Программа элективного курса «Глаза-зеркало души»
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Центр образования №47
«Глаза – зеркало души»
Программа интегрированного элективного курса
по физике, биологии, химии
для учащихся 9-х классов
Составители: Степанова Т.С. Лончакова А.А.
Иркутск 2022
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Глаза - зеркало души»., Степановой Т.С., Лончаковой А.А. относится к межпредметно- ориентированному виду программ и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Данная программа посвящена важной и достаточно актуальной проблеме изучения феномена зрения, формирования бережного и грамотного отношения к собственному здоровью, сохранению его человеком.
Уникальность зрения по сравнению с другими анализаторами состоит в том, что оно позволяет не только опознавать предмет, но и определять его место в пространстве, следить за перемещениями. Более 95% информации человек получает именно с помощью зрения.
Курс рассчитан на 34 часа учебного времени, состоит из 4 отдельных модулей и построен таким образом, что при необходимости учащиеся могут выбрать посещение только одного, нескольких модулей или полного курса, в соответствии с уровнем знаний о предмете и потребностей обучающихся. В результате объём времени на изучение может варьироваться от 16 до 34 часов. Важной особенностью программы является, возможность использования некоторых её блоков для поддержки и углубления знаний о зрении для учащихся старших классов.
Данный курс не только существенно расширяет кругозор школьников, но и на деле демонстрирует единство окружающего мира, формирует грамотное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, способствует развитию функциональной естественнонаучной грамотности. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. В свете перечисленного, актуальность, выбранной тематики курса, не вызывает сомнения.
Теоретическая составляющая программы «Глаза - зеркало души» имеет большое познавательное и прикладное значение, поскольку:
позволяет развивать наблюдательность, такие учебно - познавательные умения, как умение ставить цель и организовывать её достижение, организовывать планирование, реально оценивать свои возможности для дальнейшего профильного образования;
включает много проблемных задач, позволяющих учащимся каждый раз пройти по пути познания;
учащиеся на практике могут познакомиться со строением глаза, его свойствами и интересными качествами; особый интерес к физике появляется при изучении зрительных иллюзий;
дает возможность осуществить интегрированный подход к изучению функций глаза с точки зрения физики, биологии, химии;
материал курса позволяет обсудить вопросы бережного отношения к здоровью, в частности профилактики болезней глаза;
изучение оптических приборов иллюстрирует прикладное значение физики;
остается актуальной организация различных типов коммуникативной и исследовательской деятельности учащихся на всех занятиях;
при выполнении лабораторных работ, которые предлагаются на занятиях учащиеся знакомятся с требованиями техники безопасности при работе с травмирующими факторами и стеклянными приборами и приучаются к их неукоснительному выполнению.
Новизна предлагаемого курса состоит в интеграции естественнонаучных представлений о таком важном с точки зрения здоровья человека предмете как глаза, а также компетентностном подходе к системе оценки достижений учащихся.
Цели курса:
- развивать интерес к изучению биологии, физики;
- формировать интеллектуальные и практические умения в области экспериментальной деятельности;
- развивать умение работать в группе;
- вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Задачи курса.
Личностные:
- продолжить формирование у школьников бережного отношения к своему здоровью;
- выработка навыков работы в коллективе.
Метапредметные:
- освоение обучающимися межпредметных понятий, позволяющих связать знания из различных учебных модулей в целостную научную картину мира;
- систематизация и расширение знаний учащихся по естественным наукам;
- развитие логического и абстрактного мышления школьников;
- формирование предметных компетенций на базе общенаучных методов;
- повышение интереса к теоретическому материалу предметов естественно-
научного цикла;
- проведение лабораторных и практических работ, показывающих особенности восприятия окружающего мира с помощью зрительного анализатора;
- уметь формулировать цель;
- видеть и ставить проблему эксперимента;
- проектировать свою деятельность, конструировать ход работы и делать подбор необходимого оборудования для решения поставленной проблемы;
на практике моделировать оптические приборы, самостоятельно изготавливать демонстрационные установки;
- работать с оптическими приборами в ходе проведения лабораторных исследований;
- анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация.
Предметные:
- иметь представление о модели глаза как оптическом приборе;
- знать основные функции глаза как оптической системы,
- знать принцип получения изображения на сетчатке, роль и функционирование -
хрусталика;
- освоить принцип действия оптических приборов (лупа, микроскоп, телескоп фотоаппарат).
Содержание курса:
Биологический модуль (16ч)
Информационный(10ч)
Строение и функции органа зрения человека. Гигиена зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, ресницы, веки, слезная железа). Аккомодация. Строение сетчатки. Понятие о палочках и колбочках, их функциях. Бинокулярное зрение. Восприятие зрительных раздражений.
Особенности наследования признаков глаза (цвет, размер глаз, разрез глаз, длина ресниц). Решение задач на моногибридное скрещивание. Моногибридное и дигибридное скрещивание и органы зрения. Острота зрения и ее генетическая обусловленность. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Фотохимические процессы в сетчатке глаза. Зрительное восприятие. Дальтонизм. Составление генетической родословной по цвету глаз и остроте зрения.
Практический (6ч)
Практическая работа № 1. «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза».
Лабораторная работа № 2. «Что такое «угол зрения» и «поле зрения»? Особенности зрения у животных».
Лабораторная работа № 3. «Наблюдение изменения диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза».
Лабораторная работа № 4. «Зачем человеку два глаза? Зрение двумя глазами».
Лабораторная работа № 5. «Белое и черное или что такое «иррадиация» и «астигматизм».
Лабораторная работа № 6. «Дефекты зрения, близорукость»
Физический модуль (18ч)
Информационный (12ч)
Оптическая система глаза. Основные свойства глаза. Дефекты зрения. Коррекция зрения. Офтальмологические приборы. Гигиена зрения.
Искусственные оптические приборы — от микроскопа (взгляд в микромир) до телескопа (взгляд в макромир). Лупа, фотоаппарат, труба Кеплера, телескоп Максутова. Практическое применение оптических приборов.
Калейдоскоп интересных фактов. Зрительные иллюзии и «обманы» зрения.
Практический (6ч)
Лабораторная работа №1. «Сборка модели диапроектора».
Лабораторная работа № 2. «Определение увеличения лупы».
Лабораторная работа № 3. «Сборка модели трубы Кеплера».
Лабораторная работа № 4. «Изучение фотоаппарата».
Лабораторная работа № 5. «Сборка модели микроскопа».
Лабораторная работа № 6. «Сборка модели трубы Галилея».
Предложенное содержание курса даёт возможность углубления знаний по естественным наукам. Лабораторные и практические работы способствуют формированию специфических умений и навыков работы с веществами и оборудованием.
Проектные работы, тематика, которых приводится в приложении, позволят сформировать у учащихся умение самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают творческие способности.
Динамику интереса к темам элективного курса поможет проследить анкетирование на первом и последнем этапе изучения курса.
