Программа краткосрочного курса «Татарстан – мой край родной» по общекультурному направлению для 2 класса
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей начальных классов Председателем ШМО ……………………………….. Протокол № …………………. от …………………………….. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР……………………………………………………Дата:…………………….. | УТВЕРЖДЕНА Директором …………………………………………………………………….Приказ № ………………….….. от ………………………………. |
Программа краткосрочного курса
«Татарстан – мой край родной»
по общекультурному направлению
для 2 класса
(8-9 лет)
10 часов
| Автор-составитель: учитель начальных классов МАОУ Лицей № 121 им. Героя Советского Союза С. А. Ахтямова Дубовцева Виктория Александровна |
| |
Казань, 2024
Авторская рабочая программа краткосрочного курса «Татарстан – мой край родной» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» (с изм. и доп., вступившими в силу 13.07.2021) и (с изм. и доп., вступившими в силу 01. 09. 2021)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г., регистрация в Минюсте 05 июля 2021 г, №64101)
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением Федерального учебного - методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.)
Актуальность программы
Национальная культура является выражением духовной сущности каждой нации, обусловленной историческими условиями особенностей ее жизни и быта. Представители любой национальности должны знать свои корни, традиции и историю своего народа. С детства ребёнка необходимо учить с уважением относиться к своим и другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это своеобразный исторический образ народа, узнаваемый, уважаемый и ценимый.
2023 год в Татарстане объявлен Годом национальных культур и традиций. Об этом объявил в своем послании Государственному Совету Рустам Минниханов. Народы, населяющие Татарстан, обладают богатейшим историко-культурным наследием. Его сохранение, изучение и приумножение, остается одной из важнейших задач, отметил президент.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Но в силу возрастных особенностей младшему школьнику трудно освоить теоретические знания о культуре своего народа без деятельностного компонента. Тогда на помощь к краеведческому компоненту может прийти художественно - творческая деятельность, которая поможет обеспечить эмоциональное восприятие к культуре своего народа, формировать эстетические чувства и представления к искусству своего родного края, видеть прекрасное в том, что тебя окружает, мастерить собственными руками предметы национальной культуры. Художественно - творческое развитие в школе вводит ребёнка в наследование духовной культуры и наследование миропонимания.
Данный курс позволит младшим школьникам познакомиться с культурой республики Татарстан, государственными и национальными символами, особенностями национальных костюмов и их орнаментов, богатством национальных блюд, основными достопримечательностями столицы республики – города Казань.
Новизна программы заключается в том, что младшие школьники знакомятся с символами своего родного края и мастерят их из различных материалов.
На курсе предлагается индивидуальная и групповая работа. Учащиеся получат возможность поработать в группе, проявить взаимодействие с другими учащимися, показать и раскрыть свои индивидуальные способности.
Программа краткосрочного курса «Татарстан – мой край родной» соответствует общекультурному направлению внеурочной деятельности. Она предназначена для обучающихся 2 класса (8-9 лет) и рассчитана на 10 часов (1 час в неделю). Продолжительность каждого занятия составляет 45 мин.
Цель – формировать представления о национальных символах Татарстана посредством изучения народного искусства.
Задачи:
- формировать у учащихся представления о богатой народной культуре Республики Татарстан;
- познакомить с национальным искусством Татарстана: составляющими национального костюма, элементами орнамента, цветовой гаммой национальных символов;
- изготовить предметы национальной культуры из различных материалов;
- воспитывать чувство гордости за свой край, его культурное наследие, народ и традиции.
Планируемые результаты
В результате изучения материала программы от обучающихся ожидаются следующие результаты:
1 уровень (когнитивный)
- знает и называет государственные символы Татарстана;
- знает и называет национальные символы Татарстана;
- знает и узнает татарский орнамент в предметах одежды и быта;
- знает основные цвета и элементы татарского орнамента;
- знает и называет достопримечательности города Казань.
2 уровень (мотивационно-личностный)
- проявляет уважение к культурно-историческому наследию;
- переживает чувство гордости за свой народ, свою Родину, свой край.
3 уровень (деятельностный)
- умеет изготавливать предметы национальной культуры из различных материалов.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставка работ,
- представление буклетов.
Для реализации данной программы создания специальных условий не требуется.
