Дополнительная программа социально-педагогической направленности «Есть идея» (для детей 7–10 лет)

2
0
Материал опубликован 9 April 2018

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

Есть идея

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель:

Галочкина Ирина Александровна

педагог дополнительного образования

 

Автор - составитель – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории – Галочкина И.А.

Рецензент методический совет МБУ ДО «ДТД и М»

Аннотация

Программа разработана на основании:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р)

3. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р)

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён Приказом Министерства образования и науки России от 29.08.2013 №1008)

5. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41)

6. «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодёжной политики, применяемых при расчёте объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» (утверждены пунктом 4.1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2015 №1040)

7. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 №06-1844)

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

9. «Экспертиза программ дополнительного образования детей, внеурочной деятельности и элективных курсов» (приложение к журналу «Внешкольник» - Бюллетень «Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи» № 4, 2014 г.)

10. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242)

11. Приказ МОиН РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой реакции»

12. Приказ МОиН РТ № 2529/14 от 6 мая 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях»

Содержание

Пояснительная записка

Актуальность, педагогическая целесообразность, направленность, новизна программы

Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Цель и задачи программы

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Сроки и этапы реализации программы

Формы и режим занятий

Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки

Формы подведения итогов реализации программы (конкурсные мероприятия: фестивали, конкурсы, выставки, соревнования, турниры и т.д.)

Учебный план по годам обучения

Содержание учебных планов

Методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение

Список литературы

Приложение Календарный учебный график (на каждый год обучения)

«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко


 

Пояснительная записка

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.


 

Цель программы: Организация деятельности учащихся младшей школы, направленной на многостороннее интеллектуальное развитие детей с нестандартными мыслительными способностями, формирование фундамента их дальнейшей учебы и жизни.

Задачи программы:

на этапе поступления в школу выявить уровень индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения детей с нестандартными мыслительными способностями;

организовать мероприятия для повышения социального статуса нестандартно мыслящих детей;

проводить занятия , используя различные современные педагогические технологии, для достижения максимального уровня интеллектуального развития учащихся с нестандартными мыслительными способностями. (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН, дни «изобретательских задач», «Литературные кафе» и тд);

Актуальность и отличительная особенность

Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве города и области. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская нестандартность и кого следует считать нестандартно мыслящим ребёнком, на какие методологические принципы следует опираться при работе с такими детьми. Это позволяет разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.

Используемые понятия:

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности оригинальность в решении познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности.

Эрудиция глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

Нестандартное мышление — способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях.

Нестандартно мыслящий человек – человек, решающий ситуационные задачи-загадки

Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.

Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с интеллектуально развитыми детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности нестандартно мыслящего ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с нестандартно мыслящими детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Значимые характеристики  особенностей развития детей младшего школьного возраста в центре интеллектуального развития «Узнай – кА!»:


 

Участниками реализации программы «Есть идеЯ» являются учащиеся 1-х-4-х классов


 

Формы проведения занятия

Основные методы обучения:

кооперативное обучение;

мозговой штурм;

групповая дискуссия.


 

Обучение в группе означает, что дети учатся:

обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

говорить и слушать;

принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

ослабить скрытые конфликты;

выработать общее решение;

повысить эффективность работы участников дискуссии;

повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей. Поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Ученики высказывают идеи, мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.


 

Сроки и этапы реализации программы

Программа «Есть идеЯ!» разработана на 2 года, изучается с 1 по 4 класс по 4 часа в неделю , 144 часов в год.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают (ФГОС):

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

принятие образа «хорошего ученика»;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

осознание ответственности человека за общее благополучие;

осознание своей этнической принадлежности;

гуманистическое сознание;

социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.


 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают (ФГОС):

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;


 

мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

эстетические потребности, ценности и чувства;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества.


 

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: 

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов

сравнивать между собой предметы, явления;

обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

выявлять функциональные отношения между понятиями;

выявлять закономерности и проводить аналогии. 