Точки контроля и виды контроля:
• отчёты по проделанным работам в устном, бумажном и электронном вариантах;
• защита проекта по предложенным темам;
• презентации, проведённой работы;
• доклады на круглых столах.
Примерное тематическое планирование курса
«Глаза – зеркало души» (для изучения только в 9-м классе)
урока | Название темы/ урока | Кол-во часов разд. | Кол-во часов по теме |
Модуль 1. | Биологический. Информационный | 10 | |
1 | Строение и функции органа зрения человека. | 1 | |
2 | Гигиена зрения. | 1 | |
3 | Особенности наследования признаков глаза (цвет, размер глаз, разрез глаз, длина ресниц). Решение задач на моногибридное скрещивание. | 1 | |
4 | Решение задач на дигибридное скрещивание. | 1 | |
5 | Решение и составление задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. | 1 | |
6 | Острота зрения и ее генетическая обусловленность. | 1 | |
7 | Трехкомпонентная теория цветового зрения. | 1 | |
8 | Фотохимические процессы в сетчатке глаза. | 1 | |
9 | Зрительное восприятие. Дальтонизм. | 1 | |
10 | Составление генетической родословной по цвету глаз и остроте зрения. | 1 | |
Модуль 2. | Практический | 6 | |
11 | Практическая работа № 1. «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза» | 1 | |
12 | Лабораторная работа № 2. Что такое «угол зрения» и «поле зрения»? Особенности зрения у животных. | 1 | |
13 | Лабораторная работа № 3. «Наблюдение изменения диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза». | 1 | |
14 | Лабораторная работа № 4. «Зачем человеку два глаза? Зрение двумя глазами». | 1 | |
15 | Лабораторная работа № 5. «Белое и черное или что такое «иррадиация» и «астигматизм». | 1 | |
16 | Лабораторная работа № 6. «Дефекты зрения близорукость» | 1 | |
Модуль 3. | Физический. Информационный | 10 | |
17 | Глаз как оптическая система | 1 | |
18 | Процесс восприятия света | 1 | |
19 | Угол зрения. Приборы для его увеличения | 1 | |
20 | Телескопы (телескопы-рефлекторы, радиотелескоп телескоп Галилея) | 1 | |
21 | Фотоаппарат. Проектор. Кинопроектор.Фотокамера | 1 | |
22 | Призма. Спектроскоп Призматический бинокль | 1 | |
23 | Очки. Болезни глаз. | 1 | |
24 | Хроматическая аберрация глаза. | 1 | |
25 | Миражи. Гало. Полярные сияния. | 1 | |
26 | Оптические иллюзии и обманы зрения | 1 | |
Модуль 4. | Практический Оптические приборы, вооружающие глаз | 6 | |
27 | Лабораторная работа № 1. «Сборка модели диапроектора». | 1 | |
28 | Лабораторная работа № 2. «Определение увеличения лупы». | 1 | |
29 | Лабораторная работа № 3. «Сборка модели трубы Кеплера». | 1 | |
30 | Лабораторная работа № 4. «Изучение фотоаппарата». | 1 | |
31 | Лабораторная работа № 5. «Сборка модели микроскопа». | 1 | |
32 | Лабораторная работа № 6. «Сборка модели трубы Галилея». | 1 | |
Модуль 5 | Оптические иллюзии и обманы зрения | 2 | |
33 | Иррадиация. Сохранение зрительных ощущений. Утомление сетчатки. Оптические иллюзии и обманы зрения. | 1 | |
34 | Итоговое занятие – защита проектов | 1 | |
ИТОГО | 34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Методические рекомендации»,
«Разработки уроков»,
«Темы проектов»
Модуль 1. Глаз. Строение глаза. Химико-биологическое функционирование.
Оборудование уроков первого модуля |
Модель «Строение глаза», модель черепа человека, таблицы «Положение глазного яблока в глазнице», «Строение глаза» |
Таблица «Слезный аппарат» |
Зеркало, лист черной бумаги размером 40-60 мм, с диаметром 2 мм, лента измерительная с сантиметровыми делениями, карандаш. |
Рисунок с изображением объекта. |
Черный лист бумаги 40-60 с отверстием диаметром 2 мм, лист черной бумаги треугольной формы со стороной 30 мм. |
Линейка, циркуль, карандаш, рисунки. |
Портрет М.В. Ломоносова, Краски красного, зеленого, синего цветов. |
Видеофильм. |
Рассеивающие линзы, лампа, экран, карандаш, линейка. |
Круги из черной бумаги 5-8 см, согнутые пополам на держателе (держатель можно сделать из спички), два карандаша, игла, нить. |
Микроскоп, лупа |
Примерные темы проектных работ и сообщений учащихся.
Модель глаза с физической точки зрения (модель глазного яблока человека).
Диапозитивы строения глаза.
Спектральная и энергетическая чувствительность глаза.
Оптические явления в художественной литературе.
Коррекция дефекта зрения. Линзы.
Понятие о цветном зрении.
Жизнь и научные открытия Галилео Галилея.
Телескопы Ньютона.
От оптического микроскопа к электронному.
Биологические и медицинские оптические приборы.
Оптические иллюзии.
Таблицы для проверки близорукости и дальнозоркости.
Таблицы для обнаружения дальтонизма.
Витамины. Влияние на зрение. Работы Н.Н. Лунина, И.И. Бессонова.
Химические материалы для создания искусственных органов (глаз, хрусталик).
Современные представления о химической сущности стадий получения фотоизображения.
Роль витамина D в фотохимических процессах.
Что мы знаем о глазах?
Глаза и виртуальный мир.
Готовимся к научно-практической конференции.
Курение как фактор нарушения зрения.
Всё о глазах с точки зрения химика.
Блеск и красота здоровых глаз.
Стёкла хамелеоны.
Модуль 1. Биологический. Информационный
Примерные разработки уроков
Урок 2. «Гигиена глаза»
Занятие предполагается пронести в виде конференции «специалистов» разных профилей: физики, химики, биологи, медики, историки, журналисты, лирики, инструкторы по технике безопасности. Ученики в группах разрабатывают проект по своей тематике. Продукт совместной деятельности должен быть представлен другим учащимся на презентации.
В модуле интегрируются темы: строение глаза, принцип получения изображения на сетчатке, роль и функционирование хрусталика (физика); составляющие вспомогательного аппарата глаза: брови, ресницы, веки, слезная железа, глазная мышца, радужная оболочка (биология); химические явления, протекающие в сетчатке (аналогия процессов обесцвечивания особого вещества — зрительного пурпура, вырабатываемого пигментным эпителием сетчатки и проявления фотопленки) (химия); гигиена зрения (медицина); выработка инструкции для выполнения лабораторных работ по оптике (ОБЖ); из истории изучения зрения (история); калейдоскоп интересных фактов (журналистика); пословицы, поговорки и стихи о глазе (литература).
