Программа лагеря дневного пребывания для младших школьников и подростков «Я, семья, страна и мир»

4
0
Материал опубликован 3 June в группе


                   Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №154 г. Челябинска»


454128, г Челябинск, ул. С.Юлаева д13, тел 8(351) 795-56-44; факс 795-50-05

e-mail: mou154@mail.ru






Программа

лагеря дневного пребывания для младших школьников и подростков

«Я, семья, страна и мир»



t1717394048aa.jpg



г. Челябинск, 2024  




Информационная карта программы


Наименование программы

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Я, семья, страна и мир»

Название организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №154 г.Челябинска»

Автор программы

Начальник ЛОК, заместитель директора по ВР Урванцева Н.Л.; учитель начальных классов Долгих Т.В.

Адресат  проектной деятельности

Дети от 7 лет до 14 лет (в том числе дети из многодетных, неполных, малообеспеченных семей, дети, состоящие на всех видах учета)

Нормативные документы

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

-  Конвенцией ООН о правах ребенка;

- Конституцией РФ;

-  Законом РФ «Об образовании»;

-  Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г.

-  Трудовым кодексом Российской Федерации от 01.01.2001г.

-  Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г.

-  Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 01.01.2001 г. № 000.

Количество мест

150 человек

Цель

Создание гибкой, открытой личностно-ориентированной социокультурной среды, способствующей оздоров­лению, отдыху и становлению ребенка как активного субъекта разнообразных видов деятельности, педагогической поддержке его личности.

Задачи

-  развитие воспитательных функций образовательного учреж­дения в период летних каникул;

-  укрепление взаимодействия различных субъектов социаль­ного воспитания личности и развитие различных форм их взаи­модействия;

-  активное внедрение в педагогическую практику инноваци­онных технологий, форм и методов социального воспитания лич­ности;

-  воспитание детей и подростков на основе современных
принципов личностно-ориентированной системы воспитания;

-  знакомство с семейными традициями их неразрывной связью с
традиционными ценностями страны

Сроки реализации

Реализация программы будет проведена в течение июня 2024 года (1 лагерная смена-18 рабочих дней)

Целевые группы

Дети от 7 до 14 лет

Основные направления

программы

- Патриотическое

- Художественно-эстетическое

- Спортивно-оздоровительное

- Культурно-нравственное

- Экологическое

- Самоуправление

 

Ожидаемые конечные

результаты

-  Мотивация на сохранение и поддержание здоровья.

-  Реализация индивидуальных способностей.

-  Обогащение имеющихся и приобретение новых знаний, умение социально продуктивно организовывать свой досуг.

- Виденье перспектив собственного развития.

 

                                          
















Содержание программы



 

1.     Пояснительная записка

2.      Обоснованность, актуальность и важность программы

3.      Цели и задачи

4.       Ожидаемые результаты

5.  Методическое сопровождение программы

6.  Организация взаимодействия с социумом

7.  Кадровое обеспечение

8.  Схема управления программой

9. Учебно-методическое оснащение программы

10. Механизм реализации программы

11. Календарный план работы

12. Режим дня лагеря


 

 

 

 

 






























 

 

 

 







\







Пояснительная записка




 

«Воспитывать – значить

организовывать жизнь;

в правильной жизни

правильно растут дети»

Л. С. Выготский

 

         Государство признает детство важным этапом жизни человека,

исходит из принципа приоритетности подготовки детей к полноценной

жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой

активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности и защищает права детей на отдых и оздоровление. 

На территории Петровского муниципального округа в целом сложилась и

действует система организации отдыха и оздоровления детей, в которой учитывается многолетний опыт работы и инновационные разработки последних лет. Работа   направлена на повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями отдыха и оздоровления детей, в том числе   ориентирована на интересы и потребности детей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также в занятиях физической культурой, спортом, туризмом.

Наиболее доступной, а потому и наиболее популярной формой организации детского отдыха в период летних каникул являются лагеря с дневным пребыванием детей. Лагерь дневного пребывания как временное детское объединение обладает целым рядом специфических особенностей, обеспечивающих уникальную ситуацию для активной социализации и развития ребенка:

насыщенность и многообразие общения, отношений и деятельности;           

интенсивность процессов развивающего общения, многообразие и вариативность взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми в разнообразных видах деятельности;

принятие членами временного детского объединения ценностно-ориентированных форм и норм поведения, отношений и деятельности в контексте профильности лагеря;

высокая эмоциональность и богатая окрашенность жизнедеятельности временного детского объединения.

Все это создает определенную воспитывающую среду – совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.

Разноплановая деятельность: и образовательный процесс, и созидательный труд, и отдых дают возможность каждому проявить себя в любой сфере, открыть себя с новой стороны. Кроме того, немаловажным фактором является система взаимоотношений педагога со своими учениками в условиях лагеря. Это не авторитарные, а основанные на товарищеском общении и дружбе в процессе совместного труда и досуга, отношения партнерства.