 

Формы подведения итогов реализации программы


 

Показатели и критерии эффективности программы

Критерии

Показатели

1

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

2

Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью детей

Комфортность, защищённость личности нестандартно мыслящего ребёнка, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей

3.

Конкурентоспособность учащихся

Эффективность и качество подготовки учащихся;

участие учащихся ,педагога в смотрах, олимпиадах, конкурсах.

Социальный опыт.

Учебный план 1 года обучения

Содержание занятия

Кол-во

часов

Практика

Форма аттестации и контроля

 

Вводный урок. Знакомство с педагогом.

.

2

 

-

 

«Математика – это интересно!» Экскурс в историю.

6

Интересные

истории о математике и математиках.

Беседа

 

Устный счѐт. Необычные приѐмы

12

Устный счѐт.

Тестовые задания

 

Развитие концентрации внимания.

12

Ребусы.

Тестовые задания

 

Развитие произвольного внимания.

12

Игры на выявления и развитие

уровня внимания

Тестовые задания

 

Развитие слуховой памяти

12

Игры на выявления и развитие

уровня памяти

Тестовые задания

 

Развитие зрительной памяти.

14

Игры на выявления и развитие

уровня памяти

Тестовые задания

 

Графические диктанты.

14

Работа в тетрадях

Проверка тетрадей

 

Математические раскраски.

14

Работа в тетрадях

Проверка тетрадей

 

Развитие словесно-логической памяти.

14

Игры на выявления и развитие

уровня памяти

Тестовые задания

 

Головоломки.

14

Игра

Тестовые задания

 

Развитие двигательной памяти.

14

Игры на выявления и развитие

уровня памяти

Тестовые задания

 

Логические задачи.

14

Игра

Тестовые задания

 

Развитие и совершенствование воображения.

14

Игры на выявления и развитие

уровня воображения

Тестовые задания

 

Развитие мышления.

14

Игры на выявления и развитие

уровня мышления

Тестовые задания

 

Промежуточная аттестация

4

Тест

Тестовые задания

 

Кроссворды.

10

Решение кросвордов

Проверка тетрадей

 

Олимпиадные задачи.

12

Задачи

Проверка тетрадей

 

Нестандартные задачи.

20

Решение задач

Проверка тетрадей

 

Итого

216

   

Содержание учебного плана

Тема1: Вводный урок. Знакомство с педагогом. Инструктаж по ТБ и ПБ. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Теория: Знакомство детей с педагогом, ознакомление обучающихся с правилами поведения в ДДТ. С помощью набора игровых тестов устанавливается уровень

развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления каждого ребѐнка в группе.

Практика: Игры: «Давайте познакомимся поближе», «Правда-неправда»,

«Дрессированная муха», «Геометрический автопортрет», работа с диагностическими листами.

Тема2 «Математика – это интересно!» Экскурс в историю. Интересные истории о математике и математиках.

Теория: Забавные исторические факты из истории математики, занимательные истории об известных математиках и их открытиях. Весѐлые математические стихи и загадки, забавные истории из жизни маленьких математиков. Презентация «Математика-это интересно!».

Практика: Обсуждение услышанного и увиденного, рассказы обучающихся из личного опыта общения с математикой. Создание «Плана будущего».

Тема3: Устный счѐт.

Теория: Как и почему люди изобрели числа и цифры. Виды цифры. Способы счѐта и записи чисел.

Практика: Игры «Считай по порядку», «Считай двойками, тройками и т.д.», «Туда-обратно», «Сложи и вычти в уме», «Таблица умножения», «Тренажѐр устного счѐта».

Тема4: Развитие концентрации внимания.

Теория: Что такое концентрация внимания, для чего она нужна, как можно себя научить концентрировать внимание.

Практика: Игры: «Пуговицы», «Детективы, за работу!», «Помоги бабушке распутать клубки», «Полцарства за ковѐр», «Шахматные баталии», «Мой любимый фрукт», «Не собьюсь», «Муха». Различные виды лабиринтов, цифровых и текстовых таблиц.

Тема5: Развитие произвольного внимания.

Теория: Что такое произвольное внимание, от чего оно зависит и как его развить.

