Программа для детей 5–9 классов с интеллектуальной недостаточностью «Дорога которую ты выбираешь»
Краевое государственное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Рубцовская общеобразовательная школа – интернат №1»
Расмотрено Согласовано Утверждаю:
на заседании МО зам. Директора по УВР директор КГБОУ «РОШИ №1»
Протокол № 6 _________ О.Т. Кочкова _______________Н. Н. Рыбина
«29» августа 2022г приказ № 107 от 01. 09.2022г
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ
для детей 5 – 9 классов с интеллектуальной недостаточностью (школьный компонент)
«ДОРОГА КОТОРУЮ ТЫ ВЫБИРАЕШЬ»
Составитель:
педагог – психолог
Распопова Валентина Владимировна
Рубцовск 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционных занятий разработана с учетом нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план КГБОУ «РОШИ №1» на 2022-2023 учебный год.
Адаптированная основная общеобразовательная программа КГБОУ «РОШИ №1» для 5- 9 классов.
График проведения занятий с обучающимися старших классов КГБОУ «РОШИ №1»
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ОВЗ, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в школе и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Развитие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит на нарушенной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в личностную сферу детей. Это дает основания для разработки коррекционно - развивающей психолого-педагогической программы.
Дети с нарушением интеллекта характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.
Учитывая степень тяжести дефекта ребенка, состояние его здоровья, индивидуально – типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказывать специально организованные коррекционно – развивающие занятия по программе « Дорога которую ты выбираешь».
Актуальность программы обуславливается необходимостью оказания коррекционно-психологической помощи подросткам с интеллектуальными нарушениями, в решении психо - эмоциональных проблем, коммуникативных навыков, профессиональному самоопределению.
Психологически этот возраст крайне противоречив. Повышенная эмоциональная возбудимость подростков нередко является причиной различного рода конфликтов в отношениях с окружающими. Кроме того, в этом возрасте особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера; такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают возможность психических травм и отклоняющегося от нормы поведения.
Нарушения взаимоотношений с родными, высокий уровень тревоги и трудности в общении со сверстниками и педагогами, пониженный уровень притязаний, затруднения в учебе, чувство одиночества, неуверенность в себе, замкнутость - это основные проблемы подростков, требующие помощи педагога - психолога. Таким образом, подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска.
Целью данной коррекционно - развивающей программы является формирование коммуникативных навыков, развитие чувства общности и взаимопомощи, развитие у подростков профессионального сознания, умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами и реальными возможностями, формирование эмоционально – личностной сферы.
Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
Формирование навыков конструктивного взаимодействия
в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе;
Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;
Организация и включение подростков в ценностно значимую для них деятельность;
Развитие психо - эмоциональной сферы подростков;
Развитие психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков;
Формирование умения сравнивать, анализировать. Делать и несложные самостоятельные выводы;
Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
Формирование положительной мотивации к обучению;
Формирование у них норм поведения;
Формирование коммуникативных навыков, развитие чувства общности и взаимопомощи;
Воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца;
Формирование у учащихся представление об основных профессиях, которыми они могут овладеть после окончания специальной (коррекционной) школы;
Создать условия для осознания школьниками своих интересов и возможностей, способностей и общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
Развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей и их соотнесение с требованиями, предъявляемыми профессией;
Развитие у обучающихся личного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
Развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении опыта и интереса к трудовой деятельности;
Оказание содействия развитию профессиональной направленности интересов и социальному становлению старшеклассников;
Коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации.
Курс занятий по программе является коррекционно – направленным и должен опираться на принципы коррекционно – развивающего обучения.
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции. Этот принцип реализуется в двух аспектах:
Началу любой коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Максимальный учёт психологического своеобразия и индивидуального опыта ребёнка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у обучающегося возникают какие – либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию обучающегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытывать радость в преодолении трудностей.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества).
Принцип духовности (установление связи между высшими ценностями: добром, красотой и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением).
Принцип индивидуального подхода (максимальный учёт психологического своеобразия и индивидуального опыта ребёнка).
Принцип развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способности к самосовершенствованию).
Программа включает в себя несколько этапов работы:
Диагностический.
Коррекционно – развивающй.
Профилактический.