 

Обоснованность программы

 

          В системе непрерывного образования летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для организации досуга детей, укрепления их физического, психологического здоровья, развития их творческого потенциала.

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Летний отдых детей в МАОУ«СОШ №154 г.Челябинска»

организуется уже в течение многих лет в пришкольном лагере. Его работа ежегодно осуществляется по отдельной программе, выбор которой определяется рядом факторов, среди которых на первом месте социальная значимость.

Программа летнего пришкольного лагеря «Я, семья, страна и мир»- это социально-образовательный проект, в основе которого лежит использование широкого межсетевого взаимодействия с социокультурными, спортивными и другими организациями, играющими важную роль в становлении и развитии ребенка.

 

Актуальность и важность программы

 

        Программа «Я, семья, страна и мир» представляет собой комплекс мероприятий по особо значимым разделам.

 Раздел «Я - личность» направлен на  развитие социально активной личности ребёнка на основе духовно-нравственных  ценностей и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, формированию интереса ребёнка к дальнейшему участию в проектах Российского движения детей и молодёжи.

 Раздел «Год семьи»,  направлен  на укрепление семейных ценностей, поднятие престижа семьи в современном обществе. Сегодня, когда подрываются основы семьи и брака, необходимо воспитывать детей в духе патриотизма, гуманизма, уважения к старшему поколению, понимания лучших семейных, исторических, культурных и национальных традиций, веры в добро и справедливость.   Главная ценность семьи – это духовное объединение людей. Семья – это первый институт социализации личности ребенка, первый шаг по его вхождению в большой, взрослый мир.  

  Семья и семейные ценности - это способ формирования ключевых, личностных компетентностей через педагогику сотрудничества, создание ситуации успеха, использование технологий проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, метода проекта.

  Раздел «Герои рядом», направлен на формирование у детей патриотизма, чувства гордости за сохранение истории, культуры Родины, уважения и признания заслуг соотечественников в защите своей отчизны.

  Показать на примере доблестных героев прошлого и современности, что настоящие герои живут рядом, что мужество, храбрость, любовь к Родине – это качества патриота и настоящего гражданина России; подчеркнуть важность вклада воинов России в защиту истинных российских ценностей, суверенитета и культуры страны; активизировать добровольческую деятельность школьников в поддержку военнослужащих-участников СВО.

 

  Социальная значимость программы


     Социализация ребенка в детских летних лагерях, организованных на базе школы процесс двусторонний.  Ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих.  В лагере   организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, образовательная и т.д.).   Каждый может стать участником всех, запланированных дел лагеря, что позволяет ребенку максимально проявлять себя разносторонне и творчески. В  лагере происходит постоянный анализ всего, что делается, в том числе и участия каждого в жизни лагеря, а также самоанализ.    

Лагерь   создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей детей, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений.   Процесс социализации ребенка в лагере эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых.   Социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в детском летнем лагере организованного на базе школы велико по многим причинам:

 - жизнедеятельность в лагере - это добровольная практическая деятельность с целью самовыражения, самоутверждения и удовлетворения интересов;

- деятельность выполняет роль регулятора интересов и способностей личности, дает возможность проявления социальной, творческой активности детей, является сферой их самоутверждения в различных видах деятельности;

-   деятельность в свободное время ребенок воспринимает как удовольствие, что развивает инициативу, фантазию, воображение.


Перспективность программы


     Для того, чтобы программа осуществлялась успешно, необходимо создать условия, чтобы каждый участник процесса нашел своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предлагаемых мероприятиях. Для этого разработаны критерии эффективности:

- постановка реальных целей и планирование результатов программы;

- благоприятный психологический климат в коллективе;

- удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;

- творческое сотрудничество взрослых и детей через игровые методики проведения мероприятий;

- проведение диагностической работы.


Сроки и участники реализации программы


         Программа реализуется в течение одной лагерной смены, 18 дней (с 28 мая по 21 июня 2024 года). Основной состав лагеря – это обучающиеся образовательного учреждения в возрасте от 7 до 14 лет. В лагере отдыхают 150 человек. Работают 15 воспитателей, 1 педагог- организатор, 1 инструктор физвоспитания, 1 медицинский работник

       При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных , неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.


Организационно- педагогическое  обеспечение


В реализации программы участвуют:

-         педагоги-организаторы;

-         педагоги дополнительного образования.

Для реализации программы привлекаются педагоги дополнительного образования, социальное окружение (библиотекарь, медицинские работники, работники правопорядка, работники социальной службы).


 

Материально-техническое обеспечение


спортивная площадка школы, оборудованная детская площадка;

фойе школы для проведения культурно-массовых мероприятий;

помещения для занятий творческих объединений;

материалы для оформления и творчества;

наличие канцелярских принадлежностей;

настольные игры, спортивный инвентарь;

музыкальная аппаратура, видеотехника;

призы, грамоты для стимулирования.