Практика: Игры: «Слушай команду», «Запрещенное слово», «Летает-не летает», «Ладошки», «Найди ошибки», «Юные корректоры», «Будь внимательным», «Зашифруй и расшифруй», «Найди пропущенное число», «Расставь числа по порядку», «Ладонь-кулак», «Найди одинаковое», «Найди различия». Различные виды лабиринтов. Выкладывание узоров по образцу.

Тема6: Развитие слуховой памяти.

Теория: Что такое слуховая память, в чѐм еѐ особенности и польза для человека. Способы

развития слуховой памяти.

Практика: Игры: «Повторяй-ка», «Угадай, кто», «Набор слов», «Скажи в обратном порядке», «Добавь что-то свое», «Назови пару», «Угадай мелодию», «Испорченный телефон», «Слушаем и рисуем», «Лишнее слово», «Каскад слов», «Постучим- повторим», «Сочиняем сказку». Слуховые диктанты, заучивание скороговорок.

Тема7: Развитие зрительной памяти .

Теория: Что такое зрительная память, в чѐм еѐ особенности, способы развития зрительной памяти.

Практика: Игры: «Лото», «Что я загадал», «Такое как…», «Фотограф», «Ромб», «Разноцветная лесенка», «Инопланетяне», «Опиши картинку», «Фигуры», «Опиши соседа», «Найди различия». Зрительные диктанты, упражнения на развитие глазомера.

Тема8: Развитие словесно-логической памяти.

Теория: Что такое словесно-логическая память, для чего она нужна и как еѐ развить.

Практика: Игры: «Группировка слов, «Свяжи пару», «Ассоциации», «Рисуем схему», «Ключевые слова», «Вопросы», «Составляем план», «Путаница», «Составь предложение», «Поиск общего», «Исключение лишнего», «Поиск аналогов», «Поиск противоположностей», «Формулирование определений», «Перечень причин», «Сделай из трѐх слов пять», «Наведи порядок», «Дырявый конверт», «Отгадай пароль». Логические задачи.

Тема9: Развитие двигательной памяти.

Теория: Что такое двигательная память, для чего она нужна и как еѐ развить.

Практика: Игры: «Повторяй за мной», «Запрещѐнное движение», «Попади в точку», «Сделай также», «Линии», «Дуги», «Нарисуй также», «Потанцуем», «Копируем иероглифы», «Вращения пальцами».

Тема10: Развитие и совершенствование воображения.

Теория: Что такое воображение, для чего оно нужно и как его развить.

Практика: Игры «Загадывание предмета с помощью пары других предметов», «Отгадывание предмета по паре других предметов», «Перехват закодированных сообщений», «Испорченный телефон», «Ассоциации», «Сравнения», «Необычные вопросы», «Превращение предметов», «Закончи рассказ», «Дорисуй», «Помоги буквам», «Пословицы», «Круги на воде», «Тени», «Истина-ложь». Игры со счѐтными палочками, ребусы, изографы, числографы.

Тема11: Развитие мышления.

Теория: Виды мышления, для чего они нужны и как их развить.

Практика: Игры: «Смысловые ряды», «Вопрос-ответ», «Предмет-действие», «Подбери признак», «Сравнение предметов», «Ложь-истина», «Угадай, что в руке», «Говори наоборот», «Веселый счѐт», «Исключи лишнее», «Сказочный чайнворд», «Буриме», «Спрячь ноты», «Конец и начало», «История одной буквы», «Эврика», «Игрушечная очередь», «Фантастические гипотезы». Логические задачи.

Тема12: Нестандартные задачи.

Теория: Виды нестандартных задач и способы их решения.

Практика: Задачи на установление взаимно-однозначного соответствия, задачи о лжецах, задачи, решаемые с помощью логических выводов, задачи о переправах, задачи о переливаниях, задачи о взвешиваниях.

Учебный план 2 год обучения

№ занятия

Тема

Количество

часов

Деятельность учащихся

Форма контроля

В мире математики

 

 

Введение. Правила по ТБ.

     

 

Посвящение в Узнай –кИ!