Предлагаемый материал для проектной деятельности учащихся:
Физики — модель глаза, диапозитивы строения глаза, плакаты, «Энциклопедия. Физика», дополнительная литература.
Биологи — таблицы об особенностях зрения человека и животных, «Энциклопедия. Биология», зеркала.
Химики — материал по фотохимическому действию света и про выработку и разложение зрительного пурпура (радопсина) (материал специально готовится учителем в адаптированном для учащихся виде).
Медики — правила по гигиене зрения, комплекс упражнений по восстановлению зрения при близорукости, комплекс упражнений для снятия усталости глаз.
Инструкторы по ТБ — планы предстоящих лабораторных работ на занятиях «физической лаборатории» для выработки инструкций по ТБ.
Историки — портреты ученых, исторические справочники и различная дополнительная литература по изучению развития «Оптики» как науки.
Журналисты — дополнительный раздаточный материал (заготовленные карточки в избыточном количестве) с интересными фактами, например о появлении и эволюции терминов, о появлении первых очков и т.д.
Литераторы — дополнительный раздаточный материал с пословицами, поговорками, стихами, загадками, которые в процессе работы учащимися иллюстрируются рисунками, пантомимой, сценками и т.д.
Можно предложить учащимся продолжить разработку понравившейся темы в виде индивидуального проекта.
Памятка для сохранения нормального зрения
1. Правильность освещения. Рабочее место должно освещаться с левой стороны, если человек пишет правой рукой и справа, если он пишет левой рукой.
2. Расстояние наилучшего зрения (25 см) от глаза до текста книги нужно строго соблюдать.
3. Правильное питание, богатое витаминами, необходимыми для профилактики зрения.
4. Нельзя читать в движущемся транспорте и в состоянии лежа.
5. При возникновении в оптической системе глаза отклонений от нормы и нарушении остроты зрения необходимо пользоваться простейшим медицинским прибором — очками или контактными линзами.
6. При работе с компьютером рекомендуется делать перерывы через каждые 15 минут.
Правила по технике безопасности при выполнении лабораторных работ
1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.
2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
5. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание.
6. При работе со стеклом нужно быть очень осторожным, чтобы не разбить его и исключить порезы.
7. При работе с линзами не следует касаться оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его.
8. При обнаружении трещин на стекле и линзах нужно прекратить работу и сообщить учителю.
9. Осколки стекла нельзя стряхивать руками. Для этого нужно использовать щетку и совок.
А знаете ли вы что...
Во многих славянских языках есть слово «око». От него в разное время образовались новые слова «очки», «окунь».
В XVI веке появилось слово «глаз». Оно употреблялось в переносном смысле и обозначало камешек.
Доктор Лео Менец, биофизик из университета штата Огайо (США) установил, что глаз вырабатывает электричество. Когда человек читает книгу при нормальном освещении, его глаза вырабатывают ток напряжением 100 мкВ.
Первые упоминания о приборах подобных очкам, относятся к XII веку. Сначала очки изобрели случайно, а затем спустя 150 лет изготовление и назначение очков получило научное обоснование. Сохранился документ от 1636 г., в котором говорится, что очки уже тогда были известны.
Специалисты установили, что глаз человека различает более 7000 оттенков различных цветов.
Глаза никогда не мерзнут, т.к. они не имеют нервных окончаний, чувствительных к холоду. А в кончиках пальцев, носа, в области поясницы этих точек очень много, поэтому эти места прежде всего и сильнее всего чувствую холод.
Самая богатая водой ткань человеческого тела — стекловидное тело глаза (99% воды). Самая бедная — зубная эмаль (0,2% воды).
Загадки по оптике
1. Придет в дом, не выгонишь колом, пора придет — сам уйдет. (Световой луч)
2. Где свету конец? (В темной комнате)
3. Ты от нее — она за тобой, ты к ней — она от тебя. (Тень)
4. И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)
5. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)
6. Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)
7. Своих глаз нет, а другим видеть помогает. (Очки)
8. Какой огонь не дает дыма? (Светлячок)
Близорукий взгляд
Как известно, не только в нашей стране, но и во всем мире многие миллионы людей страдают близорукостью. До недавнего времени все «более широкое распространение этого дефекта зрения считали неотвратимым процессом, что и было зарегистрировано во всех медицинских учебниках. Глаз — это живой оптический прибор. Нашему предку, бегавшему за мамонтами с дубиной и копьем, требовался зоркий глаз. Поэтому наши глаза не устают, когда мы смотрим вдаль. Для долгой работы над книгой глаза оказались не приспособлены. Мышцы глаз первоклассника за один учебный день испытывают такую же нагрузку, какую испытывали бы мышцы его рук и торса, если бы он пытался поднять и удержать над головой штангу весом, предназначенным для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, мозг специально «делает» их близорукими.
В Московском НИИ им. Гельмгольца была впервые выдвинута идея о возможности профилактик близорукости и замедления ее прогрессирования путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза при помощи физических упражнений и медикаментозных средств. Поэтому критерием эффективности тренировок должно служить не повышение остроты зрения, а улучшение аккомодационной способности глаз.
Цилиарная мышца — это единственная мышца глаза, которая напряженно трудится при работе на близком расстоянии. Тренировки существенно улучшают региональное кровообращение и поэтому значение их универсально.
Упражнения при близорукости (по Аветисову)
1. Сидя, крепко зажмурить глаза на 3—4 сек., открыть на 5-ю секунду. Повторить 8-10 раз.
2. Сидя, быстро моргать глазами.
3. Стоя, смотреть прямо 1—2 минуты, указательный палец вести по средней линии от 25—30 см и смотреть на него 5 секунд, опустить руку, повторить 10—12 раз.
4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки и медленно приближать его до тех пор, пока появится двоение. Повторить 6-8 раз.
5. Сидя, массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев в течение 1 минуты.
6. Стоя, смотреть на указательный палец правой руки на расстоянии 25-30 см в течение 3-5 сек., закрыть правый глаз на 3-5 секунд, открыть, двумя глазами смотреть на конец пальца в течение 3-5 сек., повторить 5—6 раз.
7. Стоя, отвести руку в сторону и медленно передвигать палец полусогнутой руки налево и следить глазами за пальцем (то же для левой руки), повторить 10-12 раз.
8. Сидя, тремя пальцами каждой руки, легко нажать на верхнее веко, через 1-2 сек. снять пальцы с век, повторить 3—7 раз.
9. На оконном стекле, на уровне глаз, наклейте кружок красного цвета диаметром 8 мм. Станьте на расстоянии 30-35 см от кружка и медленно, как бы продолжайте линию взора поверх кружка к какому-либо предмету, находящемуся на дальнем расстоянии (дом, дерево). Переведите взгляд с кружка на дальний объект и наоборот. 3—7 раз.
10. К глазу приближают пуговицу или другой маленький предмет до тех пор, пока человек перестанет его четко видеть. Затем процедура повторяется — предмет отодвигают и снова приближают к глазу. Повторить 10-12 раз.
