Программа дополнительного образования «Смышленые малыши»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Смышленые малыши»
Социально-педагогическая направленность
Вводный уровень
Срок реализации программы 1 год
Возраст детей 3-4 года
1.Пояснительная записка.
Актуальность. В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие интеллектуальных способностей. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях.
В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, развивающие игры. Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. На практике эти задачи реализуются через организацию деятельности объединения «Смышленые малыши». В рамках этой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре.
При разработке содержания программы использовалась методика по интеллектуальному развитию детей, представленная в учебно - методическом пособии « Логика и математика для дошкольников» / Авт.- сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая/ СПб: «Акцидент», 1997.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы: соцально-педагогическая.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней используется система игр и игровых упражнений, способствующих становлению логико – математического опыта ребенка 3-4 лет, освоению средств познания и способов познания.
Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной программы, является использование системы развивающих игр, которые основаны на эффективном, универсальном развивающем дидактическом материале, который обеспечивает интеллектуальное развитие детей, это логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
Программа соответствует основным требованиям процесса обучения и воспитания: соответствует возрастным особенностям детей; предусматривает рациональный подбор форм, средств и методов, рациональную организацию занятий.
Программа рассчитана на детей с 3 до 4 лет; набор в объединение по развитию интеллектуально - познавательных представлений и умений осуществлялся по запросам родителей воспитанников.
Форма обучения: групповая.
Вид занятий: игровые занятия.
Срок реализации программы: 1год.
Цель программы: развитие интеллектуально - познавательных способностей детей четвертого года жизни через освоение логико – математических представлений и умений, посредством игр и игровых упражнений.
Задачи программы:
Обучающие:
знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
формировать представление о множестве, об операции над множествами (сравнение, классификация).
знакомить детей с понятием числа в процессе счёта и измерения.
формировать пространственные представления
формировать представление о математических понятиях.
Развивающие:
Развивать наглядно - действенное мышление.
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум), объяснять сходства и различия объектов, основывать свои рассуждения.
Развивать умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Развивать творческие способности, воображение, способности к моделированию и конструированию.
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении результата.
Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Содержание программы по развитию интеллектуально - познавательных представлений, умений у детей строится на следующих принципах:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Характеристика целевой группы
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество.
В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств - сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления становится наглядно - образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания.
Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Ожидаемые результаты:
1. Будут созданы условия для сенсорного, математического развития, развития предпосылок логического мышления, внимания, памяти, воображения.
2. Обеспечено возникновение интереса у детей к познанию качественной и количественной оценке разнообразных групп предметов.
3. Дети освоят доступные способы обследования объектов.
4. Овладеют умениями анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы.
5. Сформировано умение действовать в условиях простой проблемной ситуации.
6. У детей будут развиты самостоятельность, инициативность.
Диагностика уровня развития познавательных представлений, умений (критерии и показатели оценки). Оценка развития познавательных представлений, умений дошкольников 3-4 лет осуществляется 2 раза в год (в октябре и мае). Диагностические тесты подобраны с учетом:
Степени освоения детьми познавательных представлений и умений;
Уровня развития мыслительных операций;
Способности детей к использованию уже известного объёма познавательных представлений, умений в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
Содержание диагностических тестов представлено в учебно – методическом пособии «Математика - это интересно», Михайлова З.А., Чеплашкина И. Н., Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2002г.
Формы подведения итогов объединения деятельности
Математическое развлечение
2.Учебно-тематический план.
Реализации дополнительной образовательной программы осуществляется в соответствии с перспективным планом по дополнительному образованию. Количество занятий в неделю – 1 занятие, в месяц – 4 занятия.
Учебно-тематический план представлен в таблице № 1
Таблица № 1
№ п/п |
Месяц |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Октябрь
|
Тема: Количество: много, один, ни одного.
|
4 |
2 |
ноябрь |
Тема: Количественный счет
|
4 |
3 |
декабрь |
Тема: Эталоны величины и их использование.
|
4 |
4 |
январь |
Тема: Свойства предметов (цвет, форма, размер, толщина) и отношения (сходства)
|
3 |
5 |
февраль |
Тема: Свойства предметов (цвет, форма, размер, толщина) и отношения (сходства)
|
4 |
6 |
март |
Тема: Ориентировка в пространстве.
|
4 |
7 |
апрель |
Тема: Операции над множествами (классификация по одному, двум признакам, сравнение, сериация).
|
4 |
8 |
май |
Тема: Операции над множествами (классификация по одному, двум признакам, сравнение, сериация).
