Программа курса внеурочной деятельности «Музыка и мы» (1 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Зыковская средняя общеобразовательная школа» г.о. Саранск РМ
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель ________ / Э.О.Плодухина ______/ Е.В.Агапова
_______/ Е.Г.Ухтинская «__» _______ ___2020 года Приказ по школе № _____
Протокол № __ от от «___» ______2020 г.
«___» _______2020 года
Программа курса внеурочной деятельности
«Музыка и мы»
(наименование курса, кружка, секции, студии, факультатива)
Общекультурное направление
(направление)
на ступени начального общего образования, 1 класс
(ступень образования/класс)
2020-2021 учебный год
(срок реализации программы)
Внеурочная деятельность «Музыка и мы»
(наименование программы)
Программу составила:
Ухтинская Елена Геннадьевна (стаж работы 29 лет, высшая квалификационная категория),
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж,
квалификационная категория)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Музыка и мы» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Данная программа способствует формированию музыкальной культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Назначение программы:
для обучающихся 1 класса:
образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, основанных на свободе выбора учащимся сфер и форм познания, деятельности и творчества, права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников:
программа определяет приоритеты в содержании начального общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования.
Рабочая программа содержит: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного курса; 2) общую характеристику учебного курса; 3) описание места учебного курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного курса; 5) планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса; 6) календарно-тематическое планирование; 7) формы контроля; 8) методические рекомендации; 9) учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию обще-интеллектуальной культуры учащихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Мин-обрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Методическое письмо МО РФ № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Музыка и мы» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачи внеурочной деятельности:
развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание);
развитие умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
формирование уровня знаний детей в области музыкальной культуры, развитие их музыкальных представлений и художественного вкуса;
воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умения работать в коллективе, настойчивости и целеустремлённости в преодолении трудностей учебного процесса, ответственности за творческий результат;
включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда;
формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта.
Цель и задачи программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Музыка и мы» соответствуют цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ «Зыковская СОШ».
Обоснование выбора программы
Музыка учит мыслить и глубже чувствовать, делает ребёнка лучше, чище, счастливее. И именно под воздействием музыкального воспитания способны раскрыться творческие способности детей. Огромный интерес вызывает у детей вокальное пение. Оно развивает музыкальный ритм, память, вырабатывает исполнительские навыки. Пение - это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка и мы» поможет первоклассникам творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Нет человека, который не любит музыку. Сердце каждого ребенка открыто для музыки. Надо только верить, что все дети талантливы.
Очень важно, какую мы предлагаем музыку детям. Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, незаметно для себя оказывается на пути, который приведет его к пониманию всего лучшего. Пройти этот путь позволяет тесная связь музыки с жизнью, с другими видами искусства. Музыка должна пробуждать в ребёнке чувство радости, стремления двигаться, улыбаться. Ведь именно те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее.
Новизна программы заключается в том, что она позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность дополнить и расширить содержание предметной образовательной области «Музыка». Программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей младших школьников.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа предназначена для:
развития музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, восприимчивости, способности к сопереживанию;
раскрытия творческих способностей в различных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений);
повышения уровня знаний в области музыкального искусства своего народа и других народов.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение программы «Музыка и мы» проводится в 1 классе. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:
1 класс - 1 час в неделю, 33 часа в год.
Итого: 33 часа.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
- Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству.
- Приобщение учащихся к шедеврам музыкальной культуры – народному музыкальному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира.
- Воспитание патриотических чувств, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно – нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье.
- Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
При составлении программы и методики её реализации были учтены принципы реализации внеурочной деятельности такие как:
Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.
Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.
Отличительными особенностями программы являются:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного искусства и вокал);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Формы и методы обучения:
Форма занятий - групповые и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, концерты и праздники.
Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Важной формой занятий в данной программе являются встречи с музыкантами нашего города Саранска, учащимися школы Искусств № 7, просмотр музыкального спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, мультфильмов, посещение театров, концертов, отзывы о просмотренных концертных программах, спектаклях.
Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- хоровое и ансамблевое пение;
-дыхательная гимнастика;
-слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- элементы импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации;
- музыкально-дидактические игры;
-элементарное музицирование на простейших ударно-шумовых инструментах.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (мультимедиа);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ).
