Программа ознакомления старших дошкольников «Образование у казаков на Дону»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Вёшенский центр развития ребёнка – детский сад №1».
Программа ознакомления старших дошкольников по теме:
«Образование у казаков на Дону».
Педагог-психолог
МДОУ «ВЦРР д/с№1»
Болтова Е.И.
Ст.Вёшенская
Пояснительная записка.
В нашем детском саду МБДОУ «ВЦРР – д/с №1» педагогами разработан и реализуется образовательный модуль по краеведению «Я живу на Дону». У каждого педагога имеется свой раздел для развития воспитанников и патриотического воспитания молодого поколения на родной земле. Раздел педагога-психолога – «Воспитание и образование у казаков на Дону».
Наши воспитанники на таких занятиях получают знания не только о России, но и о своей малой Родине.
Содержание:
1.Теоретическая часть.
2.Казачьи предания о воспитании.
3.Воспитание мальчиков в казачьих семьях.
4.Воспитание девочек в казачьих семьях на Дону.
5.Учебные заведения на Дону.
6.Как велось обучение ремёслам.
7.Обучение грамоте казачек.
8.Церковь в жизни казака.
9.Используемая литература.
10.Практическая часть.
11 План работы с воспитанниками д/с №1.
12. Конспекты занятий по теме.
Казачьи предания о воспитании.
Очнулась Россия и дедова память
Нам искрою светит в бессонной ночи,
Седые нам головы ласково гладит –
«Ах вы, казачата – внучата мои!»
Прошло лихолетье и в землях казачьих
Лампасом алеет полоска зари,-
«Проснитесь, наследники славы казачьей –
России и Тихого Дона сыны!»
Ю.Сухарев.
Шло время. Казачество ширилось, развивалось – в казачьи поселения притекали люди разные, привнося новые слова, обычаи, обряды, но основа казачества - славянский вольный дух и православие составляли стержень казачества.
Многие исторические документы до нас не дошли, в частности мы знаем, что у древних славян были записаны мифы, легенды и обычаи на деревянных дощечках – влесова книга, но ничего не сохранилось, только устные предания.
Так известно предание «Воспитание небом». Мать выводила ночью трёхлетнего сына в степь и, указывая дланью (ладонь) вверх, говорила: «Звёзды – глаза твоих предков. Они следят, как ты защищаешь свой народ».
Этот мальчик, став воином, не знал страха смерти, ведь погибнув в бою с врагами своего рода, он попадёт в «Ирий» (рай) на радость дедов своих.
Воспитание в казачьих семьях мальчиков.
Основное воспитание, конечно, происходило в семье. Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска,- ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».
Сразу после крещения ребёнка уносили на женскую половину, где он воспитывался до семи лет. На мужскую половину он мог заходить только в сопровождении старших, предварительно спросив разрешения.
В семь лет крёстный отец стриг мальчика «в скобку», после чего казачонок шёл первый раз мыться с мужчинами в баню. Происходило это в субботу, а в воскресенье, облачившись в новую мужского покроя одежду, мальчик первый раз шёл к исповеди в церковь. Вечером, после обильного угощения с приглашением всех родных, казачонок брал свою постель и приходил на мужскую половину. Братья осматривали его постель и выбрасывали подушки, тюфяк и одеяло, если считали их слишком мягкими, говоря:
-Ты, брат, теперь не ребёнок. Ты теперь, считай, полказака!
С этой минуты наказывать казачонка могли только мужчины. О каждом замечании, полученном от старших (даже чужих людей), он должен был немедленно сообщать отцу, крёстному, дедушке или старшему брату.
Постепенно то, что мальчик становится хозяином и главой семьи становилось реальностью. На его попечении были мать, бабушка и сёстры. К 10 годам это положение было уже действительностью. И если мальчик ещё не мог приказывать матери или бабушке, то сёстры, даже старшие, слушались его беспрекословно.
