Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе школы «Солнышко» (1–4 класс)

9
2
Материал опубликован 10 May 2022 в группе


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Зыковская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено:

На заседании

педагогического совета школы

Протокол №___ от ____________



Утверждаю:

Директор МОУ «Зыковская

средняя школа»

__________________ Е.В. Агапова

Приказ № _________ от ______________





Программа

летнего лагеря с дневным пребыванием

детей (экологическое направление)

на базе МОУ «Зыковская средняя

общеобразовательная школа»

«Солнышко»

t1652191382ab.jpg

                                            Автор – составитель:

                                                      учитель начальных классов

                                                                             Ухтинская Е.Г.


2022г.


Содержание


1. Информационная карта программы _________________________________ 3

2. Пояснительная записка ______________________________________________4

2.1 Актуальность программы____________________________________________5

2.2 Новизна программы ________________________________________________5

3.Краткая характеристика участников программы___________________________5

4.Цели и задачи программы______________________________________________6

5. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены___7

6. Предполагаемые результаты программы.________________________________8

7. Критерии эффективности программы ___________________________________8

8. Критерии оценивания_________________________________________________9

9. Механизм реализации программы______________________________________9

10. Содержание и направления реализации программы_______________________10

11. Педагогические принципы программы_________________________________14

12. Условия реализации программы ______________________________________14

12.1. Материально-техническое обеспечение ______________________________14

12.2. Нормативно-правовые условия______________________________________14

12.3. Кадровое обеспечение _____________________________________________15

13. Содержание программы.____________________________________________15

14. План – сетка мероприятий летнего лагеря с дневным пребыванием детей____19

15. Режим дня _________________________________________________________21

16. Инструктажи по технике безопасности для воспитанников ________________21

17. Ожидаемые результаты, диагностика ___________________________________22

18. Используемые источники ____________________________________________23

 



1. Информационная карта программы

1

Полное название

программы

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «Зыковская СОШ» «Солнышко»

2

Цель программы

Организация отдыха и получение новых образовательных компетенций учащихся школы в летний период.

3

Направление деятельности

Спортивно-оздоровительная деятельность;

Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание);

Художественно-творческая деятельность;

Научно – познавательное направление;

Патриотическое воспитание.


4

Содержание программы

Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации.

5

Автор программы

Ухтинская Елена Геннадьевна, учитель начальных классов



6

Муниципальное образовательное учреждение

МОУ «Зыковская СОШ»

7

Адрес, телефон

430901 Республика Мордовия, г. Саранск,

с. Зыково, ул. Советская, д. 124 а

Телефон: 25-41-72


8

Место реализации

Пришкольный летний лагерь с дневным пребыванием при МОУ «Зыковская СОШ»

9

Количество детей


1 смена: 20 чел.


10

Сроки реализации

программы

Июнь 2022 год



2. Пояснительная записка

Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная Игра,

которая помогает детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков

Каникулы для детей – это всегда зарядка новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения мира, время открытий и побед. Значимость летнего периода для оздоровления и вос­питания детей, удовлетворения детских интересов и рас­ширения кругозора невозможно переоценить. При правильной организации летней занятости детей и подростков можно говорить о социальном оздоровлении, гражданском взрослении и духовно-нравственном росте каждого отдельного ребенка. Известно, что далеко не все родители находят экономические и социальные возможности для предоставления своему ребёнку полноценного, правильно организованного отдыха. Поэтому открытие на базе школы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребываем, является лучшим решением для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эмоционального оздоровления детей и подростков в благоприятных созданных оздоровительно-образовательных условиях. Посещение лагеря способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма, приобщение к активному отдыху на природе. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Следует помнить, что лагерь – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же минут лагерной жизни необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года. Необходима смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, которые окружали ребёнка в школьной жизни, обилие цветов, ярких и сочных красок.