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;
- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- самостоятельно включаться в творческую деятельность;
- осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели;
- осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
Предметные результаты реализации программы
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
- строить музыкальную деятельность в разных жанрах;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА «МУЗЫКА ВОКРУГ ТЕБЯ»
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | |
1. | Разбуди свой голосок. | 4 | |
2. | Музыкальный калейдоскоп. | 27 | |
3. | Ярмарка талантов. | 2 | |
ИТОГО: | 33 |
Тематическое планирование занятий курса «Музыка и мы».
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | |
1 раздел. Разбуди свой голосок (4 часа) |
| ||
1.1. | Введение. | 1 |
|
1.2. | Знакомство с голосовым аппаратом. | 1 |
|
1.3 | Вокально-хоровая работа. Певческая установка. Дыхание. | 1 |
|
1.4. | Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры. Распевки. | 1 |
|
2 раздел. Музыкальный калейдоскоп (27 часов) |
| ||
2.1. | Детский фольклор: потешки, дразнилки, скороговорки, колыбельные. | 1 |
|
2.2. | Песенки из мультфильмов. | 1 |
|
2.3. | Осень: поэт, художник, композитор | 1 |
|
2.4. | Что у осени в корзинке? | 1 |
|
2.5. | Музыкальные игры и загадки. | 1 |
|
2.6. | Мы школьниками стали! | 1 |
|
2.7. | «А теперь пора и нам песню спеть для наших мам». | 1 |
|
2.8. | Зима: поэт, художник, композитор. | 1 |
|
2.9. | Новогодний карнавал. Хороводные песни и шутки. Игры. | 1 |
|
2.10. | Обрядовые песни. Обряд «колядование». Рождественские песни-колядки. | 1 |
|
2.11. | Россия – Родина моя. | 1 |
|
2.12. | Русская песня. | 1 |
|
2.13. | Мой папа – хороший. | 1 |
|
2.14. | Весна: поэт, художник, композитор. | 1 |
|
2.15. | Мамин день 8 марта. | 1 |
|
2.16. | Музыкальная страна. | 1 |
|
2.17. | Музыкальные инструменты от древности до современности. | 1 |
|
2.18. | Краски музыки и голоса. | 1 |
|
2.19. | Необычные звуки и голоса. | 1 |
|
2.20. | Весело – грустно. | 1 |
|
2.21. | Оркестр. Виды оркестров. | 1 |
|
2.22. | Волшебный перестук. Ударно-шумовой оркестр. | 1 |
|
2.23. | Дружба крепкая не сломается. | 1 |
|
2.24. | Добрым быть совсем не просто. | 1 |
|
2.25. | Музыкальная шкатулка. | 1 |
|
2.26. | Пусть всегда будет солнце! | 1 |
|
2.27. | Лето: поэт, художник, композитор. | 1 |
|
3 раздел. Ярмарка талантов (2 часа). |
| ||
3.1. | Споемте вместе, друзья! | 1 |
|
3.2. | Ярмарка талантов. | 1 |
|
Итого: 33 часа. |
|
Содержание программы курса «Музыка и мы»
Курс программы внеурочной деятельности «Музыка и мы» в 1 классе состоит из 3 разделов.
1 раздел – «Разбуди свой голосок» – 4 часа.
Введение. – 1 ч.
Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения. Инструктаж по технике безопасности. Форма: занятие-беседа.
Знакомство с голосовым аппаратом. – 1 ч.
Что такое голос? Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса. Форма: занятие-знакомство.
Вокально-хоровая работа. Певческая установка. Дыхание. – 1 ч.
Фонетические упражнения для развития певческого голоса – артикуляционная гимнастика, интонационно - фонетические упражнения. Дидактические игры: «Озвучь голосом», «Давайте познакомимся», «Что любят артисты? Что любят зрители?», « Как мы зрителями стали», «Звуки шумовые и музыкальные», «Что шумит, а что звучит». Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
Вокальные приемы: звукоизвлечение, звуковедение. Голосовые игры.
Распевки. – 1 ч.
Фонетические упражнения для развития певческого голоса – артикуляционная гимнастика, интонационно - фонетические упражнения. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
2 раздел – «Музыкальный калейдоскоп» – 27 часов.