Эти упражнения следует делать утром и вечером. После месячной тренировки необходим отдых, затем можно провести еще 2—4 месячных курса с перерывом в полмесяца. Упражнение № 9 выполняется в очках, после месячного курса делается перерыв в 3 месяца.
Гимнастика для глаз при всех видах близорукости
Для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости.
1. Сидя, зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6—8 раз.
2. И. П. то же. Быстро моргайте 10—15 сек. Повторить 3—4 раза.
3. Указательным пальцем зафиксируйте кожу надбровных дуг. Медленно закройте глаза. Пальцы, удерживая кожу, оказывают сопротивление мышцам. 6 раз.
4. Закрыть глаза, массировать веки, выполняя указательным пальцем круговые движения 3-4 раза.
5. Тремя пальцами каждой руки несильно нажимайте на верхнее веко обоих глаз 1-3 секунды. 3-4 раза.
Тренировка наружных глазодвигательных мышц.
1. Сидя, медленно переводите взгляд с потолка на пол и обратно, не изменяя положения головы. 8-12 раз.
2. Медленно переводите взгляд направо, налево и обратно. Также переводите взгляд подругой диагонали. 8-10 раз.
3. То же — направо, налево, вниз и обратно по другой диагонали. 8-10 раз.
4. Круговые движения глазными яблоками в одном и другом направлении. 8-10 раз.
Укрепление внутренних цилиарных мышц глаз (при переводе взгляда с близкого расстояния на далекое).
1. В положении стоя смотрите вперед в течение 2-3 сек., затем поставьте палец правой руки перед лицом на уровне носа на расстоянии 20-30 см и переведите на него взгляд. Через 3-5 сек. опустите руку. Повторить 10-12 раз.
2. Вытяните перед лицом руку и смотрите на указательный палец в течение 2-3 сек. Затем, сгибая руку, приближайте палец до тех пор, пока он не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
3. Поставьте палец правой руки перед лицом на расстоянии 25—30 см, смотрите в течение 3—5 секунд, затем прикройте ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунды, а правую руку в это время сгибайте. Повторить тоже, закрывая правый глаз. 6—8 раз.
Упражнение «Метка на стекле»
1. Станьте (не снимая очки) на расстоянии 30—35 см от оконного стекла, на котором на уровне глаз крепится круглая цветная метка диаметром 3-5 см. Надо переводить взгляд с метки на удаленный неподвижный предмет за стеклом, глядя двумя глазами или одним глазом. Первые два дня продолжайте упражнение 2-3 мин., затем ежедневно увеличивайте время на 1 мин., доведя до 7-8 мин.
Схема самостоятельного занятия (10—15 мин.)
1. Ходьба на месте с углубленным дыханием.
2. Общеразвивающие упражнения для мышц плечевого пояса.
3. 2 специальных предложения из 1-й группы.
4. Элементы самомассажа задней поверхности шеи.
5. Общеразвивающие упражнения для наружных мышц глаз и мышц туловища.
6. Упражнения для внутренних мышц глаз.
7. Упражнения для мышц ног и поддержания гибкости позвоночника.
8. Расслабление мышц конечностей и углубленное дыхание.
Придерживаясь подобной схемы, каждый может составить индивидуальный комплекс и выполнять его 1-2 раза в день.
Модуль 2. Практический
Лабораторная работа № 1.
«Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза»
Приборы и материалы: черный лист бумаги 40x60 мм с отверстием диаметром 2 мм, лист черной бумаги треугольной формы со стороной 30 мм.
Ход работы
1. Получите тень от какого-либо предмета на сетчатке глаза, например от листочка бумаги. Для этого поднесите к глазу лист черной бумаги с малым отверстием на расстояние 5—7 см и посмотрите через него на хорошо освещенный предмет (окно, лампу). Между отверстием и глазом расположите листочек бумаги треугольной формы так, чтобы острый угол был виден на фоне светлого кружка. Какое вы видите изображение тени от листочка бумаги: прямое или перевернутое?
2. Сделайте чертеж наблюдаемого изображения.
3. Перемещайте медленно листочек бумаги треугольной формы вверх, вниз, влево, вправо и каждый раз следите за направлением движения его тени. В какую сторону движется тень от листочка относительно направления его перемещения?
4. Сделайте вывод из проделанных наблюдений.
5. Оформите чертеж и выводы из наблюдений для презентации.
Физика в поэзии
К западу лунный свет...
К западу лунный свет
Движется. Тени цветов
Идут на восток.
Еса Бусон
Поясните на рисунке, почему при движении луны на запад тени «идут на восток».
Лабораторная работа № 2.
«Что такое «угол зрения» и «поле зрения»? Особенности зрения у животных»
Приборы и материалы: карандаш, линейка.
Ход работы
1. «Углом зрения» называют угол ά, который составляют две прямые, проведенные к глазу от крайних точек рассматриваемого тела. Сделайте чертеж, опираясь на это определение.
2. Точнее всего тела рассматриваются на расстоянии лучшей видимости. Для нормального глаза оно равно 25 см.
Человек — одно из немногих существ, глаза которого приспособлены к одновременному рассматриванию какого-нибудь предмета: поле зрения правого глаза лишь немного не совпадает с полем зрения левого глаза. Сделайте чертеж, если угол зрении каждого глаза ά = 120°. Поле зрения — это максимальный угол, под которым видит человек: каждый глаз видит по горизонтальному направлению в пределах угла 120° и оба угла почти перекрывают друг друга.
3. Верно ли, что заяц видит предметы у себя за спиной, при этом, не поворачивая головы? Изобразите поле зрения зайца. Почему зайца называют косым?
Для презентации должны быть выполнены чертежи с объяснениями по вопросам:
1. Что называют углом зрения?
2. Что называется полем зрения?
3. Вопросы о зайце (см. задание № 3).
Физика в поэзии
Не бросай свое сердце как жребий...
...Эти рельсы, сведенные далью,
Разбежались и брызнули врозь.
А. Т. Прасолов
— Почему кажется, что вдали рельсы сходятся?
Лабораторная работа № 3.
«Наблюдение изменения диаметра зрачка, адаптации и аккомодации глаза»
Приборы и материалы: зеркало плоское на бруске, лист черной бумаги, размером 40x60 мм с отверстием диаметром 2 мм; лента измерительная с сантиметровыми делениями, карандаш.
Ход работы
1. Повернитесь в сторону какого-нибудь темного предмета и поднесите к глазу плоское зеркало. Наблюдая в зеркале изображение глаза, заметьте диаметр зрачка. Повернитесь вместе с зеркалом в сторону хорошо освещенного предмета (окна или горящей лампы) и снова заметьте диаметр зрачка. Изменяется ли диаметр зрачка при изменении освещенности глаза? Опыт повторите несколько раз. Если диаметр изменяется, то как? Попытайтесь объяснить наблюдаемое явление.
