Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе школы «Солнышко» (1–4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Зыковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: На заседании педагогического совета школы Протокол №___ от ____________ | Утверждаю: Директор МОУ «Зыковская средняя школа» __________________ Е.В. Агапова Приказ № _________ от ______________ |
Программа
летнего лагеря с дневным пребыванием
детей (экологическое направление)
на базе МОУ «Зыковская средняя
общеобразовательная школа»
«Солнышко»
Автор – составитель:
учитель начальных классов
Ухтинская Е.Г.
2022г.
Содержание
1. Информационная карта программы _________________________________ 3
2. Пояснительная записка ______________________________________________4
2.1 Актуальность программы____________________________________________5
2.2 Новизна программы ________________________________________________5
3.Краткая характеристика участников программы___________________________5
4.Цели и задачи программы______________________________________________6
5. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены___7
6. Предполагаемые результаты программы.________________________________8
7. Критерии эффективности программы ___________________________________8
8. Критерии оценивания_________________________________________________9
9. Механизм реализации программы______________________________________9
10. Содержание и направления реализации программы_______________________10
11. Педагогические принципы программы_________________________________14
12. Условия реализации программы ______________________________________14
12.1. Материально-техническое обеспечение ______________________________14
12.2. Нормативно-правовые условия______________________________________14
12.3. Кадровое обеспечение _____________________________________________15
13. Содержание программы.____________________________________________15
14. План – сетка мероприятий летнего лагеря с дневным пребыванием детей____19
15. Режим дня _________________________________________________________21
16. Инструктажи по технике безопасности для воспитанников ________________21
17. Ожидаемые результаты, диагностика ___________________________________22
18. Используемые источники ____________________________________________23
1 | Полное название программы | Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «Зыковская СОШ» «Солнышко» |
2 | Цель программы | Организация отдыха и получение новых образовательных компетенций учащихся школы в летний период. |
3 | Направление деятельности | Спортивно-оздоровительная деятельность; Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание); Художественно-творческая деятельность; Научно – познавательное направление; Патриотическое воспитание. |
4 | Содержание программы | Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации. |
5 | Автор программы | Ухтинская Елена Геннадьевна, учитель начальных классов |
6 | Муниципальное образовательное учреждение | МОУ «Зыковская СОШ» |
7 | Адрес, телефон | 430901 Республика Мордовия, г. Саранск, с. Зыково, ул. Советская, д. 124 а Телефон: 25-41-72 |
8 | Место реализации | Пришкольный летний лагерь с дневным пребыванием при МОУ «Зыковская СОШ» |
9 | Количество детей | 1 смена: 20 чел. |
10 | Сроки реализации программы | Июнь 2022 год |
2. Пояснительная записка
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков
Каникулы для детей – это всегда зарядка новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения мира, время открытий и побед. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. При правильной организации летней занятости детей и подростков можно говорить о социальном оздоровлении, гражданском взрослении и духовно-нравственном росте каждого отдельного ребенка. Известно, что далеко не все родители находят экономические и социальные возможности для предоставления своему ребёнку полноценного, правильно организованного отдыха. Поэтому открытие на базе школы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребываем, является лучшим решением для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эмоционального оздоровления детей и подростков в благоприятных созданных оздоровительно-образовательных условиях. Посещение лагеря способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма, приобщение к активному отдыху на природе. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Следует помнить, что лагерь – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же минут лагерной жизни необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года. Необходима смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, которые окружали ребёнка в школьной жизни, обилие цветов, ярких и сочных красок.
Формируя воспитательное пространство лагеря, все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами, принципами организации педагогического процесса в рамках реализации программы лагеря, а это:
принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
принцип коллективной деятельности;
принцип самостоятельности,
безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира, да ещё и умело отдохнуть с пользой на здоровье. Воспитание экологической культуры параллельно с оздоровлением детей является основополагающей в составлении программы нашего лагеря. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Актуальность программы деятельности лагеря заключается в том, что запланировано очень много мероприятий по экологической тематике. Пришкольный лагерь экологического направления “Солнышко” поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Ведь мы живём в тех красивейших местах нашей матушки-природы, которые обязательно нужно показать нашим деткам.
Новизна программы способствует созданию, утверждению и формированию новых норм поведения отдельных личностей и групп по отношению к окружающей среде.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.к. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.