Формируя воспитательное пространство лагеря, все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, принципами организации педагогического процесса в рамках реализации программы лагеря, а это:

принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;

принцип коллективной деятельности;

принцип самостоятельности,

безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;

приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира, да ещё и умело отдохнуть с пользой на здоровье. Воспитание экологической культуры параллельно с оздоровлением детей является основополагающей в составлении программы нашего лагеря. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Актуальность программы деятельности лагеря заключается в том, что запланировано очень много мероприятий по экологической тематике. Пришкольный лагерь экологического направления “Солнышко” поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Ведь мы живём в тех красивейших местах нашей матушки-природы, которые обязательно нужно показать нашим деткам.

Новизна программы способствует созданию, утверждению и формированию новых норм поведения отдельных личностей и групп по отношению к окружающей среде.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.к. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.

 

3. Краткая характеристика участников программы


Программа адресована детям и подросткам в возрасте от 7,5 до 12 лет,

с общим количеством в смене – 20 человек. Набор детей будет производиться на добровольной основе, по заявлению родителей с предоставлением справки о состоянии здоровья ребенка. Программа будет реализовываться в течение 1 смены (21день). При комплектовании особое внимание уделяется детям из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.


4. Цели и задачи программы

Цель - создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей.

Для достижения цели необходимо решение ряда задач:

Оздоровительные:

Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;

Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

Обеспечить длительное пребывание на воздухе;

Воспитательные:

Создать благоприятные условия для разностороннего развития личности каждого ребёнка и летнего отдыха детей;

Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья;

Создание условий для воспитания культуры общения;

Создать условия для самореализации детей посредством приобщения к краеведческой культуре.

Развивающие:

Развивать и укреплять связь школы и семьи;

Развивать художественно-эстетические навыки в ходе практической деятельности;

Развивать творческое мышление через реализацию конкурсно-игровых программ;

4. Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;

5. Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;

6. Освоение доступных методов исследований и наблюдений в природе;

Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности.

Формировать у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.

Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.

Включить в мотивационную структуру личности подростка те положительные качества, которые определяют его эстетическое отношение к природе, экологическую культуру поведения в целом.

Развитие коммуникативности детского коллектива.


5. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Солнышко» является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

Активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

Безусловная безопасность всех мероприятий.

Учет особенностей каждой личности.

Возможность проявления способностей во всех областях творческой деятельности и досуга всеми участниками лагеря;

Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.

Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.

Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.

Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

6.Предполагаемые результаты программы.

В результате реализации программы её участники получат определённые знания, умения, навыки в социальной деятельности. Дети будут привлечены к оздоровительным, экскурсионным, спортивным, творческим мероприятиям, и результатом этих занятий будет улучшение их эмоционально-физического состояния.

Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские способности.

Ожидается, что по окончании смены у ребёнка:

- сформируется положительное отношение юного гражданина к самому себе, и другим людям;

- сформируются новые знания об экологии, истории, культуре родного края и страны в целом;

- сформируется у детей уважение к символам и атрибутам нашего государства;

- реализуется мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению собственной инициативы;

- разовьётся индивидуальная, личная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;

- разовьются коммуникативные, познавательные, творческие способности, умения работать в коллективе;

- начнёт создаваться мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.

Надеемся, что произойдёт улучшение качества творческих работ за счёт увеличения количества детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях; у детей сформируются умения и навыки, которые будут способствовать их личностному развитию и росту.

7. Критерии эффективности программы

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

Творческое сотрудничество взрослых и детей.


8. Критерии оценивания

Критерии оценивания итогов летнего отдыха детей в пришкольном лагере:

психологического комфорта – воспитатели по результатам анкетирования устанавливает отношение детей к школе, работе летнего городка; анализируют таблицу эмоционального настроя ребенка, делают выводы.

индивидуально-личностного развития – воспитатели по результатам анкетирования, наблюдений устанавливают широту и устойчивость интересов учащихся, степень их соучастия, ответственности.

9. Механизм реализации программы




«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»


В. А. Сухомлинский


Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста и значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы лежит сюжетно-ролевая игра, как ведущий тип деятельности.