2. Посмотрите одним глазом через малое отверстие в черной бумаге на какой-нибудь освещенный предмет. Запомните, каким вам кажется диаметр отверстия. Закройте второй глаз рукой, а через несколько секунд откройте. Изменяется ли диаметр отверстия в бумаге? Почему? Опыт повторите несколько раз. Свойство, которое вы исследовали, называется адаптация. Сформулируйте определение.
3. Посмотрите одним глазом на карандаш, расположенный на расстоянии 20-30 см от глаза на фоне удаленного предмета. Четко ли виден удаленный предмет при рассматривании карандаша?
4. Переведите взгляд на удаленный предмет. Четко ли виден карандаш при рассматривании удаленного предмета?
5. Проделав все вышеизложенные опыты, попытайтесь сформулировать свойство глаза, называемое аккомодацией. Как вы думаете, с какой частью глаза связано это свойство?
6. Приближайте медленно к глазу печатный текст книги до тех пор, пока буквы перестанут быть ясно видимы. Измерьте расстояние от глаза до книги (измерение выполняет другой ученик). Чему равно расстояние наилучшего зрения для вашего глаза? Проделайте этот опыт несколько раз.
На презентацию выносится: дать понятия свойств аккомодации и адаптации, объяснив наблюдаемые явления.
Вопросы-загадки:
Что в сундуке запереть нельзя?
Придет в дом — не выгонишь колом, пора придет — сам уйдет.
Где свету конец?
Лабораторная работа № 4.
«Зачем человеку два глаза? Зрение двумя глазами»
Приборы и материалы: круги из черной бумаги диаметром 5—8 см, согнутые пополам на держателе (держатель можно сделать из спички), два карандаша, игла и нить.
Ход работы:
1. Закройте один глаз и держа хорошо освещенный согнутый круг за стержень АД поместите его перед глазом на расстоянии 30—40 см перегибом АД к нам (а потом от нас). Рассматривая перегиб АД одним глазом, можете ли вы с большой уверенностью ответить на вопрос: перегиб АД в данный момент расположен к вам или от вас? Откройте второй глаз и посмотрите на круг. Изменилось ли ваше восприятие ситуации? Если изменилось, то как?
2. Можно ли одним глазом точно различить, какой предмет ближе к нам, а какой — дальше от нас? Для этого проделайте опыт. Возьмите два карандаша в обе руки и, закрыв один глаз, попытайтесь их сблизить остриями. Нам кажется, что они находятся в одной плоскости и поэтому обязательно острия карандашей коснутся друг друга. А так ли это на самом деле? Сможете ли вы попасть в ушко иголки, если смотреть одним глазом?
3. Возьмите в левую руку свернутую из бумаги трубку длиной 15-20 см и расположите ее у левого глаза. Смотрите через нее на какой-нибудь далекий предмет. В то же время ладонь правой руки расположите против правого глаза так, чтобы она была на одном уровне с трубкой. Обе ладони должны быть на расстоянии 15—20 см от глаз. Что вы видите? Видит ли ваш правый глаз, закрытый ладонью правой руки? В чем причина явления?
На презентацию выносится: проделав предложенные опыты, необходимо ответить на вопросы:
— Зачем человеку два глаза?
— Какое получается изображение, если его рассматривать двумя глазами?
Лабораторная работа № 5
«Что такое «иррадиация» и «астигматизм». Несовершенство глаза как оптического прибора»
Цель работы: в ходе лабораторной работы познакомить обучающихся с дефектами зрительного органа, сформулировать понятие «иррадиация» и «астигматизм».
Приборы и материалы: линейка, циркуль, карандаш, рисунки.
Ход работы:
1. Взгляните издали на рисунок и скажите: сколько черных квадратов могло бы поместиться в свободном промежутке между нижним квадратом и одним из верхних квадратов — четыре или пять? А теперь возьмите циркуль, линейку и, проведя необходимые измерения, опять ответьте на тот же вопрос. Эта странная иллюзия называется иррадиация. Нашему глазу черные участки кажутся меньше, нежели белые такой же величины. Она зависит от несовершенства нашего глаза, который как оптический прибор не вполне отвечает строгим определениям оптики.
2. Если взглянуть на рисунок одним глазом, то из четырех букв этой надписи не все, вероятно, покажутся вам одинаково черными. Заметьте, какая из букв всего чернее, и поверните рисунок боком. Произошла ли перемена? Какая буква теперь кажется чернее? На самом деле они одинаково черны, только заштрихованы в разных направлениях. Дело в том, что наш глаз несовершенен и по различным направлениям не вполне одинаково преломляет лучи, а потому мы не можем сразу видеть одинаково и отчетливо и вертикальные, и горизонтальные, и косые линии. Это несовершенство нашего глаза называется астигматизм. Астигматизмом страдают все люди в большей или меньшей степени. Людям с ярко выраженным астигматизмом приходится применять специальные очки.
3. Объясните, почему портреты «следят глазами за нами», почему «животное несется прямо на нас»? Обман зрения (набор рисунков).
- Почему у кошки в темноте светятся глаза?
Ответ: в полной темноте глаза кошки не будут светиться. Это объясняется тем, что они сами не излучают света, а только отражают те лучи, которые в них попадают. В неполной темноте глаза кошки светятся оттого, что они сравнительно слабо преломляют световые лучи, которые отражаются дном глаза расходящимся пучком и становятся видимыми.
- Объясните с точки зрения оптики выражение « Ночью все кошки серы». Ответ: Глаз ощущает свет при помощи светочувствительных клеток: колбочек и палочек. Более чувствительные палочки, менее – колбочки. При слабом освещении свет воспринимается палочками, а не колбочками. Но палочки не обуславливают световых ощущений, поэтому все предметы кажутся серыми.
Объясните смысл пословиц:
Не все то золото, что блестит.
В темноте все кошки одного цвета.
Ночью все буйволы черные.
Темной ночью и парча не блестит.
Из черного не сделаешь белого.
Лабораторная работа № 6.
«Дефекты зрения близорукость»
Приборы и материалы: рассеивающие линзы, лампа, экран, карандаш, линейка.
Ход работы:
1. Большинство людей, более 95%, рождается с нормальным зрением. Дефекты зрения появляются как следствие нарушения правил гигиены зрения. Назовите причины, по которым могут появляться дефекты зрения.
2. Если при работе предметы приходится располагать вблизи глаз — глаза становятся близорукими. Это приводит к тому, что глазное яблоко удлиняется, а хрусталик теряет способность к аккомодации. Какие предметы хорошо видит близорукий человек, а какие плохо?
3. Где получается отчетливое изображение удаленного предмета у близоруких: перед сетчаткой или за ней? Сделайте чертеж.
4. Какие линзы помогут исправить близорукость, чтобы изображение получилось на сетчатке? Сделайте чертеж.
