12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Lelas96
В школе работаю 28 лет.Мне 47 лет.Зовут Ольга.
Россия, Курская обл., Курск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени В. З. Петрашова» г. Курска

 

« Рассмотрено»

на заседании МО учителей художественно-эстетического и спортивно- оздоровительного цикла

Протокол № 5

от « 30 » мая 2016 г.

Руководитель МО

____________/ Симеонова О.В

« Принято»

на заседании педагогического совета

Протокол №

от « » июня 2016 г.

Председатель МС _________ / Прокопова Е.В.

«Утверждено»

Приказ №

От « » июня 2016 г.

Директор МБОУ «СОШ №2 имени В.З. Петрашова» ________/ Бойтман Т.Д.

Программа внеурочной деятельности

«КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА »


 


 

Направление: спортивно-оздоровительное.

Возраст детей: 7 - 11 лет

2016 год


 


Пояснительная записка

Программа «Коррегирующая гимнастика» составлена на основе “ Программы внеурочной спортивно- оздоровительной деятельности” ( корригирующая гимнастика для 1-4 классов) В.П. Степанов С.В. Сизяев, Т.Н.Сафронов “ Программа внеурочной деятельности”, Москва- “ Просвещение”, 2011 год.
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, в особенности - профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся на-
чальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медгрупп. И это еще одна особенность данной программы.

Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спор-
тивных упражнений, что будет способствовать повышению эмоциональности занятий и, как следствие, их эффективности.

Цели и задачи

- Укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития, улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие). 

Учебная программа по корригирующей гимнастике для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) предусматривает решение оздоровительной, образовательной, воспитательной, коррекционной и валеолого-психологической задач:

- Оздоровительные: содействовать коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.

- Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

- Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности.

- Коррекционные: создать мышечный корсет; увеличить силовую выносливость мышц; замедлить процесс прогрессирования заболевания; стабилизировать искривление позвоночника; уменьшить дуги сколиоза; исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

- Валеолого-психологические: формировать осознанное отношение к своему здоровью; создать благоприятные условия для оздоровления своего организма; развивать волевые качества; создать благоприятный психоэмоциональный фон для лечения заболевания.

Программа ориентирована на школьников 1-4 класс и имеет общий объем – 135 часов.
Рекомендуемая наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой - 15человек.
 

Режим занятий:

1 час в неделю: в 1классе по 35 мин, 2,3,4 классы - 40 мин.
К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной медгруппам, что подтверждается соответствующим документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребенка. Форма одежды: мальчики – футболка (майка) однотонная без рисунков (желательно светлых тонов), спортивные шорты (велошорты);
девочки – гимнастический купальник однотонный без украшений (футболка (майка), велошорты). На ноги – гимнастические туфли (чешки, балетки), надетые поверх сменных носок.
Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так
и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Ожидаемые результаты:
Личностных УУД:

- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Регулятивных УУД
- развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия
Коммуникативных УУД
- развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничества и кооперации;
- формирование умения планировать общую цель и пути её достижения;
- договариваться в отношении ролей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;
- умений конструктивно разрешать конфликты;
- осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата
Познавательных УУД
- выбор наиболее эффективных способов решения практических задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности

Содержание деятельности
Раздел 1. Вводное занятие (1 час).

Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (2 час).
2.1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений (1 час). Здоровье физи-
ческое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.
Влияние питания на здоровья. Режим и рацион питания для растущего организма. Пить-
евой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.
Гигиенические и этические нормы . Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и
после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и

этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающим и окру-жающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3. Общая физическая подготовка (12 часов).
3.1. Упражнения в ходьбе и беге (2 часа). Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с
соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра;
захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
3.2. Упражнения для плечевого пояса и рук (2 часа). На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером.
3.3. Упражнения для ног (2 часа). На месте в различных исходных положениях; у опоры; в
движении; с предметами; с партнером.
3.4. Упражнения для туловища (2 часов). На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений (2 часа). На месте в различных исходных
положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (12 часов).
4.1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж (2 часа). Упражнения в
различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж.
4.2. Укрепление мышечного корсета (2 часа). Упражнения на месте в различных исходных
положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером.
4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (2 часа). Упражнения у
опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
4.4. Упражнения на равновесие (3часа). На месте в различных исходных положениях ту-
ловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палка- ми, скакалками, мячами, обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
4.5. Упражнения на гибкость (3 часа). Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и дина-мических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
4.6. Акробатические упражнения (2 часа). Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки,
стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.
Раздел 5. Дыхательные упражнения (2 часа)
Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания;
упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.
Раздел 6. Упражнения на расслабление (1 часа)
Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером.
Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция (1 часа).
Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоцио-нального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные,дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (1 часа)
Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка
организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа.
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления (2 часа).

9.1. Физкультурный праздник (1 час).
Мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с не занимающимися. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты физической подготовленности:
- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;
- гибкость плечевых суставов;
- силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;
- сила мышц ног: прыжок в длину с места;
- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание
ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;
- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке
одной ноги с открытыми глазами;
- комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы
мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
9.2. Праздник здоровья (1 час).
I вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Конкурсы по корригирующей гимна-
стике и здоровому образу жизни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ.
Возможны также семейные конкурсы.
II вариант (мероприятие для начальной школы). Показательные сольные и групповые вы-
ступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).
Формы контроля

1. Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без).
2. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с
предметами и без).
3. Праздник здоровья. Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жиз-
ни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ, конкурсы.


 

Тематическое планирование

п/п

Название разделов

Общее кол-во часов

Часы аудиторных занятий

     

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Вводное занятие (правила техники безопасности)

4

1

1

1

1

2

Теоретические сведения (основы знаний)

8

2

2

2

2

2.1

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений

4

1

1

1

1

2.2

Влияние питания на здоровье

4

1

1

1

1

3

Общая физическая подготовка

48

12

12

12

12

3.1

Упражнения в ходьбе и беге

4

1

1

1

1

3.2

Упражнения для плечевого пояса и рук

4

1

1

1

1

3.3

Упражнения для ног

4

1

1

1

1

3.4

Упражнения для туловища

4

1

1

1

1

3.5

Комплексы общеразвивающих упражнений

4

1

1

1

1

4

Специальная физическая подготовка

48

12

12

12

12

4.1

Формирование навыка правильной осанки. 

8

2

2

2

2

4.2

Укрепление мышечного корсета

8

2

2

2

2

4.3

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

10

2

2

2

3

4.4

Упражнения на равновесие

4

2

2

2

2

4.5

Упражнения на гибкость

6

2

2

2

1

4.6

Акробатические упражнения

4

2

2

2

2

5

Дыхательные упражнения

4

1

1

1

1

6

Упражнения на расслабление

4

1

1

1

1

7

Самоконтроль и психорегуляция

4

1

1

1

1

8

Самомассаж

4

1

1

1

1

9

Контрольные испытания и показательные выступления

3

-

1

1

1

9.1

Физкультурный праздник

4

1

1

1

1

9.2

Праздник здоровья

4

1

1

1

1

 

Всего

135

33

34

34

34

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела, тем

Кол-во часов

Дата

(неделя)

1

Вводное занятие (правила техники безопасности)

1

1

2

Теоретические сведения (основы знаний)

2

 

3

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений

0,5

2

4

Влияние питания на здоровье

0,5

 

5

Гигиенические и этические нормы

1

3

 

Общая физическая подготовка

12

 

6

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

4

4-7

7

Упражнения для плечевого пояса и рук

2

8-9

8

Упражнения для ног

2

10-11

9

Упражнения для туловища

2

12-13

10

Комплексы общеразвивающих упражнений

2

14-15

 

Специальная физическая подготовка

12

 

11

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

2

16-17

12

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

 

