12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ларичева Елена24
Работаю учителем биологии и географии
Россия, Брянская обл., Жуковка




t1618078877aa.png


Управление образования администрации Жуковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Егора Павловича Новикова



Рассмотрено на заседании

методического совета.

Протокол №__ от _________ 201___ г.

Руководитель:

_____________/___________________/



Утверждаю.

Приказ №____ от __________ 201__ г.

Директор школы:


_____________/___________________/








Рабочая программа

по учебному курсу

«МИР ЖИВОТНЫХ»

для обучающихся 8 классов





Программа разработана

Ларичевой Еленой Александровной,

учителем биологии и географии высшей

квалификационной категории


 









г.Жуковка, 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Мир животных» для обучающихся 8 класса (далее Программа) разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (базовый уровень) (утв. приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089) (с изменениями и дополнениями);

Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; приказов Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253, от 08.06.2015г. № 576; от 14.08.2015 г. № 825; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. № 38; от 21.04. 2016 г. № 459,

Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;

ООП ООО в условиях реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2014 – 2019 гг. (принята решением педсовета 30.08.2014 года, протокол № 1);

Учебный план МБОУ Жуковской СОШ №2 им. Е.П.Новикова на 2018 – 2019 уч. год;

Календарный учебный график МБОУ Жуковской СОШ №2 им. Е.П.Новикова на 2018–2019 уч. год;

Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МБОУ Жуковской СОШ №2 им. Е.П.Новикова.

Авторской программы В.Н. Семенцовой из сборника программ элективных курсов 6-9 классы авторы-составители В.И Сивоглазов, И.Б. Морзунова «Дрофа» 2010 год.



На изучение учебного курса «Мир животных» в 8 классе отводится 0,5 часа в неделю (17 часов за учебный год).

Программа соответствует учебным пособиям:

Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002

Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994

Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.

Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год.

Изучение учебного курса «Мир животных» в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

Цель: формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника

Задачи программы:

Образовательные

Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения.

Развитие навыков общение и коммуникации.

Развитие творческих способностей ребенка.

Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

Воспитывать интерес к миру живых существ.

Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.



Промежуточная аттестация учащихся 8 класса по учебному курсу «Мир животных» осуществляется на основании Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, утвержденного приказом по МБОУ Жуковской СОШ №2 им. Е.П.Новикова от 31.03.2015 №74 и регулирующего периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости.

Формами промежуточной аттестации и текущего контроля являются:

практическая работа, тестовая работа, самостоятельная работа, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; устный опрос, зачет.




Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения учебного курса «Мир животных» учащиеся 8 класса должны знать:

методику работы с биологическими объектами и микроскопом;

понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

основные источники информации;

правила оформления списка использованной литературы;

способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

выделять объект исследования;

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

работать в группе;

пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

вести наблюдения окружающего мира;

планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

работать в группе.

В результате изучения курса «Мир животных» обучающиеся на ступени основного общего образования:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

получат возможность осознать своё место в мире;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Формирование:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;


Регулятивные универсальные учебные действия

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


Коммуникативные универсальные учебные действия

адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.











Содержание учебного курса

«МИР ЖИВОТНЫХ», 8 КЛАСС.

1. Многообразие животного мира (1 ч).

Классификация животных. Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.

2. Гиганты и карлики в мире животных (1 ч).

Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи). Одноклеточные животные.

3. Движение животных (1 ч).

Способы передвижения животных: амёбоидное, реактивное, при помощи жгутиков и ресничек, с помощью мышц. Плаванье, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки, планирование, летание.

4. Иерархия и территориальность у животных (1 ч).

Ранги у животных. Позы подчинения и ритуальные бои. Территориальность. Защита территории.

5. Запахи в мире животных (1 ч).

Обоняние. Обоняние у насекомых, рыб, амфибий, рептилий, птиц и зверей.

6. Ядовитые животные (1 ч).

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.

7 . Феромоны у животных (1 ч).

Феромоны – биологические маркеры. Разнообразие феромонов у разных групп животных.

8. Акустические сигналы, зрение у животных (1ч.)

Зрение и слух. Особенности восприятия окружающего мира животными.

9. Язык животных (1 ч).

Химический язык, его расшифровка и использование человеком.

Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.

Значение пения птиц, общение млекопитающих.


10. Забота о потомстве у животных (1 ч).

Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые. Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.


11. Животные - строители (1 ч).

Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки. Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.


12. Животные – понятливые ученики. (1 ч).

Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.


13. Бионика - перспективы развития (1ч.)

Бионика – наука величайших возможностей. Локаторы природы. Живые барометры и сейсмографы. Элементы аэродинамики.

14. Животные – символы (1 ч).

Животные-символы стран.  Египет (кошка), Индия (корова) и др. Животные символы.

15. Животные – реликты(1ч.)

Реликты – живые ископаемые. Гаттерия, латимерия, лиловая лягушка, мечехвосты, утконосы, ехидны, лингула, крокодилы, неопилина.

16. Животные Брянской области (2ч.)

Представители беспозвоночных и позвоночных животных: широко распространённые и редкие виды.























Учебно-методическое и материально- техническое

обеспечение образовательного процесса


Учебно-методический комплект учителя

1. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Мол.гвардия, 1985. – 191 с.

2. Калашников В.. Загадки живой природы. Животный мир.- М.: Белый город, 2011г. – 189с.

3. Козлов М. А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных / М. А. Козлов, И. М. Олигер. – М.: Просвещение, 1991.

4.  Конюшко, В. С. Страницы экологического краеведения / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро. – Минск: НИО, 2009.


Интернет – ресурсы

1. http://bio.1september.ru

2. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

3. www.bio.nature.ru - научные новости биологии

4. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

5. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий

































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«МИР ЖИВОТНЫХ», 8 КЛАСС.

урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Многообразие животного мира

1

2

Гиганты и карлики в мире животных

1

3

Движение животных

1

4

Иерархия и территориальность у животных

1

5

Запахи в мире животных

1

6

Ядовитые животные

1

7

Феромоны у животных

1

8

Акустические сигналы, зрение у животных

1

9

Язык животных

1

10

Забота о потомстве у животных

1

11

Животные – строители

1

12

Животные – понятливые ученики

1

13

Бионика –перспективы развития

1

14

Животные - символы

1

15

Животные - реликты

1

16

Животные Брянской области

1

17

Животные Брянской области

1

Лист регистрации изменений к рабочей программе

по учебному курсу «Мир животных»

для обучающихся 8 класса 2018-2019 уч.г.


учителя Ларичевой Е.А.

п/п

Суть

изменения

Причина

изменения

Корректирующие

действия











































































































Опубликовано


Комментарии (1)

Ломакина Ирина Алексеевна, 11.04.21 в 08:06 0Ответить Пожаловаться
Интересно, но как это применять на практике? Только обозначение тем. Было бы интересно, какие проекты, практические занятия предполагаются.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.