Программа данного курса представляет систему коррекционно - развивающих занятий для учащихся 5 - 9 классов и рассчитана на 1 год, частота проведения занятий - 1раз в неделю. Продолжительность 30 - 35 минут. Форма работы - групповая, наполняемость 6-7 человек.
Класс | Количество учебных часов в неделю | Количество учебных недель в году | Количество учебных часов в году |
5а | 1 | 33 | 33 |
5б | 1 | 35 | 35 |
6а | 1 | 35 | 35 |
6б | 1 | 35 | 35 |
7а | 1 | 35 | 35 |
7б | 1 | 34 | 34 |
8а | 1 | 35 | 35 |
8б | 1 | 35 | 35 |
9а | 1 | 35 | 35 |
Структура занятия позволяет детям держаться в рамках занятия, способствует преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации деятельности.
Структура занятий:
1.Разминка: снятие психоэмоционального напряжения, установление контакта.
2.Основная часть.
Включает в себя методики, игры и упражнения направленные на решение поставленной задачи.
3.Заключительная часть.
Рефлексия занятия. Оценка эмоционального состояния.
Планируемые результаты освоения курса занятий:
В результате у обучающихся формируются личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные УД:
формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Коммуникативные УД:
ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;
умение контролировать свою речь;
обучение способам толерантного отношения к другому мнению;
обучение способам самостоятельно решать проблемы в общении;
осознание необходимости признания и уважения прав других людей;
формулирование своего собственного мнения и позиции;
умение грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Регулятивные УД:
адекватное соблюдение ритуалов школьного поведения;
принятие цели и произвольное включение в деятельность, следование предложенному плану и работа в общем темпе;
определение и формулирование цели в совместной работе;
умение делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
осознание своей доли ответственности за все, что с ним происходит;
соотнесение результатов с целью и оценивание его;
участие в деятельности, контролирование и оценивание своих действий и действий одноклассников.
Познавательные УД:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
умение делать простейшие обобщения, сравнения;
обучение моделированию нового образа на основе личного жизненного опыта;
умение отвечать правильно на вопросы, переработка информации
№ п/п | Наименование темы. | Кол-во часов. | Дата проведения. |
1 | «Я и моё имя!» | 1 | 05.09.22. |
2 | «Я – сам! Какой я?» | 1 | 12.09.22. |
3 | «Я и другие» ( приемы активного общения) | 1 | 19.09.22. |
4 | «Давайте дружить со всеми!» | 1 | 26.09.22. |
5 | «Мои привычки» | 1 | 03.10.22. |
6 | «Моя семья» | 1 | 10.10.22. |
7 | «Я и мой внутренний мир» «Радость» «Грусть (печаль)» «Гнев. Почему я злюсь?» «Страх. Почему я боюсь?» «Я не хочу бояться!» «Тревожность» «Чувство вины» «Агрессия» «Одиночество» «Чувство неудачи» «Эмпатии» «Зависть» «Обида» «Стыд» «Печаль» «Депрессия» «Застенчивость» | 17 | 17.10.22. 24.10.22. 07.11.22. 14.11.22. 21.11.22. 28.11.22. 05.12.22. 12.12.22. 19.12.22. 26.12.22. 09.01.22. 16.01.22. 23.01.22. 30.01.22. 06.02.23. 13.02.23. 20.02.23. |
