Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (в соответствии со специальной программой VIII вида)
Отдел образования администрации Невельского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска
Невельского района Сахалинской области»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНО
на методическом объединении Директором МБОУ
учителей русского языка и литературы «СОШ с.Горнозаводска»
Протокол № 1 от 28.08.2014 г. ________________Ким Кен Сен
Приказ № 305а от 29.08.2014 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По чтению и развитию речи VIII вида
________________________________________________
(наименование учебного предмета/курса)
Основное общее образование
___________________________________________________________
(уровень, ступень образования)
1 год
___________________________________________________________
(срок реализации программы)
С о с т а в л е н а н а о с н о в е п р и м е р н о й п р о г р а м м ы
Специальных (коррекционных) ОУ VIII вида
по чтению и развитию речи VIII вида В.В.Воронкова
_________________________________________________ ____________________________
(наименование программы) (автор программы)
Седых О.В.
___________________________________________________________
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Горнозаводск
2014 г.
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9кл., под ред. В.В.Воронковой.
Цель обучения:
- развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи преподавания чтения состоят в том, чтобы:
- формировать навыки правильного, беглого и выразительного чтения;
- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
- научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- использовать процесс обучения чтению для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личных качеств;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения;
- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Срок реализации рабочей учебной программы – 2014-2015 г.
Содержание уроков чтения в 5 - 9 классах
На уроках чтения в 5 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильность, беглость, выразительность на основе понимания читаемого материала.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышления.
Процесс обучения чтению должен проходить по коррекционно-развивающим принципам. Это динамичность восприятия, продуктивная обработка информации, развитие и коррекция психических процессов и функций, а также мотивации к учению.
При планировании урока надо включать различные методы и приёмы. Задания должны быть по степени нарастающей трудности, предполагающие самостоятельную обработку информации, специальные упражнения коррекции высших психических функций, правильный и исчерпывающий репортаж.
Обучение чтению должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Методы и приёмы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста по предполагаемым вопросам;
- выразительное чтение;
- чтение наизусть;
- чтение по ролям;
Типы урока:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Имеет целью выработку умений по применению знаний.
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок.) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
- Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.
Контроль за знаниями, умениями и навыками
осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика с 5 по 10 класс.
Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля, – 5-15 минут.
Коррекционные технологии, используемые в 5- 9 классах;
- Задания по степени нарастающей трудности.
- Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации.
- Включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор.
- Перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.
- Включение в урок специальных коррекционных упражнений для коррекции высших психических функций.
- Задания с опорой на несколько анализаторов.
- Правильный и исчерпывающий инструктаж.
- Включение в урок материалов сегодняшней жизни.
- Создание условий для зарабатывания, а не получения оценки.
- Проблемные задания, познавательные вопросы.
Навыки чтения.
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
Выделение главной мысли произведения.
Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста.
Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана.
Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного.
Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение.
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек.
Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
Обсуждение прочитанных книг, статей.
Составление отзывов.
Умение передать главную мысль произведения, оценивать поступки действующих лиц.
Программа 7 класса для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида рассчитана на 3 часа в неделю.
Обоснование выбора учебно – методического комплекта.
В качестве основы для настоящей рабочей программы использована программа В.В.Воронковой «Русский (родной) язык» из сборника программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, М., «Владос», 2010г. Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении чтению в специальных (коррекционных) школах VIII вида; Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.
Учебно-тематический план 8 класс
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
I |
Устное народное творчество |
12 |
II |
Произведения русских писателей XIX века: |
44 |
А.С.Пушкин |
12 |
|
М.Ю.Лермонтов |
8 |
|
И.А.Крылов |
4 |
|
Н.А.Некрасов |
5 |
|
И.С.Никитин |
2 |
|
И.С.Тургенев |
9 |
|
Л.Н.Толстой |
4 |
|
III |
Произведения русских писателей 1-ой половины XX века |
19 |
А.П.Чехов |
3 |
|
В.Г.Короленко |
6 |
|
М.Горький |
2 |
|
С.А.Есенин |
4 |
|
А.П.Платонов |
1 |
|
А.Н.Толстой |
2 |
|
Н.А.Заболоцкий |
1 |
|
IV |
Произведения русских писателей 2-й половины XX века |
26 |
К.Г.Паустовский |
2 |
|
Р.И.Фраерман |
5 |
|
Л.А.Кассиль |
4 |
|
А.Т.Твардовский |
4 |
|
В.М.Шукшин |
3 |
|
В.П.Астафьев |
3 |
|
Р.П.Погодин |
3 |
|
А.А.Сурков |
2 |
|
V |
Итоги учебного года |
1 |
Итого: |
102 |
Содержание тем учебного курса 8 класс
Устное народное творчество (12 ч)
Иметь представление о том, что такое устное народное творчество, о жанрах УНТ (сказка, пословица, поговорка, баллада, былина). Уметь отличать литературную сказку от народной, авторскую балладу от народной. Знать основных героев русских былин и распространенные пословицы и поговорки. Уметь выразительно читать целыми словами, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать русские народные сказки, уметь определять главную мысль произведения, уметь выражать впечатление от прочитанного и характеризовать героев произведений, уметь самостоятельно выполнять задание по карточке по тексту сказки, былины.