13

Укрепление мышечного корсета

2

18-19

14

Укрепление мышечного корсета

 

15

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

2

20-21

16

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

 

17

Упражнения на равновесие

2

22-23

18

Упражнения на гибкость

2

24-25

19

Акробатические упражнения

2

2

26-27

20

Дыхательные упражнения

1

28

21

Упражнения на расслабление

1

29

22

Самоконтроль и психорегуляция

1

30

23

Самомассаж

1

31

24

Контрольные испытания и показательные выступления

-

 

25

Физкультурный праздник

1

32

26

Праздник здоровья

1

33

27

Всего

33

 

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс

п/п

Название раздела, тем

Кол-во часов

Дата

(неделя)

1

Вводное занятие (правила техники безопасности)

1

В процессе

2

Теоретические сведения (основы знаний)

1

В процессе

3

Общая физическая подготовка

12

 

4

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

4

1-4

5

Упражнения для плечевого пояса и рук

2

5-6

6

Упражнения для ног

2

7-8

7

Упражнения для туловища

2

9-10

8

Комплексы общеразвивающих упражнений

2

11-12

9

Специальная физическая подготовка

14

 

10

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

2

13-14

11

Укрепление мышечного корсета

2

15-16

12

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

2

17-18

13

Упражнения на равновесие

2

19-20

14

Упражнения на гибкость

2

21-22

15

Акробатические упражнения

4

23-26

16

Дыхательные упражнения

1

27

17

Упражнения на расслабление

1

28

18

Самоконтроль и психорегуляция

1

29

19

Самомассаж

1

30

20

Контрольные испытания и показательные выступления

2

31-32

21

Физкультурный праздник

1

33

22

Праздник здоровья

1

34


 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс

п/п

Название раздела, тем

Кол-во часов

Дата

(неделя)

1

Вводное занятие (правила техники безопасности)

1

В процессе

2

Теоретические сведения (основы знаний)

1

В процессе

3

Общая физическая подготовка

12

 

4

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

4

1-4

5

Упражнения для плечевого пояса и рук

2

5-6

6

Упражнения для ног

2

7-8

7

Упражнения для туловища

2

9-10

8

Комплексы общеразвивающих упражнений

2

11-12

9

Специальная физическая подготовка

14

 

10

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

2

13-14

11

Укрепление мышечного корсета

2

15-16

12

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

2

17-18

13

Упражнения на равновесие

2

19-20

14

Упражнения на гибкость

2

21-22

15

Акробатические упражнения

4

23-26

16

Дыхательные упражнения

1

27

17

Упражнения на расслабление

1

28

18

Самоконтроль и психорегуляция

1

29

19

Самомассаж

1

30

20

Контрольные испытания и показательные выступления

2

31-32

21

Физкультурный праздник

1

33

22

Праздник здоровья

1

34


 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс

п/п

Название раздела, тем

Кол-во часов

Дата

(неделя)

1

Вводное занятие (правила техники безопасности)

1

В процессе

2

Теоретические сведения (основы знаний)

1

В процессе

3

Общая физическая подготовка

12

 

4

Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения

4

1-4

5

Упражнения для плечевого пояса и рук

2

5-6

6

Упражнения для ног

2

7-8

7

Упражнения для туловища

2

9-10

8

Комплексы общеразвивающих упражнений

2

11-12

9

Специальная физическая подготовка

14

 

10

Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж

2

13-14

11

Укрепление мышечного корсета

2

15-16

12

Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени

2

17-18

13

Упражнения на равновесие

2

19-20

14

Упражнения на гибкость

2

21-22

15

Акробатические упражнения

4

23-26

16

Дыхательные упражнения

1

27

17

Упражнения на расслабление

1

28

18

Самоконтроль и психорегуляция

1

29

19

Самомассаж

1

30

20

Контрольные испытания и показательные выступления

2

31-32

21

Физкультурный праздник

1

33

22

Праздник здоровья

1

34

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.