Программа факультативного курса «Проектная деятельность в предпринимательстве»
Программа факультативного курса
«Проектная деятельность в предпринимательстве»
Автор: Николаева Лариса Сергеевна,
учитель технологии МАОУ г. Владимира «СОШ № 36»
Возраст обучающихся 14-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка
Факультативный курс «Проектная деятельность в предпринимательстве» ориентирован на учащихся 8-9 класса предпрофильного социально-экономического направления. направления. В факультативном курсе «Проектная деятельность в предпринимательстве» опора осуществляется на компонент опыт творческой деятельности. Курс рассчитан на 34 часа. Основной целью факультативного курса является увеличение объема знаний и умений, имеющих практическое значение, в том числе профессионально ориентированных; углубление и расширение приобретенных практико-ориентированных знаний и умений и практических навыков, основанных на внепредметных знаниях.
Основные задачи:
• формирование творческого подхода к применению знаний, в том числе и в нестандартных ситуациях;
• развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;
• овладение умениями самостоятельного выявления актуальных проблем;
• развитие умения использовать знания в практической деятельности;
Организация проектной деятельности по освоению учебного материала предполагает блочно-модульную структуру построения курса. Значимость курса определяется практической направленностью знаний и умений, способствующих развитию творческой личности, способной реализовать себя в разных сферах трудовой деятельности.
Само название программы уже указывает на форму обучения. Значительная часть учебного материала трансформируется в исследовательскую деятельность и в проектный метод. В процессе изучения курса обучающиеся будут проектировать виртуальное предприятие, пройдя при этом все этапы от выработки предпринимательской идеи и маркетинговых исследований до опытно-конструкторской разработки и пробного выхода на рынок. Выбор объектов и заданий для практических исследований и проектной деятельности осуществляется с учетом интересов и склонностей учащихся, что является важным условием успешности проведения занятий данного факультативного курса. Структура курса позволяет осуществлять контроль достижений учащихся как текущий, так и итоговый в виде защиты творческого проекта на Дне науки, научно-практической конференции, олимпиаде или конкурсе.
Планируемые результаты.
1. Оценить собственные предпринимательские способности.
2. Овладеть системой поиска новых идей и способностью их анализа.
3. Исследовать возможности маркетинга.
4. Изучить структуру бизнес-плана.
5. Освоить тактику презентации проекта
Тематический план факультативного курса
«Проектная деятельность в предпринимательстве» 8-9 класс (34 часа)
№ темы | Содержание | Количество часов на тему | ||
Теория | Практика | Всего | ||
| Введение | 1 | - | 1 |
1 | Четвертый фактор производства | 2 | 4 | 6 |
2 | Дело начинается с маркетинга | 3 | 5 | 8 |
3 | Дизайн-проект | 1 | 3 | 4 |
4 | Бизнес-план | 3 | 9 | 12 |
5 | Презентация готового проекта | 1 | 2 | 3 |
| | 11 | 23 | 34 |
Содержание курса
Введение (1 ч) Цели и задачи курса. История предпринимательства в России.
Тема 1. Четвертый фактор производства (6 часов)
Предприимчивость и предпринимательство. Тест на оценку своих предпринимательских возможностей. Анкета выявления склонностей к занятию предпринимательской деятельностью. Успех в бизнесе. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних граждан в соответствии с Гражданским кодексом РФ (Часть 1).
Выработка предпринимательской идеи. Первоначальная оценка идей, сетка принятия решений. Выбор формы организации бизнеса.
Практические работы (4 часа): 1. Тестирование и анкетирование на выявление предпринимательских способностей. 2. Разработка предпринимательской идеи
Тема 2. Дело начинается с маркетинга (8 часов)
Информация в деятельности предпринимателя. Компьютер и бизнес. Понятие маркетинга. Эволюция маркетинга. Изучение потребностей и рынка. Составление анкеты изучения покупательского спроса, опрос потенциальных клиентов или покупателей, составление диаграмм по результатам анкетирования. Сегментирование рынка на основе диаграмм. Позиционирование будущего товара или услуги. Жизненный цикл товара. Реклама-двигатель торговли. Виды рекламной продукции. Разработка товарного или фирменного знака. Практические работы (5 часов:) 1. Разработка анкеты изучения покупательского спроса. 2. Составление диаграмм и выявление сегментов рынка. 3. Разработка рекламных листовок и визиток. 4. Знакомство с профессией маркетолог.
Тема 3. Дизайн-проект (4 часа)
Дизайн как вид проектировочной деятельности. Эскиз, технический рисунок, чертеж. Единая система конструкторской документации (ЕСКД) Спецификация. Разработка конкретной конструкции изделия. Практические работы (3 часа): Разработка конструкции изделия. Составление эскиза его деталей, спецификации и технического рисунка.
Тема 4. Бизнес-план (12 часов)
Структура бизнес-плана. Значение планирования бизнеса. Уставной капитал. Источники финансирования предпринимательства.
Организация производственного процесса. Менеджмент. Финансовый план. Прибыль, окупаемость, рентабельность. Ценообразование. Конкуренты.
Практические работы (9 часов). 1.Знакомство с «банком проектных работ». 2. Изучение структуры бизнес-плана. 3. Овладение навыками делового общения. Знакомство с профессией менеджера по продажам. 4. Работа над проектом
Тема 5. Презентация готового проекта (3 ч).
Подготовка и проведение компьютерной презентации проекта.
Практические работы (2 часа): 1. Разработка презентаций к проектам. 2.Защита проекта.
Оценка знаний:
1) Участие в семинарах, конкурсах, конференциях. 2) Оформление портфолио. 3) Текущие и тематические собеседования по разделам проекта.
Литература
1. Бешенков, А.К. Технология. Методика обучения технологии, 5 - 9.:метод.пособие /А. К. Бешенков, А.В. Бычков, В. М. Казакевич, С. Э. Маркуцкая. М.: Дрофа, 2004 - 220 с
2. Леонтьев, А. В. Технология предпринимательства, 9 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений, / А.В.Леонтьев - М.: Дрофа, 20000 – 192 с
3. Павлова, М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учащихся /М.Б.Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А Сасова, под ред. И.А.Сасовой – М.: Вентана - Графф, 2003 – 296 с
4. Федин, С.В. Предпринимательство: учебное пособие для 9 класса общеобразовательной школы /С.В.Федин, И.Б.Тесленко; - 2-е изд-во, перераб. М.:- МГУ, 2003 -208 с