Программа кружка «Корригирующая гимнастика» (7-11 лет)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени В. З. Петрашова» г. Курска
« Рассмотрено» на заседании МО учителей художественно-эстетического и спортивно- оздоровительного цикла Протокол № 5 от « 30 » мая 2016 г. Руководитель МО ____________/ Симеонова О.В |
« Принято» на заседании педагогического совета Протокол № от « » июня 2016 г. Председатель МС _________ / Прокопова Е.В. |
«Утверждено» Приказ № От « » июня 2016 г. Директор МБОУ «СОШ №2 имени В.З. Петрашова» ________/ Бойтман Т.Д. |
Программа внеурочной деятельности
«КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА »
Направление: спортивно-оздоровительное.
Возраст детей: 7 - 11 лет
2016 год
Пояснительная записка
Программа «Коррегирующая гимнастика» составлена на основе “ Программы внеурочной спортивно- оздоровительной деятельности” ( корригирующая гимнастика для 1-4 классов) В.П. Степанов С.В. Сизяев, Т.Н.Сафронов “ Программа внеурочной деятельности”, Москва- “ Просвещение”, 2011 год.
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, имеет место рост количества детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности - в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, в особенности - профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся на-
чальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счет использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медгрупп. И это еще одна особенность данной программы.
Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спор-
тивных упражнений, что будет способствовать повышению эмоциональности занятий и, как следствие, их эффективности.
Цели и задачи
- Укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития, улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие).
Учебная программа по корригирующей гимнастике для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) предусматривает решение оздоровительной, образовательной, воспитательной, коррекционной и валеолого-психологической задач:
- Оздоровительные: содействовать коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата.
- Образовательные: обучить основам корригирующей гимнастики; совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями; обучить видам дыхательных упражнений; увеличить жизненную ёмкость легких; освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности; формулировать системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
- Воспитательные: формировать физические и морально-волевые качества личности.
- Коррекционные: создать мышечный корсет; увеличить силовую выносливость мышц; замедлить процесс прогрессирования заболевания; стабилизировать искривление позвоночника; уменьшить дуги сколиоза; исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.
- Валеолого-психологические: формировать осознанное отношение к своему здоровью; создать благоприятные условия для оздоровления своего организма; развивать волевые качества; создать благоприятный психоэмоциональный фон для лечения заболевания.
Программа ориентирована на школьников 1-4 класс и имеет общий объем – 135 часов.
Рекомендуемая наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой - 15человек.
Режим занятий:
1 час в неделю: в 1классе по 35 мин, 2,3,4 классы - 40 мин.
К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные к основной и подготовительной медгруппам, что подтверждается соответствующим документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребенка. Форма одежды: мальчики – футболка (майка) однотонная без рисунков (желательно светлых тонов), спортивные шорты (велошорты);
девочки – гимнастический купальник однотонный без украшений (футболка (майка), велошорты). На ноги – гимнастические туфли (чешки, балетки), надетые поверх сменных носок.
Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так
и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Ожидаемые результаты:
Личностных УУД:
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Регулятивных УУД
- развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия
Коммуникативных УУД
- развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничества и кооперации;
- формирование умения планировать общую цель и пути её достижения;
- договариваться в отношении ролей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности;
- умений конструктивно разрешать конфликты;
- осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата
Познавательных УУД
- выбор наиболее эффективных способов решения практических задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности
Содержание деятельности
Раздел 1. Вводное занятие (1 час).
Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (2 час).
2.1. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений (1 час). Здоровье физи-
ческое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.
Влияние питания на здоровья. Режим и рацион питания для растущего организма. Пить-
евой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.
Гигиенические и этические нормы . Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и
после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарем). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и
этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающим и окру-жающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3. Общая физическая подготовка (12 часов).
3.1. Упражнения в ходьбе и беге (2 часа). Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с
соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра;
захлестом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
3.2. Упражнения для плечевого пояса и рук (2 часа). На месте в различных исходных положениях; в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнером.
3.3. Упражнения для ног (2 часа). На месте в различных исходных положениях; у опоры; в
движении; с предметами; с партнером.
3.4. Упражнения для туловища (2 часов). На месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнером.
3.5. Комплексы общеразвивающих упражнений (2 часа). На месте в различных исходных
положениях; с чередованием исходных положений; у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (12 часов).
4.1. Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж (2 часа). Упражнения в
различных исходных положениях; у стены; у зеркала; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем; с предметами. Потребность и навык красивой походки. Осанка, походка и имидж.
4.2. Укрепление мышечного корсета (2 часа). Упражнения на месте в различных исходных
положениях (стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнером.
