Программа элективного курса «Формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста»

1
0
Материал опубликован 25 January 2022

Верхнеуральский муниципальный район

Муниципальное образовательное учреждение

Межозерная средняя общеобразовательная школа



Программа элективного курса

«Формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста»

(использование контент-анализа первоисточников)

(32часа)

9класс

Учитель общественных дисциплин

МОУ Межозерной СОШ

Халитова Зиля Закиевна

2018г

Содержание



1. Пояснительная записка………………………………………………………………….3

2. Содержание тем курса……………………………………………………………………7

3. Методическое сопровождение занятий……………………………………………….11

4. Литература………………………………………………………………………………..15



Пояснительная записка


Актуальность темы. Вторая мировая война является одной из самых трагических страниц в истории XX века. Она втянула в свою орбиту более трех четвертей населения земного шара и была самой кровопролитной и самой разрушительной. Совершенные нацистами в период их двенадцатилетнего господства в Германии, и особенно во время второй мировой войны, злодеяния не имеют аналогов в истории человеческой цивилизации.

Одной из составных частей практики уничтожения граждан Германии и оккупированных территорий является холокост. Этот термин обозначает массовое уничтожение «расово неполноценных» с точки зрения нацистов определенных категорий населения.

Проблема холокоста продолжает оставаться актуальной. По мнению президента Российской федерации Путина В.В., выступившего 27 января 2005 г. на международном форуме в Кракове, посвященном 60-летию освобождения заключенных нацистского концлагеря Освенцим: «Холокост показал, как легко «срывается предохранитель», удерживающий цивилизацию от зверства. Зверства, неизбежно ведущего к гибели человечества. ...Сегодня мы обязаны заявить, что современная цивилизация находится перед лицом не менее страшной угрозы».

Важность данного курса состоит и в извлечении уроков из нацистской политики холокоста. Если их усвоят сегодня, то в будущем это поможет избежать использования методов человекоубийства, избежать роста этнической и религиозной нетерпимости, признаки которой отчетливо видны в современном мире.

В основе курса лежат лишь отдельные сюжеты из истории Холокоста, они рассчитаны, в основном, на эмоциональное восприятие обучающимися, анализ же исторических источников способствует также формированию у обучающихся метапредметных учебных умений.

Официально, в соответствии с «Соглашением по делу об имуществе жертв холокоста», жертвами считаются: любое лицо или группа лиц, которые подвергались или были объектом преследований со стороны нацистского режима по причине того, что они были или считались евреями, лицами национальности рома, Свидетелями Иеговы, лицами с психическими или физическими недостатками или инвалидами. Каждый четвертый из жертв был ребенком или подростком.

Предметом данного элективного курса является знакомство с политикой осуществления холокоста, с формами и методами уничтожения беззащитных детей, использованными карательными органами третьего рейха.

Цель курса: формирование толерантности, уважительного отношения к другим культурам и формам выражения человеческой индивидуальности, в условиях усиления ксенофобии и национализма; более чуткое восприятие роли всех народов в обществе, бережное отношение к ценности каждой отдельно взятой человеческой жизни, понимание трагедии и участи маленьких детей, увидевших и испытавших на себе все ужасы войны.

Программа курса предназначена для обучающихся 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки, но может быть интегрирован с уроками истории и обществознания в разных классах. Одновременно данный курс является ценностноориентированным и социализирующим компонентом воспитательной системы школы, так как предназначен для формирования у обучающихся основ эффективных коммуникаций, ценностей и нравственных установок.

Задачи курса:

сформировать представление о национализме, его проявлениях, последствиях и об опасности его возникновения в современных условиях; объяснить сущность, причины и последствия Холокоста;

совершенствовать умение работы с текстом, интернет ресурсами: использование контент – анализа при работе с историческими источниками, как способе добывания объективной информации;

побуждать обучающихся к самостоятельному анализу документов и фактов с целью воспитания критического отношения к действительности; учить участию в дискуссиях;

воздействовать на чувства обучающихся, вызывая эмпатию;

знать значение терминов: толерантность, эмпатия, фашизм, неофашизм, геноцид, гетто, антисемитизм, шовинизм, национализм; толерантность, депортация и др.;

личное осознание обучающихся самой темы и ее важности;

продолжать формирование толерантного отношения к представителям других народов, объясняя, что современный мир населён различными людьми, отличающимися религиозными взглядами, культурными достижениями, образом жизни, внешним видом.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование тем и краткое их содержание

Количество часов

Исторические источники

1

Введение. Что такое толерантность?

