Программа элективного курса «Мир животных»
Управление образования администрации Жуковского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жуковская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Егора Павловича Новикова
Рассмотрено на заседании методического совета. Протокол №__ от _________ 201___ г. Руководитель: _____________/___________________/ | | Утверждаю. Приказ №____ от __________ 201__ г. Директор школы: _____________/___________________/ |
Программа разработана
Ларичевой Еленой Александровной,
учителем биологии и географии высшей
квалификационной категории
г.Жуковка, 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Мир животных» для обучающихся 8 класса (далее Программа) разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (базовый уровень) (утв. приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 1089) (с изменениями и дополнениями);
Приказ Минобрнауки от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; приказов Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253, от 08.06.2015г. № 576; от 14.08.2015 г. № 825; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. № 38; от 21.04. 2016 г. № 459,
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;
ООП ООО в условиях реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2014 – 2019 гг. (принята решением педсовета 30.08.2014 года, протокол № 1);
Учебный план МБОУ Жуковской СОШ №2 им. Е.П.Новикова на 2018 – 2019 уч. год;
Календарный учебный график МБОУ Жуковской СОШ №2 им. Е.П.Новикова на 2018–2019 уч. год;
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности МБОУ Жуковской СОШ №2 им. Е.П.Новикова.
Авторской программы В.Н. Семенцовой из сборника программ элективных курсов 6-9 классы авторы-составители В.И Сивоглазов, И.Б. Морзунова «Дрофа» 2010 год.
На изучение учебного курса «Мир животных» в 8 классе отводится 0,5 часа в неделю (17 часов за учебный год).
Программа соответствует учебным пособиям:
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год.
Изучение учебного курса «Мир животных» в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
Цель: формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника
Задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Промежуточная аттестация учащихся 8 класса по учебному курсу «Мир животных» осуществляется на основании Положения о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости, утвержденного приказом по МБОУ Жуковской СОШ №2 им. Е.П.Новикова от 31.03.2015 №74 и регулирующего периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости.
Формами промежуточной аттестации и текущего контроля являются:
практическая работа, тестовая работа, самостоятельная работа, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; устный опрос, зачет.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения учебного курса «Мир животных» учащиеся 8 класса должны знать:
методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
В результате изучения курса «Мир животных» обучающиеся на ступени основного общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формирование:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Содержание учебного курса
«МИР ЖИВОТНЫХ», 8 КЛАСС.
1. Многообразие животного мира (1 ч).
Классификация животных. Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.
2. Гиганты и карлики в мире животных (1 ч).
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи). Одноклеточные животные.
3. Движение животных (1 ч).
Способы передвижения животных: амёбоидное, реактивное, при помощи жгутиков и ресничек, с помощью мышц. Плаванье, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки, планирование, летание.
4. Иерархия и территориальность у животных (1 ч).
Ранги у животных. Позы подчинения и ритуальные бои. Территориальность. Защита территории.
5. Запахи в мире животных (1 ч).
Обоняние. Обоняние у насекомых, рыб, амфибий, рептилий, птиц и зверей.
6. Ядовитые животные (1 ч).
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
7 . Феромоны у животных (1 ч).
Феромоны – биологические маркеры. Разнообразие феромонов у разных групп животных.
8. Акустические сигналы, зрение у животных (1ч.)
Зрение и слух. Особенности восприятия окружающего мира животными.
9. Язык животных (1 ч).
Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.
Значение пения птиц, общение млекопитающих.
10. Забота о потомстве у животных (1 ч).
Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые. Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
11. Животные - строители (1 ч).
Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки. Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.
12. Животные – понятливые ученики. (1 ч).
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
13. Бионика - перспективы развития (1ч.)
Бионика – наука величайших возможностей. Локаторы природы. Живые барометры и сейсмографы. Элементы аэродинамики.
14. Животные – символы (1 ч).
Животные-символы стран. Египет (кошка), Индия (корова) и др. Животные символы.
15. Животные – реликты(1ч.)
Реликты – живые ископаемые. Гаттерия, латимерия, лиловая лягушка, мечехвосты, утконосы, ехидны, лингула, крокодилы, неопилина.
16. Животные Брянской области (2ч.)
Представители беспозвоночных и позвоночных животных: широко распространённые и редкие виды.
Учебно-методическое и материально- техническое
обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект учителя
1. Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Мол.гвардия, 1985. – 191 с.
2. Калашников В.. Загадки живой природы. Животный мир.- М.: Белый город, 2011г. – 189с.
3. Козлов М. А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных / М. А. Козлов, И. М. Олигер. – М.: Просвещение, 1991.
4. Конюшко, В. С. Страницы экологического краеведения / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро. – Минск: НИО, 2009.
Интернет – ресурсы
1. http://bio.1september.ru
2. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
3. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
4. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
5. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«МИР ЖИВОТНЫХ», 8 КЛАСС.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Многообразие животного мира | 1 |
2 | Гиганты и карлики в мире животных | 1 |
3 | Движение животных | 1 |
4 | Иерархия и территориальность у животных | 1 |
5 | Запахи в мире животных | 1 |
6 | Ядовитые животные | 1 |
7 | Феромоны у животных | 1 |
8 | Акустические сигналы, зрение у животных | 1 |
9 | Язык животных | 1 |
10 | Забота о потомстве у животных | 1 |
11 | Животные – строители | 1 |
12 | Животные – понятливые ученики | 1 |
13 | Бионика –перспективы развития | 1 |
14 | Животные - символы | 1 |
15 | Животные - реликты | 1 |
16 | Животные Брянской области | 1 |
17 | Животные Брянской области | 1 |
Лист регистрации изменений к рабочей программе
по учебному курсу «Мир животных»
для обучающихся 8 класса 2018-2019 уч.г.
учителя Ларичевой Е.А.
№ п/п | Суть изменения | Причина изменения | Корректирующие действия |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Ломакина Ирина Алексеевна