В 12 – 15 лет казачата были уже лихими конниками – могли скакать во весь опор (намётом) сходу преодолевая канавы, заборы. Конём могли догнать зайца и убить его ударом нагайки. Они уже владели шашкой и ружьём, и осваивали приёмы джигитовки – всё это передавали им отцы и старшие братья.
Кроме того в 18-19 лет казачата уже проходили обучение всерьёз под руководством опытных казаков. На специально отведённом месте собирались они каждый на своём коне и с оружием. Здесь они совершенствовали боевые приёмы, стреляли в цель на полном скаку, рубили лозу шашкой, верхом преодолевали полосы препятствий, поднимали на скаку с коня предметы с земли, скакали стоя на коне и, зависая на стременах у самой земли. Учились на ходу спрыгивать с коня и снова влезать в седло или перепрыгивать через коня, держась за луку седла и отталкиваясь поочерёдно от земли, слева и справа от скачущего коня; рубить пламя свечи на подставке.
Казачата учились вплавь преодолевать с конём реки, ползать по-пластунски, скрадывать часовых, по «сакмам» - следам определять время и направление движения прошедшего противника. С пиками наперевес казачата на конях ходили «лавой» в атаки, поражая пиками камышовые чучела противника, пикой уже на ходу учились поразить врага сходу, метнув пику как копьё – словом, учёба всерьёз.
Третий, последний раз ритуально стригли в 19 лет при зачислении в казаки и приведении к Присяге на верность службе.
За день – два до Присяги, соблюдая строгий пост, подросток шёл с отцом и крёстным в баню, где его стригли наголо, одевали во всё новое и чистое. К Присяге он шёл «бритоголовым». Эта стрижка означала его расставание с гражданской жизнью и вступление в военную.
За два года молодой казак должен был многому научиться, многое собрать и отрастить чуб. А учился он с самого детства. Постепенно от отца к сыну передавалось искусство верховой езды, меткость стрельбы, ловкость и слаженность действий. Девятнадцатилетние «малолетки» отдавались в обучение или крёстным отцам, или самым опытным казакам. На заранее отведённом месте собирались они каждый на своём коне и в полном вооружении. Здесь тренировали их всем приёмам воинского искусства закалённые в боях старики в присутствии самого Атамана. Их учили стрелять на полном скаку, мчаться на коне во весь дух, стоя в седле, и одновременно отмахиваться саблей; поднимать с земли монету и рубить пламя свечи, стоящей на низенькой подставочке.
Самым метким юным стрелкам, самым лихим молодым наездникам Атаман торжественно вручал богатое оружие, разукрашенные сёдла, нарядные уздечки.
Интересный факт. В 1888 году в Новочеркасск приехал русский царь Александр третий с семьёй. На воинском казачьем смотре принимали участие детские сотни казачат от 12 до14 - летнего возраста на конях со своими командирами. После парада и джигитовки взрослых казаков началась детская джигитовка, но вскоре была остановлена – у государыни Марии Фёдоровны не выдержали нервы.
В казачьих семьях главой всегда был отец казак – воин, а окончательное слово было за дедом – как за старейшинами на Кругу и в этом семья в миниатюре повторяла казачью общину. Женщины – казачки были в семье равноправны вне зависимости от их национальности, так как казачка была обязательно окрещённой. Казаки редко обижали своих жён, да и казачки имели характер самостоятельный и гордый. Современники писали: «Соедините красоту и обаяние русской женщины с красотой черкешенки, турчанки и татарки, да если прибавить бесстрашие амазонок – перед вами портрет истинной казачки».
Смуглолицые красавицы отчаянного мужества и высокого благородства, ценившие после священных имён отца и матери, выше всего честь, славу и верность. Казачки умели постоять за себя, многие из них умели обращаться с конём и оружием, при случае помогая казакам в боях.
Воспитание девочек в казачьих семьях.
Рождение девочки не праздновалось в семье так торжественно, как мальчика. Оно было тихой, домашней радостью. Сызмальства в девочке развивали женственность, хозяйственность, терпение.