|
4 |
|
Итого: |
|
31 |
Календарно-тематическое планирование:
Октябрь - 1 неделя Вводное занятие. «Царство разноцветных палочек»
2 неделя «Разноцветная улица»
3 неделя «Вверх - вниз»
4 неделя «Сложи пирамидку» (палочки Кюизенера)
Ноябрь - 5 неделя«Чудесное дерево»(блоки Дьенеша)
6 неделя «Волшебные дорожки» (блоки Дьенеша)
7 неделя «Игра с палочками», (палочки Кюизенера)
8 неделя «Высушим полотенце» (палочки Кюизенера)
Декабрь 9 неделя «Волшебные картинки» (блоки Дьенеша)
10 неделя «Соберем бусы» (блоки Дьенеша)
11 неделя «Угадай – ка», «Соберем бусы» (блоки Дьенеша)
12 неделя «Помоги муравьишкам» (блоки Дьенеша)
Январь 13 неделя «Найди свой домик» (цветные палочки)
14 неделя «Найди такую же фигуру, как эта?»
15 неделя «Игра с обручем» (блоки Дьенеша)
Февраль 16 неделя «Строительство домов» (блоки Дьенеша)
17 неделя «Найди цифру»
18 неделя «Найди свой домик» (блоки Дьенеша)
19 неделя «Выложи разноцветный коврик» (палочки Кюизенера)
Март 20 неделя «Назови соседей» (блоки Дьенеша)
21 неделя «Составь квадрат»
22 неделя «Счетные палочки, или составь из палочек»
23 неделя «Найди такую же» (палочки Кюизенера)
Апрель 24 неделя «Разложи фигуры в обручи» (блоки Дьенеша)
25 неделя «Где больше, меньше?» (палочки Кюизенера)
26 неделя «Геометрическая мозаика»
27 неделя «Весёлый мяч» (блоки Дьенеша)
Май 28 неделя «Найди клад» (блоки Дьенеша)
29 неделя «Домино» (блоки Дьенеша)
30 неделя «Построим матрешке домик» (палочки Кюизенера)
31 неделя Итоговое занятие «Поезда» (палочки Кюизенера)
В содержании развивающих игр-занятий может быть использовано сочетание задач из этих тем.
3. Содержание программы, структура занятий, методы и приемы.
Содержание программы предполагает осуществление процесса познания детьми математических отношений, связей и зависимостей геометрических фигур, величин, чисел, что развивает познавательные способности, обогащает их опыт, объем и характер представлений. А также, развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. Объем предложенного содержания ориентирован на возможности детей четвертого года жизни. В процессе игровых занятий используются различные формы: игровые ситуации и практические занятия с использованием логико - математических, развивающих игр и игровых упражнений, проблемных ситуаций, сюрпризных моментов, физкультурных минуток.
Структурно игра-занятие включает 2-3 игры, разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием, среди них обязательна игра на развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.
Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно - иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально - фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой (работа в парах).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Методические материалы, средства обучения представлены в таблице №2
Таблица №2
№ п/п |
Наименование игровых материалов, учебно-игровых пособий |
Количество |
1 |
Магнитный мольберт |
1 |
2 |
Математическое панно цифр |
1 |
3 |
Логические блоки Дьенеша |
5 |
4 |
Логические фигуры (плоский вариант блоков Дьенеша) из игрового пособия «Давайте поиграем» |
1 |
5 |
Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких» |
1 |
6 |
Палочки Кюизенера |
4 |
7 |
Счеты |
6 |
8 |
Счетные палочки |
10 |
9 |
Мелкий счетный материал |
4 |
10 |
Полоски различной длины |
30 |
11 |
Разноцветные кубы, шары, конусы |
10 |
12 |
Матрешки |
4 |
13 |
Пирамидки |
8 |
14 |
Разрезные картинки |
5 |
15 |
Домино |
5 |
16 |
Лото |
4 |
17 |
Развивающие игры «Сложи квадрат», «Рамки и вкладыши», «Кубики для всех» |
3 |
5 Список литературы:
1. Дидактические игры - занятия в ДОУ (младший возраст). Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Панова Е.Н., СПб: Издательство « Акцидент», 1998г.
2 Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. ., СПб: Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 1997г.
3.Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. СПб: Издательство « Акцидент», 1998г.
4.Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 -7 лет / Комарова Л.Д.
5.Логика и математика для дошкольников/ Носова Е.А. , Р.Л. Непомнящая Р.Л.
6. «Математика - это интересно», Михайлова З.А., Чеплашкина И. Н., Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2002г.