«Толерантность», «толерантная личность», границы толерантности, толерантная личность. Декларация принципов толерантности. Индивидуальность. Отличия людей друг от друга. Равенство. Чувство собственного достоинства. Черты толерантной личности.

2

Декларация принципов толерантности

Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО

От 16ноября 1995г.

(контент-анализ текста)

2

Что такое Холокост: в узком смысле и в широком смысле. Массовое уничтожение представителей различных этнических и социальных групп. Отличительные черты и причины Холокоста. Периодизация Холокоста. Геноцид, гетто, фашизм, нацизм, оккупационный режим, депортация, антисемитизм, нацистская идеология, неонацизм. Лагеря смерти. "Программы эвтаназии"

4

Контент – анализ воспоминаний узников концлагерей


3

Уничтожение детей как часть «расовой борьбы» в немецкой идеологии Второй мировой войны. Судьбы детей на оккупированных немцами территориях, была разделена на следующие категории:

дети, убитые в лагерях смерти и карательных операциях;

дети, уничтоженные после рождения в лечебницах;

дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие;

дети, как рабочая сила и как объекты для медицинских экспериментов.

2



(проект)

Выпуск школьной газеты по теме:

«Услышьте наши голоса…»

4

Лагеря смерти. Треблинка, Освенцим, Люблин, Майданек и в др.

История создания Аушвица. Селекция. «Марш смерти». Эвакуация и освобождение. Освенцим глазами освободителей Красной Армии. Шестьсот мальчиков. Детский лагерь Саласпилс. Эксперименты над детьми, фабрика детской крови. Красный Берег Жлобинского района Гомельской области. Ирена Сандлер.

2



Роль Красной армии в освобождении узников лагерей.

(анализ воспоминаний солдат, очевидцев событий)

5

«Три куклы»

Холокост, гетто, концлагерь, Дети и Катастрофа. Клодин Шварц-Родель  – кукла Колетт (Франция), Эва Модвал-Хаймович  – кукла Джерта (Венгрия), Яэль(Зося) Зайчик-Рознер – кукла Зузя  (Польша).

2

Работа с иллюстративным материалом, с воспоминаниями детей, бывших узников лагерей

6

Борьба за Память. Бабий Яр

Киев, Бабий Яр. Акция, геноцид, жертва, план «Ост». «Дети из бездны» (режиссер: Павел Чухрай).

2

Генеральный план «Ост» (нем. Generalplan Ost) — секретный план немецкого правительства Третьего рейха по проведению этнических чисток на территории Восточной Европы и её немецкой колонизации после победы над СССР.

7



Повзрослевшие дети.

Изменение мира ребёнка. Дом, друзья, школа. Выживание детей в годы Катастрофы. Детский труд. Детские игры. Реальные истории из воспоминаний.


2



Контент – анализ реальных воспоминаний, выявление наиболее часто упоминаемых слов, событий и личностей

8

Спасение на оккупированных территориях

Праведники Народов Мира. Кто назван Праведниками Народов Мира. Истории спасения детей.

2


9

Нюрнбергский процесс. Ответственность государственных руководителей, гестапо, СС за преступления против детей в концлагерях, гетто, тюрьмах. Ответственность нацистской Германии за уничтожение еврейских детей. Ответственность фирм, предприятий и институтов за уничтожение взрослых и детей. Ответственность вермахта и гестапо за преступления против заложников и детей, за германизацию детей

3

Работа с историческими источникам

10

 Послевоенная судьба пленных и узников концлагерей. Антифашистское движение за будущее детей. Главные уроки для антифашистского движения. Международного союза бывших малолетних узников фашизма.

3

Работа с историческими источникам

11

Трагедия маленьких людей в искусстве.

4

Контент – анализ иллюстраций, названий произведений, тем публикаций на сайтах, посвященных холокосту.

12

Заключительные уроки.

Творческие отчеты, защита проектов, семинары

4

Защита проектов, отчеты, семинар



32




Методическое сопровождение занятий

Что такое толерантность?

Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО

От 16ноября 1995г.

Название документа

Декларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО

Тип документа

официальный

Автор

Генеральная конференция ЮНЕСКО

Время издания

16ноября 1995г

Причины, повлиявшие на создание документа



Слово (единица счёта)

1

0

толерантность

уважение

уступка, снисхождение или потворство

толерантность

принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира,

догматизм, абсолютизация истины

толерантность

открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений

терпимое отношение к социальной несправедливости

толерантность

каждый свободен придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другим

отказ от своих или от уступки чужим убеждениям

толерантность

отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности

расовые предрассудки, фанатизм, догматизам

толерантность

налаживание контактов


Вывод



1- словосочетания, указывающие на положительную сторону толерантности; 0- слова или словосочетания, указывающие, что не является толерантным поведением или ошибочное представление о нём.

