Программа коррекционной работы (5–9 классы)

4
1
Материал опубликован 14 October 2016 в группе

Программа коррекционной работы

Цель программы

Программа коррекционной работы составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и направлена на создание системы комплексной помощи «психологически неблагополучным» детям в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в психологическом развитии обучающихся , их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать проблемы таких детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения «психологически неблагополучных» детей.

Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. Выбор конкретной формы определяется результатами педагогической и психологической диагностики.

Задачи программы

своевременное выявление «психологически неблагополучных» детей с трудностями в обучении, проблемами в адаптации, поведении, общении или во внутреннем психологическом состоянии;

определение направлений коррекционной работы с «психологически неблагополучными» детьми;

определение особенностей организации коррекционной работы с «психологически неблагополучными» детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, в соответствии с выявленными проблемами;

создание условий, способствующих освоению «психологически неблагополучными» детьми основной образовательной программы основного общего образования и их социальной адаптации в образовательном учреждении;

осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи «психологически неблагополучным» детям с учетом особенностей их развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с результатами диагностики);

разработка и реализация индивидуальных и групповых коррекционных программ, организации индивидуальных и/или групповых занятий для «психологически неблагополучных» детей;

реализация системы мероприятий по социальной адаптации «психологически неблагополучных детей»;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) «психологически неблагополучных» детей.

Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы:

Соблюдение интересов обучающегося. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой в интересах школьника.

Целостность воздействия на личность подростка. Ошибочно и практически неконструктивно «разделение» подростка на различные психологические сферы и ведение коррекционной деятельности в отношении отдельно взятых социальных, эмоционально-личностных или познавательных сфер. Это не исключает выделение приоритетных направлений в зависимости от возраста, локализации конкретных проблем, интересов и желаний школьников, но любая коррекционная деятельность должна разворачиваться как процесс воздействия на личность ребенка в целом, во всем разнообразии ее социально-психологических проявлений.

Реалистичность. Активно опираться на знание особенностей той социальной и культурной среды, к которой принадлежат школьники.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции проблем «психологически неблагополучных» детей, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса, всесторонний подход, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем подростка;

Непрерывность. Принцип гарантирует обучающимся и их родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

Последовательность и преемственность в формах и методах проводимой в школе коррекционной работы. Участие школьника в различных формах коррекционной работы в течение всех лет обучения в школе будет значительно более продуктивным, если он будет чувствовать в этой работе определенную логику, последовательность, методическую преемственность.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для решения проблем «психологически неблагополучных детей».

Добровольность посещения коррекционных занятий школьником.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) «психологически неблагополучных» обучающихся выбирать формы получения помощи, защищать законные права и интересы школьников, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о посещении «психологически неблагополучных» подростков специальных коррекционных занятий в МОУ СОШ №2.

Направления работы

Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление «психологически неблагополучных» школьников, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную психолого-педагогическую помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии «психологически неблагополучных» обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения «психологически неблагополучных» школьников и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории подростков, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическим работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

своевременное выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи;

раннюю диагностику проблем в развитии и анализ причин трудностей адаптации школьников в основной школе;

комплексный сбор сведений о подростке на основании психолого-педагогической диагностической информации;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития «психологически неблагополучного» школьника, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей «психологически неблагополучного» подростка;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации «психологически неблагополучного» школьника;

системный разносторонний психолого-педагогический контроль за уровнем и динамикой развития школьника;

анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

выбор оптимальных для развития «психологически неблагополучного» школьника методов и приемов обучения в соответствии с его проблемами;

организацию и проведение психологом индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления проблем и трудностей в обучении;

системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию проблем в развитии;

коррекцию и развитие высших психических функций;

развитие эмоционально-волевой и личностной сфер подростка и психокоррекию его поведения;

социальную защиту школьника в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с «психологически неблагополучными» школьниками, единых для всех участников образовательного процесса;

консультирование психологом педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с 2психологически неблагополучными» подростками;

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов обучения «психологически неблагополучного» школьника.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы), направленные на разъяснение участником образовательного процесса - обучающимся (имеющим проблемы в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения «психологически неблагополучных» обучающихся;

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий «психологически неблагополучных» подростков.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для выявления «психологически неблагополучных» школьников, определении их проблем; оценка образовательной среды с целью соответствия требований программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

Этап планирования, организации, координации ( организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения «психологически неблагополучных» обучающихся, а также воспитания, развития, социализации данной категории школьников.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно -диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ для решения проблем «психологически неблагополучных» школьников.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный и процесс сопровождения «психологически неблагополучных» подростков, корректировка условий обучения, методов и приемов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, обеспечивающих системное сопровождение «психологически неблагополучных» школьников: классных руководителей, учителей-предметников, педагогов, входящих в психологическую службу школы. Такое взаимодействие включает в себя:

комплексность в определении и решении проблем подростка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

составление комплексных и индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер подростка.

