РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Реликтовое Приморье»
Нельзя любить то, чего не знаешь. Нельзя защищать то, что не любишь.
Составила: Путько Елена Михайловна
Учитель географии МБОУ СОШ «Гимназия №1»
г. Находка Приморского края
Пояснительная записка
На современном этапе содержание общеобразовательной школы перестраивается под воздействием кризисной экологической ситуации.
Именно экологическая опасность ускорила процессы интеграции таких предметов как биология и география и формирования нового типа науки, где исследовательские подходы переплетены с ценностными ориентирами. Нужна экологическая гласность, необходимо формирование активной позиции, личного отношения ученика к существующим проблемам.
Программа составлена для учащихся 5 класса.
Элективный курс «Реликтовое Приморье» дает возможность частично познакомить ребят с уникальными представителями растительного и животного мира Приморского края и дать направление на сбережения этого богатства. Через данный курс идет воспитание чувства гордости за свой регион.
Структура программы и ее особенности.
Программа курса обеспечивает знакомство с особенностями географического положения и историей формирования Приморского края. Состоится знакомство с представителями редких птиц, кошачьих, медведей, копытных животных, а также изучением лекарственных и реликтовых растений и эндемиков края.
Принцип отбора материала основан на доступности, эмоциональности, интересе и значимости информации.
Ребята кратко знакомятся с историей открытия бухты Находка и с историей исследования Приморского края. Особое место отводится пониманию истории формирования территории Приморского края в зависимости от изменений в литосфере, гидросфере, атмосфере и процесса древнего оледенения. В программе предусмотрена практическая деятельность в городском музее г. Находка, в ботаническом саду г. Владивостока, и музее Лазовского заповедника, просмотр тематически фильмов. Работа с живым растительным материалом и гербариями. Более глубокое усвоение теоретического материала будет осуществляться через активную деятельность учащихся на занятиях: выполнение рисунков; составление рассказов, стихов; поиск дополнительной информации; отчет об экскурсиях через школьную газету; проведение в конце курса заключительного конкурса между группами учащихся.
Программа курса (1 час в неделю, всего 8 часов)
Тематическое планирование.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Содержание занятия и виды деятельности учащихся |
1 |
История формирования территории Приморья в ледниковый период, объясняющая причину формирования уникального уголка Земли по флоре и фауне. |
1 |
История открытия бухты Находка, освоение и заселение данной части Приморья. Знакомство с исследованием края В.К. Арсеньевым. История формирования флоры и фауны в ледниковый период, объясняющая причину уникальности природы края Данное занятие проводится в городском музее. Изучение палеонтологических находок. Квест по поиску в музее представителей флоры и фауны. |
2 |
Птицы Приморья |
1 |
Представители: Утка Мандаринка и Вертишейка. Выполнение учениками рисунков, сводной таблицы (для сравнения птиц), составление четверостиший (работа в парах). Заключительные выступления ребят и анализ |
3 |
Семейство Кошачьих. Особенности их строения, повадки, места обитания. Роль человека в сохранении численности данных животных. |
1 |
Дальневосточный леопард и амурский тигр как представители семейства кошачьих. Знакомство с особенностями их строения, повадками и местами обитания. Работа с атласом. Чтение рассказов о данных животных в книге В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и Н.М. Пржевальского «Путешествие в Уссурийском крае» Просмотр фильма о национальном парке «Земля леопарда». Выполнение рисунков к празднованию Дня Тигра на Дальнем Востоке. Беседа в заключении на тему « Чтобы я спросил у тигра или леопарда, если бы они умели говорить и почему» |
4 |
Медведи и их разновидности |
1 |
Бурый и гималайские медведи. Знакомство с внешним видом, образом жизни, повадками данных животных. Чтение рассказов из книг «По родному краю», «По Уссурийскому краю». Составление сводной таблицы и четверостиший, которые объясняют настроение медведя (веселый, злой, грустный). |
5 |
Копытные животные |
1 |
Пятнистые олени, горал, кабарга как животные, которые обеспечивают практическую деятельность человека. Работа с атласом, иллюстрациями, кинофрагментами, дает представление о копытных животных. Сведения оформляются в таблицу. Работая в группах, ребята составляют инсценировку о встречи оленя и тигра, дружбе Тимура и Амура в Приморском сафари-парке и затем показывают ее. (Упор на доброту и значение каждого животного) |
6 |
Флора Приморского края. Эндемики и реликты. |
1 |
Знакомство с многообразием растительности края, понятие о редких растениях: тис, бархатное дерево. Работа с гербарием. Лотос чудо-цветок. Легенды. Особенности его строения, размножения, времени цветения. Просмотр видеофрагмента. |
7 |
Лекарственные растения. |
1 |
Информация о значении женьшеня, легенды. Чтение рассказов о добычи и сохранении женьшеня. Элеутерокок. Зарисовка растений через иллюстрации и фотографии. Приморские лианы: актинидия, лимонник. Работа с наглядным материалом-кусочками лиан и корней элеутерококка. Определение их по внешнему виду и запаху. Подготовленные рассказы ребят о данных растениях. Работа с атласом. |
8 |
Заключительное занятие. |
1 |
Выставка с дарами Приморской тайги (орехи, ягоды, грибы, мед). Рассказ о каждом экспонате готовят ребята. Чаепитие. Чай с лимонником, с элеутерококком, с травяным сбором. Сладости из орехов и ягод |
Литература:
( фонд школьной библиотеки)
1. Арсеньев В.К. « По Уссурийскому краю»
2. Куренцов А.И. « В убежище уссурийских реликтов»
3. Стоценко А.В. « По родному краю»
4. Арсеньев В.К. «По Уссурийскому краю»