4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (2 часа). Упражнения у
опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
4.4. Упражнения на равновесие (3часа). На месте в различных исходных положениях ту-
ловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палка- ми, скакалками, мячами, обручами); с партнером. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
4.5. Упражнения на гибкость (3 часа). Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и дина-мических упражнений на растягивание: на месте в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа); у опоры; в движении; с предметами; с партнером. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
4.6. Акробатические упражнения (2 часа). Стойка на лопатках, мост, перекаты, кувырки,
стойка на руках у стены, соединение элементов. Психологические факторы освоения акробатических упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.
Раздел 5. Дыхательные упражнения (2 часа)
Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на согласование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания;
упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание – акт единения с природой.
Раздел 6. Упражнения на расслабление (1 часа)
Упражнения в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнером.
Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция (1 часа).
Самоконтроль по: общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоцио-нального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные,дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (1 часа)
Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка
организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приемы массажа в различных исходных положениях массируемого (лежа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приемы массажа.
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления (2 часа).
9.1. Физкультурный праздник (1 час).
Мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с не занимающимися. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты физической подготовленности:
- гибкость позвоночника: наклон вперед из положения сидя;
- гибкость плечевых суставов;
- силовая выносливость мышц туловища: в положении лежа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45˚;
- сила мышц ног: прыжок в длину с места;
- силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лежа на спине удержание
ног, согнутых под углом 45˚ в тазобедренных суставах;
- проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке
одной ноги с открытыми глазами;
- комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы
мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
9.2. Праздник здоровья (1 час).
I вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Конкурсы по корригирующей гимна-
стике и здоровому образу жизни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ.
Возможны также семейные конкурсы.
II вариант (мероприятие для начальной школы). Показательные сольные и групповые вы-
ступления с демонстрацией гимнастических комплексов оздоровительной направленности (на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибулярной устойчивости, на развитие гибкости).
Формы контроля
1. Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без).
2. Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с
предметами и без).
3. Праздник здоровья. Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жиз-
ни, на которых выполняются задания как связанные с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ, конкурсы.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов |
Общее кол-во часов |
Часы аудиторных занятий |
||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
||||
1 |
Вводное занятие (правила техники безопасности) |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
2 |
Теоретические сведения (основы знаний) |
8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
2.1 |
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
2.2 |
Влияние питания на здоровье |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
3 |
Общая физическая подготовка |
48 |
12 |
12 |
12 |
12 |
|
3.1 |
Упражнения в ходьбе и беге |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
3.2 |
Упражнения для плечевого пояса и рук |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
3.3 |
Упражнения для ног |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
3.4 |
Упражнения для туловища |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
3.5 |
Комплексы общеразвивающих упражнений |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
4 |
Специальная физическая подготовка |
48 |
12 |
12 |
12 |
12 |
|
4.1 |
Формирование навыка правильной осанки. |
8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
4.2 |
Укрепление мышечного корсета |
8 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
4.3 |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени |
10 |
2 |
2 |
2 |
3 |
|
4.4 |
Упражнения на равновесие |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
4.5 |
Упражнения на гибкость |
6 |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
4.6 |
Акробатические упражнения |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
5 |
Дыхательные упражнения |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
6 |
Упражнения на расслабление |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
7 |
Самоконтроль и психорегуляция |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
8 |
Самомассаж |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