Детский фольклор: потешки, дразнилки, скороговорки, колыбельные. – 1 ч. Знакомство с разными жанрами фольклора, особенностями их исполнения. История возникновения потешек, дразнилок, скороговорок, колыбельных песен. Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
Песенки из мультфильмов. – 1 ч.
Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов. Игра «Угадай мелодию». Форма: занятие-путешествие (игровая деятельность).
Осень: поэт, художник, композитор. – 1 ч.
Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени. Форма: интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Что у осени в корзинке? – 1 ч.
Песни о дарах осени. Значение и содержание. Разучивание и исполнение. Разучивание танцевальных движений. Форма - групповые игры, сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
Музыкальные игры и загадки. – 1 ч.
Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок. Игра «Грустно-весело»,
«Семь нот», « Составь мелодию», « Угадай музыку по ритмическому рисунку», « Начерти ритм по прослушанному музыкальному фрагменту», «Сочини мелодию на четверостишие», « Сочини стихи на данный музыкальный фрагмент». Форма: практическая, дидактические и музыкальные игры.
Мы школьниками стали! – 1 ч.
Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках. Форма - групповые игры, сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
«А теперь пора и нам песню спеть для наших мам». – 1 ч.
Разнообразие песен о маме. Развитие эмоциональной сферы детей через исполнение песен о маме. Форма - групповые игры, сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
Зима: поэт, художник, композитор. – 1 ч.
Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года - зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме. Как композиторы рисуют музыкой холодное время года. Разучивание песен о зиме. Форма: интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Новогодний карнавал. Хороводные песни и шутки. Игры. – 1 ч.
Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран. Форма: занятие – путешествие по странам (игровая деятельность).
Обрядовые песни. Обряд «колядование». Рождественские
песни-колядки. – 1 ч.
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово. Рождественские славянские песнопения и колядки. Роль обрядовых песен в жизни русского человека в старину и в современное время.
Инсценировка песен, разучивание колядок. Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
Россия – Родина моя. – 1 ч.
Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка». Форма: познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
Русская песня. – 1 ч.
Песни о родном крае. Показать красоту русской народной песни. Развитие вокально-хоровых навыков, коллективное сотрудничество. Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
Мой папа – хороший. – 1 ч.
Показать способность музыки выражать черты характера, отношение к человеку. Разучивание песен о папе. Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
Весна: поэт, художник, композитор. – 1 ч.
Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года - весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне. Разучивание песен и закличек о весне. Форма: интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Мамин день 8 марта. – 1 ч.
Разучивание песен для мам к 8 марта. Показать школьникам способность музыки передать чувство покоя, нежности, доброты и ласки, образ мамы. Форма: сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
Музыкальная страна. – 1 ч.
Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация. Форма: занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
Музыкальные инструменты от древности до современности. – 1 ч.
Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века. Форма: занятие – погружение, исследование.
Краски музыки и голоса. – 1 ч.
Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух. Форма: занятие – исследование.
Необычные звуки и голоса. – 1 ч.
Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц. Форма: занятие-экскурсия (игровая деятельность).
Весело – грустно. – 1 ч.
Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело - грустно). Форма: занятие – рассуждение.
Оркестр. Виды оркестров. – 1 ч.
Знакомство учащихся с различными видами оркестров, историей их возникновения, их отличиями. Способствовать развитию у учащихся музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха и воображения. Форма: занятие – знакомство. Волшебный перестук. Ударно-шумовой оркестр. – 1 ч.
Знакомство с разнообразием народных инструментов: погремушки, колокольчики, постукалки, трещетки, румбы, рубель, коробочка, ложки. «Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Импровизация на музыкальных инструментах. Форма: музыкально-театрализованные упражнения, конкурс «Шумовые и музыкальные загадки», «Шумовой оркестр».
Дружба крепкая не сломается. – 1 ч.
Слушание и разучивание песен о дружбе. В. Шаинский «Улыбка». Б. Савельев «Настоящий друг». Г. Гладков «Песня друзей». В. Комаров «Человек собаке друг». М. Зива «Кто людям помогает» (Песенка Шапокляк.) З. Компанеец «Всем нужны друзья».
Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
Добрым быть совсем не просто. – 1 ч.
Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте. Форма: групповые игры, сольное и хоровое пение.