Произведения русских писателей XIX века (44 ч)
Иметь представление о морально-этических и нравственных ценностях, которые утверждает русская литература XIX века, о вкладе русских писателей в мировую художественную литературу и культуру. Знать основные сведения о жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей. Иметь представление о рассказе, повести, басне, стихотворении.
Уметь выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию, уметь определять главную мысль и позицию (настроение, чувства) автора, выражать собственное впечатление от прочитанного, уметь составлять характеристику героев с помощью учителя, самостоятельно определять основные черты характера персонажа, обосновывать свое отношение к нему. Уметь составлять план текста (коллективно, с помощью учителя), план рассказа о герое произведения.
Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Уметь пересказать прозаический текст – сжато или подробно. Продолжить осваивать устное словесное рисование (описание места событий, помещения, предмета, героя, животного) с опорой на текст произведения. Научиться строить небольшое рассуждение – по заданному началу (на тему дружбы, любви, милосердия) на основе прочитанного и с опорой на личный жизненный опыт. Уметь сопоставлять иллюстрацию в учебнике с текстом произведения. Уметь составить небольшой кроссворд, викторину, тест по произведениям и биографии писателя. Заучивание наизусть стихотворных произведений.
Произведения русских писателей первой половины XX века (19 ч)
Иметь представление о гуманистических идеалах русской литературы первой половины XX века. Знать основные события жизни А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А.М.Горького. Познакомиться с небольшими статьями о жизни А.Н.Толстого, С.Есенина, А.Платонова, Н.Заболоцкого, определить основные темы их творчества. Уметь выражать свое мнение о писателе как о человеке. Познакомиться с художественными (стихотворными и прозаическими) произведениями и отрывками из произведений этих писателей.
Уметь отличать сказку от рассказа. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста. Уметь задавать свои вопросы по тексту и отвечать на вопросы учителя и одноклассников. Уметь определять главную мысль текста, характеризовать героев произведений (с помощью учителя). Уметь объяснять значение отдельных выражений и слов. Уметь составлять план эпизода и пересказывать по нему текст, пересказывать от другого лица. Иметь представление о юморе, уметь определять юмористические моменты в произведениях. Научиться самостоятельно строить небольшое устное рассуждение на тему мужества, верности, человеколюбия, дружбы. Продолжать осваивать устное словесное рисование (описание человека, природы). Уметь самостоятельно выполнить задание на карточке по тексту, сделать вывод о герое, поступке героя, о событии в жизни героя.
Иметь представление об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), сравнении. Заучивание наизусть стихотворных произведений, небольшого прозаического текста.
Уметь проанализировать чтение и ответ одноклассника – по плану (с помощью учителя), прокомментировать собственное выразительное чтение – по плану.
Произведения русских писателей второй половины XX века (26 ч)
Познакомиться с краткими статьями о жизни К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова, определить основные темы их творчества. Иметь представление о разнообразии тем и образов русской литературы второй половины XX века, познакомиться с произведениями писателей. Выразительное, осознанное чтение стихотворного и прозаического текста.
Уметь составить план текста, озаглавить части рассказа, кратко или сжато передать содержание прочитанного. Уметь определить главную мысль текста, чувства автора и героев. Объяснение значения отдельных слов и выражений. Уметь сравнивать героев произведений (внешность, характеры, чувства, поступки). Уметь выполнять самостоятельно задания по карточкам (по тексту произведения): давать оценку герою и его поступку, подбирать слова оценочной лексики, строить небольшое рассуждение и делать вывод. Уметь составить характеристику героя по плану, используя опорные слова. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом. Заучивание наизусть отрывков из стихотворных произведений.
Календарно – тематическое планирование по чтению
и развитию речи в 8 классе ( 3 часа в неделю ).
