Программа дополнительного образования в средней группе детского сада «Умелые ручки»

0
0
Материал опубликован 12 November

Паспорт программы дополнительного дошкольногообразования ДУ на 2025-2026 учебный год.

Наименование программы Программа дополнительного дошкольного образования

Направленность ДОП Дошкольное образование

Возраст воспитанников От 3 до 4лет

Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет“» размещена в разделах

Нормативно-правовой основой для разработки образовательной программы являются Образовательная программа дополнительного образованияявляется нормативным документом, регламентирующим содержание образования, деятельность педагогического работника и разработана в соответствии с :

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Концепцией развития дополнительного образованиядетей. Утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р. ;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1080 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ";

- Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12. 2006г. №061844);

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Содержание:

Паспорт программы

1 Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи для реализации программы

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

1.5 Ожидаемые результаты

2 Содержательный раздел

2.1 Описание образовательнойдеятельности в соответствии с направлениями ДОП

2.2. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников

2.3 Перспективное планирование

3 Организационный раздел

3.1 Модель организационно-воспитательного процесса

3.2. Методы, приемы и формирование организационно-воспитательного процесса

3.3. Условия реализации программы

3.3.1 Методическое обеспечение

3.3.2 Материально-техническое и дидактическое обеспечение

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Образовательное учреждение осуществляет образовательнуюдеятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и получении дополнительного образования. Кроме того, дополнительное образованиеспособствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребёнком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образованиипедагог сам определяет "стандарт" освоения предмета или направления деятельности.

Предоставление дополнительных образовательных услуг (бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей). Использование дополнительных программ дошкольного образования стало возможным с развитием новых гибких форм образованиядошкольников в творческих студиях, кружках, секциях, организуемых в дошкольном учреждении.

Особенность в том, дополнительные образовательныеуслуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

Программа направлена на создание условий развития ребенка

Цельразвитие мелкой моторикичерез занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка, а также организация и стимулирование совместного изобразительного творчества детей и их родителей.

Настоящая программаспособствует решению следующих задач:

развивать творческие способности воспитанников;

- способствовать выработке навыков работы с различными материалами;

- создать условия для детского творчества;

- обучить детей разнообразнымспособам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т. д. ;

- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности и совместном детско-родительском творчестве;

- способствовать формированию у детей чувства прекрасногоразвитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Программа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детейдошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат.

Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка.

Программа кружковой деятельности «Умелые ручки»представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика,тестопластика, рисование, лепка, поделки из подручного материала. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

За основу работы кружка взяты методики Н. В. Дубровской «Аппликация из семян и косточек», Г. И. Перевертень «Мозаика из круп и семян», А. В. Белошистой. и О. Г. Жуковой «Бумажные фантазии», Киреевой Л. Г., Саськовой О. А. «Рисуем кукольный спектакль». В них представлены занятия по лепки, аппликации, оригами, работа с крупами.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

При организации дополнительного образования детей в ДУ опирается на следующие приоритетные принципы.

Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

Постепенность: переход от совместных взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от простого до заключительного, максимально сложного задания; "открытие новых знаний".

Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.

Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.

Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности дошкольника: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

1.4. Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной Программыпредставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Целевые ориентиры:

- не подлежат непосредственной оценке;

-не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованием образовательнойдеятельности и подготовки детей;

- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

1.4. Ожидаемые результаты

К концу года дети должны уметь:

• пользоваться ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;

• склеивать готовые элементы и соединять их в образы;

• преобразовыватьгеометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;

• умение создавать аппликацию способом обрывания.

• наматывать и завязывать намотку и разрезать петли;

• составлять плоскостную, сюжетную композицию;

• осваивать последовательность работы.

Решение задач данной программыпоможет детям овладеть основными приемами в технике аппликации и пластилиновой мозаики: разрывать и сминать бумагу, скатывать в комочки; отрывать от пластилина кусочки и формировать из них шарики; освоить навыки работы с клеем. А самое главное, разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программыявляются выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям; составление альбома лучших работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности дошкольников играет определенную роль в их воспитании.

Контроль качества результатов освоения Программы осуществляется в формах анализа процесса и результатов деятельности детей.

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательнойдеятельности в соответствии с направлениями ДОП

Предоставление дополнительных образовательных услуг и реализация дополнительных образовательных программосуществляется только по желанию родителей (законных представителей) на основе договор а. Использование дополнительных образовательных программ дошкольного образования (далее- дополнительные программы)

стало возможным с развитием новых форм образованиядошкольников в творческих студиях, кружках, секциях, которые организуются в детском саду.

Реализация дополнительного образования недопустима за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Периодичность и продолжительность определена действующим Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Работа по дополнительному образованию осуществляется на основании учебного плана, годового календарного графика, общеразвивающих программ по направлениям, расписания занятий, договоров родителей.

Содержание дополнительного образования направлено на :

-создание условий для развития личности,

-развитие мотивации личности к познанию и творчеству,

-обеспечение эмоционального благополучия ребенка,

-приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям,

-создание условий для социального, культурного самоопределения,творческой самореализации личности, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур,

-интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка,

- укрепление физического и психического здоровья,

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

2.2. Взаимодействие с семьей

Одним из направлений деятельности ДУ по дополнительному образованию детей является взаимодействие с родителями воспитанников.

В этом направлении используются следующие формы работы :

-открытый просмотр занятия,

-индивидуальные беседы,

-консультации по запросам родителей,

-тематические родительские собрания,

-праздники, развлечения,

-выставки творчества,

-анкетирование, опрос.

Выбор разделов Программыосуществляется родителями (законными представителями) детей. Процедура выбора дополнительной общеразвивающей программыпредполагает ознакомление с нормативными документами и содержанием Программы.

Формы ознакомления с образовательной программой дополнительного образования :

- индивидуальные консультации

- родительские собрания

- использование ресурсов официального сайта ДУ.

Информирование родителей (законных представителей) детейпроцессе реализации Программыосуществляется в формах:

- индивидуальные собеседования и консультации

3. Организационный раздел

3.1. Модель организационно-воспитательного процесса

Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого - педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня во второй половине дня; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.

Особенности организации детейопределены направленностью, функциями дополнительных образовательных планов. Организуя работу в рамках дополнительного образованияпедагоги учитывают:

- интересы детей к выбору кружка, секции

- добровольность выбора их детьми

- возрастные особенности детей

- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой ДУ

- создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности

- нормы нагрузки на ребенка.

Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстративного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

3.2. Методы, приемы, формы воспитательно-образовательного процесса

Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении нового материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью приемов: беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта. Репродуктивный метод- формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.

Частично-поисковый или эвристический - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельному решению проблемы.

Методы воспитания- методы стимулирования и мотивации: создание мотивации успеха. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя материальное поощрение (в форме призов, моральное (словесное, вручение грамот, дипломов). Используемые методы способствуют обеспечению высоко качества образовательногопроцесса и эффективному освоению воспитанниками программы.

При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения: практические занятия, творческая мастерская.

3.3. Условия реализации Программы

Наполняемость –10-15 человек.

Продолжительность занятий (группа 3 – 4 года) – 15 мин. Количество занятий в неделю – 2 раза.

1. Проходят в оборудованном помещении.

2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой и спортивной деятельности детей.

3. Систематизация литературно-художественного материала с целью активизации деятельности детей, расширения об окружающем.

4. Составление фонотеки - подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.

5. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр для работы кружка.

6 Непрерывность, т. е. последовательность цепи образовательных задач на протяжении всего процесса овладения творческими и спортивными умениями и навыками.

В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками : детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, экспериментирование помогают детям творчески реализоваться.

3.3.1. Методическое обеспечение

Реализация Программыпредполагает использование учебно-методического комплекса, позволяющего достигать уровня образовательной подготовки воспитанников, предусмотренного требованиями образовательных стандартов. Учебно-методический комплекс включает разноуровневые дидактические материалы, позволяющие дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс с учетом особенности личности детей. Входящие в состав методического комплекса электронные образовательные ресурсы и программно-технологическиекомплексы обеспечивают возможность обогащения содержания образованиявоспитанников с использованием ИКТ.

1. Наличие утвержденной Программы.

2. Дополнительные общеразвивающие программы.

3. Наглядные пособия, образцы изделий.

4. Специальная литература.

3.3.2 Материально – техническое обеспечение программы :

Бумага разных видов: картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая бумага, папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька и т. д., ткань, вата, ватные диски, ватные палочки, свеча, природный материал: семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев,веточки, мох, перья, галька и т. д. крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия, пластилин, глина, тесто соленое, тесто цветное, бросовый материал:коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц и т. д. фольга, нитки: мулине, джутовая, ирис и др. краски: гуашь, акварельные краски, акриловые краски, карандаши простые, цветные, фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые ручки и т. д. ножницы, клеёнка, клей: клей- карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер, кисти: беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5, стеки, влажные салфетки, непроливайки, шаблоны.

Методическая литература Оснащение

Художественная направленность

1. Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск: Попурри, 2008 г. www naydisebya ru Студия правополушарного рисования

2. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника»Минск: изд Попурри. 2010, 288 с.

3. Лана Ф. "Правополушарное рисование", 14 Dec 2013, интернет-ресурс, www naydisebya

ru

4. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие.

Воспитателям и родителям. – Ярославль:

«Академия развития»«Академия К», 1998.– 256с.

5. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л.

Занятия с дошкольниками по

изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

6. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.

7. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 18.2004- 8.128с.

9. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри»,

2005. – 256с.

10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – МАСТ: Астрель, 2005. – 63с.

11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ» : Издательство

«Астрель», 2005. – 63с.

12. Комментированное рисование в детском саду: методическое пособие / Н. В. Микляева.

Москва : Сфера, 2010. - 122 с.

13. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.

14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

15. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003

Материалы:

- гуашь, акварельные краски;

- ватные палочки;

- коктейльные трубочки;

- палочки или старые стержни для процарапывания;

- матерчатые салфетки;

- стаканы для воды;

- подставки под кисти;

- кисти;

- клеенка.

Дидактическое обеспечение:

образцы рисунков;

- пошаговые уроки рисования;

- иллюстрации, картины, фотографии.

Технические средства:

- проектор;

- компьютер, флешка,

- колонка.

Комментарии
Комментариев пока нет.