Музыкальная шкатулка. – 1 ч.
Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах. Форма - занятие – знакомство.
Пусть всегда будет солнце! – 1 ч.
Расширить знания детей о празднике 9 мая, о том, как защищали свою Родину люди в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны. Разучивание детских песен военной тематики. Форма: сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
Лето: поэт, художник, композитор. – 1 ч.
Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года - лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
Форма: интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
3 раздел – « Ярмарка талантов» – 2 часа.
Споемте вместе, друзья! – 1 ч.
Подготовка к музыкальному концерту из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Форма: сольное и хоровое пение с использованием музыкально – сценического действия.
Ярмарка талантов. – 1 ч.
Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения. Форма: музыкальный концерт.
В результате освоения данного курса обучающийся должен:
Знать /понимать:
Что такое музыка.
Чем отличается музыка от других видов искусств.
С чего зародилась музыка.
Какие виды музыкальной деятельности существуют.
Кто создаёт музыкальные произведения.
Элементарные музыкальные средства исполнения.
Что такое вокальное исполнение (соло, ансамбль).
Нормы поведения на сцене и в зрительном зале.
Уметь:
Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
Импровизировать на элементарных музыкальных инструментах.
Различать народную и профессиональную музыку.
Выразительно исполнять вокальные произведения.
Концентрировать внимание.
Эмоционально откликаться на музыку, передавать ее пластическими движениями, импровизировать.
Накапливать впечатления от знакомства с различными жанрами музыкального искусства.
Приобретать навыки:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного музыкального мастерства.
3. Образного восприятия музыкального произведения.
4. Коллективного творчества, импровизации.
7. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.
Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
В начале и в конце учебного года проводится диагностика учащихся. Для анализа результатов используется единая 10-бальная система оценивания для всех видов подготовки. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: качество исполнения изучаемых на занятиях песен, попевок, распевок и работы в целом; уровень творческой деятельности. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.
8.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Прежде чем приступить к работе над воспитанием вокальных навыков необходимо приучить детей принимать правильную певческую установку, следить, чтобы они держались не напряжённо. При пении стоя и сидя корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, голова держится «гордо», подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечит удобное положение всего дыхательного и звукообразующего аппарата, так как гортань при этом будет располагаться как бы на прямой оси. При пении сидя, ноги всей ступнёй стоят на полу, руки лежат на коленях. При пении стоя, руки спокойно опущены. Певческая установка организует самый процесс пения и прежде всего дыхания.
1. Певческое дыхание.
Дыхание в пении имеет исключительные значение- это источник энергии для возникновения звука. Как дети, так и взрослые пользуются при пении дыханием, с преобладанием грудного, то брюшного типа. При этом дыхании в той или иной мере участвуют все отделы дыхательного аппарата. Следует помнить, что певческое дыхание вырабатывается только в активном певческом процессе. Самым верным критерием оценки правильности дыхания служат слуховые и мышечные ощущения, красивый, полётный звук, связанный со свободным, равномерным дыханием - есть результат естественной координации систем, участвующих в голосообразовании.
Особую роль в пении играет организация вдоха и выдоха. Оба эти момента теснейшим образом связаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. Ребёнок должен освоить вдох перед началом пения. Различный характер дыхания в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения, различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но тоже активное в медленных). Расходовать дыхание так, чтобы его хватало до конца фразы. Сначала в песнях с короткими фразами, разделительными паузами (цезурами), или заканчивающиеся на долгом звуке.
2. Звукообразование, дикция, артикуляция.
Педагог должен научить детей петь естественным, лёгким, звонким, но не напряжённым звуком. Пользоваться в основном мягким началом звукообразования (мягкая атака звука), петь активно (не крикливо, мягко, но не вяло). Ясно выпевать гласные звуки, одновременно округляя их звучание. Так как пение осуществляется только на гласных, то именно на них вырабатываются все вокальные качества голоса (тембр, сила, точность интонирования, регистровая ровность) и техника. Естественно красивое формирование гласных безусловно поможет создать спокойное, устойчивое положение гортани и дыхания. Согласные в пении должны произноситься предельно кратко, так как многие из них требуют значительного выдоха или активного движения языка. Именно эти причины и указывают на краткость, чёткость произношения согласных. Итак, гласные должны звучать полно, широко, а согласные – чётко, энергично, коротко.