Справившись с этим заданием, учащийся сможет составить характеристику толерантной личности, дать самостоятельно определение понятию толерантность и т.п.

Нюрнбергский процесс (3 часа)

Основное содержание занятий

Ответственность государственных руководителей, гестапо, СС за преступления против детей в концлагерях, гетто, тюрьмах. Ответственность нацистской Германии за уничтожение еврейских детей. Ответственность фирм, предприятий и институтов за уничтожение взрослых и детей. Ответственность вермахта и гестапо за преступления против заложников и детей, за германизацию детей.

Оборудование: персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска.

Контент – анализ

Цель: подчеркнуть роль СССР в стремлении создать военный трибунал и судить по закону за зверства совершенные нацистами.

Материалы для работы: http://nurnberg.rusarchives.ru/

Название документа

Соглашение представителей СССР, США, Великобритании и Франции о создании Международного военного трибунала. 

Тип документа

официальный

Автор

Соглашение представителей СССР, США, Великобритании и Франции о создании Международного военного трибунала..

Время издания

8 августа 1945 г.  Подлинник. Машинописный текст. На рус., англ., фр. яз.  

Краткое описание событий, повлиявших на создание документа

Соглашение о создании Международного военного трибунала и его устава были выработаны СССРСШАВеликобританией и Францией в ходе Лондонской конференции, проходивший с 26 июня по 8 августа 1945 года. Совместно разработанный документ отразил согласованную позицию всех 23 стран-участниц конференции, принципы устава утверждены Генеральной Ассамблеей ООН как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. 29 августа опубликован первый список главных военных преступников, состоящий из 24 нацистских политиков, военных, идеологов фашизма


Слово (единица счёта)

Количество

Сопутствующие слова

Трибунал

10


Военные преступления

15

зверства

Наказание

5

ответственность, виновные

Соглашения

15

Союзники, правительства стран

Объединенные Нации

3

Неоднократно заявляли о правосудии, действуют в интересах сторон

Московская декларация

3


Вывод

В официальном документе акценты поставлены на слова «Военный трибунал»,

«преступления», «Соглашение» стран


Далее выявить гестаповцев ответственных за преступления против детей, выписать в таблицу их имена, звания и должности, определить цели и причины их зверств против детей. В ходе анализа обратить на возраст детей, национальность, найти ответ на вопрос о германизации детей.

Работа над документами организована в группах, так как предполагает большой объем изучаемых источников.



Список литературы

Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001.- 80 с.: ил.- (Российская б-ка Холокоста).

http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm

Альтман И.А., Полторак Д.И., История Холокоста. 1933–1945 г. Пакет-комплект документальных материалов. - М.: Фонд «Холокост», 2002.

Альтман И.А. Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941-1945 гг. - М., 2002.

Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под. ред проф. А. Г. Асмолова – М.: Фонд «Холокост», 2002.  

Альтман М.М. Отрицание Холокоста: история и современные тенденции. М, 2001("Российская библиотека Холокоста") Электронный вариант: скачать

 Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. Н.Н. Гашевой, А.Б. Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

Аушвиц-альбом на сайте Мемориала "Яд Вашем":

www1.yadvashem.org/exhibitions/album_auschwitz/home_auschwitz_album.html

Аушвиц через линзу СС: фото, сделанные нацистами в лагере (с сайта Мемориального музея Холокоста в США): www.ushmm.org/museum/exhibit/online/ssalbum/?content=2

Государственный музей Освенцима-Биркенау: www.auschwitz.org.pl

Дом Анны Франк http://www.annefrank.org http://www.museumoftolerance.com

Изобразительное искусство Холокоста http://art.holocaust-education.net

Мемориальный музей Холокоста, США http://www.ushmm.org/museum/exhibit/focus/russian/

Немецко-фашистский концлагерь Освенцим. Фотолента работ советских фронтовых фотографов: 9may.ru/galery/m5138/gallery/page0

Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: www.holocf.ru

Просветительская программа «Холокост и ООН» http://www.un.org/holocaustremembrance

Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста /www.un.org/russian/holocaustremembrance/

Толерантность http://www.tolerance.ru/p-main.shtml

Учебно-информационный сайт о Катастрофе (Шоа) http://www1.yadvashem.org/yv/ru/education/index.asp

Форум «Живая история», Швеция http://www.levandehistoria.se

Хрустальная ночь – никогда снова http://9-november.yhrm.org/material/index.php















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.