Тематическое планирование
№ | Тема | Форма занятия | Всего часов | Кол-во часов | Деятельностный компонент | ||
Теория | Практика | ||||||
1. | Вводное занятие «Открой все символы» | Квест - игра | 1 | 0,25 | 0,75 | Квест – игра «Собери все символы» | |
2. | Государственные символы Татарстана | Практическое занятие | 1 | 0,25 | 0,75 | Изготовление герба Татарстана | |
3. | Экскурсия в музей «Чак – чака» | Экскурсия | 1 | 1 | 0 | Дегустация чак-чака | |
4. | Изготовление броши «Тюльпан» | Практическое занятие | 1 | 0,25 | 0,75 | Изготовление броши «Тюльпан» | |
5. | Сделай себе тюбетейку | Практическое занятие | 1 | 0,25 | 0,75 | Изготовление тюбетейки из бумаги | |
6. | Роспись подставки под горячее | Практическое занятие | 1 | 0 | 1 | Роспись подставки под горячее | |
7. | Национальные блюда Татарстана | Практическое занятие | 1 | 0,25 | 0,75 | Изготовление эчпочмака из соленого теста | |
8. | Достопримечательности Казани | Практическое занятие | 1 | 0,25 | 0,75 | Работа над рисунком достопримечательности | |
9. | Изготовление буклета «Символы Татарстана» | Групповой проект | 1 | 0 | 1 | Создание буклета о Татарстане | |
10. | Итоговое занятие | Выставка работ Конкурс рисунков Представление буклетов "Символы Татарстана» | 1 | 0 | 1 | Защита проекта (буклет) Конкурс рисунков |
Содержание курса
1. Вводное занятие «Открой все символы»
На первом занятии проходит квест – игра по станциям «Собери все символы», в ходе которой ребята, выполняя различные ребусы, головоломки, анаграммы, кроссворды, загадки, разгадывают и открывают символы Татарстана, о которых будет идти речь на протяжении всего курса. Открыв все символы, дети догадываются, что на протяжении всего курса они будут знакомиться с культурой Татарстана.
Далее учитель показывает, какие работы будут выполнять учащиеся, рассказывает, какие интересные места они посетят и чему научатся.
2. Государственные символы Татарстана
Теоретическая часть
На занятии дети актуализируют знания о своей Родине, республике Татарстан, знакомятся с двумя национальными символами: флагом и гербом, их происхождением, значением цветов и элементов.
Государственный флаг Республики Татарстан.
Утвержден 29 ноября 1991 года. Автором Государственного флага Республики Татарстан является народный художник Республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая Тавиль Гиниатович Хазиахметов. Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов. Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают: зеленый - зелень весны, возрождение; белый - цвет чистоты; красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.
Государственный герб Республики Татарстан
Утвержден 7 февраля 1992 года. Авторами Государственного герба Республики Татарстан являются доктор филологических наук Назым Габдрахманович Ханзафаров (идея) и художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов (исполнение). Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан", крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков. Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.
Центральный образ герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа. Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса - круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан. Цветок астры с четным количеством лепестков символизирует вечный источник жизни, долголетие, пожелание долголетия. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса - и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие. Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана. Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.
Символические значения цветов:
золотой цвет - изящество, красота, богатство земли Татарстана;
зеленый цвет - зелень весны, возрождение Татарстана;
белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана;
красный цвет - зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана;
Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.
Практическая часть
Дети изготавливают герб Татарстана из пластилина и трубочек на картонной основе, на которой прорисован образ барса.
Материалы: картон, пластилин, коктейльные трубочки, раздаточный материал с изображением герба
3. Экскурсия в музей чак – чака
Идея экскурсии
Музей чак-чака - это дом купца Вафы Бигаева, построенный в первой половине 19 века. В музее воссоздан быт татарского зажиточного дома конца XIX—начала XX веков. Быт воссоздан на основе подлинных фотографий интерьеров татарских домов Казани и Заказанья с использованием образцов сохранившихся предметов быта, убранства дома, национальной одежды, орудий труда того времени, именно это демонстрируют на экскурсии. Отличительной особенностью этого музея является, что практически всё можно потрогать руками и опробовать в действии. Экскурсия заканчивается дегустацией национального татарского блюда – чак-чака.