Для решения всех вокальных задач на начальном этапе работы по развитию и формированию певческих навыков используются артикуляционная гимнастика, фонетические упражнения, вокальные упражнения.
Развитие творческих способностей обучающихся пению проходит поэтапно:
- выявление природных данных;
- обучение, развитие определённых навыков и умений;
- организация творческой деятельности.
Прежде чем приступить к занятиям, следует внимательно прослушать ребёнка, определить наличие музыкального слуха, вокальные возможности, чувство ритма.
При прослушивании:
- ребёнок должен пропеть несложную песню без сопровождения;
- пропеть знакомую мелодию с сопровождением;
- повторить заданный ритм;
-найти на клавиатуре звук, сыгранный педагогом.
Уровень развития музыкальных способностей обучающихся неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие-менее; есть дети способные, но стеснительные. Необходимо поощрять и развивать ребёнка, а не исправлять недостатки. Для активизации творческой деятельности детей следует использовать дифференцированный подход с учётом возрастных, психофизических особенностей ребёнка. В основе обучения лежит наглядный метод, повторность и образно-игровой материал.
Работая с детьми нельзя забывать об охране детского голоса. К началу обучения пению у ребёнка в 7- летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца находится, как правило, ещё в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются неполно, между ними остаётся небольшая щель во всю их длину.
У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении дети делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным. Этому же способствует рациональное и физиологическое оправданное певческое воспитание.
Рабочий диапазон голоса ребёнка 7 лет между ре первой и ре второй октавы. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этого возраста.
Для развития певческого аппарата необходимо:
- распевать детей в естественной для них тесситуре, избегая напряжённого звучания;
- добиваться чистоты и непосредственности в интонировании.
9. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиографический список для занятий.
Для педагога:
1.А. Абелян. Сборник песен «Как Рыжик научился петь».
2. И. Д. Агеева. Занимательные материалы по музыке, кино, театру. Методическое пособие. Москва, 2006 г.
3. Ю. Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя- музыканта. Москва, 2002 г.
4. Акентьева Л. В. Нотки спрятались в словах / Л.В.Акентьева. – Ростов на Дону: Феникс, 2010.-32с.: ил.- (Мои первые ноты).
5. Т. Е. Вендрова «Пусть музыка звучит» – Москва “Просвещение” – 1990 г.
6. Д. В. Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников.
Груздова И. В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей / 7. И.В.Груздова, Е.К. Лютова, Е.В.Никитина. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 254с. – (Мир вашего ребёнка).
8. Домогацкая И. Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. -142 с.
9. Евсеева Ю.В. До-ре-ми-фа-солька: Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – СПб.: КАРО, 2009.-96 с.: ил.
10. В. Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург – 2000 г.
11. С. Железнов, Е. Железнова. Азбука - потешка. Русские потешки и считалки с нотками - картинками. Москва, 2001 г.
12. Д. Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» –Москва “Просвещение” – 1999 г.
13. Каплунова И. М., Новосельцева И. А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
14. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.
15. Л.В. Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2014г.
16. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.
17. Т. Н. Образцова. Музыкальные игры для детей. Москва, 2005 г.
18. Е. М. Пекерская. Сборник «Вокальный букварь». Кемерово, 2006 г.
19. «Первые уроки музыки и творчества». Автор: Е.И.Юдина, Москва "Аквариум" – 1999 г.
20. «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. Автор: Домогацкая И.Е., 2003г.
21.«Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений». Авторы: Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов, М.«Просвещение», 2011г.
22. «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А. 1997 г .
23. Сычёва М. А. Первые уроки музыки: учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ (теория решения изобразительных задач) для музыкальных руководителей / М.А.Сычёва. - Ростов на Дону : Феникс, 2009.-362с.6ил. - (Сердце отдаю детям).
24. М. Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н. Стрельниковой - Москва "Метафора" – 2005г.
25. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества» – Москва “Аквариум” – 1999.
Для воспитанников и родителей:
1.«Музыкальный букварь», автор И. В. Кошмина – М.:ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005 г.
2. «Первые шаги в музыке». Авторы: Конорова Е., Андреева М. – М.: «Советский композитор», 1991 г.