Ценность сюжетно-ролевой игры заключается в развитии таких качеств как, настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы.

Для выполнения этих условий необходимо выдержать следующие этапы:

I этап: Подготовительный (апрель-май)

Участие в городских совещаниях, посвящённых подготовке к проведению летней оздоровительной кампании;

Знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;

Проведение совещаний при директоре по подготовке лагеря к летнему сезону;

Издание приказа по школе о проведении летней кампании;

Разработка программы деятельности школьного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;

Отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;

Составление необходимой документации для деятельности лагеря;

Организация помещений лагеря согласно нормам и требованиям СанПин;

Обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;

Формирование списка детей, посещающих оздоровительный лагерь, на основании заявлений родителей (законных представителей).

II этап: Организационный (первый день работы лагеря)

Встреча детей;

Начало реализации программы лагеря «Лето 2022»;

Линейка, открытие лагерной смены;

Знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря.

Система оценки качества (Вводная)

III этап: Основной (19 дней)

Реализация основной идеи смены;

Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;

Выездные мероприятия с посещением театров, музеев; (проведение данных мероприятий будет зависеть от эпидимиологической обстановки в г. Саранске в июне 2022г.)

Проведение мероприятий профильной смены;

Система оценки качества (текущая)

IV этап: Заключительный (последний день работы лагеря)

Линейка, закрытие лагерной смены;

Вручение грамот и благодарностей.

Система оценки качества (Итоговая).


10. Содержание и направления реализации программы

Продолжительность смены 21 дней. Количество смен – 1. Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечают воспитатели. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей. Проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня.

Содержание программы реализуется через следующие направления:

Спортивно-оздоровительное;

Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание);

Художественно-творческая деятельность;

Досуговое;

Патриотическое.

Спортивно-оздоровительное

Основные формы организации:

Утренняя гимнастика (зарядка);

Рациональное сбалансированное питание;

Режим дня;

Игры на спортивной площадке;

Подвижные игры на свежем воздухе;

Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;

Ежедневный спортивный час;

Беседы фельдшера:

«Чем опасны клещи»;

«Профилактические прививки - «За» или «Против»?

В летнем оздоровительном лагере «Солнышко» вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. День в лагере начинается с утренней зарядки, продолжительностью 15 минут на улице или в спортивном зале в зависимости от погоды. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Спортивные соревнования, весёлые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма, подвижные игры на свежем воздухе, беседы с врачом развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание)

Формы организации:

Экскурсии;

Конкурсные программы;

Творческие конкурсы;

Походы на луг, в лес, к реке;

Сбор природных материалов

Конкурсы рисунков, плакатов, стихов, рассказов о природе;

Выставки (рисунков, поделок);

Изучение особенностей края;

Бережное отношение к природе, воде;

Трудовые десанты;

Экологические игры на местности;

Путешествия «В мир лесных звуков», «В царство Берендея», «Красная книга природы».


Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы, работа на пришкольных участках.

Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.

Художественно – творческая деятельность

Мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации:

Изобразительная деятельность;

Конкурсные программы;

Творческие конкурсы;

Концерты, праздники;

Творческие игры;

Выставки (рисунков, поделок)

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.Участвуя в конкурсах рисунков дети учатся передавать свои эмоции через рисунок.

Научно-познавательное направление


Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов.

Включает в себя развитие детей средствами совместного познавательного процесса, в ходе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении. В процессе активного общения удовлетворяются потребности детей в контактах, творческой деятельности, формируется интеллектуальное развитие ребёнка, его характер.


Формы работы:

-Чтение книг;

- Просмотр фильмов, мультфильмов;

- Викторины;

- Интеллектуальные игры.

Патриотическое воспитание

Формы организации:

Изобразительная деятельность;

Творческие конкурсы;

Конкурсы рисунков, стихов о Родине, о Защитниках Родины;

Презентация, посвященная Дню памяти и скорби;

Просмотр фильма о войне;

Возложение цветов к памятнику погибшим героям;

Викторины о Великой Отечественной войне.