С раннего возраста девочки – казачки стирали, мыли полы, ставили заплатки и пришивали пуговицы. Они учились шить, вышивать, вязать. Особой заботой было нянчить младших братьев и сестёр.
В соответствующем духе, как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, боевую подругу воспитывали девочек. До тринадцати лет они играли в одни игры с мальчишками, даже обучались верховой езде. С тринадцати лет они поступали под опеку мамок (крёстных) и бабушек, и воля ограничивалась строгими приличиями. Основное время они проводили в домашних делах или (реже) в кругу подруг. Молодые казачки учились шить кубелеки (нарядное платье), выстегать узором одеяло или кафтан.
Только на свадьбах они могли быть вместе с мужчинами. По праздникам они играли в кремушки, жмурки, пели и плясали под песни, водили хороводы под присмотром бабушек. Каждое воскресенье и в праздники девушки ходили в нарядном платье вместе с бабушками в церковь к заутрене, к обедне и к вечерне (церковные службы).
Со временем девочек стали учить в школе. Дома же грамотность ограничивалась чтением акафистов и канонов.
Молодые люди не имели права садиться в присутствии старших.
В большой семье каждый делал свою работу под общим руководством матери. Жёны часто помогали мужьям, а дети – родителям. Мужчины пахали, косили хлеб, женщины вязали его в снопы; мужчины возили снопы, а старики и дети молотили; малолетние дети стерегли скот и погоняли быков и лошадей при пахоте. Старшая невестка готовила на всех еду, средняя – убирала дом и следила за детьми, младшая – наводила порядок во дворе и на скотном базу, ухаживала за скотом и птицей.
Учебные заведения на Дону.
До конца восемнадцатого столетия учебных заведений на Дону не было. Лишь кое – где стали появляться частные школы, открываемые обычно приходскими священниками. Кроме того, на обучение детей на Дону отдавали в Мигулинский, Кременской, Усть – Медведицкий монастыри.
В 1786 году правительство Екатерины второй утвердило устав государственных училищ двух видов: малых и главных.
Малые училища открывались в губернских и уездных городах, а в казачьих общинах – в Черкасске, Оренбурге, Екатеринодаре и других, в некоторых окружных станицах.
Были одноклассные с двухгодичным сроком обучения и двухклассные – четырёхгодичные. Набирали в них детей, получивших «достаточное домашнее образование». Преподавались там такие предметы: Закон Божий, чтение, письмо, начатки грамматики, арифметика, рисование, читали книгу «О должности человека и гражданина по закону естественному», сочинённую немцем С. Пуфендорфом.
В Черкасске Малое училище было открыто в 1791 году, в нём работали 4 преподавателя.
Выпускники Малого училища для продолжения образования поступали в Главное училище. В Черкасске оно торжественно было открыто 2 октября 1793 года. В училище – 4 класса. Изучались там: Священная история, христианское нравоучение, грамматика, краткая география, всеобщая и русская истории, арифметика, геометрия, физика, архитектура, немецкий язык.
В Черкасском училище имелась библиотека с книгами 198 названий, прежде всего – учебники. Имелся кабинет естественной истории. Из библиотеки дозволялось выдавать книги всем благонамеренным людям под расписку.
В 1802 году царский указ «О заведении училищ» в казачьих общинах. Приходское училище открывали там, где имеется церковный приход, в начале 19 века это означало: в многолюдных казачьих станицах, имевших храмы. Надзор за училищем призван был осуществлять священник или «один из почётных жителей» т.е. в казачьих станицах – обычно станичный атаман.
Уездные училища открывались в каждом уездном городе, у казаков – в окружных станицах, и называться они стали окружными училищами.
Гимназии открывались в столицах казачьих войск. Первой по времени появилась гимназия Войска Донского – в 1805 году в Черкасске, переведённая затем во вновь построенный Новочеркасск.
Приходские училища.