3. Краткая характеристика участников программы
Программа адресована детям и подросткам в возрасте от 7,5 до 12 лет,
с общим количеством в смене – 20 человек. Набор детей будет производиться на добровольной основе, по заявлению родителей с предоставлением справки о состоянии здоровья ребенка. Программа будет реализовываться в течение 1 смены (21день). При комплектовании особое внимание уделяется детям из многодетных, малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
4. Цели и задачи программы
Цель - создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы; укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей.
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
Оздоровительные:
Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
Обеспечить длительное пребывание на воздухе;
Воспитательные:
Создать благоприятные условия для разностороннего развития личности каждого ребёнка и летнего отдыха детей;
Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни, укреплению здоровья;
Создание условий для воспитания культуры общения;
Создать условия для самореализации детей посредством приобщения к краеведческой культуре.
Развивающие:
Развивать и укреплять связь школы и семьи;
Развивать художественно-эстетические навыки в ходе практической деятельности;
Развивать творческое мышление через реализацию конкурсно-игровых программ;
4. Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
5. Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;
6. Освоение доступных методов исследований и наблюдений в природе;
Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности.
Формировать у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.
Включить в мотивационную структуру личности подростка те положительные качества, которые определяют его эстетическое отношение к природе, экологическую культуру поведения в целом.
Развитие коммуникативности детского коллектива.
5. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Солнышко» является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
Активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
Безусловная безопасность всех мероприятий.
Учет особенностей каждой личности.
Возможность проявления способностей во всех областях творческой деятельности и досуга всеми участниками лагеря;
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
6.Предполагаемые результаты программы.
В результате реализации программы её участники получат определённые знания, умения, навыки в социальной деятельности. Дети будут привлечены к оздоровительным, экскурсионным, спортивным, творческим мероприятиям, и результатом этих занятий будет улучшение их эмоционально-физического состояния.
Предполагается, что у участников будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские способности.
Ожидается, что по окончании смены у ребёнка:
- сформируется положительное отношение юного гражданина к самому себе, и другим людям;
- сформируются новые знания об экологии, истории, культуре родного края и страны в целом;
- сформируется у детей уважение к символам и атрибутам нашего государства;
- реализуется мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению собственной инициативы;
- разовьётся индивидуальная, личная культура, он приобщится к здоровому образу жизни;
- разовьются коммуникативные, познавательные, творческие способности, умения работать в коллективе;
- начнёт создаваться мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности.
Надеемся, что произойдёт улучшение качества творческих работ за счёт увеличения количества детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях; у детей сформируются умения и навыки, которые будут способствовать их личностному развитию и росту.
7. Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
8. Критерии оценивания
Критерии оценивания итогов летнего отдыха детей в пришкольном лагере:
психологического комфорта – воспитатели по результатам анкетирования устанавливает отношение детей к школе, работе летнего городка; анализируют таблицу эмоционального настроя ребенка, делают выводы.
индивидуально-личностного развития – воспитатели по результатам анкетирования, наблюдений устанавливают широту и устойчивость интересов учащихся, степень их соучастия, ответственности.
9. Механизм реализации программы
| «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский |
Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста и значимость деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы лежит сюжетно-ролевая игра, как ведущий тип деятельности.
Ценность сюжетно-ролевой игры заключается в развитии таких качеств как, настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы.
Для выполнения этих условий необходимо выдержать следующие этапы:
I этап: Подготовительный (апрель-май)
Участие в городских совещаниях, посвящённых подготовке к проведению летней оздоровительной кампании;
Знакомство с правовыми документами нормативной базы, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году;
Проведение совещаний при директоре по подготовке лагеря к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка программы деятельности школьного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
Отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря;
Организация помещений лагеря согласно нормам и требованиям СанПин;
Обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми;
Формирование списка детей, посещающих оздоровительный лагерь, на основании заявлений родителей (законных представителей).
II этап: Организационный (первый день работы лагеря)
Встреча детей;
Начало реализации программы лагеря «Лето 2022»;
Линейка, открытие лагерной смены;
Знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря.
Система оценки качества (Вводная)
III этап: Основной (19 дней)
Реализация основной идеи смены;
Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;
Выездные мероприятия с посещением театров, музеев; (проведение данных мероприятий будет зависеть от эпидимиологической обстановки в г. Саранске в июне 2022г.)
Проведение мероприятий профильной смены;
Система оценки качества (текущая)
IV этап: Заключительный (последний день работы лагеря)
Линейка, закрытие лагерной смены;
Вручение грамот и благодарностей.
Система оценки качества (Итоговая).