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Примечания |
|
план |
факт |
|||
Устное народное творчество (12ч) |
|
|||
1. |
Вводная беседа о пользе чтения. Статья «Сказки». |
3.09 |
||
2. |
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». |
5.09 |
||
3. |
Работа по содержанию сказки «Волшебное кольцо». |
6.09 |
||
4. |
Пословицы и поговорки. |
10.09 |
||
5. |
Чтение статьи «Баллады». Баллада В.А.Жуковского «Светлана». |
12.09 |
||
6. |
В.А.Жуковский «Перчатка». |
13.09 |
||
7. |
И.З.Суриков «Нашла коса на камень». |
17.09 |
||
8. |
Чтение статьи «Былины». Былина как жанр устного народного творчества. |
19.09 |
||
9. |
Былина «Добрыня и Змей». |
20.09 |
||
10. |
Работа по содержанию былины «Добрыня и Змей». |
24.09 |
||
11. |
Внеклассное чтение по теме «Устное народное творчество». |
26.09 |
||
12. |
Урок контроля. Проверка техники чтения. |
27.09 |
||
Произведения русских писателей XIX века (44ч) |
||||
13. |
А.С.Пушкин. Страницы жизни и творчества. |
1.10 |
||
14. |
М.Я.Басина «Публичное испытание». |
3.10 |
||
15. |
И.И.Пущин «Записки о Пушкине». |
4.10 |
||
16. |
А.С.Пушкин. Стихотворение «Памятник» (отрывок). |
8.10 |
||
17. |
«Во глубине сибирских руд…» |
10.10 |
||
18. |
А.С.Пушкин. «Зимнее утро» |
11.10 |
||
19. |
Главная тема стихотворений «И.И.Пущину» и «19 октября 1827». |
15.10 |
||
20. |
А.С.Пушкин «Няне». |
17.10 |
||
21. |
Тема любви в стихотворениях «На холмах Грузии…» «Сожженное письмо», «Я вас любил…» |
18.10 |
||
22. |
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» |
22.10 |
||
23. |
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» |
24.10 |
||
24. |
Обучающее сочинение по творчеству А. С.Пушкина. |
25.10 |
||
25. |
М.Ю.Лермонтов. Страницы жизни и творчества. |
29.10 |
||
26. |
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение-посвящение «Смерть пота». |
31.10 |
||
27. |
М.Ю.Лермонтов. «Родина». |
1.11 |
||
28. |
Тема одиночества в стихотворениях «Парус» и «Сосна». |
12.11 |
||
29. |
«Песня про царя Ивана Васильевича…». 1 часть. |
14.11 |
||
30. |
«Песня про царя Ивана Васильевича…». 2 часть |
15.11 |
||
31. |
«Песня про царя Ивана Васильевича…». 3 часть |
19.11 |
||
32. |
Внеклассное чтение по творчеству писателей XIX века. |
21.11 |
||
33. |
И.А. Крылов. Страницы жизни и творчества. Понятие о басне. |
22.11 |
||
34. |
И.А. Крылов. «Волк на псарне». |
26.11 |
||
35. |
И.А. Крылов. «Осёл и соловей». |
28.11 |
||
36. |
И.А. Крылов. «Муха и пчела». |
29.11 |
||
37. |
Статья о Н.А.Некрасове. Н.А. Некрасов – поэт печали и гнева народного. |
3.12 |
||
38. |
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». |
5.12 |
||
39. |
Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская…» |
6.12 |
||
40. |
Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, красный нос». |
10.12 |
||
41. |
Н.А. Некрасов. «Русские женщины». |
12.12 |
||
42. |
И.С.Никитин. «Русь». |
13.12 |
||
43. |
И.С.Никитин. «Утро на берегу озера». |
17.12 |
||
44. |
И.С. Тургенев. Страницы жизни и творчества. |
19.12 |
||
45. |
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». |
20.12 |
||
46. |
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». |
24.12 |
||
47. |
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». |
26.12 |
||
48. |
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». |
27.12 |
||
49. |
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». |
14.01 |
||
50. |
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». |
16.01 |
||
51. |
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». |
17.01 |
||
52. |
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». |
21.01 |
||
53. |
Л. Н. Толстой. Страницы жизни и творчества. |
23.01 |
||
54. |
Л. Н. Толстой. «После бала». |
24.01 |
||
55. |
Л. Н. Толстой. «После бала». |
28.01 |
||
56. |
Обучающее сочинение по творчеству писателей XIX века. |
30.01 |
||
Произведения русских писателей 1-й половины XX века. (19ч) |
||||
57. |
А. П. Чехов. Страницы жизни и творчества. |
31.01 |
||
58. |
А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия». |
4.02 |
||
59. |
А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия». |
6.02 |
||
60. |
В. Г. Короленко. Страницы жизни и творчества. |
7.02 |
||
61. |
В. Г. Короленко. «Слепой музыкант». |
11.02 |
||
62. |
В. Г. Короленко. «Слепой музыкант». |
13.02 |
||
63. |
В. Г. Короленко. «Слепой музыкант». |
14.02 |
||
64. |
В. Г. Короленко. «Слепой музыкант». |
