБРЬ | ||||
10. | «Дерево зимой» | Рисование кистью и солью. | Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из вертикальных и наклонных линий. Дорисовывать хлопья снега путем клея ПВА и соли. | Бумага для акварели, гуашь, клей ПВА, соль, кисти. |
11. | «Звездочки на небе» | Рисование в технике «Кляксографи я» | Познакомить с новой техникой рисования. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти |
12. | «Дед мороз» | Рисование ладошкой | Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. | Бумага для акварели, гуашь. |
13. | «Елочка красавица» | Рисование с помощью оттиска вилки | Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать красивую работу. | Бумага для акварели, гуашь, пластиковые вилки, кисти. |
14. | ««Новогодние игрушки» | Рисование при помощи ватных палочек | Развивать чувство ритм, внимание, мышление, память, речь. Вызвать у детей радостное настроение в связи с приходом новогодних праздников. | Бумага для акварели, гуашь, ватные палочки. |
ЯНВАРЬ | ||||
15. | «Зимний лес» | Рисование в технике монотопия. | Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования. Учить передавать зимний образ в рисунке. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, речь. | Альбомный лист, гуашь, кисти. |
16. | «Зайка» | Рисование пальчиками | Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку. | Бумага для акварели, гуашь |
17. | «Снегопад» | Рисование свечей и кисточками | Показать детям, что рисовать можно не только красками, но и свечей на белом листе бумаге. А затем закрасить свои штрихи краской. Учить равномерно закрашивать лист. Любоваться получившейся работой. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Бумага для акварели, свечи, салфетки, гуашь |
18. | «Снеговик» | Рисование при помощи ватных палочек | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать палочки к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. | Лист тонированно й бумаги, гуашь, ватные палочки, салфетки |
ФЕВРАЛЬ | ||||
19. | «Рыбка» | Рисование пальчиками | Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Бумага для акварели, гуашь, салфетки |
20. | «Украсим коврик» | Рисование с помощью штампов и кисти | Закрепить умение украшать предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья. | Бумага для акварели, гуашь, кисти, штампы, салфетки |
21. | «Веселые осьминожки» | Рисование ладошками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ладошками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Бумага для акварели, гуашь, салфетки. |
22. | «Праздничный салют» | Рисование жесткой кистью способом «тычка» | Продолжить знакомство техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать салют создаваемый тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Бумага для акварели, гуашь, жесткие кисти, салфетки. |
Март | ||||
23. | «Веточка мимозы» | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. | Бумага для акварели, гуашь в мисочках, салфетки |
24. | «Солнышко лучистое» | Рисование с помощью оттиска вилки | Продолжить знакомство с новой техникой рисования. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Тонирован- ный лист, гуашь, кисточки, пластиковые вилки, салфетки. |
25. | «Ваза с цветами» | Рисование жесткой кистью «тычками» | Учить различать оттенки основных цветов. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Бумага для акварели с силуэтом вазы, гуашь, жесткие кисти, салфетки. |
26. | «Украсим кукле платьице» | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор на платье. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Бумага для акварели с силуэтом платья на бумаге, гуашь, салфетки. |
27. | «Разноцветная гусеница» | Рисование пышными красками | Продолжить знакомство с новым видом красок и принципу работы с ними. Учить рисовать предметы круглой формы и закрашивать их. Учить различать цвета. Упражнять в украшении рисунков. | Альбомный лист, кисточки, пышные краски, салфетки. |
АПРЕЛЬ | ||||
28. | «Цыплята на лугу» | Оттиск мятой бумагой | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции. | Альбомный лист, гуашь, мятая бумага, салфетки. |
29. | «Ракета в космосе» | Рисование в технике «Граттаж» | Познакомить с новой техникой рисования «Граттаж». Показать как можно сочетать в работе восковые мелки и краски. Развивать цветовосприятие, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Бумага для акварели, восковые мелки, гуашь, кисти, салфетки, палочки. |
30. | «Бабочка» | Рисование в технике монотопия | Продолжить знакомство с техникой нетрадиционного рисования – монтопия. Учить передавать образ бабочки в рисунке. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, речь. | Альбомный лист, гуашь, кисти, салфетки. |
31. | «Клубнички невелички» | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию. | Бумага для акварели, гуашь, кисти, салфетки. |
32. | «Забавные кляксы» | Рисование в технике «Кляксогра -фия» с трубочкой | Продолжить знакомство с новой техникой рисования. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать мышление, память, речь. | Бумага для акварели, гуашь, кисти, салфетки. |
МАЙ | ||||
33. | «Мишка косолапый» | Рисование жесткой кистью «тычками» | Учить закрашивать изображение способом тычка. Закреплять умение рисовать кистью и красками. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти, салфетка. |
34. | «Одуванчики» | Рисование при помощи ватных палочек | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать палочки к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. Учить передавать в рисунке образ одуванчиков. | Бумага для акварели, гуашь, кисточки, ватные палочки. |
35. | «Солнышко и тучки» | Рисование пышными красками | Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Бумага для акварели, пышные краски, кисточки, салфетки. |
36. | «Радуга» | Рисование ватными палочками | Учить прижимать палочки к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. Учить различать цвета. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа. | Бумага для акварели, гуашь, ватные палочки. |
Содержание учебного плана
Во второй группе раннего возраста
Раздел 1. Пальчиковая живопись.
Тема занятия: «Мой любимый дождик»
«Мухомор»
«Ветка рябины»
«Зайка»
«Дед мороз»
«Рыбка»
«Веселые осьминожки»
«Веточка мимозы»
«Украсим кукле платьице»
«Клубнички невелички»
Теория: 3мин.
Практика: 7мин.
Раздел 2. Рисование жёсткой кистью (тычок)
Тема занятия: «Осеннее дерево»
«Праздничный салют»
«Ваза с цветами»
«Мишка косолапый»
Теория: 3мин.
Практика: 7мин.
Раздел 3. Монотипия
Тема занятия: «Зимний лес»
«Бабочка»
Теория: 3мин.
Практика: 7мин.
Раздел 4.Пышные краски
Тема занятия: «Воздушные шарики»
«Разноцветная гусеница»
«Солнышко и тучки»
Теория: 3мин.
Практика: 7мин.
Раздел 5. Рисование путём разбрызгивания краски
Тема занятия: «Звездочки на небе»
«Забавные кляксы»
Теория: 3мин.
Практика: 7мин.
Раздел 6. Граттаж
Тема занятия: «Ракета в космосе»
Теория: 3мин.
Практика: 7мин.
Раздел 7. Рисование необычными предметами, материалами, оттиски штампов различных
Тема занятия: «Красивый листочек»
«Ежик»
«Осенний лес»
«Елочка красавица»
«Новогодние игрушки»
«Снегопад»
«Снеговик»
«Аленький цветочек»
«Дерево зимой»
«Украсим коврик»
«Солнышко лучистое»
«Цыплята на лугу»
«Одуванчики»
«Радуга»
Теория: 3мин.
Практика: 7мин.
Список использованной литературы
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М: «Мозаика – Синтез», 2016г.
2. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши». М.: - «Мозаика – Синтез», 2008г.
3. Колдина Д.Н., «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет». М.: - «Мозаика – Синтез», 2009г.
4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Цветной мир», 2006г.
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. – М.: «Каро», 2016г.
6. Шляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательных игровых занятий. М.: Сфера», 2017г.
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№п/п | Ф.И. ребенка | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | ||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||||||
1 | | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | |
«н» – начало года; «к» – конец года