8 | «Мне хорошо! Мне спокойно» | 1 | 27.02.23. |
9 | «Эмоции и я. Учусь управлять собой!» | 1 | 06.03.23. |
10 | «Дружба дело серьёзное» | 1 | 13.03.23. |
11 | «Мой лучший друг» | 1 | 20.03.23. |
12 | «Кому можно доверять» | 1 | 03.04.23. |
13 | «Наши добрые дела» | 1 | 10.04.23. |
14 | “ В мире профессий” | 1 | 17.04.23. |
15 | «Профессии людей, работающих в нашей школе-интернате». | 1 | 15.05.23. |
16 | Конкурс рисунков по теме “Профессии вокруг нас» | 1 | 22.05.23. |
17 | «Чему учат в школе» (трудовое обучение в школе) | 1 | 29.05.23. |
№ п/п | Наименование темы. | Кол-во часов. | Дата проведения. |
1. | «Я и моё имя!» | 1 | 06.09.22. |
2. | «Я – сам! Какой я?» | 1 | 13.09.22. |
3. | «Я и другие» ( приемы активного общения) | 1 | 20.09.22. |
4. | «Давайте дружить со всеми!» | 1 | 27.09.22. |
5. | «Мои привычки» | 1 | 04.10.22. |
6. | «Моя семья» | 1 | 11.10.22. |
7. | «Я и мой внутренний мир» «Радость» «Грусть (печаль)» «Гнев. Почему я злюсь?» «Страх. Почему я боюсь?» «Я не хочу бояться!» «Тревожность» «Чувство вины» «Агрессия» «Одиночество» «Чувство неудачи» «Эмпатии» «Зависть» «Обида» «Стыд» «Печаль» «Депрессия» «Застенчивость» | 17 | 18.10.22. 25.10.22. 08.11.22. 15.11.22. 22.11.22. 29.11.22. 06.12.21. 13.12.21. 20.12.21. 27.12.22. 10.01.23. 17.01.23. 24.01.23. 31.01.23. 07.02.23. 14.02.23. 21.02.23. |
8. | «Мне хорошо! Мне спокойно» | 1 | 28.02.23. |
9. | «Эмоции и я. Учусь управлять собой!» | 1 | 07.03.23. |
10. | «Дружба дело серьёзное» | 1 | 14.03.23. |
11. | «Мой лучший друг» | 1 | 21.03.23. |
12. | «Кому можно доверять» | 1 | 04.04.23. |
13. | «Наши добрые дела» | 1 | 11.04.23. |
14. | “ В мире профессий” | 1 | 18.004.23. |
15. | «Профессии людей, работающих в нашей школе-интернате». | 1 | 25.04.23. |
16. | Конкурс рисунков по теме “Профессии вокруг нас» | 1 | 02.05.23. |
17. | «Чему учат в школе» (трудовое обучение в школе) | 1 | 16.05.23. |
18. | «Когда я буду взрослы» | 1 | 23.05.23. |
19. | «Я учусь принимать решения» | 1 | 30.05.23 |
№ п/п | Наименование темы. | Кол-во часов. | Дата проведения. |
1 | «Просмотр фильмов о профессиях» | 1 | 06.09.22. |
2 | Анкетирование «Кем я хочу быть» | 1 | 13.09.22. |
3 | Викторина «Угадай профессию» | 1 | 20.09.22. |
4 | Сказкотерапия по профориентации «Притча о старом шляпнике». | 1 | 27.09.22. |
5 | Диагностика: Рисуночные методики «Я на работе» | 1 | 04.10.22. |
6 | Сказкотерапия по профориентации «Вор и маска» | 1 | 11.10.22. |
7 | «Дидактические и сюжетно - ролевые игры» | 1 | 18.10.22. |
8 | «Мы все разные» | 1 | 25.10.22. |
9 | «Настроение другого человека» | 1 | 08.11.22. |
10 | «Правила общения» | 1 | 15.11.22. |
11 | «Учимся договариваться» | 1 | 22.11.22. |
12 | «Я – хозяин своих чувств» | 1 | 29.11.22. |
13 | «Моя самооценка» | 1 | 06.12.21. |
14 | «Мои силы, мои возможности» | 1 | 13.12.21. |
15 | «Мой характер» | 1 | 20.12.21. |
16 | «Наши достоинства» | 1 | 27.12.22. |
17 | «Наши недостатки» | 1 | 10.01.23. |
18 | «Наши поступки» | 1 | 17.01.23. |
19 | «Узнай меня» | 1 | 24.01.23. |
20 | «Путешествие в страну эмоций» «Тревожность» «Агрессия» «Страх» «Обида» «Чувство вины» «Одиночество» | 6 | 31.01.23. 07.02.23. 14.02.23. 21.02.23. 28.02.23. 07.03.23. |
21 | «Учусь владеть собой» | 1 | 14.03.23. |
22 | «Воспитываем уверенность в себе» | 1 | 21.03.23. |
23 | «Наш класс – это коллектив» | 1 | 04.04.23. |
24 | «Когда мы вместе – мы сила!» | 1 | 11.04.23. |
25 | «Преодолеваем трудности в общении» | 1 | 18.04.23 |
26 | «Кораблекрушение» | 1 | 25.04.23. |
27 | «Команда равных» | 1 | 02.05.22. |
28 | «Моя ценность и уникальность» | 1 | 16.05.22. |
29 | «Комплимент – это сила» | 1 | 23.05.22. |
30 | «Хочу – Могу - Надо» | 1 | 30.05.22 |
№ п/п | Наименование темы. | Кол-во часов. | Дата проведения. |
1. | «Просмотр фильмов о профессиях» | 1 | 01.09.22. |
2. | Анкетирование «Кем я хочу быть» | 1 | 08.09.22. |
3. | Викторина «Угадай профессию» | 1 | 15.09.22. |
4. | Сказкотерапия по профориентации «Притча о старом шляпнике». | 1 | 22.09.22. |
5. | Диагностика: Рисуночные методики «Я на работе» | 1 | 29.09.22. |
6. | Сказкотерапия по профориентации «Вор и маска» | 1 | 06.10.22. |
7. | «Дидактические и сюжетно - ролевые игры» | 1 | 13.10.22. |
8. | «Мы все разные» | 1 | 20.10.22. |
9. | «Настроение другого человека» | 1 | 27.10.22. |
10. | «Правила общения» | 1 | 10.11.22. |
11. | «Учимся договариваться» | 1 | 17.11.22. |
12. | «Я – хозяин своих чувств» | 1 | 24.11.22. |
13. | «Моя самооценка» | 1 | 01.12.22. |
14. | «Мои силы, мои возможности» | 1 | 08.12.22. |
15. | «Мой характер» | 1 | 15.12.22. |
16. | «Наши достоинства» | 1 | 22.12.22. |
17. | «Наши недостатки» | 1 | 12.01.23. |
18. | «Наши поступки» | 1 | 19.01.23. |
19. | «Узнай меня» | 1 | 23.01.23. |
20. | «Путешествие в страну эмоций» «Тревожность» «Агрессия» «Страх» «Обида» «Чувство вины» «Одиночество» | 6 | 02.02.23. 09.02.23. 16.02.23. 02.03.23. 09.03.23. 16.03.23. |
21 | «Учусь владеть собой» | 1 | 23.03.23. |
22. | «Воспитываем уверенность в себе» | 1 | 30.03.23. |
23. | «Наш класс – это коллектив» | 1 | 06.04.22. |
24. | «Когда мы вместе – мы сила!» | 1 | 13.04.22. |
25. | «Преодолеваем трудности в общении» | 1 | 20.04.22. |
26. | «Кораблекрушение» | 1 | 27.04.22. |
27. | «Команда равных» | 1 | 04.05.22. |
28. | «Моя ценность и уникальность» | 1 | 11.05.22. |
29. | «Комплимент – это сила» | 1 | 18.05.22 |
30. | «Хочу – Могу - Надо» | 1 | 25.05.22 |
№ п/п | Наименование темы. | Кол-во часов. | Дата проведения. |
1. | Что значит «Я – подросток»? | 1 | 07.09.22. |
2. | «Как узнать эмоцию?» «Тревожность» «Страх» «Неуверенность» «Чувство вины» «Одиночество» | 5 | 14.09.22. 21.09.22. 28.09.22. 05.10.22. 12.10.22. |
3. | «Знакомство со страной чувств. Обида». | 1 | 19.10.22. |
4. | «Знакомство со страной чувств. Радость» | 1 | 26.10.22. |
5. | «Школа радости» | 1 | 09.11.22. |
6. | «Знакомство со страной чувств. Интерес» | 1 | 16.11.22. |
7. | «История о канцелярской кнопке» | 1 | 23.11.22. |
8. | «Нужно ли управлять своими эмоциями» | 1 | 30.11.22. |
9. | «Учимся себя контролировать!» | 1 | 07.12.22. |
10. | «Что такое «запретные» чувства» | 1 | 14.12.22. |
11. | «Какие чувства мы скрываем?» | 1 | 21.12.22. |
12. | Сказка «Страна чувств» | 1 | 28.12.22. |
13. | «Способы выражения чувств» | 1 | 11.01.23. |
14. | Путешествие на остров «Дружбы». | 1 | 18.01.23. |
15. | «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» | 1 | 25.01.23. |
16. | «Развитие коммуникативных навыков, навыков самооценки и понимания других» | 1 | 01.02.23. |
17. | «Комплименты» | 1 | 08.02.23. |
18. | Тестирование “Куда пойти учиться?”. | 1 | 15.02.23. |
19. | «Планирование профессионального пути» | 1 | 22.02.23. |
20. | «Самореклама: рассказ о себе, своих возможностях» | 1 | 01.03.23. |
21 | «Секреты успешного общения» | 1 | 15.03.23. |
22. | «Сюжетно – ролевые игры профессионального содержания» | 1 | 22.03.23. |
23. | «Самооценка» | 1 | 05.04.23. |
24. | «Мир вокруг меня» | 1 | 12.04.23. |
25. | «Я и мои друзья» | 1 | 19.04.23. |
26. | «Я – ученик» | 1 | 26.04.23. |
27. | «Мой класс» | 1 | 03.05.23. |
28. | «Сотрудничество» | 1 | 10.05.23. |
29. | «Я и моя семья» | 1 | 17.05.23. |
30. | «Вместе мы сила» | 1 | 24.05.23. |
31 | «Мне хорошо, когда …» | 1 | 31.05.23 |
№ п/п | Наименование темы. | Кол-во часов. | Дата проведения. |
1 | Что значит «Я – подросток»? | 1 | 02.09.22. |
2 | «Как узнать эмоцию?» «Тревожность» «Страх» «Неуверенность» «Чувство вины» «Одиночество» | 5 | 09.09.22. 16.09.22. 23.09.22. 30.09.22. 07.10.22. |
3 | «Знакомство со страной чувств. Обида». | 1 | 14.10.22. |
4 | «Знакомство со страной чувств. Радость» | 1 | 21.10.22. |
5 | «Школа радости» | 1 | 28.10.22. |
6 | «Знакомство со страной чувств. Интерес» | 1 | 11.11.22. |
7 | «История о канцелярской кнопке» | 1 | 18.11.22. |
8 | «Нужно ли управлять своими эмоциями» | 1 | 25.11.22. |
9 | «Учимся себя контролировать!» | 1 | 02.12.22 |
10 | «Что такое «запретные» чувства» | 1 | 09.12.22. |
11 | «Какие чувства мы скрываем?» | 1 | 16.12.22. |
12 | Сказка «Страна чувств» | 1 | 23.12.22. |
13 | «Способы выражения чувств» | 1 | 06.12.22 |
14 | Путешествие на остров «Дружбы». | 1 | 13.01.22. |
15 | «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» | 1 | 20.01.23. |
16 | «Развитие коммуникативных навыков, навыков самооценки и понимания других» | 1 | 27.12.22 |
17 | «Комплименты» | 1 | 03.02.23. |
18 | Тестирование “Куда пойти учиться?”. | 1 | 10.02.23. |
19 | «Планирование профессионального пути» | 1 | 17.02.23. |
20 | «Самореклама: рассказ о себе, своих возможностях» | 1 | 03.03.23. |
21 | «Секреты успешного общения» | 1 | 10.03.23. |
22 | «Сюжетно – ролевые игры профессионального содержания» | 1 | 17.03.23. |
23 | «Самооценка» | 1 | 07.04.23. |
24 | «Мир вокруг меня» | 1 | 14.04.23. |
25 | «Я и мои друзья» | 1 | 21.04.23. |
26 | «Я – ученик» | 1 | 28.04.23. |
27 | «Мой класс» | 1 | 05.05.23. |
28 | «Сотрудничество» | 1 | 12.05.23. |
29 | «Я и моя семья» | 1 | 19.05.23. |
30 | «Вместе мы сила» | 1 | 26.05.22 |
№ п/п | Наименование темы. | Кол-во часов. | Дата проведения. |
1 | «Правила школьной жизни: понимаю, принимаю, следую» | 1 | 07.09.22.
|
2 | «Найди свое спокойствие». «Знакомство с группой и с самим собой» «Принятие эмоций» «Управление своими эмоциями» | 3 | 14.09.22. 21.09.22. 28.09.22. |
3 | «Что я знаю о мире профессий?» | 1 | 05.10.22. |
4 | «Индивидуальные особенности человека и выбор профессии» | 1 | 12.10.22. |
5 | «Профессия моих родителей». | 1 | 19.10.22. |
6 | Оформление рисунков «Моя мечта о будущей профессии» | 1 | 26.10.22. |
7 | «Успех в профессии – успех в жизни» | 1 | 09.11.22. |
8 | «Мой выбор, мой путь» | 1 | 16.11.22. |
9 | «Просмотр фильмов о профессиях» | 1 | 23.11.22. |
10 | Сюжетно – ролевые игры профессионального содержания. | 1 | 30.11.22. |
11 | «Я и МЫ» | 1 | 07.12.22. |
12 | «Мои эмоции» «Страх» «Тревожность» «Обида» «Чувство вины» «Одиночество» | 5 | 14.12.22. 21.12.22. 28.12.22. 11.01.23. 18.01.23. |
13 | «Как быть с эмоциями» | 1 | 25.01.23. |
14 | «Наши поступки» | 1 | 01.02.23. |
15 | «Учимся решать конфликтные ситуации» | 1 | 08.02.23. |
16 | «Уступить, не значит проиграть» | 1 | 15.02.23. |
17 | «Драка – не решение» | 1 | 22.02.23. |
18 | Тайна замка «Конфликтус» | 1 | 01.03.23. |
19 | «Я слушаю!» | 1 | 15.03.23. |
20 | «Что значит владеть собой» | 1 | 22.03.23. |
21 | «Мои сильные и слабые стороны» | 1 | 05.04.23. |
22 | «Умение принять помощь» | 1 | 12.04.23. |
23 | «Я во взрослой жизни» | 1 | 19.04.23. |
24 | «Хочу, могу, делаю, получаю» | 1 | 26.04.23. |
25 | «Куда пойти учиться?» | 1 | 03.05.23. |
26 | «Навыки уверенного поведения» | 1 | 10.05.23. |
27 | «Быть уверенным - это здорово» | 1 | 17.05.23. |
28 | «Профессиональная деятельность как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей» | 1 | 24.05.23. |
29 | Деловая игра «А вот и я!» | 1 | 31.05.23 |
№ п/п | Наименование темы. | Кол-во часов. | Дата проведения. |
1 | «Правила школьной жизни: понимаю, принимаю, следую» | 1 | 07.09.22.
|
2 | «Найди свое спокойствие». «Знакомство с группой и с самим собой» «Принятие эмоций» «Управление своими эмоциями» | 3 | 14.09.22. 21.09.22. 28.09.22. |
3 | «Что я знаю о мире профессий?» | 1 | 05.10.22. |
4 | «Индивидуальные особенности человека и выбор профессии» | 1 | 12.10.22. |
5 | «Профессия моих родителей». | 1 | 19.10.22. |
6 | Оформление рисунков «Моя мечта о будущей профессии» | 1 | 26.10.22. |
7 | «Успех в профессии – успех в жизни» | 1 | 09.11.22. |
8 | «Мой выбор, мой путь» | 1 | 16.11.22. |
9 | «Просмотр фильмов о профессиях» | 1 | 23.11.22. |
10 | Сюжетно – ролевые игры профессионального содержания. | 1 | 30.11.22. |
11 | «Я и МЫ» | 1 | 07.12.22. |
12 | «Мои эмоции» «Страх» «Тревожность» «Обида» «Чувство вины» «Одиночество» | 5 | 14.12.22. 21.12.22. 28.12.22. 11.01.23. 18.01.23. |
13 | «Как быть с эмоциями» | 1 | 25.01.23. |
14 | «Наши поступки» | 1 | 01.02.23. |
15 | «Учимся решать конфликтные ситуации» | 1 | 08.02.23. |
16 | «Уступить, не значит проиграть» | 1 | 15.02.23. |
17 | «Драка – не решение» | 1 | 22.02.23. |
18 | Тайна замка «Конфликтус» | 1 | 01.03.23. |
19 | «Я слушаю!» | 1 | 15.03.23. |
20 | «Что значит владеть собой» | 1 | 22.03.23. |
21 | «Мои сильные и слабые стороны» | 1 | 05.04.23. |
22 | «Умение принять помощь» | 1 | 12.04.23. |
23 | «Я во взрослой жизни» | 1 | 19.04.23. |
24 | «Хочу, могу, делаю, получаю» | 1 | 26.04.23. |
25 | «Куда пойти учиться?» | 1 | 03.05.23. |
26 | «Навыки уверенного поведения» | 1 | 10.05.23. |
27 | «Быть уверенным - это здорово» | 1 | 17.05.23. |
28 | «Профессиональная деятельность как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей» | 1 | 24.05.23. |
29 | Деловая игра «А вот и я!» | 1 | 31.05.23 |
№ п/п | Наименование темы. | Кол-во часов. | Дата проведения. |
1. | «Найди свое спокойствие». «Знакомство с группой и с самим собой» «Принятие эмоций» «Управление своими эмоциями» | 3 | 07.09.22. 14.09.22. 21.09.22. |
2. | «Шаг в профессию» | 1 | 28.09.22. |