Это были низшие учебные заведения, в которые принимались дети от 7 до 12 лет. Были они одноклассные (по 3 года учёбы) и двухклассные (5 лет учёбы).
Учебный год длился «от окончания полевых работ до начала оных в следующем году», чтобы школьники имели возможность участвовать в хозяйственных делах семьи.
В одноклассном полагался один законоучитель и один учащий, в двухклассном – законоучитель и два учащих. Преподавались там: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, внушалось благонравие.
Содержались приходские училища в казачьих общинах за счёт станичных средств и находились в ведении окружных училищных советов.
Во второй половине 19 века приходские училища имелись практически во всех казачьих станицах, а несколько позже их стали открывать в многолюдных хуторах. В каждом училище был почётный блюститель из купцов, зажиточных казаков.
Окружные училища.
У казаков они назывались начальственными. Первое такое училище для казаков было открыто в Черкасске 11 июля 1805 года. Были они трёхклассными. Предназначались для продолжавших образование выпускников приходских училищ и одновременно должны были « служить подготовительным заведением для гимназий».
Там преподавали: Закон Божий, Священная и церковная истории, русский язык, арифметика, геометрия, география, история русская и всеобщая сокращённая, чистописание, черчение и рисование.
Во главе училища стоял штатный смотритель. Первоначально в окружные училища преобразовывались малые народные училища. Так в 1807 году были преобразованы в начальственные в Донском Войске малые училища в окружных станицах Нижне – Чирской и Усть – Медведицкой. Воспитанники училища носили определённую форму: брюки с лампасами, казачьи фуражки и серую шинель.
В 1872 году уездные ( окружные ) училища преобразованы в городские с шестилетним обучением. По окончании училища воспитанник мог сдавать экзамен на первый офицерский чин. В казачьих войсках это – хорунжий.
Первые гимназии.
24 января 1803 года Александр Первый утвердил «предварительные правила народного просвещения», по которым главные народные училища преобразовывались в гимназии.
В «Уставе учебных заведений» (1804 г.) гимназии объявлялись всесословными учебными заведениями. Цель их учреждения: подготовить воспитанников к слушанию университетских наук, приготовить желающих к учительскому званию уездных, приходских и других низших училищ, а также преподавать сведения, необходимые для благовоспитанного человека.
Срок обучения определялся в 4 года (впоследствии гимназический курс был 8 лет). Преподавались там следующие предметы: математика, физика, история, география, естественная история, политическая экономия, технология, немецкий и французский языки, латынь, музыка, гимнастика.
В 19 веке гимназии появились в крупных окружных станицах.
Реальные училища.
Развитие промышленности, в том числе и в казачьих областях, вызвало к жизни появление реальных училищ не только в казачьих столицах, но и в окружных станицах (на Дону – в Урюпинской, Усть – Медведицкой, Каменской, Великокняжеской, Константиновской, Нижнечирской станицах). В 1839 году было принято Положение о реальных классах при учебных заведениях, в 1864 году появились реальные училища. Были они шестиклассными, ориентированными на приобретение технических знаний, имея в виду потребности торговли и промышленности. В них имелись коммерческие отделения.
У реалистов была форменная одежда: чёрная гимнастёрка, тёмно-синие брюки с широким красным лампасом, пальто из офицерского сукна с красными петлицами и жёлтым кантом. Фуражка с тёмно-синим верхом и красным околышем. На бляхе поясного ремня было выбито название училища.
Церковно – приходские школы.
Это были школы при церквях. Устраивались они священниками и утверждались архиереем. О создании таких школ состоялось решение Святейшего Синода в 1836 году, но фактически они стали появляться в казачьих станицах в середине 19 века. На Дону первая церковно – приходская школа была открыта в станице Урюпинской в 1846 году в доме диакона Стефана Семёнова. Он учил детей Часослову, Псалтыри, славянской азбуке. В1885 году в Урюпинской построили здание для церковно – приходской школы. К тому времени определились программы занятий в таких школах. В одноклассных школах курс обучения устанавливался в 3 года, в двухклассных – 5 лет. Главными предметами тогда были: Закон Божий, краткая Церковная и отечественная история, церковное пение, славянский язык, а также география, черчение и рисование.