3. Поёт детская хоровая студия «Веснянка»: песни для детей младшего, среднего и старшего возраста: Учебно-методическое пособие/ Авторы-составители Л.П. Дугакова, Л.В. Алдакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г.
4. «Путешествие по Музыкальной стране». Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996 г.
5. «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы: Басина Н.Э., Суслова О.А. – М.: Линка-Пресс, 1997 г.
6. «Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов». Авто: Струве Г. – М., 1988 г.
Перечень Интернет-ресурсов
http://www.uchportal.ru/load/46
http://www.junradio.com/publ/normativnye_dokumenty/pravovoe_regulirovanie/metodicheskij_konstruktor_vneurochnoj_dejatelnosti/4-1-0-47
http://life-school.ucoz.ru/index/fgos_vneurochnaja_dejatelnost/0-159
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i-formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkakh
http://www.ikt.oblcit.ru/115/Kazanzeva/project/p4aa1.html
https://music.yandex.ru/album/670796
https://music.yandex.ru/artist/218233/tracks
Детям о музыке – www.muz-urok.ru
Искусство слышать – www.iskusstvo.my1.ru
Классическая музыка – http://classic.ru
Мультфильмы для уроков музыки – www.musicandi.ru/cartoon_film
Технические средства обучения.
1. Проектор.
2. Интерактивная доска.
3.Компьютер.
4. Классная доска.
5.Музыкальный центр (караоке).
6. Магнитофон, микрофоны.
7. Детские музыкальные инструменты.
Экранно-звуковые пособия.
1.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
2.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
3. Записи фонограмм детских песен, народных наигрышей и т.п.
4. Запись пения птиц, звуков природы.
5. Собственные презентации по темам занятий: «Фольклор», «Песенки из мультфильмов», «Что у осени в корзинке», «Музыкальные игры, ребусы, загадки», «Зима: поэт, художник, композитор», «Новогодний карнавал», «Рождество Христово», «Россия – Родина моя», «Весна: поэт, художник, композитор», «Музыкальные инструменты», «Оркестры», «Дружба крепкая не сломается», «Добрым быть совсем не просто», « Праздник со слезами на глазах», «Лето: поэт, художник, композитор».
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
1. Портреты композиторов и художников.
2. Репродукции картин.
Игры и игрушки.
1. Карточки с ребусами, кроссвордами, загадками и т.п.
2. Дидактические материалы (наборы картинок: инструменты, портреты композиторов, репродукции картин).
3. Настольные развивающие игры.
Оборудование класса.
1. 1. Ученические столы двуместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения печатных изданий, дидактических материалов, пособий и т.д.
Наименование программы | «Музыка и мы» |
Направление | Общекультурное направление. |
Форма | Внеурочная деятельность "Музыка и мы". |
Тип программы | Комплексная образовательная программа. |
Составители программы | Ухтинская Елена Геннадьевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория. |
Целевая группа | Учащиеся 7 – 8 лет. |
Цель программы | Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность. |
Задачи программы | развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма; формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание); развитие умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; формирование уровня знаний детей в области музыкальной культуры, развитие их музыкальных представлений и художественного вкуса; воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умения работать в коллективе, настойчивости и целеустремлённости в преодолении трудностей учебного процесса, ответственности за творческий результат; включение школьников в активную творческую деятельность с последующим оцениванием «продукта» своего труда; формирование у детей интереса к музыке, накопление музыкально-творческого опыта. |
Принципы программы | Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность. Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей. Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования. Системная организация управления учебно-воспитательным процессом. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой. |
Сроки реализации | 1 год. |
Режим занятий | 1занятие в неделю по 35 минут. |
Ожидаемые результаты | Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений: - эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения; - эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; - уважение к чувствам и настроениям другого человека. Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия: - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; - выполнять действия в устной форме; - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия: - самостоятельно включаться в творческую деятельность; - осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели; - осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах. Коммуникативные универсальные учебные действия: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; - использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; - следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности. Предметные результаты реализации программы - наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках); У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя; - развитие познавательных интересов, учебных мотивов; - уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов. Обучающийся получит возможность для формирования: - эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им; - строить музыкальную деятельность в разных жанрах; - чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой. |
Формы подведения итогов реализации программы | Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы. |