3. | «Пути получения профессии» | 1 | 05.10.22. |
4. | Секреты выбора профессий “Скоро мне 16”. | 1 | 12.10.22. |
5 | «Интересы и склонности человека как важные факторы выбора профессии». | 1 | 19.10.22. |
6 | «Требования, предъявляемые профессией к человеку» | 1 | 26.10.22. |
7 | «Ошибки при выборе профессий». | 1 | 09.11.22. |
8 | «Темперамент и профессия» | 1 | 16.11.22. |
9 | «Что я знаю о себе» | 1 | 23.11.22. |
10 | «Сюжетно ролевые игры профессионального содержания» | 2 | 30.11.22. 07.12.22. |
11 | «Мои сильные и слабые стороны» | 2 | 14.12.22. 21.12.22. |
12 | «Моя неповторимость» | 1 | 28.12.22. |
13 | «Каким меня видят окружающие меня люди» | 1 | 11.01.23. |
14 | «Самооценка и уровень притязаний» | 1 | 18.01.23. |
15 | «Чувства и эмоции» | 1 | 25.01.23. |
16 | «Что такое стресс» | 1 | 01.02.23. |
17 | «Покажи себя с хорошей стороны» | 1 | 08.02.23. |
18 | «Поговорим о жизненных ценностях» | 1 | 15.02.23. |
19 | «Помечтаем о будущей профессии» | 1 | 22.02.23. |
20 | «Это мой выбор, тестирование» | 1 | 01.03.23. |
21 | «На пути к цели» | 1 | 15.03.23. |
22 | «У меня все получится» | 1 | 22.03.23. |
23 | «Ваши мнения о профессиях» | 1 | 05.04.23. |
24 | «Ты и твоя профессия» | 1 | 12.04.23. |
25 | «Приемы саморегуляции эмоционального состояния в профессиональном развитии человека» | 1 | 19.04.23. |
26 | Деловая игра «А вот и я!» | 1 | 26.04.23. |
27 | «Диагностика - методика профессиональной готовности выпускника» | 1 | 03.05.23. |
28 | «Насколько вы уверенны в себе» | 1 | 10.05.23. |
29 | «Быть уверенным - это здорово» | 1 | 17.05.23. |
30 | «На пороге взрослой жизни» | 1 | 24.05.23. |
31 | «Пожелайте мне доброго пути» | 1 | 31.05.23. |
Критериями эффективности занятий выступают:
снижение уровня школьной тревожности;
повышение групповой сплоченности;
позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств;
гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка);
повышение уверенности в себе и своих возможностях;
формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам
формирование положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты:
уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка;
толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни;
умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения;
умение интерпретировать жесты, позы, интонацию собеседника;
приобретение устойчивых навыков конструктивного общения.
повышение уровня самосознания подростков, обогащение образа "Я", повышение адекватности самооценки и самопринятия.
улучшение нарушенных взаимоотношений подростков за счет использования ими приобретенных психотехнических навыков конструктивного взаимодействия.
Конструктивное решение подростками жизненных проблем за счет осознания и принятия ответственности на себя за свое поведение и принятие решений в повседневной практике.
стабилизация эмоционального фона, повышение стрессоустойчивости.
адекватная система представлений учащихся с проблемами в развитии о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.
наличие у учащихся с проблемами в развитии навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, возможностей.
Список литературы
Александрова, JI.A. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.
Башкатов, С.А. Разно уровневые факторы личностного благополучия. Автореф. дис. канд. псих, наук Челябинск, 2013. 26 с.
Березкина, О.А. Актуализация и развитие жизнестойких качеств личности будущих специалистов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2006. 23 с.
Леонтьев, Д.А., Рассказова, Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
Логинова М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности: канд. психол. наук. М., 2010. 225 с.
Мадди, С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Смысл. 2005. №6. С. 17-21.
28