Научно – познавательная область:

«История возникновения математики»

6 ч

Практическая работа:

«Почему все люди используют одинаковые цифры при обозначении чисел?»

Викторина

 

Научно – познавательная область:

«История происхождения загадки»

10 ч

Решение логических задач по математике

 

 

Школа креативного мышления

20 ч

Задачи от кота Потряскина

Решение парадоксальноых задач

Тест

Занимательный мир русского языка

 

 

Научно – познавательная область

В мире безмолвия и неведомых звуков.

10 ч

Беседа (Как люди научились говорить?)

Беседа

 

Научно – познавательная область

10 ч

Беседа Сколько слов в русском языке?

Беседа

 

Научно – познавательная область

Чудеса в стране Слов.

12ч

(Многозначность слов)

Викторина

 

Школа креативного мышления

20ч

Решение логических задач по русскому языку.

Парадоксы русского языка

Тесты

В мире естественных наук

 

 

Научно – познавательная область:

10 ч

Состояние вещества

Тесты

 

Научно – познавательная область:

Вода растворитель

Как зависит объем вытесненной воды от формы тела.

10 ч

Опыты с водой

Тесты

 

Научно – познавательная область:

Плавание различных тел. Почему в воде тела кажутся более легкими?

10 ч

Опыты с телами

Тесты

 

Научно – познавательная область:

Почему одни тела тонут, а другие нет?

10 ч

Опыты

Тесты

 

Научно – познавательная область:

Явление смачивания жидкостью тел.

10 ч

Загадка Мюнхгаузена.

Тесты

 

Школа креативного мышления

20ч

Интеллектуальная игра по занимательной физике

Викторина

 

Школа креативного мышления

20 ч

Решение парадоксальных задач

Викторина

 

Итого

216

   


 

Содержание учебного плана

Содержание курса интеллектуального развития младших школьников отражает основные направления работы в разновозрастных группах и определяет образование по четырём образовательным областям:

Образовательная область «Научно-познавательное развитие»

направлена на обогащение словарный запаса, развития речи учащихся, активизации внимания детей, расширения кругозора, привития интереса к предмету, развитие творческой фантазии, воспитания нравственных качеств. Благодаря проведению дидактических игр, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на занятиях, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану

 

Образовательная область «Школа креативного мышления»

 

Креативное мышление учащихся – это процесс формирования и совершенствования всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приёмов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Развитие креативного мышления эффективно через игру.

Игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение


 

Наименование объекта и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Методическая литература для учителя.

Приемы педагогической техники. Пособие для учителя.

Сказки-изобреталки от кота Потряскина А.А.Гин

   

Интернет – ресурсы

Общеобразовательная система “Школа 2100” htt://www.school 2100.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru

Российское образование - федеральный портал www.edu.ru

Интернет энциклопедия «ВикипедиЯ» http://ru.wikipedia.org/

Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Большая энциклопедия для школьников http://for-scho

   

Экранно – звуковые пособия

Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Д

Д

 

ТСО

Экспозиционный экран

Ноутбук

Мультимедийный проектор

Сканер

Принтер

1

1

1


 


 


 

По возможности

По возможности

Оборудование класса

Ученические 2-х местные столы с набором стульев

Стол учительский с тумбой

Настенная магнитная доска

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий.

К

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры (мозаика, математическое лото и т.п.)

П

 


 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Георгий Юдин «Заниматика»

2. Левшин В.А., Александрова Э.Б., «Приключения Нулика»

3. Нефедова, Узорова: «2500 тестовых заданий по математике. Все темы. Все варианты заданий».

4. Нефедова, Узорова: «3000 примеров по математике. Устный счет».

5. Нефедова, Узорова: «Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления»

6. Костромина С.Н. «Эта книга поможет вашему ребѐнку учиться на пятерки по математике»

7. Е.В.Заика. - Харьков: ХГУ, 1992

8. Лев Гельденштейн «Приключения Алисы в стране математики»

9. А.А.Гин. Сказки-изобреталки от кота Потряскина.

10. А.А.Гин. Теория решения изобретательских задач 11. А. Зусман Воображайте! Школа креативного мышления

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации