Рабочая программа по чтению и развитию речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида
Актуальность. Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2019. – 255 с.: ил.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Цели:
развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.
Развитие речи и мышления учащихся: отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев; давать им характеристику; адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы и обобщения, с т.ч.эмоционального плана.
Воспитывать и развивать социальную адаптация в плане общего развития;
Воспитывать положительные нравственные качества.
Задачи:
формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»:
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Календарно – тематическое планирование
I четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Коррекция плана |
1 | Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. | 1 | 2.09 | | |
2 | Пословицы и поговорки. | 1 | 2.09 | | |
3 | Пословицы и поговорки. | 1 | 3.09 | | |
4 | Загадки | 1 | 6.09 | | |
5 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» | 1 | 9.09 | | |
6 | «Никита Кожемяка» (Русская сказка) | 1 | 9.09 | | |
7 | Внеклассное чтение «Русские народные сказки» | 1 | 10.09 | | |
8 | «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) | 1 | 13.09 | | |
9 | «Золотые руки» (Башкирская сказка) | 1 | 16.09 | | |
10 | «Морозко» (Русская сказка) | 1 | 16.09 | | |
11 | «Два Мороза» (Русская сказка) | 1 | 17.09 | | |
12 | «Три дочери» (Татарская сказка) | 1 | 20.09 | | |
13 | «Сказки народов мира» | 1 | 23.09 | | |
14 | «Сказки народов мира» | 1 | 23.09 | | |
15 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 24.09 | | |
16 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 27.09 | | |
17 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | 30.09 | | |
18 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | 1 | 30.09 | | |
19 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | | 1.10 | | |
20 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | 1 | 4.10 | | |
21 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | 1 | 7.10 | | |
22 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» | 1 | 7.10 | | |
23 | Обобщающий урок по теме «Сказки» | 1 | 8.10 | | |
24 | Лето. Г. Скребицкий «Июнь» | 1 | 11.10 | | |
25 | И. Суриков «Ярко солнце светит…» | 1 | 14.10 | | |
26 | А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) | 1 | 14.10 | | |
27 | А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) | 1 | 15.10 | | |
28 | А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) | 1 | 18.10 | | |
29 | А.Прокофьев «Берёзка» | 1 | 21.10 | | |
30 | Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» | 1 | 21.10 | | |
31 | Внеклассное чтение. Стихи об осени | 1 | 22.10 | | |
32 | Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь» | 1 | 25.10 | | |
33 | По И. Соколову-Микитову «Золотая осень | 1 | 28.10 | | |
34 | К. Бальмонт «Осень» | 1 | 28.10 | | |
35 | По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» | 1 | 29.10 | | |
Календарно – тематическое планирование
II четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Коррекция плана |
1 | По В. Астафьеву «Осенние грусти…»; И. Бунин «Первый снег» | 1 | 8.11 | | |
2 | По В. Астафьеву «Осенние грусти…»; И. Бунин «Первый снег» | 1 | 11.11 | | |
3 | И. Бунин «Первый снег» | 1 | 11.11 | | |
4 | М.М. Пришвин «Золотой луг» | 1 | 12.11 | | |
5 | М.М. Пришвин «Золотой луг» | 1 | 15.11 | | |
6 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень» | 1 | 18.11 | | |
7 | Ю. Яковлев «Колючка» | 1 | 18.11 | | |
8 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» | 1 | 19.11 | | |
9 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) | 1 | 22.11 | | |
10 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) | 1 | 25.11 | | |
11 | В. Медведев «Фосфорический» мальчик» | 1 | 25.11 | | |
12 | Внеклассное чтение. М.М. Пришвин | 1 | 26.11 | | |
13 | Л. Воронкова «Дорогой подарок» | 1 | 29.11 | | |
14 | Л. Воронкова «Дорогой подарок» | 1 | 2.12 | | |
15 | Л. Воронкова «Дорогой подарок» | 1 | 2.12 | | |
16 | Я. Аким «Твой друг» | 1 | 3.12 | | |
17 | Н.Носов «Фантазёры» | 1 | 6.12 | | |
18 | Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» | 1 | 9.12 | | |
19 | И. Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | 9.12 | | |
20 | И. Крылов «Щука и Кот» | 1 | 10.12 | | |
21 | И. Крылов «Квартет» | 1 | 13.12 | | |
22 | Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова» | 1 | 16.12 | | |
23 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец» | 1 | 16.12 | | |
24 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец» | 1 | 17.12 | | |
25 | Внеклассное чтение. Басни Крылова. | 1 | 20.12 | | |
26 | О. Бондарчук «Слепой домик» | 1 | 23.12 | | |
27 | В. Осеева «Бабка» | 1 | 23.12 | | |
28 | В. Осеева «Бабка» | 1 | 24.12 | | |
III четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Коррекция плана |
1 | В. Осеева «Бабка» | 1 | 10.01 | | |
2 | В. Осеева «Бабка» | 1 | 13.01 | | |
3 | А. Платонов «Сухой хлеб» | 1 | 13.01 | | |
4 | А. Платонов «Сухой хлеб» | 1 | 14.01 | | |
5 | В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок» | 1 | 17.01 | | |
6 | В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок» | 1 | 20.01 | | |
7 | В. Брюсов «Труд» | 1 | 20.01 | | |
8 | Р. Рождественский «Огромное небо» | 1 | 21.01 | | |
9 | Б.С. Житков «На льдине» | 1 | 24.01 | | |
10 | Внеклассное чтение. «Спешите делать добро» | 1 | 27.01 | | |
11 | Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 | 27.01 | | |
12 | Г. Скребицкий «Декабрь» | 1 | 28.01 | | |
13 | К. Бальмонт «К зиме» | 1 | 31.01 | | |
14 | Г. Скребицкий «Всяк по-своему» | 1 | 3.02 | | |
15 | Г. Скребицкий «Всяк по-своему» | 1 | 3.02 | | |
16 | С. Есенин «Поёт зима – аукает…» | 1 | 4.02 | | |
17 | С. Есенин «Берёза» | 1 | 7.02 | | |
18 | А. Пушкин «Зимняя дорога» | 1 | 10.02 | | |
19 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» | 1 | 10.02 | | |
20 | Весна. Г. Скребицкий «Март»; | 1 | 11.02 | | |
21 | А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» | 1 | 14.02 | | |
22 | М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая» | 1 | 17.02 | | |
23 | Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки) | 1 | 17.02 | | |
24 | Г. Скребицкий «Весна - красна» | 1 | 18.02 | | |
25 | Г. Скребицкий «Грачи прилетели» | 1 | 21.02 | | |
26 | Г. Скребицкий «Заветный кораблик» | 1 | 24.02 | | |
27 | Г. Скребицкий «В весеннем лесу» | 1 | 24.02 | | |
28 | Внеклассное чтение. Стихи о весне. | 1 | 25.02 | | |
29 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | 1 | 28.02 | | |
30 | А. Блок «Ворона» | 1 | 3.03 | | |
31 | Е. Серова «Подснежник» | 1 | 3.03 | | |
32 | И. Соколов – Микитов «Весна»; | 1 | 4.03 | | |
33 | И.Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном», | 1 | 10.03 | | |
34 | С. Есенин «Черёмуха»; | 1 | 10.03 | | |
35 | Я. Аким «Весна, Весною, о весне». | 1 | 11.03 | | |
36 | Б.С. Житков «Наводнение» | 1 | 14.03 | | |
37 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна» | 1 | 17.03 | | |
38 | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») | 1 | 17.03 | | |
39 | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») | 1 | 18.03 | | |
Календарно – тематическое планирование
IV четверть
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Коррекция плана |
1 | А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 1 | 28.03 | | |
2 | А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 1 | 31.03 | | |
3 | Внеклассное чтение. А. Толстой | 1 | 31.03 | | |
4 | К. Паустовский «Кот Ворюга» | 1 | 1.04 | | |
5 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 4.04 | | |
6 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 7.04 | | |
7 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 7.04 | | |
8 | Э. Асадов «Дачники» | 1 | 8.04 | | |
9 | Э. Асадов «Дачники» | 1 | 11.04 | | |
10 | Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» | 1 | 14.04 | | |
11 | Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» | 1 | 14.04 | | |
12 | С. Михалков «Будь человеком» | 1 | 15.04 | | |
13 | М.М. Пришвин «Ярик» | 1 | 18.04 | | |
14 | Внеклассное чтение. «О животных» | 1 | 21.04 | | |
15 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» | 1 | 21.04 | | |
16 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» | 1 | 22.04 | | |
17 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» | 1 | 25.04 | | |
18 | По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» | 1 | 28.04 | | |
19 | Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 1 | 28.04 | | |
20 | А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) | 1 | 29.04 | | |
21 | А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) | 1 | 5.05 | | |
22 | А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) | 1 | 5.05 | | |
23 | По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» | 1 | 6.05 | | |
24 | Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» | 1 | 12.05 | | |
25 | Л.Н. Толстой «Прыжок» | 1 | 12.05 | | |
26 | Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» | 1 | 13.05 | | |
27 | В.Гюго «Гаврош» (отрывки) | 1 | 16.05 | | |
28 | В.Гюго «Гаврош» (отрывки) | 1 | 19.05 | | |
29 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) | 1 | 19.05 | | |
30 | Внеклассное чтение. В.Гюго | 1 | 20.05 | | |
31 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | 23.05 | | |
32 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | 26.05 | | |
33 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) | 1 | 26.05 | | |
34 | В.А. Осеева «Волшебное слово» | 1 | 27.05 | | |
35 | Обобщающий урок по пройденным произведениям | 1 | 30.05 | | |