12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Путько Елена Михайловна45
Россия, Приморский край, Находка
Материал размещён в группе «географы»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Реликтовое Приморье»

 

Нельзя любить то, чего не знаешь. Нельзя защищать то, что не любишь.

Составила: Путько Елена Михайловна

Учитель географии МБОУ СОШ «Гимназия №1»

г. Находка Приморского края


 

Пояснительная записка

На современном этапе содержание общеобразовательной школы перестраивается под воздействием кризисной экологической ситуации.

Именно экологическая опасность ускорила процессы интеграции таких предметов как биология и география и формирования нового типа науки, где исследовательские подходы переплетены с ценностными ориентирами. Нужна экологическая гласность, необходимо формирование активной позиции, личного отношения ученика к существующим проблемам.

Программа составлена для учащихся 5 класса.

Элективный курс «Реликтовое Приморье» дает возможность частично познакомить ребят с уникальными представителями растительного и животного мира Приморского края и дать направление на сбережения этого богатства. Через данный курс идет воспитание чувства гордости за свой регион.

Структура программы и ее особенности.

Программа курса обеспечивает знакомство с особенностями географического положения и историей формирования Приморского края. Состоится знакомство с представителями редких птиц, кошачьих, медведей, копытных животных, а также изучением лекарственных и реликтовых растений и эндемиков края.

Принцип отбора материала основан на доступности, эмоциональности, интересе и значимости информации.

Ребята кратко знакомятся с историей открытия бухты Находка и с историей исследования Приморского края. Особое место отводится пониманию истории формирования территории Приморского края в зависимости от изменений в литосфере, гидросфере, атмосфере и процесса древнего оледенения. В программе предусмотрена практическая деятельность в городском музее г. Находка, в ботаническом саду г. Владивостока, и музее Лазовского заповедника, просмотр тематически фильмов. Работа с живым растительным материалом и гербариями. Более глубокое усвоение теоретического материала будет осуществляться через активную деятельность учащихся на занятиях: выполнение рисунков; составление рассказов, стихов; поиск дополнительной информации; отчет об экскурсиях через школьную газету; проведение в конце курса заключительного конкурса между группами учащихся.

Программа курса (1 час в неделю, всего 8 часов)


 

Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Содержание занятия и виды деятельности учащихся

1

История формирования территории Приморья в ледниковый период, объясняющая причину формирования уникального уголка Земли по флоре и фауне.

1

История открытия бухты Находка, освоение и заселение данной части Приморья. Знакомство с исследованием края В.К. Арсеньевым. История формирования флоры и фауны в ледниковый период, объясняющая причину уникальности природы края

Данное занятие проводится в городском музее. Изучение палеонтологических находок.

Квест по поиску в музее представителей флоры и фауны.

2

Птицы Приморья

1

Представители: Утка Мандаринка и Вертишейка. Выполнение учениками рисунков, сводной таблицы (для сравнения птиц), составление четверостиший (работа в парах). Заключительные выступления ребят и анализ

3

Семейство Кошачьих. Особенности их строения, повадки, места обитания.

Роль человека в сохранении численности данных животных.

1

Дальневосточный леопард и амурский тигр как представители семейства кошачьих. Знакомство с особенностями их строения, повадками и местами обитания. Работа с атласом.

Чтение рассказов о данных животных в книге В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и Н.М. Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае»

Просмотр фильма о национальном парке «Земля леопарда».

Выполнение рисунков к празднованию Дня Тигра на Дальнем Востоке.

Беседа в заключении на тему « Чтобы я спросил у тигра или леопарда, если бы они умели говорить и почему»

4

Медведи и их разновидности

1

Бурый и гималайские медведи. Знакомство с внешним видом, образом жизни, повадками данных животных.

Чтение рассказов из книг «По родному краю», «По Уссурийскому краю». Составление сводной таблицы и четверостиший, которые объясняют настроение медведя (веселый, злой, грустный).
По возможности поездка в музей Лазовского заповедника.

5

Копытные животные

1

Пятнистые олени, горал, кабарга как животные, которые обеспечивают практическую деятельность человека.

Работа с атласом, иллюстрациями, кинофрагментами, дает представление о копытных животных. Сведения оформляются в таблицу.

Работая в группах, ребята составляют инсценировку о встречи оленя и тигра, дружбе Тимура и Амура в Приморском сафари-парке и затем показывают ее. (Упор на доброту и значение каждого животного)

6

Флора Приморского края. Эндемики и реликты.

1

Знакомство с многообразием растительности края, понятие о редких растениях: тис, бархатное дерево.

Работа с гербарием.

Лотос чудо-цветок. Легенды. Особенности его строения, размножения, времени цветения. Просмотр видеофрагмента.

7

Лекарственные растения.

1

Информация о значении женьшеня, легенды. Чтение рассказов о добычи и сохранении женьшеня. Элеутерокок. Зарисовка растений через иллюстрации и фотографии.

Приморские лианы: актинидия, лимонник.

Работа с наглядным материалом-кусочками лиан и корней элеутерококка. Определение их по внешнему виду и запаху. Подготовленные рассказы ребят о данных растениях. Работа с атласом.

8

Заключительное занятие.

1

Выставка с дарами Приморской тайги (орехи, ягоды, грибы, мед). Рассказ о каждом экспонате готовят ребята.

Чаепитие. Чай с лимонником, с элеутерококком, с травяным сбором. Сладости из орехов и ягод


 

Литература:

( фонд школьной библиотеки)

1. Арсеньев В.К. « По Уссурийскому краю»

2. Куренцов А.И. « В убежище уссурийских реликтов»

3. Стоценко А.В. « По родному краю»

4. Арсеньев В.К. «По Уссурийскому краю»

Дата проведения: с 5 сентября по 24 октября
Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.