 

 

Инновационные – образовательные технологии


     Основу организации жизнедеятельности детского лагеря составляет познавательная деятельность (интеллектуальные игры, мозговые штурмы, отрядная рефлексия); практическая деятельность (занятие спортом, кружки, экологические активности); досуговая деятельность (игры, флешмобы, творческая деятельность, конкурсы, путешествия, экскурсии и т.д.).


                      Механизм реализации программы

    1.Подготовительный:

- подбор кадров;

- подготовка методических материалов;

- подготовка материально-технической базы.

   2. Организационный:

-формирование отрядов;

-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

-оформление уголков отрядов.

   3. Основной

- образовательная деятельность;

- оздоровительная деятельность;

- культурно-досуговая деятельность;

- методическая работа с воспитателями, вожатыми.

   4. Заключительный

-закрытие смены (последний день смены);

-сбор отчетного материала;

-анализ реализации программы и выработка рекомендаций.


 Образовательная деятельность в рамках смены позволяет популяризовать полезную, развивающую и обогащающую форму жизнедеятельности человека, семейные ценности, воспитание патриотизма.

     Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

      Культурно- досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов;   игровые программы …. )

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.


Кадровое обеспечение программы


1.     Начальник лагеря.

2.      Вожатый-воспитатель

3.      Воспитатель

4.     Медицинский работник

Подбор начальника лагеря, воспитателей, вожатых проводит администрация школы. Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых учащихся, несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены лагеря.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и воспитатели  отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

Педагогической основой программы является игра. В течение смены дети выполняют различные задания участвуя в событиях смены. За правильно выполненные задания они получают кирпичики. Это прямоугольники из картона в форме кирпичика. Из кирпичиков за время смены, отряды должны выстроить дом. Победителем в конце смены становится отряд, который раньше других закончит строительство.


                                    Схема управления программой


       Для организации работы по реализации программы смены:

- проводятся ежедневные планерки воспитателей;

- составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;

 - сотрудники  обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.

- проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.

     В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп  (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней).

Предполагаемый результат:

·  Мотивация на сохранение и поддержание здоровья.

·  Реализация индивидуальных способностей.

·  Обогащение имеющихся и приобретение новых знаний, умение социально продуктивно организовывать свой досуг.

·  Виденье перспектив собственного развития.











Ожидаемые результаты


Освоение новых методов и форм организации совместной каникулярной жизнедеятельности детей и взрослых в условиях лагеря. Творческая самореализация детей. Улучшение физического здоровья и развитие физического потенциала участников смены. Возникновение новых дружеских и культурных связей. Расширение и углубление знаний детей в области культуры своего народа.

Способы оценки результативности реализации программы

В течение лагерной смены предусматривается организация всех видов анализа: проведённого дела, пережитого дня, стиля взаимоотношений, работы органов самоуправления, участия в жизнедеятельности лагеря. 






























Учебно-методическое оснащение программы


1.  Волков творческих способностей ребенка, помощь в профессиональной ориентации. С-Пб., 1998.

2.  От сердца к сердцу. Мастерская ценностных ориентаций для педагогов и школьников. С-Пб.: Изд-во «Паритет», 2003.

3.   Шубин выживания. М.: Изд-во «Знание», 1995.

4.   Усольцева конструктивного общения. Новосибирск, 1999.

5.  Иванова Е. Возможности проявления самостоятельности подростка в условиях детского лагеря. Самара, 2000.

6. Лаврова -спортивные игры. Волгоград: Изд-во «Учитель», 2009.

7.  Педагогика школьных каникул / под ред. М.: «Академический проект», 2003.

8.  Средства и факторы педагогической поддержки социального развития подростка в условиях временного детского объединения / Материалы научно – практической конференции. Изд-во: ВДЦ «Орленок», 2000г.

9.  Такое шикарное лето. Изд-во ВДЦ «Орленок», 2009.

10.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения / Практическое пособие в 4 томах. М.: Изд-во «Генезис», 2000.

11.  Фришман взаимодействие в детских объединениях. Ярославль, 2001.

12.  Хуснутдинова И. Кипарис. Изд-во ВДЦ «Орленок», 2009.

13.  Целищева досуг в детском коллективе / Учебно-методическое пособие. Минск, 2003.

14.  Шмаков на отдыхе (прикладная энциклопедия учителю, вожатому, воспитателю). М., 2001.

15.  Щуркова методики. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2008.

 16. «У каждого времени свои герои». Землякам, погибшим в ходе СВО, посвящается https://yandex.ru/video/preview/9980852584239229978 17. Марш прощание славянки ПОБЕДА БУДЕТ ЗА НАМИ!!! https://dzen.ru/video/watch/624b3cb242b6d465f446747a?f=d2d 18. Героям РОССИИ посвящается (Шаман)

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей