Программа курса «Спецслужбы России»

0
0
Материал опубликован 2 June 2020

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ КУРС «СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИ»

Ковалева Светлана Николаевна,

учитель истории и обществознания,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аксайского района Рассветовская средняя общеобразовательная школа,

Ростовская область


Курс «Спецслужбы России» имеет профориентационную направленность для обучающихся 10 - 11 классов средней школы. Материал курса охватывает период становления, развития и деятельности органов, создаваемых для обеспечения государственной безопасности и борьбы с преступностью в широких хронологических рамках: от событий, описанных в исторических источниках X-VI вв. до н.э. до настоящего времени. Курс позволит понять историческую ретроспективу формирования российской правоохранительной системы, сложности работы специальных служб в борьбе с преступностью, защиты прав и свобод граждан.

Обществу необходимо воспитывать уважение к специальным службам, «но разрешение этой задачи будет достигнуто в том случае, если спецслужбы и правоохранительные органы будут работать при поддержке населения, под жестоким контролем власти, исключающем произвол, беззаконие и коррупцию в собственных рядах»[1]. Необходимо знать историю отечественных органов безопасности, чтобы обеспечить понимание и поддержку деятельности системы спецслужб России народом, воспитать профессиональных, неподкупных и преданных своему делу сотрудников. Поэтому данный курс значим и актуален.

Направленность курса – ознакомительно-развивающая, он ориентирован на расширение кругозора учащихся по вопросам совершенствования структуры правоохранительного сообщества России, проблемам обеспечения безопасности и борьбы с преступностью, защиты прав и свобод граждан.

Курс рассчитан на 34 часа. Основные формы работы: лекции, сообщения учащихся, семинарские занятия, работа с историческими источниками, исследовательские работы.

Цель курса: ознакомление учащихся с зарождением методов работы, историческими этапами становления спецслужб, особенностями их развития, что должно способствовать пониманию и поддержке их деятельности, противостоящей внешним и внутренним вызовам.

Задачи курса:

формировать у молодого поколения ориентиры для гражданской, социальной самоидентификации в окружающем мире;

раскрыть историческую ретроспективу формирования российской правоохранительной системы, научить на основе исторических источников осмысливать исторические процессы, события и явления, развить критическое, самостоятельное, творческое мышление учащихся;

воспитать уважение к работникам спецслужб и правоохранительных органов; продолжить воспитание в духе патриотизма, уважения к Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям.

Содержание курса основывается на следующих принципах:

историзма, рассматривающем факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

объективности, который предполагает, что каждое явление будет исследоваться разносторонне, многогранно;

социального подхода, предполагающем рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм его проявления в обществе;

альтернативности, предполагающем гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Этот принцип позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, перспективные пути развития.

Соблюдение и сочетание всех этих принципов обеспечит научность и достоверность в изучении данного курса.

Программа обеспечит формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению знаний по материалу курса и выбора соответствующей сферы своей профессиональной деятельности;

понимание культурного многообразия мира, толерантность как норма отношения к другому мнению, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и мира;

усвоение гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты:

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидных связей и пр.);

использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и Интернет-ресурсов;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

владение умениями работать в группе, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию, продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех участников.

Предметные результаты изучения курса:

формирование культурно-исторических ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества;

формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения специальных служб России и мира;

развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать информацию, содержащуюся в исторических источниках;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний исторических личностей.

Проверка достижений учащихся может осуществляться в следующих формах:

работа с историческими источниками (устный и письменный ответ);

развёрнутые устные ответы на вопросы;

развёрнутый письменный ответ на заданную тему (эссе);

презентация и защита учебного проекта.

Объектом проверки являются как знания учащихся, так и деятельностные слагаемые их подготовки – умения работать с информацией, анализировать факты, оценивать события и явления и др.


Список литературы

Воронцов С.А. Спецслужбы России: учебник/ С.А. Воронцов. Ростов-н/ Дону: Феникс, 2012;

Гиляров Е.М. История государства, права и политико-правовой мысли России, в схемах. М., 2004;

Какурин Н. Военная история Гражданской войны в России 1918-1920 годов/ Н. Какурин, Н. Ковтун, В. Сухов. - М., 2004;

Линдер И. Спецслужбы России за 1000 лет. - Рипол Классик, 2008;

Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX – первая половина X в. / А.Н. Сахаров (любое издание);

Уткин А.И. Первая мировая война (любое издание).


Интернет-ресурсы

http://ihavebook.org/librarys/147/knigi-ob-otechestvennoy-razvedke-i- kontrrazvedke.html - книги об отечественной разведке и контрразведке;

http://www.gumer.info/ - сайт электронной гуманитарной библиотеки «Гумер»;

http://militera.lib.ru/ - интернет-проект «Военная литература» (собрание исторических документов, научных исследований, мемуаров, имеющих отношение к военной истории);

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;

http://www.istrodina.com/- официальный сайт российского исторического иллюстрированного журнала «Родина»;

http://iremember.ru - сайт «Я помню» (воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны 1941-45 гг.);

http://www.coldwar.ru/ - сайт «Холодная война».

http://www.memo.ru/historu/ - «Мемориал: История террора» (о диссидентском движении);

http://схемо.рф - сайт схем и опорных конспектов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.