10. Содержание и направления реализации программы
Продолжительность смены 21 дней. Количество смен – 1. Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечают воспитатели. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей. Проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня.
Содержание программы реализуется через следующие направления:
Спортивно-оздоровительное;
Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание);
Художественно-творческая деятельность;
Досуговое;
Патриотическое.
Спортивно-оздоровительное
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка);
Рациональное сбалансированное питание;
Режим дня;
Игры на спортивной площадке;
Подвижные игры на свежем воздухе;
Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;
Ежедневный спортивный час;
Беседы фельдшера:
«Чем опасны клещи»;
«Профилактические прививки - «За» или «Против»?
В летнем оздоровительном лагере «Солнышко» вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. День в лагере начинается с утренней зарядки, продолжительностью 15 минут на улице или в спортивном зале в зависимости от погоды. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Спортивные соревнования, весёлые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма, подвижные игры на свежем воздухе, беседы с врачом развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Образовательно-содержательное направление (экологическое воспитание)Формы организации:
Экскурсии;
Конкурсные программы;
Творческие конкурсы;
Походы на луг, в лес, к реке;
Сбор природных материалов
Конкурсы рисунков, плакатов, стихов, рассказов о природе;
Выставки (рисунков, поделок);
Изучение особенностей края;
Бережное отношение к природе, воде;
Трудовые десанты;
Экологические игры на местности;
Путешествия «В мир лесных звуков», «В царство Берендея», «Красная книга природы».
Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы, работа на пришкольных участках.
Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.
Художественно – творческая деятельностьМероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации:
Изобразительная деятельность;
Конкурсные программы;
Творческие конкурсы;
Концерты, праздники;
Творческие игры;
Выставки (рисунков, поделок)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.Участвуя в конкурсах рисунков дети учатся передавать свои эмоции через рисунок.
Научно-познавательное направление
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
Включает в себя развитие детей средствами совместного познавательного процесса, в ходе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении. В процессе активного общения удовлетворяются потребности детей в контактах, творческой деятельности, формируется интеллектуальное развитие ребёнка, его характер.
Формы работы:
-Чтение книг;
- Просмотр фильмов, мультфильмов;
- Викторины;
- Интеллектуальные игры.
Патриотическое воспитание
Формы организации:
Изобразительная деятельность;
Творческие конкурсы;
Конкурсы рисунков, стихов о Родине, о Защитниках Родины;
Презентация, посвященная Дню памяти и скорби;
Просмотр фильма о войне;
Возложение цветов к памятнику погибшим героям;
Викторины о Великой Отечественной войне.
Просмотр видеофильма о войне.
Дни, посвящённые жизни замечательных людей. - А. Пушкину и др.
День России. Конкурс рисунков на асфальте.
В настоящее время большое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся. Обращение к прошлому нашей страны стало актуальным. Для воспитания патриотизма и гражданственности большую роль имеют знаменательные даты Отечественной истории. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова значение слова «патриотизм» изложено так: «Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».
С самого раннего возраста нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины, прививать любовь к семье, тому месту, где они родились и выросли. Уважение к российской символике - гимну, флагу, культуре и традициям своей страны. Уважение к ветеранам войны и труда. Сохранение памяти о подвиге русского солдата. Проведение мероприятий, посвящённых Дню памяти и скорби.
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
11. Педагогические принципы программы
1. «Дойти до каждого»- это основной принцип работы лагеря.
2. «Работа на творческий процесс и конкретный результат» - это принцип, по которому из пассивных поглотителей информации вырастают творцы, созидатели.
3. Принцип взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи между всеми участниками смены. «Уважая личность ребёнка» - создаётся атмосфера бережного отношения к личности ребенка.
4. «У каждого своё дело, а вместе мы команда!» - каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя ответственность, но общий результат.
5. Принцип самореализации детей на основе самопознания и самоопределения.
6. Принцип стимулирования творчества детей на основе включения их в реальные социально-значимые отношения.
7. Принцип эмоциональной привлекательности процесса жизнедеятельности, основанного на учете интересов и потребностей детей.
12. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей.
Видеотехника и аудиоматериалы.
Компьютер, ноутбуки
Мультимедийный проектор
Цифровой фотоаппарат
Спортивный инвентарь
Сканер
Принтер
Призы и награды для стимулирования.
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»;
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;
Положение о лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
Инструкции по организации и проведению экскурсий;
Приказы УО;
Должностные инструкции работников;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Заявления от родителей;
Правила регистрации детей при поступлении;
Акт приемки лагеря.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
1. Начальник лагеря – учитель начальной школы.