4. Изготовление броши «Тюльпан»
Теоретическая часть
Актуализация знаний об основных элементах татарского орнамента. Знакомство с разновидностями орнамента: цветочно-растительный, зоомофорный (изображения животных), геометрический. Рассматривание цветовой гаммы татарского орнамента, для которого характерно многоцветие. Знакомство с одним из основных орнаментов татарского костюма «Тюльпан».
Практическая часть
Изготовление броши «Тюльпан» из фетра
- подготовка деталей (обводка по шаблону и вырезание);
- соединение деталей при помощи прямого шва;
- наклеивание бусин и страз;
- приклеивание учителем крепления с булавкой на горячий клей.
Материалы: фетр, нитка, игла, бусины (крепление для булавки и клей у учителя)
5. Сделай себе тюбетейку
Теоретическая часть
Актуализация знаний о составляющих национального татарского костюма. Знакомство с тюбетейкой, как элементом национальной одежды, с историей её создания, разновидностями, основными отличиями женской и мужской тюбетейки. Знакомство с орнаментами татарской тюбетейки.
Практическая часть
Оригами «Тюбетейка»:
- подготовка деталей при помощи чертежных инструментов;
- вырезание деталей;
- расписывание заготовок татарским орнаментом;
- склеивание деталей
Материалы: лист А4, карандаш, линейка, шаблон круга, цветные карандаши, фломастеры
6. Роспись подставки под горячее
Практическая часть
Составление композиции из изученных элементов татарской росписи, роспись подставки под горячее гуашью.
Материалы: деревянные подставки под горячее, гуашь, кисть, палитра
7. Национальные блюда Татарстана
Теоретическая часть
Знакомство с основными национальными татарскими блюдами: эчпочмак, кыстыбый, зур-бэлиш, бешбармак, токмач, элеш и т.д. Знакомство с историей появления названий блюд.
Практическая часть
Лепка из соленого теста «Эчпочмак»:
- раскатывание теста в форме круга;
- придание формы шара фольге (в качестве начинки эчпочмака);
- лепка треугольника-эчпочмака;
- лепка фигурных краев.
Материалы: тесто соленое, фольга, клеенка, влажные салфетки
8. Достопримечательности Казани – столицы Татарстана
Теоретическая часть
Актуализация о столице Татарстана – города Казань. Знакомство с историей зарождения города, некоторыми достопримечательностями Казани.
Практическая часть
Рисунок с изображением достопримечательности Казани.
Материалы: альбомный лист, карандаши, фломастеры, краски, клеенка, влажная салфетка.
9. Изготовление буклета «Символы Татарстана»
Ученики делятся на группы по 4 человека и выбирают тему для буклета.
Примерные темы: татарская национальная кухня, достопримечательности Татарстана (Казани), элементы татарского национального костюма (женского или мужского), элементы татарского орнамента и др.
Критерии выполнения:
- наличие достоверных информационных данных;
- наличие изображений;
- наличие титульного листа;
- аккуратность оформления.
10. Итоговое занятие
Выставка всех работ, сделанных на протяжении всего курса.
Конкурс рисунков «Достопримечательности Казани»
Представление буклетов "Символы Татарстана» каждой группой.
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса представлено следующими объектами и средствами:
1) технические средства: ноутбук, мультимедийный проектор, презентации к занятиям, принтер, колонки;
2) материалы: цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, альбомная бумага А4, клей ПВА, соленое тесто, краски гуашь, кисти, фетр, игла, нитки, деревянные подставки под горячее, пластилин, картон, коктейльные трубочки.
Список литературы для учителя
1. Синицына К. Р. История Татарстана и татарского народа. XVI – XVIII вв. Казань Издательство “Магариф” 2000.
2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000. - 272с.
3. Латышина, Д.И. Родная история: Живая Русь. – Быт, культура, обычаи русского народа с древних времён / учеб. пособие по чтению для 2(3) класса.
4. «Увлекательный Татарстан» – книга-игра. Казань издательский дом «Акчарлак» 2014.
5. «Путешествие в мир Тукая». Казань. Татарское книжное издательство 2012.
Список литературы для учащихся и родителей
1. Учебное пособие «История, культура и традиции татарского народа», Р.М. Сафина. Уфа: ГИЛЕМ, 2011 г.
2. Ненилэр китабы. Книга для малышей, Казань, 2005г.
3. Валеева Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана: 1920е начало 1990х гг. Казань, Интернет ресурс.
4. Фахрутдинов Р. История татарского народа и Татарстана. Казань, 2000 г.