5. Спираль лампочки находится в фокусе рассеивающей линзы. Определите, на каком расстоянии от линзы находится изображение спирали. Предложите метод определения оптической силы рассеивающей линзы и проверьте его на опыте.
Вопросы:
— Кому яркие звезды кажутся крупнее: человеку с нормальным
зрением или близорукому?
Турецкая сказка
Однажды ночью ходжа в волнении разбудил жену и говорит:
— Ай, жена, дай мне поскорей мои очки!
Жена дала ему очки, но спросила о причине беспокойства.
— Мне снился красивый сон, но кое-что я никак не могу разглядеть, — заметил ходжа.
— Если мы «видим» с помощью нашего мозга, то почему очки не помогут ходже рассмотреть сон?
Модуль 3. Физический. Информационный
Модуль 4. Практический
Оптические приборы, вооружающие глаз
Во вступительном слове учитель намечает задачи, которые будут выполняться в течение следующих трех занятий. Учащиеся знают, что размер изображения предмета на сетчатке зависит только лишь от угла зрения, поэтому, желая увидеть детали предмета, его приближают к глазам: угол зрения увеличивается, и детали предмета становятся различимыми. Дальнейшее приближение предмета к глазу с намерением отчетливо увидеть еще более мелкие детали бесполезно и вредно, потому что хрусталик уже не в состоянии аккомодировать изображение деталей на сетчатку. Однако эта трудность преодолевается при помощи оптических приборов: очков, луп, микроскопа, бинокля, телескопа. Эти приборы только лишь с оптическим устройством наших глаз увеличивают угол зрения. При помощи одних приборов (лупа, микроскоп) мы можем заглянуть в микромир и увидеть, например, мельчайшие частицы вещества, бактерии, микробы и т.д. С помощью других (телескоп) удается заглянуть в мегамир и наблюдать удаленные от нас небесные объекты.
На первом занятии данного блока предлагается организовать работу в компьютерном классе, где при помощи образовательных компьютерных программ, например, «Открытая физика», «Живая физика», «Оптика, 9 класс» предоставляется возможность ознакомиться со схемами устройств, характеристиками и функциональным назначением различных оптических приборов, а также выполнить простейшие эксперименты, которые моделируются в этих программах.
Желающим учащимся предлагается собрать материал (дополнительная литература, Интернет) об истории изобретений оптических приборов и их авторах.
Второе и третье занятия блока посвящается выполнению работ физического практикума, где изучаются характеристики простейших оптических приборов (лупа, очки) и собираются модели более сложных (диапроектор, телескоп). Учащиеся работают группами, но желательно, что бы каждая группа могла сделать максимальное количество работ.
Лабораторная работа №1. Сборка модели диапроектора
Приборы и материалы: лампочка на подставке, источник питания, ключ, провода соединительные, экран со щелью, линза двояковыпуклая с фокусным расстоянием 130 мм, линза двояковыпуклая с фокусным расстоянием 65 мм, держатель для диапозитива с диапозитивом, желоб.
Ход работы:
1. Основными частями для диапроекции являются источник света, конденсор, диапозитив, объектив и экран. Соответственно этому вдоль желоба разместите лампочку, короткофокусную линзу с диапозитивом, насаженным на нее с помощью жестяной скобы, длиннофокусную линзу и экран.
2. Присоедините лампочку через ключ к источнику тока и замкните цепь. Экран отставьте на такое расстояние, чтобы можно было на нем получить изображение наибольшего диаметра, и передвигайте объектив, пока изображение не станет достаточно резким. Полученное изображение может при этом оказаться слабо или неравномерно освещенным. Тогда передвиньте вдоль желоба источник света.
3. Заметьте, что при большом удалении лампочки от конденсора изображение освещено слабо, но равномерно. Если лампочку приближать, то освещение растет равномерно по всему полю, пока лампочка не пройдет через такой рубеж, после которого края изображения начнут темнеть и ярко освещенной окажется только середина изображения. Этот рубеж и есть наивыгоднейшее положение осветителя.
4. Если источник света установлен слишком далеко, то, хотя все прямые лучи, проходящие через диапозитив, достигают экрана, освещенность последнего невелика. Дело в том, что слишком малая часть светового потока лампочки попадает на конденсор.
5. Если источник света установлен слишком близко, то увеличение светового потока увеличивает освещенность только на середине экрана, так как лучи, попадающие на края диапозитива, проходят мимо объектива и в образовании изображения участия не принимают. Изображение по краям образовано только рассеянными лучами, и освещенность его очень мала.
6. Приготовьте отчет для презентации, ответив на вопросы.
Рис. 1. Источник света расположен слишком далеко
Рис. 2. Источник света расположен оптимально
Рис. 3. Источник света расположен слишком близко
Вопросы:
1. Какая линза в установке играет роль конденсора, а какая объектива?
2. При каком положении источника света получается наилучшее изображение на рис. 2?
3. Чем является точка А для первой линзы и точка В для второй линзы на рис.2?
4. От чего зависит увеличение диапроектора?
Лабораторная работа 2. Определение увеличения лупы
Приборы и материалы: линейка измерительная, лента измерительная, линза двояковыпуклая короткофокусная, сетка миллиметровая на стекле.
Ход работы:
1. Установите на столе собирающую линзу, а за ней — вертикально измерительную линейку. Приблизьте глаз насколько возможно к линзе и, передвигая линейку вдоль оптической оси, добейтесь четкого изображения делений ее шкалы.
2. За линейкой, на главной оптической оси, поставьте миллиметровую сетку на подставке. Одним глазом. Приближенным к линзе, смотрите на мнимое изображение миллиметровой шкалы линейки, а другим — мимо линзы смотрите на миллиметровую сетку. Деления изображения линейки будут казаться значительно больше, чем деления сетки, видные невооруженным глазом.
3. Миллиметровую сетку постепенно передвигайте вдоль главной оптической оси линзы, каждый раз, немного перемещая голову вправо и влево. Когда исчезнет смещение изображения шкалы линейки относительно делений сетки, установка готова. В этом случае мнимое изображение шкалы линейки и сетка окажутся в одной плоскости на расстоянии наилучшего зрения.
4. Поправьте расположение линейки, добиваясь параллельности делений обоих шкал, и определите скольким делениям сетки (n²) соответствуют 2—3 деления (n¹) на шкале линейки.
5. Определите увеличение линзы по формуле: D=n¹ ∕ n²
6. Повторите отсчет несколько раз.
7. Рассчитайте средние увеличение лупы.
8. Приготовьте отчет для презентации, ответив на вопросы.
Вопросы:
1. Что такое расстояние наилучшего зрения?
2. Как меняется расстояние наилучшего зрения при дальнозоркости? При близорукости?
3. Как изменяться результаты работы, если наблюдение ведет дальнозоркий человек? Близорукий человек?