2. Воспитатели - учителя начальной школы.
3. Руководитель работы лагеря по экологическому направлению – учитель биологии.
4. Фельдшер.
5. Библиотекари школьной и сельской библиотеки.
6. Повар и работники столовой.
7. Работники ДК Зыково.
Педагогические условия:
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
13. Содержание программы
№ | Дата | Мероприятие |
1. | «Организационный день. День знакомства» | Линейка. Зарядка. Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе». Операция «Уют». Подвижные игры с мячом. Инструктажи по ТБ лагеря, ПДД. Танцевально-игровая программа «Лекарство от скуки». Подготовка к концерту «Открытие лагерной смены». |
2. | «День вежливости» | Линейка. Зарядка. Беседа «Что значит быть вежливым?» Спортивный час. ТБ на экскурсии. Экологическая экскурсия «За околицу». Обработка материалов, собранных на экскурсии. Линейка. |
3. | День открытия лагеря «Здравствуй, лето 2022» | Линейка. Зарядка. Минутка здоровья «Книги о здоровье». Эстафеты с мячом. Конкурс рисунков «Волшебные краски лета». Концерт «Здравствуй, лето 2022». Линейка. |
4. | «День леса» | Линейка. Зарядка. Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами». Эстафеты на свежем воздухе. Беседа «Лес – мой друг». Игра-квест на «Лесной поляне». Литературная гостиная ко Дню рождения А.С. Пушкина. Мир героев А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!». Линейка. |
5. | «День забав и игр» | Линейка. Зарядка. Спортивный час. Экскурсия в сельскую библиотеку «Удивительные экологические сказки». Экологический турнир, посвящённый всемирному Дню окружающей среды. Линейка. |
6. | «День художника» | Линейка. Зарядка. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге». Игры с мячом на свежем воздухе. Сценка «Разговор красок». Конкурс рисунков «Мои впечатления». Конкурсная программа «В мир лесных звуков». Линейка. |
7. | «День труда» | Линейка. Зарядка. Веселые старты. Экскурсия «Зелёная аптека». Легенды о лекарственных травах. Поле чудес на тему «Лекарственные растения». Линейка. |
8. | «День театра» | Линейка. Зарядка. Минутка здоровья «Глаза – главные помощники человека». Спортивный час. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры». Поход в ДК с. Зыково, просмотр мультфильмов. Игра - путешествие «В царство Берендея». Линейка. |
9. | «День России» | Линейка. Зарядка. Минутка здоровья «Зачем человеку кожа?». Беседа «День России». Подвижные игры на свежем воздухе. Участие в концерте «С Днем рождения Саранск». Конкурс рисунков на асфальте «День рождение Саранска. Моя родина – Россия». Линейка. |
10. | «День туриста» | Линейка. Зарядка. Спортивный час. «Родные просторы» - рисование на природе, сочинение стихотворных строк. Оформление выставки, конкурс чтецов. Игра – путешествие «На волшебном поезде». Линейка. |
11. | «День смекалистых ребят» | Линейка. Зарядка. Минутка здоровья «Вредные привычки». Беседа «Осторожно, огонь». Турнир «Самый умный». Спорт игра «Зов джунглей». Линейка. |
12. | «День творчества» | Линейка. Зарядка. Спортивный час. Экскурсия по сбору природного материала для поделок. Работа «Творческой мастерской». Выставка работ. Народное творчество. Ярмарка Матрёшек. Линейка. |
13. | «День похода» | Линейка. Зарядка. Туристический поход по маршруту «Экологической тропы». Игра – викторина «Эти забавные животные» Рефлексия. Линейка. |
14. | «День цветов» | Линейка. Зарядка. Минутка здоровья «Расти здоровым». Спортивный час. Беседа «По страницам «Красной книги». Интерактивная викторина о цветах. Конкурс на лучший букет из сухих травинок и веточек. Линейка. |
15. | «День талантов» | Линейка. Зарядка. Минутка здоровья «Как вести себя на улице». Эстафеты на свежем воздухе. Подготовка к конкурсу «Алло, мы ищем таланты!». Игровая программа «Красный, жёлтый, зелёный» Конкурс «Алло, мы ищем таланты». Линейка. |
16. | «День природы» | Линейка. Зарядка. Беседа на экологическую тему «Земля – наш дом родной» Экологическая акция (уборка территории обелиска). Географическая тропа (поход к Святому источнику). Уборка на территории святого источника, прополка клумб. Экологическая викторина «Зеленый мир» Линейка. |
17. | «День музыки» | Линейка. Зарядка. Беседа «Три кита в музыке». Весёлые старты. Подготовка к закрытию лагерной смены. Музыкальная игра «Я знаю песню о природе». Конкурсная программа «Угадай мелодию». Линейка. |