Ежедневно проводились публичные испытания по Закону Божию и церковному пению. Всем ученикам вручались иконки, крестики, книжки религиозно – нравственного содержания.
Школы грамоты.
По ведомству Святейшего Синода имелись ещё и школы грамоты. Открывались они, как и церковно – приходские школы, священниками при церквях и утверждались архиереем.
В них преподавали Закон Божий, церковное пение с голоса, чтение церковно – славянское и русское, начальное счисление. В течение года ученики заучивали общеупотребительные молитвы, заповеди Закона Божия, учились читать и считать до ста. Обучали детей члены церковных причтов и светские учителя православного вероисповедания.
В конце 19 века школы грамоты получили довольно широкое распространение при церквях в станицах и хуторах.
Как велось обучение ремёслам.
В казачьих общинах серьёзное внимание уделялось обучению профессиям и ремёслам. Большое значение придавалось улучшению сельского хозяйства, поэтому создавались сельскохозяйственные школы. Обучение в них было рассчитано на три года. Успешно действовала такая школа в станице Хопёрской Войска Донского. Недалеко от неё, в соседнем округе, велись занятия в Арчадинской лесной школе с двухгодичным курсом обучения. После широкого развития железных дорог в казачьих областях стали открываться железнодорожные училища. А там, где выращивался виноград, действовали школы виноградарства и виноделия.
Обучение грамоте казачек.
Если долгое время не получало развития в казачьих областях образование казачат мужского пола, то о женском образовании тем более не помышляли.
Рассуждали так: зачем девке знать грамоту? Чтоб записки писать чужим мужчинам? При таком строгом воспитании, какое было у казаков для девочек, грамотность, действительно выглядела не только ненужной, но и аморальной.
Однако времена менялись. В 1861 году было принято правительственное Положение о женских училищах. В нём предусматривались такие типы женских учебных заведений: гимназии и прогимназии, Мариинские институты, епархиальные училища трёх разрядов. Наиболее распространёнными в казачьих станицах были училища третьего, низшего разряда.
Начали они открываться в 1862 году. В них собирались самые элементарные сведения по русскому языку и арифметике. Главное внимание уделялось рукоделию и женским ремёслам. Обучали там один или два года. А возглавляла училище надзирательница.
Церковь в жизни казака.
В жизни каждого казака Церкви принадлежало очень важное место. Родился ребёнок – обязательно был обряд крещения. В церкви освящался брак. Уходя на военную службу и возвратившись, домой, казак должен был отслужить государственный молебен за то, что вернулся живым и здоровым. И в последний путь казака провожали погребальным обрядом. У казаков был освящённый веками обычай поминовения убиенных и усопших предков.
Церковные учебные заведения.
Для образования и воспитания сыновей духовенства создавались духовные учебные заведения. Начальное образование давали духовные училища с четырёхлетним сроком обучения, имевшиеся в некоторых окружных станицах. Принимались в них и дети мирян. Средним учебным заведением была духовная семинария со сроком обучения сначала три года, а позже – шесть лет. Она готовила диаконов для православных церквей. Высшим учебным заведением была духовная академия. Девочек из семей священнослужителей принимали в епархиальные женские училища. Курс обучения в них был близок к курсу женских гимназий.
Выпускницы женских епархиальных училищ получали право на звание домашних учительниц, принимались учительницами сельских и церковно – приходских школ.
Используемая литература:
«Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории». Ю.Сухарев.
«Казаки (быт и традиции)». А.С.Мовчан.
«История казачества» (справочник казака) В.В.Шумов.
«Донское казачество на заре своей истории». Н.А.Мининков.
Занятие №1.
Тема: «Воспитание казачат в семье на Дону».
Задачи:
1. Ознакомление дошкольников с историей казачьего края.