Просмотр видеофильма о войне.

Дни, посвящённые жизни замечательных людей. - А. Пушкину и др.

День России. Конкурс рисунков на асфальте.


В настоящее время большое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся. Обращение к прошлому нашей страны стало актуальным. Для воспитания патриотизма и гражданственности большую роль имеют знаменательные даты Отечественной истории. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова значение слова «патриотизм» изложено так: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

С самого раннего возраста нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины, прививать любовь к семье, тому месту, где они родились и выросли. Уважение к российской символике - гимну, флагу, культуре и традициям своей страны. Уважение к ветеранам войны и труда. Сохранение памяти о подвиге русского солдата. Проведение мероприятий, посвящённых Дню памяти и скорби.

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.


11. Педагогические принципы программы

1. «Дойти до каждого»- это основной принцип работы лагеря.

2. «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому из пассивных поглотителей информации вырастают творцы, созидатели.

3. Принцип взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи между всеми участниками смены. «Уважая личность ребёнка» - создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребенка.

4. «У каждого своё дело, а вместе мы команда!» - каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя ответственность, но общий результат.

5. Принцип самореализации детей на основе самопознания и самоопределения.

6. Принцип стимулирования творчества детей на основе включения их в реальные социально-значимые отношения.

7. Принцип эмоциональной привлекательности процесса жизнедеятельности, основанного на учете интересов и потребностей детей.



12. Условия реализации программы



Материально – техническое обеспечение:

Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей.

Видеотехника и аудиоматериалы.

Компьютер, ноутбуки

Мультимедийный проектор

Цифровой фотоаппарат

Спортивный инвентарь

Сканер

Принтер

Призы и награды для стимулирования.

Нормативно-правовые условия:

Закон «Об образовании РФ»;

Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;

Положение о лагере дневного пребывания;

Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;

Инструкции по организации и проведению экскурсий;

Приказы УО;

Должностные инструкции работников;

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;

Заявления от родителей;

Правила регистрации детей при поступлении;

Акт приемки лагеря.



Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

1. Начальник лагеря – учитель начальной школы.

2. Воспитатели - учителя начальной школы.

3. Руководитель работы лагеря по экологическому направлению – учитель биологии.

4. Фельдшер.

5. Библиотекари школьной и сельской библиотеки.

6. Повар и работники столовой.

7. Работники ДК Зыково.

Педагогические условия:

1.   Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2.   Организация различных видов деятельности.

3.   Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4.   Создание ситуации успеха.

5.   Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6.   Организация различных видов стимулирования.


13. Содержание программы

Дата

Мероприятие

1.

«Организационный день. День знакомства»

Линейка. Зарядка.

Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе».

Операция «Уют».

Подвижные игры с мячом.

Инструктажи по ТБ лагеря, ПДД.

Танцевально-игровая программа «Лекарство от скуки».

Подготовка к концерту «Открытие лагерной смены».


2.

«День вежливости»

Линейка. Зарядка.

Беседа «Что значит быть вежливым?»

Спортивный час.

ТБ на экскурсии.

Экологическая экскурсия «За околицу».

Обработка материалов, собранных на экскурсии.

Линейка.

3.

День открытия лагеря «Здравствуй, лето 2022»

Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Книги о здоровье».

Эстафеты с мячом.

Конкурс рисунков «Волшебные краски лета».

Концерт «Здравствуй, лето 2022».

Линейка.

4.

«День леса»

Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами».

Эстафеты на свежем воздухе.

Беседа «Лес – мой друг».

Игра-квест на «Лесной поляне».

Литературная гостиная ко Дню рождения А.С. Пушкина. Мир героев А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!».

Линейка.

5.

«День забав и игр»

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Экскурсия в сельскую библиотеку «Удивительные экологические сказки».

Экологический турнир, посвящённый всемирному Дню окружающей среды.

Линейка.

6.


«День художника»

Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге».

Игры с мячом на свежем воздухе.

Сценка «Разговор красок».

Конкурс рисунков «Мои впечатления».

Конкурсная программа «В мир лесных звуков».

Линейка.

7.

«День труда»

Линейка. Зарядка.

Веселые старты.

Экскурсия «Зелёная аптека».

Легенды о лекарственных травах.

Поле чудес на тему «Лекарственные растения».

Линейка.

8.


«День театра»

Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Глаза – главные помощники человека».

Спортивный час.

Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры».

Поход в ДК с. Зыково, просмотр мультфильмов.

Игра - путешествие «В царство Берендея».

Линейка.

9.


«День России»

Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Зачем человеку кожа?».

Беседа «День России».

Подвижные игры на свежем воздухе.

Участие в концерте «С Днем рождения Саранск».

Конкурс рисунков на асфальте «День рождение Саранска. Моя родина – Россия».

Линейка.

10.

«День туриста»

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

«Родные просторы» - рисование на природе, сочинение стихотворных строк.

Оформление выставки, конкурс чтецов.

Игра – путешествие «На волшебном поезде».

Линейка.

11.

«День смекалистых ребят»

Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Вредные привычки».

Беседа «Осторожно, огонь».

Турнир «Самый умный».

Спорт игра «Зов джунглей».

Линейка.

12.

«День творчества»

Линейка. Зарядка.

Спортивный час.

Экскурсия по сбору природного материала для поделок.

Работа «Творческой мастерской».

Выставка работ.

Народное творчество. Ярмарка Матрёшек.

Линейка.

13.

«День похода»

Линейка. Зарядка.

Туристический поход по маршруту «Экологической тропы».

Игра – викторина «Эти забавные животные»

Рефлексия.

Линейка.

14.

«День цветов»

Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Расти здоровым».

Спортивный час.

Беседа «По страницам «Красной книги».

Интерактивная викторина о цветах.

Конкурс на лучший букет из сухих травинок и веточек.

Линейка.

15.

«День талантов»


Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Как вести себя на улице».

Эстафеты на свежем воздухе.

Подготовка к конкурсу «Алло, мы ищем таланты!».

Игровая программа «Красный, жёлтый, зелёный»

Конкурс «Алло, мы ищем таланты».

Линейка.

16.

«День природы»

Линейка. Зарядка.

Беседа на экологическую тему «Земля – наш дом родной»

Экологическая акция (уборка территории обелиска).

Географическая тропа (поход к Святому источнику).

Уборка на территории святого источника, прополка клумб.

Экологическая викторина «Зеленый мир»

Линейка.

17.


«День музыки»

Линейка. Зарядка.

Беседа «Три кита в музыке».

Весёлые старты.

Подготовка к закрытию лагерной смены.

Музыкальная игра «Я знаю песню о природе».

Конкурсная программа «Угадай мелодию».

Линейка.

18.


«День защитников земли русской»

Линейка. Зарядка.

Беседа на тему «Начало ВОВ».

Экскурсия к памятнику павшим воинам в ВОВ.

Возложение цветов к памятнику.

Литмонтаж «Великий день Победы».

Свеча памяти «Этот день нам не забывать нельзя».

Линейка.

19.

«День подарков»

Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Умей сказать НЕТ».

Фантазии «Подарки из подручного материала».

Конкурсная программа совместно с ДК.

Интерактивная викторина «Мир вокруг нас».

Весёлая дискотека.

Линейка.

20.

«День краеведения»

Линейка. Зарядка.

Игра «Знатоки родной природы». Подвижные игры на свежем воздухе. Экскурсия на луг “Изучение разнообразия растительного и животного мира луга”. Викторина «Зелёная аптека». Подготовка к празднику закрытия лагерной смены. Линейка.

21.


Закрытие лагерной смены

Линейка. Зарядка.

Минутка здоровья «Надо ли прислушиваться к советам родителей?».

Эстафеты и конкурсы.

Чтение и обсуждение экологической сказки « История одного пруда».

Праздник закрытия лагерной смены. Концерт.

Закрытие лагеря.


14. План-сетка

мероприятий летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе

МОУ «Зыковская СОШ» «СОЛНЫШКО»


День - 1

Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе».

Танцевально-игровая программа «Лекарство от скуки».

День- 2

Беседа «Что значит быть вежливым?».

Экологическая экскурсия «За околицу».


День - 3

Конкурс рисунков «Волшебные краски лета».

Концерт «Здравствуй, лето 2022» .

День - 4

Беседа «Лес – мой друг».

Игра-квест на «Лесной поляне».

Литературная гостиная ко Дню рождения А.С. Пушкина». Мир героев А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!».

(ДК с. Зыково)

День - 5

Экскурсия в сельскую библиотеку «Удивительные экологические сказки».


Экологический турнир, посвящённый всемирному Дню окружающей среды.


День - 6

Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге».

Сценка «Разговор красок».

Конкурсная программа «В мир лесных звуков».


Конкурс рисунков «Мои впечатления»

День - 7

Экскурсия

«Зелёная аптека».


Легенды о лекарственных травах.

Поле чудес на тему «Лекарственные растения».


День - 8

Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры»


Поход в ДК с. Зыково, просмотр мультфильмов.


Игра - путешествие «В царство Берендея».


День - 9

Беседа «День России»


Участие в концерте «С Днем рождения Саранск»

(ДК с. Зыково).


Конкурс рисунков на асфальте «День рождение Саранска. Моя родина – Россия».

День - 10

«Родные просторы» - рисование на природе, сочинение стихотворных строк.


Оформление выставки, конкурс чтецов.

Игра – путешествие «На волшебном поезде».

День - 11

Беседа «Осторожно, огонь»


Спортивная игра «Зов джунглей»


Турнир «Самый умный».


День - 12

Экскурсия по сбору природного материала для поделок.


Работа «Творческой мастерской».


Народное творчество. Ярмарка Матрёшек.

День - 13

Туристический поход по маршруту «Экологической тропы».


Игра – викторина «Эти забавные животные».


День - 14

Беседа «По страницам «Красной книги»


Конкурс на лучший букет из сухих травинок и веточек.


Интерактивная викторина о цветах.

День - 15

Минутка здоровья «Как вести себя на улице».


Конкурс «Алло, мы ищем таланты».


Игровая программа «Красный, жёлтый, зелёный»

День – 16

Беседа на экологическую тему «Земля – наш дом родной».

Географическая тропа (поход к Святому источнику).

Экологическая викторина «Зеленый мир».

День - 17

Беседа «Три кита в музыке».

Музыкальная игра «Я знаю песню о природе».


Конкурсная программа «Угадай мелодию».


День - 18

Беседа на тему «Начало ВОВ».

Литмонтаж «Великий день Победы».


Свеча памяти «Этот день нам не забывать нельзя»

(ДК с. Зыково).

День - 19

Конкурс фантазии «Подарки из подручного материала».


Интерактивная викторина «Мир вокруг нас».



Конкурсная программа совместно с ДК.


День - 20


Игра «Знатоки родной природы».

Экскурсия на луг “Изучение разнообразия растительного и животного мира луга”.

Викторина «Зелёная аптека».


Подвижные игры на свежем воздухе.

День - 21

Минутка здоровья «Надо ли прислушиваться к советам родителей».


Чтение и обсуждение экологической сказки « История одного пруда».


Праздник закрытия лагерной смены. Концерт. Награждение участников лагеря


15. Режим дня.

Время

План работы


8.20 - 8.30

Встреча детей 

«Утром солнышко встает —

Спать ребятам не дает.

8.30 - 8.40

Линейка

«Что несёт нам день грядущий,

Обязательно послушай!»

8.45 - 9.00

Утренняя зарядка

«Чтобы быть весь день в порядке,

Надо делать нам зарядку!»

9.10 - 9.30

Завтрак

«Нас столовая зовет,

Полезная каша и вкусный компот!»

9.40 - 10.00

Беседы, инструктажи, минутки здоровья по плану.

«Чтобы был всегда здоров,

Слушай наших докторов»

10.00 – 11.00

Спортивно-оздоровительный час 

«Лишь заслышим зов игры,

Быстро на улицу выбежим мы,

Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!»

11.00-13.00

Экскурсии, походы, мероприятия по плану.

«Тайны природы пойдём открывать,

Для этого нужно в пути не зевать!»

13.00-13.30

Обед 

«Берём ложки, берём хлеб

И садимся на обед»

13.30 -14.20

Художественно-творческая деятельность (конкурсы, творческие мероприятия, работа по плану) 

«Вместе с отрядом сил не жалей,

Пой, танцуй, рисуй и клей!»


14.20 -14.30

Операция «Уют» 

«Надо в порядок все привести,

В классе убрать и пол подмести!»

14.30

Линейка. Уход детей по домам. 

«По домам нам всем пора,

Завтра встретимся с утра!»

16 . Инструктажи по технике безопасности для воспитанников лагеря

1. Правила поведения детей в пришкольном лагере.

2. Инструктаж по проведению прогулок и экскурсий.
3.
 Инструктаж по проведению спортивных и подвижных игр.
4.
 Инструктаж по проведению спортивных соревнований.
5.
 Профилактика пищевых отравлений и кишечных инфекций у детей.
6.
 Инструктаж по противодействию терроризму в лагере.
7.
 Правила дорожного движения детей. Разработка безопасного маршрута «Дом – пришкольный лагерь, пришкольный лагерь - дом».
8.
 Памятка по правилам поведения на природе.


17. Ожидаемые результаты, диагностика

Организованная занятость детей в летнее время

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Расширение кругозора детей.

Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

Личностный рост участников смены.

Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.

Организационно - пропагандистские умения:

Применение знаний законодательства об охране природы;

Планирование практических дел по охране природы;

Пропаганда здорового образа жизни.

Поведенческие умения:

Формирование умений правильного поведения в природе;

Опознавательные умения:

Распознавание объектов природы;

Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.

Преобразовательные умения:

Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.

Тиражирование опыта

Проведение школьных конференций по итогам работы;

Публикация заметок и статей в местной печати и на сайте школы.

Полученные компетенции воспитанниками в результате реализации программы:

- нормы и правила поведения в природе и их соблюдение;

- возможные причины отрицательных изменений в природе;

- способы оздоровления и укрепления своего здоровья;

- первичные экологические знания.


Подведение итогов:

В конце смены подводятся итоги. Всем участникам смены выдаются дипломы и сертификаты, памятные подарки.


18. Использованные источники:


   1.Артамонова Л.Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий.1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

    2.Григоренко Ю.Н.  Кипарис-3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. - М.: Педагогическое сообщество России, 2003.

3.Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база) -Волгоград: издательство « Учитель», 2006

4.Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

5.Жиренко О.Е., Обухова Л.А. «Праздник – ожидаемое чудо!» Лучшие внеклассные мероприятия 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

6.Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. и др. «Внеклассные мероприятия» 3 класс. – М.: ВАКО, 2007.

7.Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. и др. «Внеклассные мероприятия» 4 класс. – М.: ВАКО,2005г.

8.Макаренко И.В. «Позывные лета». М.: Народное образование. Ставрополь: Сервисшкола, 2003.

9.Малахова М.М., Ерёменко Н.И. и др. «Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины, конкурсы». – Волгоград: Учитель, 2006.

10.Рыжова Н.А. «Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники». – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.

11.Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.

https://infourok.ru/programma-ekologicheskogo-prishkolnogo-lagerya-3211894.html

23


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Геннадьевна, большое спасибо за Ваш труд!

12 March 2023

Спасибо большое, Ирина Викторовна. Буду рада, если коллегам пригодится в работе.

4 April 2023

Похожие публикации