Лабораторная работа № 3. Сборка модели трубы Кеплера
Приборы и материалы: зеркало, вогнутое с наклеенной буквой, линза двояковыпуклая длиннофокусная, линза двояковыпуклая короткофокусная, сетка миллиметровая на стекле, желоб.
Ход работы:
1. У конца стола установите вогнутое зеркало с буквой Б из белой бумаги, наклеенной на обратной стороне.
2. На возможно большем расстоянии от буквы установите длиннофокусную линзу и отыщите действительное, уменьшенное и обратное изображение буквы при помощи сетки по способу параллакса. Для этого сначала добейтесь получения на сетке резкого уменьшенного изображения буквы. Слегка смещайте глаз вверх или вниз, вправо или влево. Если сетка и изображение смещаются относительно друг друга, отодвиньте сетку, добиваясь чтобы смещения изображения и сетки не было.
3. Поставьте за сеткой, близко к ней короткофокусную линзу. Глядя сквозь линзу, как чрез лупу, на сетку, отодвигайте постепенно линзу до тех пор, пока сетка, а с ней и изображение не станут отчетливо видны.
4. Уберите сетку и, перемещая глаз вдоль главной оптической оси, опытным путем найдите наивыгоднейшее положение для глаза, когда поле зрения будет наибольшим.
5. Посмотрите одновременно одним глазом сквозь лишу, а другим мимо нее, непосредственно на букву. Приблизительно определите полученное увеличение.
6. Приготовьте отчет для презентации, ответив на вопросы.
Вопросы:
1. Начертите ход лучей сквозь эту оптическую систему.
2. Для чего может быть использована труба Кеплера?
3. От каких факторов зависит увеличение данной системы?
Лабораторная работа № 4. Изучение фотоаппарата
Приборы и материалы: линза двояковыпуклая, лента измерительная, экран со щелью, экран матовый, лампочка на подставке, источник питания, провода соединительные.
Ход работы:
1. Рассмотрите схему устройства фотоаппарата.
2. Найдите на схеме основные части фотоаппарата: светонепроницаемую камеру, объектив (короткофокусная линза), пленку, затвор.
3. Выпишите, какие свойства имеет изображение, получаемое на пленке.
4. Измерьте фокусное расстояние собирающей линзы. Для этого на экране получите изображение какого-либо удаленного предмета и измерьте расстояние между линзой и экраном.
5. Получите на экране действительное, уменьшенное, перевернутое изображение предмета.
6. Измерьте расстояние между линзой и предметом. Сравните это расстояние с фокусным расстоянием линзы. Сделайте вывод: на каком расстоянии должен находиться предмет для получения действительного, уменьшенного, перевернутого изображения.
7. Начертите ход лучей для данного случая.
8. Рассмотрите схему строения человеческого глаза. Ответьте на вопросы: Что в фотоаппарате играет роль хрусталика? Сетчатки? Зрачка?
9. Приготовьте отчет о проделанной работе.
Лабораторная работа № 5. Сборка модели микроскопа
Приборы и материалы: зеркало, вогнутое с наклеенной буквой, линза двояковыпуклая короткофокусная, линза двояковыпуклая длиннофокусная, сетка миллиметровая на стекле, микроскоп.
Ход работы:
1. Измерьте фокусное расстояние собирающих линз. Для этого на экране получите изображение какого-либо удаленного предмета и измерьте расстояние между линзой и экраном.
2. Определите, какая линза короткофокусная, а какая — длиннофокусная.
3. Объективом в модели микроскопа служит короткофокусная линза, а окуляром — длиннофокусная.
4. Установите вдоль желоба объектив около хорошо освещенной буквы на расстоянии, немного больше фокусного расстояния, чтобы получить действительной, увеличенное, обратное изображение предмета.
5. Рассмотрите это изображение через окуляр, как через лупу.
6. Придвиньте букву к главному фокусу объектива. Заметьте, как при этом меняется изображение.
7. Рассмотрите устройство микроскопа. Найдите в нем объектив и окуляр. Положите на предметное стекло микроскопа человеческий волос и рассмотрите его изображение.
8. Приготовьте отчет для презентации, ответив на вопросы.
Вопросы:
1. Начертите ход лучей в микроскопе.
2. Почему при сборке модели микроскопа нельзя добиваться большого увеличения?
3. Как вы думаете, есть ли у оптического микроскопа границы применимости?
4. Оцените увеличение, которое дает модель микроскопа и сам микроскоп.
Лабораторная работа № 6. Сборка модели трубы Галилея
Приборы и материалы: линза двояковыпуклая длиннофокусная, линза двояковогнутая.
Ход работы:
1. Возьмите в руки сложенные вместе рассеивающую и длиннофокусную собирающую линзы. Приставьте рассеивающую линзу к глазу, постепенно отодвигайте собирающую линзу вдоль оптической оси, пока удаленный предмет не станет отчетливо виден.
2. Посмотрев вторым глазом непосредственно на предмет, оцените увеличение в данном случае.
3. Начертите ход лучей в данной системе.
4. Подготовьте сообщение на тему: «Жизнь и научные открытия Галилео Галилея». Для этого воспользуйтесь «Энциклопедией для детей», Аванта+, «Физика», т1, стр. 100 и «Энциклопедией для детей», Аванта+, «Астрономия», стр.103.
5. Подготовьте сообщение на тему: «Телескопы Ньютона». Для этого воспользуйтесь «Энциклопедией для детей», Аванта+, «Астрономия», стр. 122.
6. Сравните устройство трубы Галилея и телескопа Ньютона.
Модуль 5. Оптические иллюзии и обманы зрения
Во вступительном слове учитель отмечает, что оптические обманы — не случайные спутники нашего зрения: они сопровождают его при строго определенных условиях, с неизменным постоянством закономерного явления и имеют силу для каждого нормального человеческого глаза. Но вот, что касается причин, обуславливающих то или иную иллюзию зрения, то только для весьма немногих оптических обманов существует твердо установленное, бесспорное объяснение; к ним принадлежат те, которые обусловлены строением глаза и корректирующей работой мозга. Психологические причины, вызывающие возникновение иллюзий, чаще всего еще недостаточно изучены.
Учащимся предлагается в процессе коллективной работы в малых группах объяснить объяснимое и познакомиться с загадочным.
Ход занятия
Каждая группа получает пакет с практическим материалом (возможные варианты практического материала представлены в приложении) и с предлагаемым планом действий:
1. Рассмотрите имеющиеся примеры, произведите необходимые наблюдения, опыты, измерения.
2. Сделайте выводы.
3. Выдвигайте гипотезы: попробуйте объяснить наблюдаемые эффекты на основе имеющихся знаний о свойствах глаза.
4. Сдайте ответ учителю и получите в ответ контрольный конверт с правильными ответами.
5. Проанализируйте результаты своей работы и подготовьтесь к участию в дискуссии.
После окончания работы в группах учащиеся участвуют в общей дискуссии, демонстрируют друг другу разные варианты зрительных иллюзий и объясняют их. В результате обсуждения совместно оформляется таблица:
Иллюзии, вызываемые анатомическими и физиологическими причинами | Иллюзии, вызываемые психологическими причинами |
Иррадиация Иллюзия Мариотта Астигматизм Сохранение зрительных ощущений Утомление сетчатки | Иллюзия Томпсона Лестница Шредера Иллюзия автотипии Иллюзия Геринга Иллюзия Погендорфа |
Полезно сделать общий вывод о том, что анатомические и физиологические иллюзии имеют вполне бесспорные объяснения, а многочисленный класс психологических иллюзий, чаще всего недостаточно изучен. По-видимому, можно считать установленным лишь то, что иллюзии этого рода являются следствием предвзятого, ложного суждения, непроизвольного и бессознательного. Источником обмана здесь является интеллект, а не чувство. Нельзя оставить без внимания и то, что во многих случаях не следует рассматривать иллюзии, как всегда нежелательный недостаток (обсуждение роли иллюзий в изобразительном искусстве, кинематографе и т. д.).
Литература для учителя
Безденежных Е. А., Брикман И. С. Физика в живой природе и в медицине. – Киев.: Радянская школа, 1976.
Бублейников Ф.Д., Веселовский И.Н. Физика и опыт. М.:1970
Буров В.А., Кабанов С.Ф., Свиридов В.И. Фронтальные экспериментальные задания по физике. М.: 1981.
Буров В.А., Никифоров Г.Г. Фронтальные лабораторные занятия по физике: 7-11 кл. М.: 1996.
Варикаш В. М., Кимбар Б. А., Варикаш И. М. Физика в живой природе. – Минск.: Народная света, 1984.
Гитильзон И. И., Живой свет океана. – М.: Наука, 1976.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. Т.2: Пер с англ. Р. Сокорса,- М.: Мир 1990.-325с.
Дендебер С.В., Зуев Л. В.Иванникова Т.В.и др. Электив: Физика. Химия. Биология. - М.: 5 за знания, 2006.-176с.
Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики, - М.: Наука, 2000.
Мизун Ю. Г., Полярные сияния. – М.: Наука, 1983.
Миннард М., Свет и цвет в природе: Пер. с англ. – М.: Наука, 1969.
Тарасов Л.В., Физика в природе. – М.: Мир, 2001.
Химия и общество. Американское химическое общество.: Пер с англ.- М.: Мир,1995,-560с.
CD
Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2005.
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Электронная энциклопедия «От плуга до лазера».
Сайты в Интернете
www. goldpagts. ru
www.chinainfo. ru
Литература для учащихся
Биология для поступающих в ВУЗы. Под ред. Ярыгина В.Н.- М.:Высшая школа,1997.160с.
Булат В. Л. Оптические явления в природе. – М.: Просвещение, 1974.
Грегг Дж. Опыты со зрением в школе и дома. – М.: Мир, 1970.
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И. Н..Биология. Человек.8 кл. - М.: Дрофа,2008.-332с.
О,Лири Н.К., Шелли С. Увлекательные опыты. Биология, физика, химия, науки о земле. Пер. с англ. А. Галыгина. - М.: АСТ: Астрель,2009.-240с.
Сборник задач и упражнений по биологии для поступающих в ВУЗы. - Волгоград, 1998.56с.
Уаз Д. Занимательная химия, физика, биология. Пер с англ. М.Л. Кульневой.- М.: АСТ: Астрель,2008.-154с.
Фримантл М. Химия в действии, в 2-х ч. Ч.2: Пер с англ.- М.: Мир,1995,-560с.
Ильиченко В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986. 156с.
Малафеев Р.И. творческие задания по физике: 7кл. Курск, 1999.
«Энциклопедия для детей», Аванта +, 2001.
Приложение 2
(Из сборника Электив 9. Физика. Химия. Биология. Конструктор элективных курсов. Кн.2/Дендебер С.В., Зуев Л.В. и др.-М.:5 за знания.2006.-176с)
1 . Опыт Мариотта (слепого пятна). Закрыв правый глаз, смотрим левым на крестик в правой части рисунка с расстояния, наилучшего зрения. При приближении рисунка к глазам черный кружок исчезает.
2. Иррадиация. Рассмотрите издалека белые фигуры. Чем больше расстояние, тем иллюзия сильней.
Все ли буквы кажутся одинаково черными? А если повернуть надпись на 45° или 90°?
4. Сохранение зрительных ощущений.
Глядя на эти фигуры, двигайте рисунок вправо и влево. Вам покажется, что глаза на рисунке перебегают из стороны в сторону. Иллюзия объясняется свойством глаза сохранять зрительные впечатления в течение короткого времени после того, как исчез вызвавший их предмет (на этом же основано и действие кинематографа, компьютерных анимаций и т. д.)
5. Утомление сетчатки.
Сосредоточив взгляд на белом квадратике вверху, вы приблизительно через 30 сек. заметите, что нижняя белая полоса исчезнет.
6. Иллюзия типографского шрифта.
Посмотрите на цифры «3» и «8*. Верхняя половина каждой цифры равна нижней, не правда ли? А теперь перевернем эти цифры. Разница в размере верхних и нижних половин становится очевидной.
7. Иллюзия Миллера — Лайера (перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части)
Какой из этих отрезков длиннее? (Они одинаковы.)
A B C D
8. Иллюзия Эббингауза.
Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими? (Они одинаковые)
9
. Что у этой фигуры больше: высота или ширина? «На глаз» кажется, что высота, а ведь они одинаковы.
10. Иллюзия Геринга (1), иллюзия Вундта (2).
П
рямые на самом деле параллельны
1 2
11. Иллюзия Поггендорфа
На одной прямой лежат линии ВС, а не АС, как кажется.
12. Иллюзия Целльнера.
Параллельные прямые кажутся изогнутыми
13. Иллюзии восприятия объема.
Лестница Шредера.
Это лестница, ниша или просто
серая полоска бумаги, Бесконечная лестница вверх
с
ложенная гармошкой?
Эта фигура может изображать. Сколько тут сыра?+1 кусок
или брус с углублением, или брус с или -1?
шипом или открытую сбоку часть
пустого ящика с прилегающей к
с
тенкам изнутри дощечкой.
14. Иллюзия движения
Е
сли провести глазами, то видно, как круги двигаются. На самом деле в
этом опять виноваты наши глаза.
15. Иллюзии искажений
Э
то не спираль, а концентрические окружности. На рисунке все квадраты не искажены.
О
кружность в центре кажется искаженной. Горизонтальные линии параллельны
16. Иллюзия цветовосприятия (влияние окружения).
К
летки А и В на рисунке — одного цвета.
17. Иллюзия «портрета». Иллюзия относится к «следящим» или «указующим» картинам. Как бы вы не смотрели на изображение, все равно лицо и
палец будут обращены к вам
36
Степанова Татьяна Сергеевна