12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Родионова Ю.А.520 учитель физики Россия, Москва, Москва Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа дополнительного образования для учащихся 7-9 классов «Наука без границ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Гимназия № 1797 «Богородская»
| |||
«РАССМОТРЕНО» Методическое объединение ________________________ ________________________ ________________________ Председатель
________________________
от «__» ____________ 201_ г.
| «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УР
________________________
| «УТВЕРЖДАЮ»
___________ Евдокимов Е.О. |
Направленность: естественнонаучная
ПРОГРАММА дополнительного образования
базового уровня
«Наука без границ»
Возраст детей от 13 до 15 лет (7-9 классы)
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель физики Родионова Ю.А.
Москва 2016
Пояснительная записка
«Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.»
Перед человечеством встаю новые и новые вопросы для решения, которых образуются новые научные направления, чаще всего представляющие собой смесь разных научных знаний, например, биофизика, биохимия, бионика, астрофизика и т.д.
Школьное образование дает ограниченное представление о науках, затрагивая лишь основные, назовем их классическими, науками (физика, химия, биология, география, история и т.д.). Но существует огромное количество других научных дисциплин и научных направлений, о которых, возможно, школьники даже не догадываются или знают о них крайне мало и бессистемно. Поэтому вижу актуальным создания программы дополнительного образования, которая бы ликвидировала эти пробелы.
Отличительная особенность программы состоит в том, что в данном курсе я постаралась коснуться некоторых новых течений науки, рассмотрела, где и как применяются новые научные открытия и новые технические достижения, а также представить вопросы, которые волнуют научное сообщество сегодня. Так же учащимся будет предложено самим сделать обзор научных открытий за последнее время.
Программа «Наука без границ» предполагает использовать в обучении новейшие мультимедийные компьютерные технологии с целью создания максимально возможной наглядности, выезд в планетарии и музеи Москвы, проведении практических и исследовательских работ в музеях Москвы (урок в музеи).
Педагогическая целесообразность образовательной программы определена тем, что формирует и дополняет у школьников научную картину мира. Занятия по программе научат добывать и анализировать информацию, применять полученные знания для решения практических задач. Поможет учащимся сделать выбор в направлении своего дальнейшего образования.
Цели:
Обучающие:
Формирование основ научного мировоззрения.
Развивающие:
Развитие познавательной активности.
Создать условия для развития логического мышления, памяти, наблюдательности.
Развитие коммуникативных способностей.
Воспитательные:
-
Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к научному знанию.
Способствовать формированию навыков самообразования.
Обеспечить условия для самоопределения.
Обеспечить условия для воспитания толерантности.
Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
Воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с новыми научными течениями.
Познакомить с новейшими технологиями и достижениями.
Познакомить с проблемами современной науки.
Познакомить с историей развития некоторых наук и научных течений.
Развивающие:
-
Развитие навыков поиска, систематизации, обобщения и анализа информации.
Способствовать развитию умения ставить цели и делать выводы, сравнивать, составлять план исследования и пользоваться им.
Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи.
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли и преподносить знания аудитории.
Воспитательная:
Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к дальнейшему выбору профиля обучения.
Способствовать формированию научного мировоззрения.
Приобщение к культурным ценностям человечества путем посещения музеев.
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 13-15 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов – 1 учебный час в неделю. За год 36 занятий.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
Формы и методы, используемые в работе.
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с дополнительной литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Исследовательские методы.
Наглядность: просмотр видео-, кино-, компьютерных презентаций, компьютерных обучающих программ, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
Положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых;
Повышение коммуникативности;
Повышение толерантности;
Появление и поддержание мотивации к изучению предметов школьного цикла;
Умение пользоваться разными источниками информации;
Сформированное представление о некоторых новейших технологиях и знаниях;
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:
1. Тестирование.
2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
4. Дискуссия.
5. Проектно-исследовательская работа.
6. Конференция.
7. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
8. Отчетная выставка.
Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).
Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:
папка достижений ("Портфолио").
Учебно–тематический план.
1 год
№ п./п. | Темы | Количество занятий | ||
Общее | В том числе теоретических | В том числе практических | ||
| Введение | 1 | 1 | |
| Бионика | 8 | 6 | 2 |
| Нанонаука | 4 | 4 | |
| Удивительная техника | 4 | 4 | |
| Некоторые актуальные вопросы современной науки | 12 | 12 | |
| Обзор научных новостей | 4 | 4 | |
| Резервное время | 3 | 3 | |
| Всего | 36 | 34 | 2 |
К тематическому планированию создано календарно – тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Часы |
1 | Введение | 1ч |
Бионика (8ч) | ||
2 | Что такое бионика. | 1ч |
3 | Практическая работа. | 1ч П.р. |
4 | Техническая бионика | 1ч |
5 | Поход в музей | |
6 | Архитектурно строительная бионика. Био тек | 1ч |
7 | Поход в музей | |
8 | Зачетная работа. | 1ч |
9 | Обзор новостей науки | 1ч |
Нанонаука (4ч) | ||
10 | Введение | 1ч |
11 | Наночастицы. | 1ч |
12 | Наноматериалы | 1ч |
13 | Наномедицина | 1ч |
14 | Нанороботы | 1ч |
15 | Обзор новостей науки (возможен поход в музей) | 1ч |
Удивительная техника (4ч). | ||
16 | Гаджеты и технологии будущего. | 1ч |
17 | Развлечения. | 1ч |
18 | Инженерная технология. | 1ч |
19 | Биотехнологии. | 1ч |
20 | Обзор новостей науки. | 1ч |
Некоторые актуальные вопросы современной науки (12ч). | ||
21 | Возникновение жизни на Земле. | 1ч |
22 | Эволюция жизни. Теория Дарвина. | 1ч |
23 | Поход в музей | |
24 | Что такое антропология и ее проблемы. | 1ч |
25 | Проблема возникновения человека. | 1ч |
26 | Поход в музей | 1ч |
27 | Что такое этнология и ее проблемы. | 1ч |
28 | Поход в музей | |
29 | Проблемы физики и астрофизики. | 1ч |
30 | Будущее Вселенной. | 1ч |
31 | Жизнь во Вселенной. | 1ч |
32 | Поход в планетарий. | |
33 | Проблемы экологии. | 1ч |
34 | Обзор научных новостей. | 1ч |
35 | Повторение и обобщение | 1ч |
36 | Повторение и обобщение | 1ч |
Список необходимой литературы:
Детские энциклопедии.
Интернет.
Учебники по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам.
Сайт учителя