21.02 |
||
65. |
В. Г. Короленко. «Слепой музыкант». |
25.02 |
||
66. |
Максим Горький. Страницы жизни и творчества. |
27.02 |
||
67. |
Максим Горький. «Макар Чудра». |
28.02 |
||
68. |
С. Есенин. Страницы жизни и творчества. |
4.03 |
||
69. |
С. Есенин. «Спит ковыль. |
6.03 |
||
70. |
С. Есенин. «Пороша». |
7.03 |
||
71. |
С. Есенин. «Отговорила роща золотая…». |
11.03 |
||
72. |
А. Платонов. Сказка «Разноцветная бабочка». |
13.03 |
||
73. |
А. Толстой. «Русский характер». |
14.03 |
||
74. |
А. Толстой. «Русский характер». |
18.03 |
||
75. |
Н. Заболоцкий. Стихотворение «Некрасивая девчонка». |
20.03 |
||
Произведения русских писателей 2-й половины XX века. (26ч) |
||||
76. |
К.Паустовский «Телеграмма». |
21.03 |
||
77. |
К.Паустовский «Телеграмма». |
25.03 |
||
78. |
Р.Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». |
1.04 |
||
79. |
Р.Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». |
3.04 |
||
80. |
Р.Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». |
4.04 |
||
81. |
Р.Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». |
8.04 |
||
82. |
Р.Фраерман. «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». |
10.04 |
||
83. |
Л. Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы». |
11.04 |
||
84. |
Л. Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы». |
15.04 |
||
85. |
Л. Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы». |
17.04 |
||
86. |
Сочинение «Мои поступки и поступки героев». |
18.04 |
||
87. |
А. Твардовский. Отрывок из поэмы «Василий Тёркин». |
22.04 |
||
88. |
А. Твардовский. Отрывок из поэмы «Василий Тёркин». |
24.04 |
||
89. |
А. Твардовский. Отрывок из поэмы «Василий Тёркин». |
25.04 |
||
90. |
А. Твардовский. Отрывок из поэмы «Василий Тёркин». |
29.04 |
||
91. |
Внеклассное чтение. В. Шукшин. «Гринька Малюгин». |
6.05 |
||
92. |
Внеклассное чтение. В. Шукшин. «Гринька Малюгин». |
8.05 |
||
93. |
Внеклассное чтение. В. Шукшин. «Гринька Малюгин». |
13.05 |
||
94. |
В. Астафьев. Повесть «Далёкая и близкая страна». |
15.05 |
||
95. |
В. Астафьев. Повесть «Далёкая и близкая страна». |
16.05 |
||
96. |
Урок контроля. Проверка техники чтения. |
20.05 |
||
97. |
Р. Погодин. «Алфред». |
22.05 |
||
98. |
Р. Погодин. «Алфред». |
23.05 |
||
99. |
Р. Погодин. «Алфред». |
26.05 |
||
100. |
А. Сурков. Тема Родины в стихах поэта. |
27.05 |
||
А. Сурков. «Родина». |
29.05 |
|||
102. |
Подведение итогов года. Урок-викторина по прочитанным произведениям. |
30.05 |
Перечень контрольных работ
1. Входная проверка техники чтения.
2. Обучающее сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
3. Обучающее сочинение по творчеству писателей XIX века.
4. Сочинение «Мои поступки и поступки героев».
5. Проверка техники чтения (итоговая).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): V - 45- 60 слов; VI - 70-80 слов; VII - IX - 90-100 слов.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.
V-IX классы:
«5» ставится ученику, если он:
читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;
выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;
делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса - легкие тексты самостоятельно);
называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; »
твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится ученику, если он:
читает в основном правильно, бегло;
допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;
допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;
допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;
обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится ученику, если он;
читает по слогам;
допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;
не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;
не делит текст на части;
не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;
не знает большей части текста, который должен знать наизусть.
Используемый учебно-методический комплект
1. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. 5-9 классы. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006г.
2.«Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Автор – составитель: З.Ф. Малышева. - М.: Просвещение, 2010 г.
Дополнительная литература
1.М.Шишкова «Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах (VIII вид). – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008г.
2.Методика обучения чтению в коррекционной школе. – М.: «ВЛАДОС», 2009г.