18. | «День защитников земли русской» | Линейка. Зарядка. Беседа на тему «Начало ВОВ». Экскурсия к памятнику павшим воинам в ВОВ. Возложение цветов к памятнику. Литмонтаж «Великий день Победы». Свеча памяти «Этот день нам не забывать нельзя». Линейка. |
19. | «День подарков» | Линейка. Зарядка. Минутка здоровья «Умей сказать НЕТ». Фантазии «Подарки из подручного материала». Конкурсная программа совместно с ДК. Интерактивная викторина «Мир вокруг нас». Весёлая дискотека. Линейка. |
20. | «День краеведения» | Линейка. Зарядка. Игра «Знатоки родной природы». Подвижные игры на свежем воздухе. Экскурсия на луг “Изучение разнообразия растительного и животного мира луга”. Викторина «Зелёная аптека». Подготовка к празднику закрытия лагерной смены. Линейка. |
21. | Закрытие лагерной смены | Линейка. Зарядка. Минутка здоровья «Надо ли прислушиваться к советам родителей?». Эстафеты и конкурсы. Чтение и обсуждение экологической сказки « История одного пруда». Праздник закрытия лагерной смены. Концерт. Закрытие лагеря. |
14. План-сетка
мероприятий летнего лагеря с дневным пребыванием детей на базе
МОУ «Зыковская СОШ» «СОЛНЫШКО»
День - 1 Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе». Танцевально-игровая программа «Лекарство от скуки». | День- 2 Беседа «Что значит быть вежливым?». Экологическая экскурсия «За околицу». | День - 3 Конкурс рисунков «Волшебные краски лета». Концерт «Здравствуй, лето 2022» . |
День - 4 Беседа «Лес – мой друг». Игра-квест на «Лесной поляне». Литературная гостиная ко Дню рождения А.С. Пушкина». Мир героев А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!». (ДК с. Зыково) | День - 5 Экскурсия в сельскую библиотеку «Удивительные экологические сказки». Экологический турнир, посвящённый всемирному Дню окружающей среды. | День - 6 Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге». Сценка «Разговор красок». Конкурсная программа «В мир лесных звуков». Конкурс рисунков «Мои впечатления» |
День - 7 Экскурсия «Зелёная аптека». Легенды о лекарственных травах. Поле чудес на тему «Лекарственные растения». | День - 8 Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры» Поход в ДК с. Зыково, просмотр мультфильмов. Игра - путешествие «В царство Берендея». | День - 9 Беседа «День России» Участие в концерте «С Днем рождения Саранск» (ДК с. Зыково). Конкурс рисунков на асфальте «День рождение Саранска. Моя родина – Россия». |
День - 10 «Родные просторы» - рисование на природе, сочинение стихотворных строк. Оформление выставки, конкурс чтецов. Игра – путешествие «На волшебном поезде». | День - 11 Беседа «Осторожно, огонь» Спортивная игра «Зов джунглей» Турнир «Самый умный». | День - 12 Экскурсия по сбору природного материала для поделок. Работа «Творческой мастерской». Народное творчество. Ярмарка Матрёшек. |
День - 13 Туристический поход по маршруту «Экологической тропы». Игра – викторина «Эти забавные животные». | День - 14 Беседа «По страницам «Красной книги» Конкурс на лучший букет из сухих травинок и веточек. Интерактивная викторина о цветах. | День - 15 Минутка здоровья «Как вести себя на улице». Конкурс «Алло, мы ищем таланты». Игровая программа «Красный, жёлтый, зелёный» |
День – 16 Беседа на экологическую тему «Земля – наш дом родной». Географическая тропа (поход к Святому источнику). Экологическая викторина «Зеленый мир». | День - 17 Беседа «Три кита в музыке». Музыкальная игра «Я знаю песню о природе». Конкурсная программа «Угадай мелодию». | День - 18 Беседа на тему «Начало ВОВ». Литмонтаж «Великий день Победы». Свеча памяти «Этот день нам не забывать нельзя» (ДК с. Зыково). |
День - 19 Конкурс фантазии «Подарки из подручного материала». Интерактивная викторина «Мир вокруг нас». Конкурсная программа совместно с ДК. | День - 20 Игра «Знатоки родной природы». Экскурсия на луг “Изучение разнообразия растительного и животного мира луга”. Викторина «Зелёная аптека». Подвижные игры на свежем воздухе. | День - 21 Минутка здоровья «Надо ли прислушиваться к советам родителей». Чтение и обсуждение экологической сказки « История одного пруда». Праздник закрытия лагерной смены. Концерт. Награждение участников лагеря |
15. Режим дня.