В настоящий момент такое взаимодействие в МОУ СОШ №2 осуществляется путем реализации целевых программ: «Адаптация пятиклассников» и «Программа деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися», разработанными педагогами школы.

Консолидация усилий классных руководителей, учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов позволит обеспечить систему комплексного психолого-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы школьника.

Наиболее распространенной и действенной формой организованного взаимодействия специалистов – это психолого-педагогический консилиум, на котором вырабатывается стратегия сопровождения «психологически неблагополучных» обучающихся, конкретизируется содержание работы с ними.

Еще одним механизмом реализации коррекционной работы можно считать социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие педагогов МОУ СОШ №2 с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества) – это учреждения здравоохранения, инспекция по делам несовершеннолетних, учреждения дополнительного образования и пр.

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей школьника; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий);

комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение гигиенических правил и норм).

Программно-методическое обеспечение:

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.

Педагог-психолог оснащен определенным набором соответствующих коррекционных программ, специализированных прежде всего по возрастам, а внутри каждого возраста – по важнейшим проблемам школьников. Прежде всего, это коррекционные работы, связанные с решением проблем дезадаптации школьников и трудностей в их познавательной сфере (в рамках психической нормы).

Коррекционные программы по направлениям

Название программы

Издательство (литературный источник)

Развитие познавательной сферы

1

Коррекция пространственного мышления

Шевлякова И.Н.

Посмотри внимательно на мир

М.: Генезис, 2003

2

Коррекционные занятия по развитию мышления

Тихомирова Л.

«Развитие интеллектуальных способностей ребенка» - М.: Рольф, 2001.

Развитие коммуникативных навыков

3

Коммуникативный тренинг

Астрейко Н.В., Гончарик Ю.Б.

Тренинг эффективного межличностного взаимодействия. – Минск, 2002.

4

Тренинг сотрудничества

Дьячкова С.

«Учимся сотрудничать»./Газета «Школьный психолог», № 41, 42, 2004.

Развитие саморегуляции, эмоционально-волевой сферы

5

Тренинг по снятию тревожности

Прихожан А.

Тренинг по снятию тревожности / Газета ««Школьный психолог», № 19,21,2000.

6

Коррекционные занятия по снятию агрессии

Смирнова Т.П.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.

7

Коррекционные занятия по работе с обидами

Рожков М.И., Набатова М.А.

Как помочь ребенку преодолеть обиду./ -Ярославль, Академия развития, 2006.

8

Программа индивидуальных занятий по коррекции страхов

Захаров А. И. Что снится вашим детям. СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство АСТ»., 2006.

9

Формирование эмоционально-волевой саморегуляции

Слободяник Н.П.

Формирование эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться педагогами-психологами в сотрудничестве с классными руководителями, учителями-предметниками и социальными педагогами. Педагогические работники МОУ СОШ №2 должны иметь четкое представление об особенностях «психологически неблагополучных» школьников, о методах и приемах работы с ними. Необходимо постоянное повышение квалификации педагогических работников школы, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение данной категории детей.

В психологическую службу МОУ СОШ №2 входят:

Тарасова Ольга Михайловна – педагог-психолог высшей квалификационной категории;

Высоких Лариса Ивановна – педагог - логопед;

Шереш Клавдия Павловна – социальный педагог первой квалификационной категории;

Шемякина Любовь Борисовна - олигофренопедагог первой квалификационной категории.

Материально-техническое обеспечение

Психологическая служба имеет кабинет, оснащенный мягкой мебелью, стульями, столами для проведения индивидуальных и групповых занятий с «психологически неблагополучными» школьниками, для организации консультативной работы с педагогами и родителями. В кабинете имеется телевизор, видео, ПК, сканер, принтер, ксерокс, используемые при подготовке и проведении занятий.

Информационное обеспечение

Информация о коррекционно-развивающей деятельности МОУ СОШ №2 подразделяется на две составляющие:

открытую, находящуюся в свободном доступе;

закрытую (конфиденциальную).

Открытая информация публикуется для педагогов и родителей на официальном сайте МОУ СОШ №2. Для обучающихся и родителей (законных представителей) оформляются информационные стенды. Для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов школы разработан банк рекомендаций для решения различных проблем.

Планируемые результаты коррекционной работы

своевременное выявление «психологически неблагополучных» детей с трудностями в обучении, проблемами в адаптации, повелении, общении или во внутреннем психологическом состоянии;

создание условий, способствующих освоению «психологически неблагополучными детьми» основной образовательной программы основного общего образования и их социальной адаптации в образовательном учреждении;

положительная динамика индивидуальных достижений «психологически неблагополучных» школьников;

оказание индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи «психологически неблагополучным детям» с учетом особенностей их развития и индивидуальных возможностей ( в соответствии с результатами диагностики);

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) «психологически неблагополучных детей».


 

Комментарии

То, что нужно. Спасибо большое!

22 December 2020