9 |
Контрольные испытания и показательные выступления |
3 |
- |
1 |
1 |
1 |
|
9.1 |
Физкультурный праздник |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
9.2 |
Праздник здоровья |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Всего |
135 |
33 |
34 |
34 |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название раздела, тем |
Кол-во часов |
Дата (неделя) |
1 |
Вводное занятие (правила техники безопасности) |
1 |
1 |
2 |
Теоретические сведения (основы знаний) |
2 |
|
3 |
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений |
0,5 |
2 |
4 |
Влияние питания на здоровье |
0,5 |
|
5 |
Гигиенические и этические нормы |
1 |
3 |
Общая физическая подготовка |
12 |
||
6 |
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения |
4 |
4-7 |
7 |
Упражнения для плечевого пояса и рук |
2 |
8-9 |
8 |
Упражнения для ног |
2 |
10-11 |
9 |
Упражнения для туловища |
2 |
12-13 |
10 |
Комплексы общеразвивающих упражнений |
2 |
14-15 |
Специальная физическая подготовка |
12 |
||
11 |
Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж |
2 |
16-17 |
12 |
Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж |
||
13 |
Укрепление мышечного корсета |
2 |
18-19 |
14 |
Укрепление мышечного корсета |
||
15 |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени |
2 |
20-21 |
16 |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени |
||
17 |
Упражнения на равновесие |
2 |
22-23 |
18 |
Упражнения на гибкость |
2 |
24-25 |
19 |
Акробатические упражнения |
2 2 |
26-27 |
20 |
Дыхательные упражнения |
1 |
28 |
21 |
Упражнения на расслабление |
1 |
29 |
22 |
Самоконтроль и психорегуляция |
1 |
30 |
23 |
Самомассаж |
1 |
31 |
24 |
Контрольные испытания и показательные выступления |
- |
|
25 |
Физкультурный праздник |
1 |
32 |
26 |
Праздник здоровья |
1 |
33 |
27 |
Всего |
33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ п/п |
Название раздела, тем |
Кол-во часов |
Дата (неделя) |
1 |
Вводное занятие (правила техники безопасности) |
1 |
В процессе |
2 |
Теоретические сведения (основы знаний) |
1 |
В процессе |
3 |
Общая физическая подготовка |
12 |
|
4 |
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения |
4 |
1-4 |
5 |
Упражнения для плечевого пояса и рук |
2 |
5-6 |
6 |
Упражнения для ног |
2 |
7-8 |
7 |
Упражнения для туловища |
2 |
9-10 |
8 |
Комплексы общеразвивающих упражнений |
2 |
11-12 |
9 |
Специальная физическая подготовка |
14 |
|
10 |
Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж |
2 |
13-14 |
11 |
Укрепление мышечного корсета |
2 |
15-16 |
12 |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени |
2 |
17-18 |
13 |
Упражнения на равновесие |
2 |
19-20 |
14 |
Упражнения на гибкость |
2 |
21-22 |
15 |
Акробатические упражнения |
4 |
23-26 |
16 |
Дыхательные упражнения |
1 |
27 |
17 |
Упражнения на расслабление |
1 |
28 |
18 |
Самоконтроль и психорегуляция |
1 |
29 |
19 |
Самомассаж |
1 |
30 |
20 |
Контрольные испытания и показательные выступления |
2 |
31-32 |
21 |
Физкультурный праздник |
1 |
33 |
22 |
Праздник здоровья |
1 |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ п/п |
Название раздела, тем |
Кол-во часов |
Дата (неделя) |
1 |
Вводное занятие (правила техники безопасности) |
1 |
В процессе |
2 |
Теоретические сведения (основы знаний) |
1 |
В процессе |
3 |
Общая физическая подготовка |
12 |
|
4 |
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения |
4 |
1-4 |
5 |
Упражнения для плечевого пояса и рук |
2 |
5-6 |
6 |
Упражнения для ног |
2 |
7-8 |
7 |
Упражнения для туловища |
2 |
9-10 |
8 |
Комплексы общеразвивающих упражнений |
2 |
11-12 |
9 |
Специальная физическая подготовка |
14 |
|
10 |
Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж |
2 |
13-14 |
11 |
Укрепление мышечного корсета |
2 |
15-16 |
12 |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени |
2 |
17-18 |
13 |
Упражнения на равновесие |
2 |
19-20 |
14 |
Упражнения на гибкость |
2 |
21-22 |
15 |
Акробатические упражнения |
4 |
23-26 |
16 |
Дыхательные упражнения |
1 |
27 |
17 |
Упражнения на расслабление |
1 |
28 |
18 |
Самоконтроль и психорегуляция |
1 |
29 |
19 |
Самомассаж |
1 |
30 |
20 |
Контрольные испытания и показательные выступления |
2 |
31-32 |
21 |
Физкультурный праздник |
1 |
33 |
22 |
Праздник здоровья |
1 |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс
№ п/п |
Название раздела, тем |
Кол-во часов |
Дата (неделя) |
1 |
Вводное занятие (правила техники безопасности) |
1 |
В процессе |
2 |
Теоретические сведения (основы знаний) |
1 |
В процессе |
3 |
Общая физическая подготовка |
12 |
|
4 |
Упражнения в ходьбе и беге, строевые упражнения |
4 |
1-4 |
5 |
Упражнения для плечевого пояса и рук |
2 |
5-6 |
6 |
Упражнения для ног |
2 |
7-8 |
7 |
Упражнения для туловища |
2 |
9-10 |
8 |
Комплексы общеразвивающих упражнений |
2 |
11-12 |
9 |
Специальная физическая подготовка |
14 |
|
10 |
Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж |
2 |
13-14 |
11 |
Укрепление мышечного корсета |
2 |
15-16 |
12 |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени |
2 |
17-18 |
13 |
Упражнения на равновесие |
2 |
19-20 |
14 |
Упражнения на гибкость |
2 |
21-22 |
15 |
Акробатические упражнения |
4 |
23-26 |
16 |
Дыхательные упражнения |
1 |
27 |
17 |
Упражнения на расслабление |
1 |
28 |
18 |
Самоконтроль и психорегуляция |
1 |
29 |
19 |
Самомассаж |
1 |
30 |
20 |
Контрольные испытания и показательные выступления |
2 |
31-32 |
21 |
Физкультурный праздник |
1 |
33 |
22 |
Праздник здоровья |
1 |
34 |