2.Развитие познавательной активности, желания интересоваться, узнавать новое.
3. Формирование у дошкольников интереса и любви к донскому краю, России.
4. Воспитание гордости и уважения к казачеству.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята!
Как много вас сегодня собралось. Вам нравится ходить в детский сад? А что вам здесь нравится? (возможные ответы детей).
Ребята, как вы думаете, где находились детки на Дону давно – давно, когда ещё не было детских садов? А вы хотите узнать, как жили маленькие мальчики и девочки, казаки и казачки много – много лет назад? Тогда послушайте.
Начну рассказ о том, как на Дону росли казачата – мальчики. Как только в семье казаков рождался мальчик, сразу собирали много гостей, угощали, веселились, праздновали пышно рождение маленького казака. Как вы думаете, почему это было так важно? (ответы детей).
Давным-давно казаки служили. Они берегли границы нашей страны России от всех врагов, которые могли напасть. А в те далёкие времена это случалось очень часто. И поэтому на защиту вставали мужчины – казаки. Они были воинами – защитниками, славились своей лихостью, отвагой, силой и умением. Казаки воевали на лошадях с шашками, пиками или стрелами с луком. Вот почему, когда рождался мальчик, то все радовались появлению нового воина, защитника.
Маленькие мальчики и девочки, такие, как вы, до семи лет росли вместе. Их воспитывали дома, так как тогда ещё не было в хуторах и станицах детских садов. С самого раннего возраста дети помогали родителям по хозяйству. Как вы думаете, что им могли доверить делать? (Возможные ответы детей).
Правильно, ребята. Так как мальчики ещё были маленькие, то самостоятельно они могли выполнять только самую простую работу: пасти гусей, поить и кормит коров, лошадей, овец, помочь что-то принести или подать, поливать огород, собирать колоски и молотить их вместе с дедами.
Так как мальчики - это будущие казаки – защитники, то в 3-4 года проводилось посвящение мальчиков в казаки. Собиралась вся родня, проводился обряд пострижения. Затем отец сажал казачонка на коня и даже давал ему в руку шашку – и проводил коня вместе с сыном по двору кругом или даже по улице, чтобы все увидели молодого казачка. После этого вся родня везла казачонка на коне в церковь. Там служили молебен святому Иоанну воину, чтобы мальчик рос храбрым и преданным Богу и Православию.
Ребята, раньше трёхлетние казачата уже самостоятельно ездили верхом по двору, а пятилетние вовсю скакали по улице. Скажите, а кто из вас умеет скакать на лошадях? Как вы думаете, почему? Молодцы, правильно.
Уже в 6-9 лет казачата играли в войну за околицей, разделившись на две равные части – армии. Они устраивали сражения. У них даже были игрушечные знамёна, которые они тщательно защищали и оберегали от другой армии. Ребята сходились в рукопашной и рубились деревянными саблями, кололись камышовыми пиками, не жалея носов отбивали знамёна у противника и захватывали пленных.
Победители под музыку дудок и трещоток строем возвращались в станицу или хутор. Позади них, опустив голову и размазывая слёзы от стыда, «шли пленные». Старики, сидя у атаманского правления или просто на завалинке с одобрительными улыбками любовались «войском», и даже сам атаман, выйдя на крыльцо, приветствовал храброе войско и хвалил выправку и отличившихся на полном серьезе. Как вы думаете, ребята, почему взрослые казаки уделяли такое большое внимание детским играм мальчишек?
(возможные ответы детей). Молодцы.
А теперь я предлагаю вам поиграть в одну старинную казачью игру. Называется она «Царевич – королевич». Для этого вы все должны встать в круг, взявшись за руки, а например, Саша у нас будет Королевич. Он должен ходить по кругу. Мы все вместе повторяем слова:
1. По загороду гуляет – 2р.
Царевич – королевич -2р.
2. Он царевну выбирает – 2р.
Царевич – королевич. – 2р.
3. Растворяйтесь, ворота – 2р.
Царевич – королевич.
4Зайди сюда в городок. – 2р.
Царевич – королевич.
Встань здесь, встань здесь, подопрись
Царевич – королевич.
И царевне поклонися.
Царевич – королевич.
Понравилась вам игра?
О том, как казачата росли дальше и чему они учились, вы узнаете в следующей нашей встрече.
До свидания, ребята!
Занятие №2
Тема: «Воспитание казачат в семье на Дону»
(продолжение)
Задачи: - Ознакомление дошкольников с историей казачьего края.
- Развитие познавательной активности, желания интересоваться,
узнавать новое.
- Формирование у дошкольников интереса и любви к донскому
краю.
- Воспитание гордости и уважения к казачеству.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята!
На прошлом занятии вы узнали, как росли маленькие мальчики в семье у казаков. Скажите, были ли у казаков в те времена детские сады? Правильно. А где же тогда находились дети днём? Молодцы. Во что казачата любили играть? А что получали победители? (знамя) хотите узнать, чем они занимались дальше?
В 12-15 лет казачата были уже лихими конниками. Что это значит? Они могли скакать во весь опор. Это называется скакать намётом. Они могли сходу на коне преодолевать канавы и заборы. Конём могли догнать зайца и убить его ударом нагайки – такое оружие у казаков. В этом возрасте мальчики ходили на охоту и владели шашкой и ружьём. А учили всему этому их отцы или старшие братья. Как вы думаете, зачем? Да, ребята, казаку-воину было необходимо владеть всеми этими навыками, чтобы не погибнуть в бою.
Когда мальчики вырастали до 18 лет, то проходили обучение под руководством опытных казаков всерьез. На специально отведённом месте собирались они каждый на своём коне и с оружием. Чем же они там занимались? Чему их учили?
Они учились боевым приёмам, стреляли в цель на полном скаку, рубили лозу шашкой, верхом преодолевали полосу препятствий: взбирались на холм, перепрыгивали канавы, скакали на скорость. Казаки учились поднимать на скаку с коня предметы с земли, скакали стоя на коне и, зависая на стременах у самой земли. Они учились на ходу спрыгивать с коня и снова влезать в седло или перепрыгивать через коня, держась за седло и отталкиваясь поочерёдно ногами от земли, слева и справа от скачущего коня. Казаки учились рубить пламя свечи на подставке.
Ребята, вы знаете, как называется наша знаменитая река, у которой мы все живём? Верно – Дон. Так как казаки жили у реки Дон, то учились вплавь преодолевать воду с конём. Часто ребята ползали по-пластунски, чтобы не мог заметить враг. Они учились тихо нападать на противника сзади.
Теперь вы все видите, что учёба была у них очень строгой. От умения хорошо всё выполнять могла зависеть их жизнь, жизнь их товарищей и знакомых. Поэтому, когда наступал день сдачи экзаменов, то их принимал сам атаман в присутствии стариков – казаков.
Самым отличившимся атаман вручал богатое оружие, разукрашенные сёдла, нарядные уздечки для коней. И вот эти свои первые награды казаки очень ценили и хранили всю свою жизнь.
Так выросли целые поколения казаков. А вот как росли девочки-казачки, вы узнаете на следующей нашей встрече.
До свидания.
Занятие №3
Тема: «Воспитание девочек-казачек в семье на Дону».
Задачи: - Ознакомление дошкольников с особенностями воспитания
девочек в казачьей семье.
- Формирование гендерной культуры у дошкольников.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята!
Скажите мне, пожалуйста, среди казаков были девочки и женщины? Правильно. А как же их называли? Молодцы. Сегодня вы узнаете о детстве казачек.
Давайте вспомним, что происходило в семье казаков, когда рождался мальчик? Молодцы.
А вот рождение девочки не праздновалось в семье так торжественно, как мальчика. Но это не значит, что этому никто не радовался. Это было тихой домашней радостью. Тоже было веселье, но без такого размаха, как рождение казака. С самого раннего детства в девочке развивали женственность, хозяйственность, терпение. А знаете, почему? Потому, что в те времена не было всех благ, которые есть у нас сейчас. Надо было топить печь, носить воду, а когда казаки уходили в поход, то все заботы о хозяйстве ложились на плечи казачки. Она должна была ухаживать за домашними животными, косить траву, сгребать сено, пахать землю и сеять хлеб и все другие заботы. Представляете, как тяжело было женщинам – казачкам без помощи казаков – мужчин?
До 13 лет девочки играли в одни и те же игры с мальчишками. Давайте вспомним, во что же играли мальчики казачата? Молодцы! Девочки даже обучались верховой езде, как мальчики.
А вот с 13 лет они поступали под опеку мамок (крёстных) и бабушек. Основное время они проводили в домашних делах. С раннего возраста девочки – казачки стирали, мыли полы, ставили заплатки и пришивали пуговицы. Они учились шить, вышивать, вязать на спицах. Особой заботой девочек было нянчить младших братьев и сестёр.
Только на свадьбах девушки могли находиться рядом с мужчинами. По праздникам казачки играли в кремушки, жмурки, пели и плясали под песни, ведь раньше не было магнитофонов или телевизоров. Все эти развлечения проходили под присмотром бабушек.
Когда наступало воскресенье или какой-нибудь праздник, они ходили в нарядных платьях вместе с бабушками в церковь.
Главой семьи у казаков всегда был отец. После его смерти все его права переходили к матери. И даже, если в доме жил старший сын с семьёй.
В такой большой семье каждый выполнял свою работу под общим руководством матери. Жёны часто помогали мужьям, а дети – родителям. А вы, ребята, помогаете своим родителям? Что вы можете делать дома? (возможные ответы детей). Молодцы.
Вот так же и в старину. Только заботы у казаков были другие. Мужчины пахали землю, сеяли и косили хлеб. Женщины – казачки вязали хлеб в снопы. Мужчины возили эти снопы хлеба на лошадях или быках, а старики и дети их молотили. Малыши, такие как вы, стерегли скот и погоняли быков и лошадей при пахоте.
Теперь вы видите, ребята, что всем хватало работы. Но когда все вместе делают своё дело, то выполняется всё легко и быстро. Правда, ребята?
Понравился вам мой рассказ?
А теперь я предлагаю вам немного поиграть в игру «Царевич – королевич».
План
работы с дошкольниками старшего возраста по ознакомлению их с образованием у казаков на Дону.
№п/п | Тема занятия | Программное содержание | Дата проведения | Кол-во часов |
1. | Воспитание казачат в семье | Ознакомление дошкольников с историей казачьего края; Развитие познавательной активности, желания познавать новое. | Октябрь-ноябрь | 2 по 30 мин |
2. | Воспитание девочек-казачек в семье | Ознакомление дошкольников с особенностями воспитания девочек в казачьей семье; Формирование гендерной культуры у дошкольников | декабрь | 1- 30мин |
3. | Первые учебные заведения на Дону | Ознакомление дошкольников с историей казачьего края; Развитие познавательной активности, желания познавать новое. | январь | 1-30мин |
4. | Обучение девочек | Ознакомление дошкольников с особенностями обучения девочек; Формирование гендерной культуры у дошкольников | февраль | 1-30мин |
5. | Заключительное занятие: КВН «А у нас на Дону…» | Обобщить и закрепить знания детей об особенностях воспитания и обучения детей в казачьих семьях | март | 1-30мин |
Используемая литература:
«Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории». Ю.Сухарев.
«Казаки (быт и традиции)». А.С.Мовчан.
«История казачества» (справочник казака). В.В.Шумов.
«Донское казачество на заре своей истории». Н.А.Мининков.
Фото
Кияйкина Наталья Федоровна
Болтова Елена Ильинична
Фролова Елена Николаевна
Болтова Елена Ильинична