Время | План работы | |
8.20 - 8.30 | Встреча детей | «Утром солнышко встает — Спать ребятам не дает. |
8.30 - 8.40 | Линейка | «Что несёт нам день грядущий, Обязательно послушай!» |
8.45 - 9.00 | Утренняя зарядка | «Чтобы быть весь день в порядке, Надо делать нам зарядку!» |
9.10 - 9.30 | Завтрак | «Нас столовая зовет, Полезная каша и вкусный компот!» |
9.40 - 10.00 | Беседы, инструктажи, минутки здоровья по плану. | «Чтобы был всегда здоров, Слушай наших докторов» |
10.00 – 11.00 | Спортивно-оздоровительный час | «Лишь заслышим зов игры, Быстро на улицу выбежим мы, Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!» |
11.00-13.00 | Экскурсии, походы, мероприятия по плану. | «Тайны природы пойдём открывать, Для этого нужно в пути не зевать!» |
13.00-13.30 | Обед | «Берём ложки, берём хлеб И садимся на обед» |
13.30 -14.20 | Художественно-творческая деятельность (конкурсы, творческие мероприятия, работа по плану) | «Вместе с отрядом сил не жалей, Пой, танцуй, рисуй и клей!» |
14.20 -14.30 | Операция «Уют» | «Надо в порядок все привести, В классе убрать и пол подмести!» |
14.30 | Линейка. Уход детей по домам. | «По домам нам всем пора, Завтра встретимся с утра!» |
1. Правила поведения детей в пришкольном лагере.
2. Инструктаж по проведению прогулок и экскурсий.
3. Инструктаж по проведению спортивных и подвижных игр.
4. Инструктаж по проведению спортивных соревнований.
5. Профилактика пищевых отравлений и кишечных инфекций у детей.
6. Инструктаж по противодействию терроризму в лагере.
7. Правила дорожного движения детей. Разработка безопасного маршрута «Дом – пришкольный лагерь, пришкольный лагерь - дом».
8. Памятка по правилам поведения на природе.
17. Ожидаемые результаты, диагностика
Организованная занятость детей в летнее время
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
Организационно - пропагандистские умения:
Применение знаний законодательства об охране природы;
Планирование практических дел по охране природы;
Пропаганда здорового образа жизни.
Поведенческие умения:
Формирование умений правильного поведения в природе;
Опознавательные умения:
Распознавание объектов природы;
Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.
Преобразовательные умения:
Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.
Тиражирование опыта
Проведение школьных конференций по итогам работы;
Публикация заметок и статей в местной печати и на сайте школы.
Полученные компетенции воспитанниками в результате реализации программы:
- нормы и правила поведения в природе и их соблюдение;
- возможные причины отрицательных изменений в природе;
- способы оздоровления и укрепления своего здоровья;
- первичные экологические знания.
Подведение итогов:
В конце смены подводятся итоги. Всем участникам смены выдаются дипломы и сертификаты, памятные подарки.
18. Использованные источники:
1.Артамонова Л.Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий.1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
2.Григоренко Ю.Н. Кипарис-3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. - М.: Педагогическое сообщество России, 2003.
3.Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база) -Волгоград: издательство « Учитель», 2006
4.Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
5.Жиренко О.Е., Обухова Л.А. «Праздник – ожидаемое чудо!» Лучшие внеклассные мероприятия 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
6.Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. и др. «Внеклассные мероприятия» 3 класс. – М.: ВАКО, 2007.
7.Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. и др. «Внеклассные мероприятия» 4 класс. – М.: ВАКО,2005г.
8.Макаренко И.В. «Позывные лета». М.: Народное образование. Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
9.Малахова М.М., Ерёменко Н.И. и др. «Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины, конкурсы». – Волгоград: Учитель, 2006.
10.Рыжова Н.А. «Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники». – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
11.Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.
https://infourok.ru/programma-ekologicheskogo-prishkolnogo-lagerya-3211894.html
23
Тарасова Ирина Викторовна
Ухтинская Елена Геннадьевна