Программа курса «Спецслужбы России»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ КУРС «СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИ»
Ковалева Светлана Николаевна,
учитель истории и обществознания,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аксайского района Рассветовская средняя общеобразовательная школа,
Ростовская область
Курс «Спецслужбы России» имеет профориентационную направленность для обучающихся 10 - 11 классов средней школы. Материал курса охватывает период становления, развития и деятельности органов, создаваемых для обеспечения государственной безопасности и борьбы с преступностью в широких хронологических рамках: от событий, описанных в исторических источниках X-VI вв. до н.э. до настоящего времени. Курс позволит понять историческую ретроспективу формирования российской правоохранительной системы, сложности работы специальных служб в борьбе с преступностью, защиты прав и свобод граждан.
Обществу необходимо воспитывать уважение к специальным службам, «но разрешение этой задачи будет достигнуто в том случае, если спецслужбы и правоохранительные органы будут работать при поддержке населения, под жестоким контролем власти, исключающем произвол, беззаконие и коррупцию в собственных рядах»[1]. Необходимо знать историю отечественных органов безопасности, чтобы обеспечить понимание и поддержку деятельности системы спецслужб России народом, воспитать профессиональных, неподкупных и преданных своему делу сотрудников. Поэтому данный курс значим и актуален.
Направленность курса – ознакомительно-развивающая, он ориентирован на расширение кругозора учащихся по вопросам совершенствования структуры правоохранительного сообщества России, проблемам обеспечения безопасности и борьбы с преступностью, защиты прав и свобод граждан.
Курс рассчитан на 34 часа. Основные формы работы: лекции, сообщения учащихся, семинарские занятия, работа с историческими источниками, исследовательские работы.
Цель курса: ознакомление учащихся с зарождением методов работы, историческими этапами становления спецслужб, особенностями их развития, что должно способствовать пониманию и поддержке их деятельности, противостоящей внешним и внутренним вызовам.
Задачи курса:
формировать у молодого поколения ориентиры для гражданской, социальной самоидентификации в окружающем мире;
раскрыть историческую ретроспективу формирования российской правоохранительной системы, научить на основе исторических источников осмысливать исторические процессы, события и явления, развить критическое, самостоятельное, творческое мышление учащихся;
воспитать уважение к работникам спецслужб и правоохранительных органов; продолжить воспитание в духе патриотизма, уважения к Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям.
Содержание курса основывается на следующих принципах:
историзма, рассматривающем факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
объективности, который предполагает, что каждое явление будет исследоваться разносторонне, многогранно;
социального подхода, предполагающем рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм его проявления в обществе;
альтернативности, предполагающем гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Этот принцип позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, перспективные пути развития.
Соблюдение и сочетание всех этих принципов обеспечит научность и достоверность в изучении данного курса.
Программа обеспечит формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению знаний по материалу курса и выбора соответствующей сферы своей профессиональной деятельности;
понимание культурного многообразия мира, толерантность как норма отношения к другому мнению, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и мира;
усвоение гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидных связей и пр.);
использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и Интернет-ресурсов;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
владение умениями работать в группе, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию, продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех участников.
Предметные результаты изучения курса:
формирование культурно-исторических ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества;
формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения специальных служб России и мира;
развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, содержащуюся в исторических источниках;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний исторических личностей.
Проверка достижений учащихся может осуществляться в следующих формах:
работа с историческими источниками (устный и письменный ответ);
развёрнутые устные ответы на вопросы;
развёрнутый письменный ответ на заданную тему (эссе);
презентация и защита учебного проекта.
Объектом проверки являются как знания учащихся, так и деятельностные слагаемые их подготовки – умения работать с информацией, анализировать факты, оценивать события и явления и др.
Список литературы
Воронцов С.А. Спецслужбы России: учебник/ С.А. Воронцов. Ростов-н/ Дону: Феникс, 2012;
Гиляров Е.М. История государства, права и политико-правовой мысли России, в схемах. М., 2004;
Какурин Н. Военная история Гражданской войны в России 1918-1920 годов/ Н. Какурин, Н. Ковтун, В. Сухов. - М., 2004;
Линдер И. Спецслужбы России за 1000 лет. - Рипол Классик, 2008;
Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX – первая половина X в. / А.Н. Сахаров (любое издание);
Уткин А.И. Первая мировая война (любое издание).
Интернет-ресурсы
http://ihavebook.org/librarys/147/knigi-ob-otechestvennoy-razvedke-i- kontrrazvedke.html - книги об отечественной разведке и контрразведке;
http://www.gumer.info/ - сайт электронной гуманитарной библиотеки «Гумер»;
http://militera.lib.ru/ - интернет-проект «Военная литература» (собрание исторических документов, научных исследований, мемуаров, имеющих отношение к военной истории);
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
http://www.istrodina.com/- официальный сайт российского исторического иллюстрированного журнала «Родина»;
http://iremember.ru - сайт «Я помню» (воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны 1941-45 гг.);
http://www.coldwar.ru/ - сайт «Холодная война».
http://www.memo.ru/historu/ - «Мемориал: История террора» (о диссидентском движении);
http://схемо.рф - сайт схем и опорных конспектов.